300-й завод – колыбель советского авиастроения

Перейти вниз

300-й завод – колыбель советского авиастроения

Сообщение  Белов в Ср Июн 20, 2018 12:10 am

300-й завод – колыбель советского авиастроения

Открытое акционерное общество Авиамоторный научно-технический комплекс «Союз» (ОАО АМНТК "Союз") создано по Постановлению Государственного Комитета Обороны № 2916 от 18 февраля 1943 года. Приказом Наркома Авиационной промышленности СССР № 118 от 25.02.1943 года предприятию было присвоено наименование Опытный завод № 300. Территориально завод был размещен на берегу реки Москвы в Лужниках, на месте завода № 8 "Оргавиапрома", эвакуированного в Куйбышев (Самару).
Основателем и первым руководителем завода был А.А. Микулин, который смог убедить высшее руководство в необходимости создания первого в стране опытного авиационного завода "для,- как говорилось в Постановлении ГКО, - обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиационных двигателей".
А.А. Микулин был выдающимся конструктором и организатором. Он создал коллектив, который заложил фундамент научно-технической школы "Союза". Большой вклад в создание этой школы внес Б.С. Стечкин.
При А.А. Микулине были созданы турбореактивные двигатели мирового уровня: АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4, Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (АМ-9) (для МиГ-19), Р11-300 (АМ-11)
(для Миг-21, доводка двигателя происходила при С.К. Туманском). В дальнейшем были созданы двигатели Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141) и другие.
Все перечисленные двигатели на момент создания были лучшими в мире.
Всего предприятием создано 18 базовых и 44 модификации газотурбинных двигателей. На самолетах с этими двигателями установлено более 100 мировых рекордов.
В настоящее время деятельность АМНТК "Союз" сосредотачивается на двух основных направлениях:
- разработка турбореактивных двигателей для летательных аппаратов,
- разработка газотурбинных приводов для электрогенераторов и газоперекачивающих насосов и разработка энергоустановок на их основе.
В частности, ведется проектирование демонстрационного двухконтурного турбореактивного двигателя Р127Д-300 гражданского применения взлетной тягой 890 кг и газотурбинного привода ГТП-0,7-300 мощностью 700 кВт.
Кроме того, проводятся различные работы по конструкторскому сопровождению серийного изготовления и расширения функциональных возможностей двигателей семейства Р95-300. Продолжаются работы по энергоустановкам мощностью 30 и 0,3 МВт.
Научно-техническая и трудовая деятельность коллектива АМНТК "Союз" отмечена награждением предприятия орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Трем сотрудникам предприятия присвоено звание Героя Социалистического Труда, 10 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии, 12 – Государственной премии, 3 человека стали академиками, 1 – членом-корреспондентом РАН (впоследствии – академиком), 16 человек – докторами и свыше 50 - кандидатами наук.
АМНТК "Союз", по существу, стал родоначальником нескольких авиадвигательных КБ, делегировав своих специалистов для консультации, организации и укрепления этих КБ. Это Тушинское и Тураевское МКБ "Союз", Уфимское (ОКБ-26) и Казанское (ОКБ-16) КБ, которые затем стали самостоятельными.
Основные даты истории АМНТК "Союз".
18.02.1943 года – основание предприятия под руководством А.А. Микулина.
1943 - 1944 годы – работы по поршневой тематике (двигатели АМ-39 и другие).
1946 год – переход на газотурбинную тематику.
1948 год – создание первого турбореактивного двигателя предприятия – АМТКРД-01 с тягой 3300 кг (в 1946 году – первый горячий запуск).
1951 год – строительство испытательной станции.
1952 год – начало серийного производства двигателя АМ-3.
1953 год – начало серийного производства двигателя АМ-5.
1954 год – начало серийного производства двигателя РД-9Б.
1955 год – руководителем предприятия назначен С.К. Туманский.
1957 год – начало строительства испытательного комплекса в Тураево под Москвой.
1959 год – начало серийного производства двигателя Р11-300.
1962 год – начало серийного производства двигателя КР7-300 (для сверхзвуковой крылатой ракеты).
1969 год – начало серийного производства двигателя Р15Б-300.
1973 год – руководителем предприятия назначен О.Н. Фаворский.
1974 год – начало серийного производства подъемно-маршевого двигателя Р27В-300 (для дозвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-38).
1981 год – начало серийного производства двигателя Р95-300 (для крылатой ракеты Х-55).
1986 год – начало серийного производства двигателя Р95ТП-300 (для крылатой ракеты Х-59).
1986 год – летные конструкторские испытания турбовального двигателя ТВ-0-100 (для вертолета Ка-126), изготовление и доводка которого производились совместно с Омским МКБ.
1987 год – первые испытательные полеты сверхзвукового самолета вертикальных взлета и посадки Як-141 с подъемно-маршевым двигателем Р79В-300.
1987 год – руководителем предприятия назначен В.К. Кобченко.
1991 год – начало серийного производства двигателя Р95ТП-300 (для крылатой ракеты Х-35).
1993 год – учреждено Открытое акционерное общество «АМНТК «Союз».
2001 год – Генеральным директором ОАО «АМНТК «Союз» становится М.О. Окроян.
2002 год – стендовые испытания демонстратора двигателя Р125-300 (для тактических крылатых ракет).
2005 год – Генеральным директором предприятия назначен Н.Н. Яковлев.
2007 год – контроль и управление научно-технической деятельностью предприятия поручены А.Н. Наумову.
2007 год – испытания демонстратора энергоустановки мощностью 300 кВт, созданного на базе узлов двигателя Р95-300.
2008 год – Генеральным директором предприятия назначен Л.Н. Шведов.
2008 год - заключение контракта с иностранным заказчиком на разработку демонстрационного двигателя Р127Д-300. Руководителем проекта назначен А.Н. Наумов.
2009 год - разработан эскизный проект двигателя Р127Д-300 (выполнен 1-ый этап работ по контракту).
2010 год - Генеральным конструктором ОАО АМНТК "Союз" назначен А.Н. Наумов.
2010 год - начало проектирования газотурбинного привода ГТП-0,7-300.
2011 год - начало разработки рабочего проекта двигателя Р127Д-300.


http://www.amntksoyuz.ru/about/
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 1355
Репутация : 739
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Борис Давыдов Москва, Лужнецкая набережная, 2/4

Сообщение  Белов в Ср Июн 20, 2018 12:13 am

Об авторе: Борис Владимирович Давыдов - экономико-географ, историк отечественного военного производства.
________________________________________
Многие видели этот комплекс разнокалиберных производственных зданий в Лужниках у Андреевского моста окружной железной дороги, замененного недавно автомобильным мостом третьего кольца. Сейчас на этом месте располагается АО "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз". Предприятие работает здесь 60 лет, но оно не первый объект военной промышленности, возникший на этом месте. На оборону государства здесь стали работать еще в годы Первой мировой войны.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ

Сразу после ее начала армия стала испытывать острый снарядный голод. По довоенным расчетам на месяц войны необходимо было 0,5 млн. 3-дм (76-мм) снарядов, а к концу августа 1914 г. израсходовали уже 1,5 млн. штук. Примерно в таком же положении оказались и французы, гораздо быстрее мобилизовавшие промышленность для выполнения военных заказов. Были срочно разработаны упрощенные образцы боеприпасов, пригодные для массового производства на приспособленных гражданских заводах. Русский военный агент (атташе) во Франции Игнатьев сумел убедить союзников разработать образец снаряда и для русского 3-дм орудия. Для передачи опыта ускоренного производства снарядов в Россию из Франции отправили группу специалистов под руководством майора Пио.
К весне 1915 г. общественные и деловые круги России добились от правительства решения привлечь частную гражданскую промышленность для выполнения военных заказов. Очевидно, сказались как патриотические, так и меркантильные интересы. Постановлением Военного совета 9 апреля 1915 г. уполномоченному Главного артиллерийского управления (ГАУ) генералу Семену Ванкову было поручено организовать производство 3-дм снарядов на частных заводах. Французских специалистов отдали в его распоряжение. Для изготовления корпусов снарядов и взрывателей были привлечены десятки, а затем и сотни заводов, прежде всего Московского промышленного района. Организация генерала Ванкова, как ее стали называть, должна была также снаряжать корпуса снарядов взрывчатым веществом. Поставка гильз, пороховых зарядов и сборка патронов осуществлялись силами ГАУ.
Организовать снаряжение гранат (осколочно-фугасных снарядов) французского образца планировалось на фабрике анилиновых красок "Фр. Байер и К" в Лужниках, тогда окраине Москвы. Эта была та самая, известная и сейчас своими лекарствами немецкая фирма. По мнению Ванкова, руководители завода затягивали дело, требовали громадные суммы за аренду. Возможно, сыграло роль подозрительное отношение к гражданам "германской национальности". Из-за этого патриотического угара, кстати, многие немцы в России вынуждены были поменять фамилии, а большинство крупных немецких предприятий изменили названия, непременно добавив в него слово "Русское". В мае 1915 г. фабрика, как принадлежавшая германским подданным, была реквизирована.
Для организации здесь снаряжения боеприпасов был привлечен известный московский предприниматель, потомственный почетный гражданин Николай Второв, которому была передана фабрика. Второв приступил к строительству снаряжательного завода 20 мая 1915 г. под руководством членов французской миссии. Работы начались без заключения формального контракта с ГАУ, по словесному предложению Ванкова. Из-за скученности строений фабрики Байера и близости к железной дороге снаряжательные мастерские были построены на смежном участке земли Дворцового ведомства. В помещениях собственно фабрики расположили комплекс подготовительных и заключительных работ. Завод построили за 38 дней к 28 июня 1915 г., благодаря организационной помощи Ванкова.
Сразу после окончания этого строительства на прилегающей территории начали возводить еще один завод для увеличения мощностей. Его завершили только к концу октября 1915 г. из-за больших размеров, недостатка опытных рабочих рук, вызванного призывом в армию, и расстройства железнодорожных перевозок. Мощность снаряжательных заводов, названных "А" и "О", составила 12 и 16 тыс. снарядов в сутки, впоследствии общую мощность довели до 40 тыс. Первый контракт был заключен 10 июля 1915 г. на снаряжение 1,6 млн. гранат французского образца, в начале ноября - второй. Всего в 1915-1917 гг. Второвым были получены 23 наряда на 17 млн. снарядов.
Корпуса снарядов снаряжались в основном мелинитом (пикриновой кислотой). Этот желтый краситель для тканей применялся с конца XIX в. как взрывчатое вещество (ВВ), но с 1909 г. стал заменяться более эффективным тротилом. Из-за нехватки тротила решили вернуться к использованию пикриновой кислоты, которую могли производить и гражданские химические заводы. В декабре 1915 г. на заводе Второва началось также строительство специального здания для снаряжения отравляющими веществами (ОВ). Мощность этого производства довели до уровня свыше 2,5 тыс. снарядов в сутки. Применялся фосген и слезоточивые газы, их выпуск освоили на многих химических заводах Москвы и Подмосковья. На производство фосгена перешел даже простаивающий из-за введения "сухого" закона знаменитый водочный и ликерный завод Шустова в Москве, располагавшийся в районе нынешней гостиницы "Пекин".
С августа по декабрь 1915 г. заводами Второва было снаряжено лишь 52,4 тыс. снарядов. Очевидно, отставали производители ВВ, поскольку организация Ванкова начала получать корпуса снарядов еще в июле 1915 г. - 3 тыс. штук, а в сентябре было принято уже 127 тыс. штук. Мобилизация химической промышленности для производства ВВ проходила под руководством академика Ипатьева. В течение 1916 г. снарядили 7,3 млн. снарядов, в т.ч. 0,93 млн. штук с ОВ. В конце этого года стали выпускать небольшое количество снарядов более крупных калибров - 122 и 155-мм. В 1917 г. снарядили 6,7 млн. штук, в т.ч. 0,8 млн. с ОВ, выпуск 155-мм снарядов вырос до 160 тыс. штук. Помимо снарядов французского образца снаряжались и 76-мм русско-французские снаряды образца Путиловского завода. Всего в 1915-1917 гг. заводами Второва было снаряжено около 14 млн. снарядов. Самый высокий уровень производства был достигнут с августа 1916 г. по июнь 1917 г. с пиком в декабре 1916 г.
На московских снаряжательных заводах Второва было занято около 2 тыс. рабочих. В конце января 1916 г. был поднят вопрос о необходимости строительства третьего снаряжательного завода. Его предлагали разместить в другом месте в целях безопасности. Опасения были ненапрасными, поскольку через несколько дней на заводе в Лужниках произошел взрыв. В ноябре 1915 г. на заводе задержали некоего крестьянина, очевидно, подозревали его в "умысле на теракт". В апреле 1916 г. Второву выделили 21 млн. руб. на строительство нового снаряжательного завода в Богородском уезде под Москвой. Здесь же им был построен и электрометаллургический завод. Ныне это город Электросталь, а снаряжательный завод # 12 Наркомата боеприпасов в 1945 г. передали в атомное ведомство, и сейчас это АО "Машиностроительный завод". Второв также планировал построить завод взрывателей, но отказался от этого предложения, и завод строила казна с лета 1916 г. в Воронеже. В начале 1930-х недостроенное предприятие передали в авиапромышленность, и сейчас здесь находится Воронежский механический завод, производящий ЖРД для ракет-носителей.
Помимо заводов Второва в Москве и Подмосковье, снаряжением боеприпасов в Первую мировую войну занимались казенные заводы взрывчатых веществ: Охтенский близ Петрограда (ныне "Краснознаменец") и Сергиевско-Самарский (ныне "Полимер" в Чапаевске), строился завод под Нижним Новгородом (ныне им. Свердлова в Дзержинске). Для снаряжения артиллерийских мин, бомб и средств ближнего боя во время войны были построены завод под Сергиевым Посадом (ныне Краснозаводский химический завод) и мастерские в Твери, Свеаборге, Кронштадте и под Юзовкой (Донецк). Боеприпасы снаряжали и артиллерийские склады ГАУ.
Все заводы России дали в войну примерно 28 млн. 76-мм гранат. Таким образом, около половины этих снарядов было от организации Ванкова (в России также было выпущено 25,5 млн. 76-мм шрапнелей). До войны заказы на артиллерийские снаряды имели 18 казенных и частных заводов. В войну производство снарядов наладили помимо организации Ванкова многие крупные машиностроительные предприятия, а также мелкие частные заводы, объединенные Военно-промышленным комитетом, Всероссийским союзом земств и городов (Земгор), Народно-биржевым комитетом и др. За границей было заказано, по разным сведениям, 30-50 млн. 76-мм снарядов. Они начали поступать с июля 1915 г. Всего получено из-за границы около 13 млн. 76-мм снарядов, в т.ч. в 1915 г. - 1,1 млн. штук, в 1916 г. - 8,1 млн. штук.

ПЕРВАЯ КОНВЕРСИЯ XX ВЕКА

После Октябрьской революции Россия вышла из войны, а в декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров объявил о прекращении изготовления предметов военного снаряжения и переходе на производство предметов мирного обихода. Сейчас это называется конверсия. В том же месяце, закончив работы по снаряжению гранат, Второв передал свои московские заводы в ГАУ, но их приемка в казну растянулась еще на несколько месяцев. С началом Гражданской войны и интервенции в стране спешно стали восстанавливать военное производство, но заводы в Лужниках к снаряжению снарядов уже не привлекали. В ноябре 1918 г. помещения бывшей фабрики Байера передали под эксплуатацию экспедицией заготовления государственных бумаг, а снаряжательные мастерские превратили в склады ГАУ.
Николай Второв был убит в Москве, в Деловом дворе в мае 1918 г., став жертвой семейного конфликта. Результаты его деятельности можно оценить словами Ванкова: "Московские снаряжательные заводы могут служить примером того, каких результатов способна достичь энергия русского предпринимательства, когда ей не мешает канцелярская волокита и оказывается возможное законное содействие со стороны власти, даже при столь трудных условиях, как создавшаяся во время войны экономическая конъюнктура". Странно, что современные отечественные предприниматели, работающие в оборонном бизнесе, еще не канонизировали Второва. Между тем этот крупнейший московский промышленник и банкир удостоился упоминания в столичной энциклопедии издания 1998 г. лишь в связи со своим особняком на Спасо-Песковской площади, служащим сейчас резиденцией посла США.
Генерал-лейтенант Ванков, как и многие известные русские военные инженеры, перешел на сторону советской власти. Он по-прежнему руководил организацией, которая до 1919 г. готовила материалы по итогам программы производства снарядов. Впрочем, и его не обошли бури той эпохи - Ванков был арестован в апреле 1919 г. по обвинению в контрреволюции и шпионаже и заключен в Бутырскую тюрьму. Менее чем через месяц он был освобожден на поруки военного комиссара своей организации Левина и тов. Красина. Ванков даже запечатлен на фотографии вместе с Лениным на испытаниях первого советского электроплуга (очевидно, плод тогдашней конверсии) в октябре 1921 г. Скончался он в возрасте 79 лет в 1937 г.
Отношение к программе мобилизации мелкой частной промышленности на производство боеприпасов было далеко не однозначным. Руководители ГАУ выступали за развитие производства на крупных заводах, выпускавших боеприпасы и ранее. Полагали, что вместо целесообразной концентрации всех средств производства их распылили по мелочам, вследствие чего почти все действовавшие заводы не имели возможности своевременно получить все необходимое для усиления снарядного производства и потому вынуждены были в значительной мере замедлить темпы своего развития. ГАУ обвиняло промышленное лобби в давлении на правительство для сохранения заказов 76-мм снарядов, освоенных в производстве и приносящих огромные прибыли во вред производству тяжелых снарядов и других предметов военного снабжения.
Действительно, массовое поступление 3 дм снарядов пришлось уже на период позиционных боев 1916 г., а для преодоления сильно укрепленной обороны противника нужны были крупные калибры. Армия требовала тяжелые снаряды, поступавшие в недостаточном количестве. Генерал-адъютант Алексеев предлагал также прекратить выпуск бомбометов и большинства типов ручных гранат и прочих второстепенных изделий для освобождения рабочей силы, сырья и оборудования для производства более важных боеприпасов. Оценивая опыт мировой войны, в 1920-е годы в СССР также подчеркивали слишком долгие сроки развертывания гражданской промышленности. Главным средством их сокращения стали считать заблаговременную мобилизационную подготовку заводов, привлекаемых к производству боеприпасов во время войны. Эта подготовка стала с тех пор одним из важнейших элементов обороноспособности страны.

АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ

После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. Согласно атласу промышленности в 1932 г. здесь размещалась даже первая судостроительная верфь. В 1931 г. на площади фабрики Гознака был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм, в 1938 г. его передали в авиационную промышленность. В 1939 г. был организован завод # 1 "Оргавиапрома", входившего в Наркомат авиапромышленности (НКАП). В 1940 г. они были объединены под # 1. На шести небольших остальных заводах "Оргавиапрома" выпускали в основном инструменты для отрасли. Располагались они в Москве, а также в Днепропетровске и Осипенко (Бердянске).
Завод # 1 был самым крупным в "Оргавиапроме" - свыше 2 тыс. человек и выпускал также узлы ротора и крыльчатки к турбокомпрессорам. В 1941 г. здесь стали производить лафеты к авиапушкам, а в начале Великой Отечественной войны освоили производство боеприпасов. Для расширения площадей присоединили близлежащий корпус завода, работавшего на строительство Дворца Советов. В октябре 1941 г. предприятие было эвакуировано в Куйбышев и разместилось в подсобных помещениях завода # 122 НКАП, а в сентябре 1942 г. получило # 165 НКАП. На его бывших площадях в Москве стал действовать инструментальный завод # 8 "Оргавиапрома". Решением ГКО от 18 февраля 1943 г. здесь был организован опытный завод # 300 НКАП. Завод # 165 был реэвакуирован в Москву в августе 1943 г., но разместился в другом месте, на берегу Яузы, ныне это АО "Люлька-Сатурн".
Опытный завод # 300 представлял собой конструкторское бюро (КБ) Александра Микулина. Под его руководством были созданы двигатели марки АМ, которыми оснащались самолеты АНТ-25, ТБ-3, МиГ-1, МиГ-3, Пе-8. Самый массовый самолет Великой Отечественной - Ил-2 и его развитие Ил-10 также имели микулинские моторы. На Лужнецкой набережной началась реконструкция завода, предназначенного для модификации моторов АМ, а также доводки турбомеханизмов и их серийного производства. В 1946 г. КБ приступило к разработке опытных образцов турбореактивных двигателей. С 1952 г. на серийных заводах началось производство реактивных двигателей АМ, которыми оснащались самолеты Ту-16, Ту-104, М-4, Як-25.
Испытательная станция, на которой производились стендовые проверки двигателей, находилась здесь же, в Лужниках. После войны это была еще довольно не застроенная территория, при станции Воробьевы Горы размещались склады трофейного оборудования. С 1953 г. в Лужниках стали строить стадион, началось многоэтажное жилищное строительство за линией железной дороги. Многие москвичи помнят постоянный рев испытываемых двигателей, стоявший в этом районе. Иностранные шпионы, очевидно, могли слышать его также, поэтому испытательную станцию закрыли в 1957 г., разместив ее в лесном массиве Воскресенского района Подмосковья. Впрочем, говорят, что шум от испытаний двигателей иногда досаждал жителям района вплоть до перестройки.
Микулин возглавлял завод # 300 до 1955 г. Его сменил Сергей Туманский, бывший до этого его заместителем. С этого года из названия двигателей исчезла аббревиатура "АМ", а запущенный в серийное производство двигатель для МиГ-19 назывался РД-9Б. В середине 1960-х годов от системы номерных заводов окончательно отказались, и предприятие стало называться московский машиностроительный завод "Союз". Но осталась традиция с конца 1950-х годов добавлять к названию двигателя цифру "300", например Р11-300 для МиГ-21, Су-15 и других самолетов.
Помимо авиадвигателей на заводе разрабатывались, а с 1960 г. началось опытное производство жидкостных ракетных двигателей, в том числе для самолетов-снарядов Челомея. Это была дань времени Хрущева, при котором многие авиазаводы перешли на выпуск крылатых ракет вместо самолетов. "Союз" и сейчас специализируется на так называемых короткоресурсных малоразмерных двигателях для тактических и стратегических ракет воздушного и морского базирования. Разрабатывались здесь двигатели и для беспилотных разведчиков, ядерная термоэмиссионная энергетическая установка для космических аппаратов. Двигатель Р15Б-300 для знаменитого МиГ-25 был создан также на "Союзе".
В 1980-е гг. здесь создавался двигатель Р-79, задание на разработку которого было выдано в 1977 г. Одна из модификаций двигателя предназначалась для сверхзвукового самолета с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-141, так и не пошедшего в серийное производство. Для расширения предприятия на юго-западе Москвы, в Очаково, строилась новая производственная база, первую очередь которой площадью 10 тыс. кв. м успели сдать до перестройки. В настоящее время на "Союзе" создаются новые двигатели, в том числе Р-145М для самолета пятого поколения, для беспилотных летательных аппаратов, сверхзвуковых деловых самолетов.
Многие КБ на серийных двигателестроительных заводах в свое время являлись филиалами завода # 300 - в Казани (ныне КПП "Авиамотор", тогда еще подмосковном Тушино (ныне Тушинское МКБ "Союз"), Уфе (ныне НПП "Мотор"), а позже они стали самостоятельными. В декабре 1963 г. на некоторое время был организован Государственный объединенный опытный завод # 300 на базе завода # 300, ОКБ-500 (Тушино), ОКБ-26 (Уфа). Тушинское КБ стало называться ОКБ-2-300, а Уфимское КБ - ОКБ-3-300. Тураевское машиностроительное КБ "Союз" в подмосковном Лыткарино возникло в 1964 г. как филиал завода # 300. Структура подчиненности неоднократно менялась, и в последний раз в советские времена объединение происходило в 1981 г., когда было создано московское НПО "Союз", в которое на правах самостоятельных предприятий вошли КБ в Воронеже (ныне ОКБ моторостроения) и Омске (ныне моторостроительное КБ).

ЕЩЕ ОДНА КОНВЕРСИЯ

В постсоветские времена "Союз" также претерпел немало реорганизаций. Ныне 22,65% акций приватизированного "Союза" закреплено за государством, а остальные пакеты принадлежат другим собственникам, в т.ч. частным лицам. Помимо обычных, увы, проблем, связанных с развалом отечественной оборонной промышленности, над "Союзом" нависала реальная угроза лишиться своей территории на Лужнецкой набережной. В середине 1990-х гг. правительство Москвы решило в перспективе вывести из центра города ряд промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. В этот список вместе с такими замечательными объектами, как АО "Русские валенки", попали также "Союз" и "Гелиймаш", расположенный на смежной территории со стороны Комсомольского проспекта. Предусматривалась реконструкция освобожденной территории под объекты нового строительства, ставились задачи по поискам инвесторов.
Могло случиться так, что "Союзу" пришлось бы уйти с Лужнецкой набережной, не успев даже обзавестись вывеской с собственным названием. Традиции сохранения секретности остаются в нашей оборонке незыблемыми. Вы легко можете найти адрес "Союза" в каталоге международной выставки, в интернете, но на его зданиях вывески отсутствуют. Единственной "находкой для шпионов" является объявление "Стоянка автомашин только для сотрудников АМНТК "Союз". Чтобы избежать потери территории, на "Союзе" пошли по пути вывода из Москвы вредных производств. За пределы столицы уже полностью выведено литейное и частично кузнечно-прессовое и гальваническое производства. Планируется сохранить на Лужнецкой набережной только ОКБ, опытно-механическое производство и административные службы. В рамках конверсии развивается сотрудничество с правительством Москвы по газотурбинной технологии и альтернативной малой энергетике. Создан совместный научно-исследовательский проектный центр "Союз-Москва".
Исторически сложилось так, что столица стала крупнейшим центром оборонной промышленности страны, переняв пальму первенства у Ленинграда накануне Великой Отечественной войны. В 1941 г. три четверти работающих в оборонной промышленности столицы приходилось на авиапромышленность. Это соотношение практически сохранялось до середины 1960-х гг., когда началось бурное развитие радиоэлектронных отраслей. И сейчас, наверное, на предприятиях аэрокосмической промышленности работают не менее половины людей, все еще занятых в оборонке столицы. Для Москвы характерна и очень высокая доля оборонных научных и опытно-конструкторских предприятий. Поэтому АМНТК "Союз" можно считать типичным московским предприятием ОПК.
Понятно, что в современной Москве наиболее доходными отраслями является не промышленность, тем более авиационная, а финансы, торговля, другие виды услуг. Изменившиеся приоритеты диктуют свои законы, и городская инфраструктура перестраивается под новых лидеров экономики. Практически все городские оборонные предприятия предоставляют свои площади коммерческим структурам под офисы и торговые помещения. Не является исключением и "Союз", и по адресу "Лужнецкая набережная, д. 2/4" вы можете найти немало торговых фирм. Сейчас это один из основных способов выживания столичных предприятий.
Очевидно, новый торговый или бизнес-центр будет вполне уместен на этой территории с отличной транспортной доступностью. И уж точно, окрестных жильцов никогда не побеспокоит рев испытываемых реактивных двигателей. От шума машин, проезжающих по третьему кольцу, их надо полагать, защищает специальный экран. Защищает ли москвичей что-нибудь от автомобильных выхлопов, лучше не задумываться. Шахурин, нарком авиапромышленности в1940-1946 гг., в своей книге вспоминал, что до войны многим жителям Москвы досаждал шум двигателей, испытываемых на моторостроительных заводах. В 1942 г., после восстановления работы эвакуированных авиазаводов, "гул моторов люди слушали, как музыку".
Полагаю, что в окрестностях испытательных станций моторостроительных заводов страны люди и сейчас слушают гул моторов, как музыку. Хотя бы потому, что это означает заказы для завода, зарплату для его работников, налоги в местный бюджет, платежеспособный спрос на товары местных торговцев и т.д. Кто-то вспомнит, как у Шахурина, не только об экономической безопасности. Впрочем, ассоциации с территориальными потерями 1942 г. сейчас как-то не уместны. Так что хочется верить, что кто-то помнит хотя бы о таких утилитарных вещах, как, например, доходы от экспорта семейства Су-27, лучшие времена которого рано или поздно закончатся. И кто тогда будет дорабатывать и производить двигатели самолетов пятого и тем более последующих поколений для мирового рынка, с которого нас могут окончательно вытеснить?

avatar
Белов
Admin

Сообщения : 1355
Репутация : 739
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения