Основы библейского мировоззрения (т.з. иудаизма)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Основы библейского мировоззрения (т.з. иудаизма)

Сообщение  Белов в Пн Мар 21, 2016 11:06 pm


Несмотря на то, что библейская литература создавалась на протяжении многих веков, Библия в ее окончательной редакции проникнута единым мировоззрением, основанным на идее единого Бога, Творца Вселенной и ее полного Властелина.
Первые два раздела Библии - от книги Бытия до второй книги Царей - всецело посвящены истории взаимоотношений между Богом и человечеством и между Ним и избранным Им народом Израиля.
Библейское повествование - в Торе - начинается с сотворения мира. Бог задумал мир как место жизни и деятельности человека и создал мир так, чтобы человек был обеспечен всем необходимым для счастья. Бог сделал человека господином над всеми творениями, сторожем рая, Эдемского божьего сада. Однако в человеке - творении Бога - имеется также свобода и возможность не повиноваться своему Создателю. Наделив человека рассудком, свободой воли и выбора, как господина над всеми творениями, Бог предполагал и такую потенциальную возможность как неповиновение.
Первая человеческая чета преступила границы, установленные Богом, и была изгнана из рая. Продолжатели рода человеческого вели себя все хуже и хуже. И это привело, в результате, к общему развращению всех живых существ. Поэтому Бог вынужден был всех их стереть с лица земли (всемирным потопом), а потом начать все сначала. Однако новое поколение вновь проявило честолюбивые стремления и решило построить "башню высотою до небес". На этот раз, чтобы расстроить общий замысел людей, Бог рассеял их по земле и дал им разные языки.
В мире исчезла гармония между человеком и природой, а также согласие между самими людьми. Отказавшись признать себя лишь творением Бога, человек потерял не только рай, но и лишился покоя и удовлетворения, которые получал от единства и содружества всего рода человеческого. В мире появились разные нации, и человечество раскололось на воюющие и соперничающие между собой группы.
Однако Бог все же продолжал стремиться к осуществлению Своего первоначального замысла и для этого избрал на земле, среди всех прочих, один особый народ, которому суждено будет стать общиной Бога на земле, и через который "благословятся все племена земные" (Бытие 12:3). В качестве его прародителей Бог избрал патриархов - Авраама, Ицхака (Исаака) и Яакова - и предрек им славную участь стать родоначальниками этого народа. Он также пообещал отдать им во владение землю Ханаанскую [на которой это предназначение будет реализовано].
История патриархов, страдания их потомков в Египте и впечатляющее избавление от рабства под предводительством великого вождя и пророка Моисея, - все это составляет конец книги Бытия и первую часть книги Исхода. Смысл исхода из Египта полностью проявился лишь после того, когда Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Бог предложил, Израилю прислушаться к Его голосу (Исход, гл. 19) и принять требования Завета, или договора, который Бог намеревается заключить с евреями. Народ принял это предложение, и Бог явил Себя всему Израилю и провозгласил десять принципов ("Десять заповедей"). На этих принципах, а также на законах и предписаниях, которым евреи должны были отныне следовать, должно было покоиться новое, созданное Им общество. Особенность этих принципов заключается в том, что впервые в истории они сформулированы не как обращение Бога только к царю и владыке, а как обращение сразу к целому народу, к Израилю, как изъявление Его воли, которая должна стать общественным достоянием.
После того как остановка у горы Синай закончилась, Бог приказал народу Израиля идти в обетованную землю, в Ханаан. Однако замысел Бога вновь натолкнулся на неповиновение. Народ Израиля забыл о том могуществе, какое явил Бог, выведя его из Египта, и усомнился в Его способности одержать победу над ханаанеями, жившими в хорошо укрепленных городах. Поэтому целое поколение было осуждено умереть в пустыне. Завоевать Ханаан предстояло поколению, рожденному и выросшему на свободе. Так начались скитания в Синайской пустыне, которые продолжались 40 лет, пока не возмужало новое поколение. Бог и в этот раз показал Свою благосклонность и спас народ там, где природа обрекла бы его на гибель. Бог преподал евреям урок, что "не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа жив человек" (Второзаконие 8:3).
После завоевания Ханаана развитие Израиля, на внешний взгляд, мало чем отличалось от истории многочисленных народов Древнего Востока, обретших родину и основавших свое государство. Однако исторические книги Библии, описывающие эти события, проникнуты идеей, что история Израиля является отражением воли Божьей. Ключ к пониманию смысла всех событий, происшедших с Израилем, лежит в его отношениях с Богом. Пока Израиль сохранял верность обязательствам, которые, приняв Завет, взял на себя, он процветал и был надежно защищен от врагов, даже значительно более сильных, чем он сам. Но стоит Израилю нарушить верность Богу, отступить от Его велений и начать поклоняться другим богам, как никакой союз с могущественными державами того времени не может спасти Израиль от поражения. С помощью Бога маленький Израиль может противостоять большому и могущественному врагу и победить его. Но если Бог отделяется от Израиля, то народ попадает под действие общих закономерностей и становится жертвой сильных врагов. Эти мысли с исключительной силой выражены в проповедях Поздних Пророков.
После завоевания Ханаана израильтяне образовали в нем союз различных племен (эпоха Судей - ок. 1200-1025 до н.э.). Затем эти племена объединились в единое государство, просуществовавшее сто лет. В 928 оно распалось на два царства: Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Первое было разрушено Ассирией в 720 г. а второе - Вавилонией в 586 году до н.э., а жители их были изгнаны и уведены в плен.
В Библии история следующих друг за другом поражений евреев и падения их государственности трактуется как осуществление пророчеств. Израиль и Иудея пали не потому, что враг превосходил их численно. Прискорбный конец ждал монархии исключительно из-за отказа царей соблюдать условия Завета и прислушиваться к речам Пророков. Из этого, однако, следовал и другой важный вывод: если Израиль вновь обратится к Богу и будет поклоняться Ему одному и выполнять Его веления, Бог может вновь даровать ему Свое милосердие и вернуть ему родину и независимость. Под влиянием живших в изгнании Пророков эта идея нашла признание у евреев, находившихся в Вавилонском пленении, и вскоре после их возвращения на родину Тора была провозглашена данной Богом конституцией еврейского народа, а книги Пророков - священными.
В библейской литературе, как и в творчестве других народов древности, сохранились свидетельства о рабском положении одного человека у другого, о колдовстве и магии, о человеческих жертвоприношениях, о жестоком отношении к побежденному врагу, о приниженном положении женщин и т.п. Однако особенностью Библии и ее отличительной чертой в сравнении с другими литературными памятниками древности является то, что в ней ярко выражена противоположная тенденция - тенденция все более и более усиливающейся гуманности, подчеркивающая моральную и социальную сознательность коллектива и отдельной личности. Ее высший императив - "К справедливости, к справедливости стремись" (Второзаконие 16:20). Эта тенденция видит в стремлении к справедливости вершину нравственных взаимоотношений между людьми, а также между отдельной личностью и тем коллективом, в котором она живет.
В библейском законодательстве эти принципы легли в основу разветвленной юридической системы и выразились в таких положениях, как, например, закон об обязательном дне отдыха даже для рабов, предписания о защите рабов, о различных видах помощи беднякам, о равенстве перед законом, о справедливом отношении к чужестранцу и о помощи ему.
Все это резко контрастирует с законами и обычаями других народов библейской эпохи, когда в восточных деспотиях рядовой человек считался лишь рабочей силой, и ни в коем случае не мог быть носителем духовных ценностей - каким, по библейскому мировоззрению, должен был стать каждый еврей. Идея избранности не провозглашала господства евреев над другими народами, а налагала на еврейский народ тяжелые обязанности соблюдать строгие и высокие этические и моральные императивы.
В то время как в Египте и в Месопотамии, а также в древней Греции пророки (и пророчицы) были только предсказателями будущего или придворными прорицателями, в еврейском народе пророчество развилось и возвысилось до степени политической, социальной и нравственной миссии. Творчество пророков в той форме, в какой оно отображено в Библии, не является созданием замкнутой, эзотерической группы; оно выражает наиболее совершенные общественные, религиозные и моральные идеи, которые созрели в древнееврейском обществе. Речи Пророков (начиная с 8 в. до н.э. и до возвращения из Вавилонского пленения) сохранились в более или менее дословной форме. Их отличает не только высокая образность и яркость выражения мыслей, но и дерзновенное бунтарство против общепринятых условностей своей эпохи. Эти пророчества отрицают абсолютизацию культа, как важнейшего элемента еврейской религии, и обличают преклонение перед религиозными культами других народов и военной мощью великих держав Египта, Ассирии, Вавилонии. Пророки объявляют непримиримую войну социальной несправедливости и эксплуатации, лжи и ханжеству в отношениях между людьми. Впервые в истории Пророки (в особенности Исайя и Миха) возвели моральное поведение и добрые деяния в степень решающего исторического фактора в жизни народов и государств. Они предвещали водворение вечного мира между всеми народами земли и конечное торжество добродетели и справедливости.
http://www.machanaim.org/kurs/epoch/02-bible.htm

МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 994
Репутация : 371
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения