Реформы календаря

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Реформы календаря

Сообщение  Белов в Пт Апр 01, 2016 11:16 pm



Интересно, что...еще во втором веке до новой эры древнегреческий астроном Гиппарх сумел вычислить продолжительность земного года с завидной точностью - всего на 6 минут больше, чем установлено ныне…на протяжении лишь первой тысячи лет новой эры в Китае 70 раз проводились реформы календаря и 13 раз менялись системы летоисчисления...одним из первых декретов Советского правительства, был декрет о введении Григорианского календаря (с 1 февраля 1918 г.). Он был введён после Великой Октябрьской социалистической революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 (опубликован 25 и 26 января 1918), в соответствии с которым была введена поправка в 13 сут и после 31 января 1918 считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели с предыдущим (Юлианским) календарем совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется. Так, 10 апреля 1870 по старому стилю и 22 апреля 1870 по новому стилю приходятся на пятницу...в 10 в., с принятием христианства, в Древнюю Русь перешло и летосчисление, применявшееся римлянами: юлианский календарь, римские наименования месяцев и семидневная неделя. Счёт годов в нём вёлся от - сотворения мира -, которое якобы произошло за 5508 лет до н.э. Год начинался с 1 марта, когда приступали к с.-х. работам. Так продолжалось до конца 15 в., когда начало года было перенесено на 1 сентября Указом Петра I (от 15 декабря 1699) в 1700 в России были введены христианское летосчисление и начало года с 1 января. Указом предписывалось день после 31 декабря 7208 от сотворения мира считать 1 января 1700 от рождества Христова

Когда же праздновать Женский день?

8 июня 2004 года обитатели большей части планеты Земля могли наблюдать проход Венеры по диску Солнца. В России это явление было видно почти на всей территории страны за исключением Дальнего Востока и Камчатки. Это событие ознаменовало переход Венеры из разряда вечерних звезд в утренние звезды
Прохождения Венеры по диску Солнца редки: они происходят парами с перерывом более, чем в сто лет. Последние наблюдались в декабре 1874г. и в декабре 1882г. Нынешнее в июне 2004г. и июне 2012г., а потом только в 2117. В 1761 году во время такого же прохождения Венеры по диску Солнца Михаил Ломоносов открыл на Венере атмосферу. В 1769 году Ломоносов еще раз наблюдал это явление и демонстрировал его императрице Екатерине II. Год Венеры - 243.0183 земных суток
Пришни (prcni букв. пестрая) - мать Марутов в образе пестрой коровы, символизирующей грозовую тучу
Ушас (usas) - богиня утренней зари, прекрасная девица в сверкающих одеждах, прогоняющая свою сеструНочь, пробуждающая и щедро одаривающая людей
Кавья Ушанас (kavya букв. происходящий от мудреца, usanas nom. pr.) - древний риши, обладавший колдовскими силами и помогавший богам (Т.Я. Елизаренкова. Из словаря основных мифологических персонажей и ритуальных понятий)
Ушанас (Санскр.) Планета Венера или Шукра; или, вернее, владыка и повелитель этой планеты (Ю.П. Миролюбов. Риг-Веда и язычество. Соч., т.1. стр. 52)
Если обратиться к Ведам, то можно убедиться, что культ небесной богини любви, Афродиты Урании, занимал одно из первых мест. Веды называют ее не по имени, но по небесному символу - Зарей (Ушас). Несомненно, Заря, воспеваемая ведическими гимнами, есть та же богиня, которую в Средиземноморье называли Венерой или Афродитой: планета, которая была ей посвящена, видима как раз на заре
Н.И. Васильева. Религия, эпос и мифология Великой Скифии
Воскресенье - Адитья бара, то есть день Солнца; понедельник - Сома бара, то есть день Луны; вторник - Мингала бара, то есть день Марса; среду - Будха бара, то есть день Меркурия; четверг - Брихаспати бара, то есть день Юпитера; пятницу - Шукра бара, то есть день Венеры, субботу - Шанайшчара бара - то есть день Сатурна; затем снова начинают с [дня] Солнца (Глава XIX)
Мокша На языке, индийцев спасение души называют мокша, то есть конец. Этим же словом они обозначают полное прояснение заслоненного светила при солнечном или лунном затмении, так как это - конец затмения и начало расхождения двух [как бы] сцепившихся [светил]. (Глава VII. Мокша букв. значит - освобождение. Это слово, действительно употребляется также как астрономический термин, в значении указанном ал-Бируни, а также в Брихат-самхите и других трактатах)
Абу Рейхан Бируни. Индия
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_935.htm

На большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват. Он основан на солнечном времени, но месяцы являются лунными. В прошлом месяце, в апреле 1944 года, по этому календарю истекло 2000 лет и началось новое тысячелетие. Это было отмечено празднествами по всей Индии, и эти торжества были вполне оправданными - как потому, что это явилось важной вехой в исчислении времени, так и потому, что Викрам или Викрамадитья, с именем которого связывают календарь, издавна считается великим героем народных преданий. С его именем связывают бесчисленные легенды, и в средние века многие из них проникли в различных формах в ряд стран Азии, а затем и Европы. Викрама издавна считают национальным героем, положительным идеалом правителя. О нем вспоминают как о властителе, изгнавшем иноземных захватчиков. Но его слава зиждется на литературном и культурном блеске его двора, где он собрал ряд наиболее прославленных писателей, художников и музыкантов, которых называли девятью жемчужинами его двора. В большинстве легенд рассказывается о его стремлении облагодетельствовать свой народ и готовности пожертвовать по малейшему поводу собой и своими личными интересами ради блага других. Он прославился своим великодушием, служением другим, мужеством, отсутствием высокомерия. В сущности, его популярность обьясняется тем, что он был добрым человеком и покровителем искусств. В этих легендах мало говорится о том, что он был удачливым воином или завоевателем. Этот упор на доброту и готовность к самопожертвованию типичен для разума и идеалов индийца. Имя Викрамадитьи, подобно имени Цезаря, стало своего рода символом и титулом, и многие последующие правители присоединяли его к своим именам. Это усугубляло путаницу, так как в истории упоминается о многих Викрамадитьях. Но кто же был этот Викрам и когда он жил? С точки зрения истории все это представляется весьма туманным. Около 57 года до н.э., когда должна была начаться эра викрам самват, нет следов, которые указывали бы на существование такого правителя. Однако в 4 веке н.э. в Северной Индии был некий Викрамадитья, который воевал против вторгшихся гуннов и изгнал их. Полагают, что именно он держал у себя при дворе девять жемчужин и что все легенды относятся к нему. Тогда возникает вопрос - какая связь существует между этим Викрамадитьей, жившим в 4 веке н.э., и летосчислением, начавшимся в 57 году до н.э.? Возможным обьяснением является то, что летоисчисление, началом которого считается 57 год до н.э., было принято в государстве Малавов в Центральной Индии, и лишь много времени спустя после Викрама это летоисчисление и календарь связали с ним и назвали по его имени. Но все это туманно и недостоверно

Эпос. История, легеды и миф
Джавахарлал Неру. Открытие Индии 1945г.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_281.htm
Далее приводится статья Календарь из Энциклопедического словаря юного математика. Сост. Савин. М., Педагогика. 1985. Для среднего и старшего школьного возраста.
Исчисление времени, казалось бы не таит в себе никаких проблем. Сутки следуют за сутками, год за годом. Но что такое год? Это время, за которое Земля совершает по своей орбите полный оборот вокруг Солнца. Астрономы подсчитали, что год составляет 365 сут. 5 ч. 48 мин. 46 сек. или 365.242199 сут. Но пользоваться таким сложным числом очень неудобно. Хотелось бы, чтобы в году было целое число суток. Предположим, что продолжительность года равна 365 дням. Но тогда окончание каждого года приходилось каждый раз на новую точку на орбите, отстоящую от предыдущей на величину, которую земля проходит примерно за 6 час. Какой же из этого выход? Древнеримские жрецы, ведавшие исчислением времени, произвольно удлиняли некоторые года, чтобы согласовать календарные даты с сезонными явлениями природы. Впервые порядок в счете времени навел в I веке до н.э. римский император Юлий Цезарь. Он постановил считать одни годы по 365 суток, а другие по 366, чередуя их по правилу: три года подряд коротких, четвертый длинный. Такую систему предложил ему александрийский астроном Созиген, которого Юлий Цезарь пригласил в Рим специально для создания календаря. Гораздо позже, с введением христианского летоисчисления, високосным стали считать каждый год, порядковый номер которого делится на четыре. Этот календарь в честь Юлия Цезаря называют юлианским. По нему средняя продолжительность года составляет 365 сут. 6 ч, что больше истинной лишь на 11 мин 14с. Однако и это решение оказалось неудовлетворительным. К XVI в. ошибка, накапливаясь, составила уже около 10 сут. Следующую реформу календаря провел Григорий XIII - папа римский. Он создал специальную комиссию для разработки системы, по которой весеннее равноденствие выпадало бы на 21 марта и впредь больше не оставало от этой даты. Решение папы Григория XIII было вызвано трудностями использования юлианского календаря при расчетах дат церковных праздников. Решение коммисии, утвержденное Григорием XIII в 1582 г., было достаточно простым: сдвинуть числа на 10 дней, оставить чередование простых и високосных лет, при этом решили, что если порядковый номер года оканчивается двумя нулями, но число сотен не делится на 4, то этот год простой. Например, по этому правилу 1900 год - простой, а 2000 - високосный. В настоящее время расхождение между юлианским и новым, григорианским календарями составляет 13 дней, поскольку с тех пор накопились еще три дня (в 1700, 1800, 1900гг.). Григорианский календарь был введен в в Европе в XVI-XVII вв., в России же до Великой Октябрьской революции продолжали пользоваться юлианским календарем, или как сейчас говорят, исчислением по старому стилю. Григорианский календарь был введен в 1918 г. декретом Советского правительства, причем 1 февраля стали считать 14 февраля. Из 400 лет по юлианскому календарю 100 високосных, а по григорианскому - 97, поэтому продолжительность григорианского года составляет
365.(97/400) или 365.2425 сут. т.е. 365 сут. 5 ч. 49 мин. 12 с., т.е. она больше истинной лишь на 26 с. Полученная точность очень велика и вполне достаточна для практических нужд.
Интересная система календаря была предложена среднеазиатским математиком и поэтом Омаром Хайямом (ок. 1048-1122)., по ней високосными годами должны были считаться 8 лет из каждых 33. Продолжительность года по О. Хайяму составляет 365. (8/33) сут. Его погрешность всего 19 с. в год.
В 1864 г. русский астроном И. Медлер предложил с XX столетия ввести в России следующую поправку к юлианскому календарю: через каждые 128 лет пропускать один високосный год из 32, которые выпадают на этот период. Этот календарь самый точный из всех перечисленных. Средняя продолжительность года по этому календарю составляет 365 (31/128) сут., или 365 сут. 5 ч. 48 мин. 45 с. Здесь погрешность сокращается всего до 1 с. Однако календарь И. Медлера не был принят, видимо, из-за того, что период 128 лет не является круглым числом.
Рассмотренные выше системы календаря оказываются связанными с записью продолжительности астрономического года в виде цепной (непрерывной) дроби:
365, 242199 = 365 + 1/(4+1/(7+1/(1+ 1/(3+ 1/(5+ 1/(20 + 1/(6+1/12)))))))
Год продолжительности 365 сут. - это нулевая подходящая дробь этой цепной дроби.
365. (1/4) юлианский год - первая подходящая дробь,
365. (7/29), 365. (8/33), 365. (31/128) - вторая, третья и четвертая подходящие дроби, а именно
365. (7/29) = 365 + 1/(4 + 1/7)
365. (8/33) = 365 + 1/(4 + 1/(1/ (7+1)))
365. (31/128) = 365 + 1/(4 + 1/ (7+ 1/(1+1/3)))
Системой, соответствующей второй подходящей дроби: семь високосных лет из 29, никто не предложил воспользоваться, видимо, потому, что третья подходящая дробь не намного сложнее, а точность ее гораздо больше (вспомним, что эта система О. Хайяма), а четвертой подходящей дроби соответствует система И. Медлера.
Кроме смены времен года и времени суток на Земле есть еще один постоянный периодический процесс - смена фаз Луны, который породил разбиение года на 12 месяцев. Мусульманский лунный календарь, действующий до настоящего времени во многих арабских странах, основан на этом явлении. Количество дней в месяце выбирается так, чтобы первое число месяца совпало с новолунием, поэтому в лунном календаре год состоит из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней, а продолжительность года составляет 354 или 355 сут., что на 10 сут. короче астрономического года. Заметим, что смена фаз Луны происходит через 29.5306 сут., что плохо связывается не только с продолжительностью года, но и продолжительностью суток.
Еще одна единица времени - неделя ( в ней по определению, 7 сут.). Приведем формулу, позволяющую вычислить день недели для произвольной даты:
(d + [1/5* (13m -1)] + Y + [Y/4] + [c/4] - 2c) mod 7
здесь d - число месяца, m - номер месяца, если начинать счет с марта, как это делали в Древнем Риме (март -1, апрель 2, … январь 11, февраль 12), Y - номер года в столетии, с - количество столетий. Число, заключенное в квадратные скобки [х], читается - целая часть от х - и означает наибольшее целое число, не превосходящее числа х. Так [2.57] = 2, [3] = 3. Значок mod 7 означает, что от числа, стоящего перед ним, нужно взять его остаток от деления на 7. Если в результате получилось число 1, то соответствующий день - понедельник, 2 - вторник, 3 - среда, 4 - четверг, 5 - пятница, 6 - суббота и 0 - воскресенье.
В последнее время было много различных предложений по реформе календаря с изменением длительности недель и месяцев, при которых в каждом месяце было бы одинаковое количество недель, но по разным причинам они не были приняты.
Солнечное затмение
Почему затмения повторяются каждые 18 лет?
Задолго до нашей эры вавилонские наблюдатели неба подметили, что ряд затмений - и солнечных и лунных - повторяется каждые 18 лет и 10 дней. Период этот называли - саросом -. Пользуясь им, древние предсказывали наступление затмений, но они не знали, чем обуславливается подобная периодичность и почему сарос имеет именно такую, а не иную продолжительность. Обоснование периодичности затмений было найдено гораздо позднее, в результате тщательного изучения движения Луны.
Чему равно время обращения Луны по ее орбите? Ответ на этот вопрос может быть различен в зависимости от того, в какой момент считать законченным оборот Луны вокруг Земли. Астрономы различают пять родов месяцев, из которых нас интересуют сейчас только два:
1. Так называемый синодический месяц, т.е. промежуток времени, в течение которого Луна совершает по своей орбите полный оборот, если следить за этим движением с Солнца. Это - период времени, протекающий между двумя одинаковыми фазами Луны, например от новолуния до новолуния. Он равен 29,5306 суток.
2. Так называемый драконический месяц, т.е. промежуток, по истечение которого Луна возвращается к тому же узлу своей орбиты (узел - пересечение лунной орбиты с плоскостью земной орбиты). Продолжительность такого месяца - 27,2123 суток.
Затмения, как легко сообразить, происходят только в моменты, когда Луна в фазе полнолуния или новолуния бывает в одном из своих узлов: тогда ее центр находится на одной прямой с центрами Земли и Солнца. Очевидно, что если сегодня случилось затмение, то оно должно наступить вновь через такой промежуток времени, который заключает целое число синодических и драконических месяцев: тогда повторятся условия, при которых бывают затмения.
Как находить подобные промежутки времени? Для этого надо решить уравнение
29,5306x = 27,2123y,
где x и y - целые числа.
Представив его в виде пропорции
х?у = 272 123?295 306,
видим, что наименьшие точные решения этого уравнения таковы:
х = 272 123, у = 295306.
Получается огромный, в десятки тысячелетий, период времени, практически бесполезный. Древние астрономы довольствовались решением приближенным. Наиболее удобное средство для отыскания приближений в подобных случаях дают непрерывные дроби. Развернем дробь 295306 /272123 в непрерывную и получаем такие последовательные приближения: 12/11, 13/12, 38/35, 51/47, 242/223, 1019/939 и т.д. Пятая дробь в этом ряду дает уже достаточную точность. Если остановиться на ней, т.е. принять х = 223, а у = 242, то период повторяемости затмений получится равным 223 синодическим месяцам или 242 драконическим. Это составляет 6585 суток, т.е. 18 лет 11,3 суток (или 10,3 суток, смотря по тому, входит ли в этот период 4 или 5 високосных лет)
Таково происхождение сароса. Однако сарос не учитывает изменений расстояния Луны от Земли и Земли от Солнца, изменений, которые имеют свою периодичность; от этих расстояний зависит, будет ли затмение полным или нет. Поэтому сарос дает возможность предсказать лишь то, что в определенный день должно наступить затмение: но будет ли оно полным, частичным или кольцеобразное, а также можно ли будет наблюдать его в тех же местах, как и в предыдущий раз, утверждать нельзя.
Бывает и так, что незначительное частное затмение Солнца через 18 лет уменьшает свою фазу до нуля, т.е. не наблюдается вовсе; и, наоборот, иной раз становятся видимыми небольшие частные затмения Солнца, прежде не наблюдавшиеся. В наши дни астрономы не пользуются саросом


Даты Э. различных эр (по старому стилю):
Антиохийская эра - 1 сентября 5969 до н.э. (или 5517, 5507).
Греческая мировая эра - 1 сентября 5598 до н.э.
Византийская эра - 1 сентября 5509 до н.э.
Константинопольская эра (древнерусская) - 1 марта 5508 до н.э.
Болгарская эра - 5504 до н.э.
Александрийская эра (эра Панодора) - 29 августа 5493 до н.э.
Эра Анниана - 25 марта 5492 до н.э.
Эра Скалигера (юлианский период) - 1 января 4713 до н.э.
Эра еврейского календаря - 7 октября 3761 до н.э. (по ст.ст.)
Эра Кали-юга - 18 февраля 3102 до н.э.
Эра Авраама - 1 октября 2015 до н.э.
Эра Олимпиад - 1 июля 776 до н.э.
Эра от основания Рима - 21 апреля 753 до н.э.
Эра Набонассара - 26 февраля 747 до н.э. (по ст.ст.)
Эра Нирваны - 543 до н.э.
Метонов цикл - 15 июля 432 до н.э.
Эра Селевкидов - 1 октября 312 до н.э.
Тирийская эра - 19 октября 125 до н.э.
Сидонская эра - октябрь 110 до н.э.
Эра викрам самват - 57 до н.э.
Антиохийская эра Цезаря - 1 сентября 48 до н.э.
Юлианский год - 1 января 45 до н.э.
Эра Августа - 1 августа 43 до н.э.
Испанская эра - 1 января 38 до н.э.
Эра Акция - 1 января 30 до н.э.
Эра от Рождества Христова - 1 января 1 н.э.
Разрушение Иерусалима - 1 сентября 69 н.э.
Эра Сака - 15 марта 78 н.э.
Эра Маккавеев - 24 ноября 166 н.э.
Эра Диоклетиана (эра мучеников чистых) - 29 августа 284 н.э.
Армянская эра - 7 июля 552 н.э.
Мусльманская эра (эра хиджры) - 16 июля 622 н.э.
Персидская эра - 16 июня 632 н.э.
Эра Джелал-ад-дина - 15 марта 1079 н.э. (по ст.ст.)
Эра Фазли - 10 сентября 1550 н.э.
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 994
Репутация : 371
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения