Л.Н. Великович ЧЕРНАЯ ГВАРДИЯ ВАТИКАНА ВВЕДЕНИЕ

Перейти вниз

Л.Н. Великович ЧЕРНАЯ ГВАРДИЯ ВАТИКАНА ВВЕДЕНИЕ

Сообщение  Белов в Вс Фев 28, 2016 12:57 am




Из этой комнаты я
управляю не
только Парижем, но и
Китаем, не только Китаем, но и целым миром, и никто не
знает, как это делается» — эти слова принадлежат
генералу ордена иезуитов Тамбурини (1706—1730), который
хвастался перед маршалом Франции герцогом де Брисса-
ком своей властью .
Когда мы теперь читаем об «Обществе Иисуса» —
таково официальное название ордена иезуитов, когда
встречаем в художественной и научной литературе
описание его деятельности, порой кажется, что все это относится
к далекому прошлому, когда на исходе средневековья
возникло «Общество Иисуса». Из литературы известен
облик иезуита, каким он сложился на протяжении более
чем четырехсотлетней истории существования ордена.
Понятие «иезуит» стало символом лицемерия, коварства,
хитрости. Слова «иезуит», «иезуитство» стали
нарицательными. На всех европейских языках, отмечает французский
католический журнал «Энформасьон католик энтернась-
ональ», иезуит означает «коварный», «хитрый»,
«лицемерный», «ловкач», «проныра».
Деятельность ордена иезуитов всегда была окружена
тайной. Об истории ордена написано немало. Гораздо
менее известно о современных иезуитах, как они служат
Ватикану и католической церкви, какие используют
методы в борьбе против прогрессивных идей и освободительных
движений, какие наметились новые тенденции в идеологии,
и деятельности «Общества Иисуса».
Для того чтобы иметь представление о современных
иезуитах, об их отношении к социально-политическим
проблемам, необходимо кратко осветить историю этого
крупного и наиболее влиятельного католического ордена.
Идеологи «Общества Иисуса» пытаются приукрасить
весьма неприглядную историю ордена, рассеять
сложившееся в течение веков мнение об иезуитах как
олицетворении лицемерия, интриганства и жестокости. Так,
профессор папского Грегорианского университета Б. Шнейдер,
констатируя, что со словом «иезуит» связываются разные
ассоциации отрицательного порядка, отвергает тот
общеизвестный факт, что орден иезуитов-был орудием
контрреформации XVI в. 2 В действительности же орден иезуитов
всегда был связан с самой махровой реакцией. Он вписал
немало кровавых страниц в историю католицизма. Не
случайно иезуитов называли янычарами римских пап.
Великий французский материалист Д. Дидро,
характеризуя орден иезуитов, писал, что «нет таких
преступлений, которые не были бы совершены иезуитами за два века
их существования» 3. Иезуиты всегда враждебно
относились к народным движениям, антифеодальным
выступлениям. «Общество Иисуса» снискало себе репутацию
самого жестокого католического ордена, не брезгующего
никакими средствами, когда речь идет о защите интересов
католической церкви и эксплуататорских классов. Иезуиты
действовали не только крестом, но и мечом, орден стал
черной гвардией папы римского, созданной для борьбы
с протестантизмом.
В современную эпоху иезуитам приходится действовать
более осторожно, чем в прошлом, тщательнее скрывать
свои подлинные намерения и цели, но они не отказались от
религиозно-политической миссии, предначертанной им
свыше 400 лет назад основателем ордена Игнатием Лой-
олой. Однако теперь для них главный противник не
протестантизм, для борьбы с которым и было создано в XVI в.
«Общество Иисуса», а марксистский атеизм. Именно на
борьбу с ним ориентирует Ватикан иезуитов.
Иезуит сегодня живет и действует в других социальных
условиях, изменились и объекты, на которые направлено
внимание патеров-иезуитов. Ныне не протестанты
считаются врагами католической церкви, с которыми она вела
кровопролитную борьбу на протяжении длительного
исторического периода. Известно, что в настоящее время
католическая церковь вступает в более тесные контакты
с протестантскими церквами, налаживает с ними
сотрудничество, пытаясь создать общий христианский фронт
борьбы против марксистского атеизма. Это, в частности,
проявилось в том, что на II Ватиканский собор (1962—1965)
были приглашены представители всех христианских цер-
квей. Ежегодно католическая церковь проводит неделю
единства христианских церквей (18—25 января).
Воинствующий орден католической церкви продолжает
оставаться одной из верных опор папского престола, хотя
в последние десятилетия обострились отношения между
римской курией и руководителями «Общества Иисуса».
Конечно, иезуиты не имеют теперь ни той власти, ни той
силы, которыми они обладали в первые века
существования ордена и даже в конце XIX в. Утрата прежнего влияния
ордена связана с общим ослаблением позиции
католической церкви в современном мире, ее глубоким
идеологическим кризисом. Не случайно поэтому правящие круги
в ряде капиталистических стран склонны больше
поддерживать новые религиозные организации, такие, как «Opus
Dei» («Божье дело»).
Однако было бы ошибочным считать, что такая
средневековая по своей сущности организация, как орден
иезуитов, оттеснена в католической . церкви на задний
план.
В последние десятилетия руководители католической
церкви, когда перед ней стоит задача вписаться в
современный мир, отмеченный глубокими социальными
изменениями, растущим влиянием мировой социалистической
системы, научно-технической революцией, особенно
рассчитывают на иезуитов. Любопытно, что орден иезуитов,
игравший ведущую роль в так называемой
контрреформации, теперь выступает как авангард реформации
католической церкви, суть которой — ее осовременивание,
обновление, приспособление к условиям современности.
Западногерманский журнал «Шпигель» писал: «И в наши дни
могущество иезуитов слывет огромным, а тайна,
окружающая их,— непроницаемой. Но у ордена есть и тайна"
новейших времен: как, несмотря на прочно укоренившееся
недоверие к иезуитам, ордену удалось в последние годы
прослыть даже среди католиков реформистским авангардом
римской церкви» 4. Отстаивая интересы католической
церкви, иезуиты готовы менять свои позиции, взгляды, даже
в ряде случаев выступать весьма радикально, рекламируя
себя как защитников угнетенных. Именно иезуиты
проявляют наибольшую активность в том, чтобы приблизить
церковь к требованиям современной жизни. Они
отказываются от ряда устаревших канонов. Сознавая
необходимость обновления католической церкви, они стремятся
взять под контроль ее модернизацию и приспособление к
изменившимся в мире условиям, имея в виду лишь одну
цель—укрепить позиции церкви, ее влияние на массы.
Характерно, что иезуиты, отличавшиеся умением
приспосабливаться к различным социальным условиям,
проявляют наибольшее рвение в борьбе за сохранение позиции
церкви в мире, в котором религия теряет свое былое
влияние на массы. Современные иезуиты действуют на самых
важных для католической церкви направлениях: борьба
с коммунизмом, атеизмом, миссионерская деятельность
в развивающихся странах, религиозная пропаганда среди
рабочих, подготовка кадров специалистов для различных
областей бизнеса и общественной жизни, которые должны
стать проводниками влияния церкви.
Деятельность иезуитов и теперь окутана тайной. Они
предпочитают действовать за кулисами. Однако и те
скудные сведения, которые публикуются в буржуазной печати,
заявления руководителей «Общества Иисуса» по
различным религиозным и социально-политическим вопросам
позволяют сделать вывод, что иезуитский орден —
воинствующая политическая организация католической
церкви, он ведет борьбу против социалистических стран,
международного коммунистического движения.
Итальянский журнал «Эспрессо месе» писал:
«Орден — это политический мозг церкви, собирающий данные
о международном положении, обрабатывающий их в таком
виде, чтобы можно было предоставить в распоряжение
папы и его дипломатов. Иезуиты выполняют при папе
службу шпионажа и контршпионажа. Поэтому они
оказывают решающее влияние при назначении крупных
сановников церкви, епископов и ответственных лиц Ватикана.
Большая часть епископов обязана своим назначением
ордену иезуитов, и если добавить к этому, что почти все
епископы являются питомцами институтов, факультетов
теологии и университетов, руководимых иезуитами, то
легко можно понять, в каком тесном контакте находится
церковь с орденом, и как трудно понять, кто из них
приказывает, а кто повинуется» .
На пресс-конференции в марте 1979 г. генерал ордена
иезуитов Педро Аррупе привел следующие данные о
численности и географии ордена иезуитов: в Европе
насчитывается 10 721 член ордена, в Азии — 4578, в Африке —
1194, в Латинской Америке — 3591, в Австралии и
Океании— 365. В США иезуитов 6016, в Испании — 2840,
в Италии — 1861, во Франции — 1223 6.
Среди современных католических теологов» философов,
социологов немало иезуитов, занимающих ведущие посты
в идеологическом аппарате Ватикана. «Общество Иисуса»
усердно ведет пропаганду социальной доктрины
католицизма. 3 тыс. иезуитов — социологов, теологов,
философов — ежегодно издают 2 тыс. книг и 3 тыс. статей в
журналах многих стран7. Члены «Общества Иисуса»
выпускают книги по философии, теологии, искусству, науке.
Активная литературная деятельность отцов иезуитов
свидетельствует о том, что «Общество Иисуса» является
важным звеном в идеологическом механизме
католической церкви. Фактически играя в нем ведущую роль,
иезуитские патеры выступают как авторы не только
религиозных книг, но и книг на светские темы, проникнутых
религиозным духом.
Иезуиты всегда были верными слугами папского
престола. Они не стояли над католической церковью, а
ревностно выполняли ее волю. Орден иезуитов с начала своего
существования являлся важным звеном в структуре
римско-католической церкви, был тесно связан с римской
курией. О месте иезуитов в истории католической церкви
Н. Г. Чернышевский писал: «...история иезуитов —
история усердных агентов курии... Только. Самобытного
значения они не имели. Они хвалились, что имеют его. Это лишь
хвастовство. Их противники говорили о них, что они
господствуют над курией. Это клевета на них для оправдания
курии — «Курия не виновата, это дурное дело сделали
иезуиты»; да, они, но во вкусе курии, с ее одобрения, почти
всегда по ее приказанию, и всегда, хоть для своей, но
вместе с тем и для ее пользы. Это лакеи, не больше»8.
Клерикальная и буржуазная историография стремится
обелить католическую церковь, всячески приукрасить ее
прошлое, изобразить преступления, неблаговидные дела
католической церкви как деяния не самой церкви, а ее
отдельных звеньев, например ордена иезуитов, который
якобы действовал самостоятельно. Таким образом, орден
иезуитов противопоставляется Ватикану. Папский престол
будто бы не несет ответственности за преступления воинов
Игнатия Лойолы. Однако известно, что римские папы
всегда поощряли «Общество Иисуса», превозносили его,
возлагали на него большие надежды, отводили ему особое
место в планах расширения влияния католической церкви
в мире.
Иезуиты делали все, чтобы подчинить светскую власть
церкви. Они были ушами и глазами папства. В прошлом
они свергали королей и министров, неугодных папству,
ставили на их место других, готовых следовать
наставлениям «Общества Иисуса». Конечно, в XIX и особенно в XX в.
иезуиты уже не могли таким образом навязывать свою
волю государственным деятелям, поскольку изменилась
обстановка. Однако цель оставалась та же — обеспечить
влияние католической церкви во всех сферах общественно-
политической жизни. По мере того как буржуазия
становилась реакционнее, политическая деятельность иезуитов все
больше поощрялась правящими кругами
капиталистических стран.
Орден иезуитов — это не только история, но и
сегодняшний день католической церкви. И теперь
продолжает существовать и активно действовать «Общество
Иисуса». Из серого здания на улице Борго-Санто-Спирито
в Риме, где находится штаб ордена иезуитов, нити тянутся
ко всем континентам и почти в 112 стран мира. Сегодня
иезуиты не столь заметны, как в средние века. Больше, чем
когда бы то ни было, они стараются оставаться в тени, но
продолжают активно действовать как ударное войско
папства. И всюду, где идет борьба реакционных сил против
социального прогресса, против демократического и
национально-освободительного движения, как правило, дело не
обходится без последователей Игнатия Лойолы.
В буржуазной печати иногда появляются критические
высказывания в адрес иезуитов. Однако
буржуазно-либеральные авторы сосредоточивают внимание на моральных
прегрешениях и закулисных интригах членов «Общества
Иисуса» в первые века его существования. В тени
фактически остается социально-политическая деятельность
иезуитского ордена, направленная на укрепление устоев
капиталистического общества. История этой католической
организация рассматривалась главным образом в
религиозном аспекте, хотя известно, что роль ордена иезуитов
определяется не столько его участием в церковной жизни,
сколько деятельностью, направленной на укрепление
позиций церкви в современном мире, усиление ее влияния на
общественно-политическую жизнь. В этой связи
представляют интерес материалы, характеризующие
социально-политические позиции иезуитов и те сложные,
противоречивые процессы, которые происходят в «Обществе Иисуса».
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 1354
Репутация : 738
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения