ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Ересь жидовствующих

Перейти вниз

Ересь жидовствующих Empty Ересь жидовствующих

Сообщение  В.П.Николаев Пт Май 25, 2018 12:17 pm


Происхождение ереси жидовствующих и основы её учения
В конце XV и в начале XVI в. стала распространяться здесь новая ересь – ересь жидовствующих. В Новгород занес ее киевский ученый еврей Схария. Переиначивая христианство на манер иудейской (жидовской) религии, Схария отрицал учение о Троице, о божественности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание св. мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Ересь жидовствующих представляла смесь иудейства и христианства. В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. Главные еретики-жидовствующие отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире.
В 1480 г. был в Новгороде великий князь. Тут ему понравились два священника – Дионисий и Алексей. Он взял их с собою в Москву, назначил их протопопами, одного – в Архангельский, а другого – в Успенский собор. Оба они были заражены ересью жидовствующих и стали тайно распространять ее в Москве. Тут нашлось много последователей, даже между духовными лицами: к ереси пристал архимандрит Симонова монастыря Зосима, любимый государев дьяк Федор Курицын и невестка князя Елена.
Жидовствующие вели себя очень осторожно: перед людьми твердыми в православной вере они старались казаться строгими ревнителями православия, но людей слабых мало-помалу опутывали и склоняли в ересь. Особенно хлопотали они о том, чтобы на священнические места проводить своих соумышленников, и это им часто удавалось. Таким образом, ересь жидовствующих втайне разливалась все шире и шире.

Борьба против жидовствующих архиепископа Геннадия
Первый открыл ее новгородский владыка Геннадий. Напал он на явный след ее в 1487 г. случайно: некоторые жидовствующие в пьяном виде сами проговорились. Геннадий велел произвести розыски. Дознались, что еретики хулят Сына Божия, Богородицу, ругаются над святыми иконами. Добыты были и некоторые их книги и тетради. Геннадий дал знать о ереси в Москву великому князю и митрополиту.
Митрополит Геронтий, человек слабый, не ладил с Геннадием и был не в милости у великого князя. Решительных мер против жидовствующих не принималось; у еретиков были сильные заступники при дворе.
Когда умер Геронтий, то по проискам жидовствующих князь пожелал, чтобы в митрополиты был избран Зосима, симоновский архимандрит. Еретики торжествовали: новый митрополит, зараженный ересью, был для них свой человек. Он стал донимать Геннадия разными придирками.
Но Геннадий, решительный, настойчивый и строгий ревнитель православия, не оставил начатого дела: он писал послания не только великому князю, митрополиту, но и другим архиереям – убеждал их требовать немедленно собора, розыска еретиков-жидовствующих и самого строгого суда над ними. В послании к князю Геннадий указывал ему на пример Фердинанда, испанского короля, который лютыми казнями и кострами искоренял ересь в своих землях. Своим товарищам-владыкам он советовал ни под каким видом не допускать прений о вере с еретиками.
«Люди у нас просты, – писал он, – не умеют говорить, лучше о вере не плодить никаких речей, а для того только собор учинить, чтобы еретиков казнить, жечь и вешать... Надобно их пытать накрепко, чтобы дознаться, кого они прельстили, чтобы искоренить их совсем и отрасли их не оставить».
В XIII в. епископ владимирский Серапион сильно восставал против людей, вздумавших убивать волхвов как еретиков, а теперь ревнитель православия требовал лютой казни еретикам; другого средства бороться с ними не было; невежественным духовным лицам пускаться в споры с жидовствующими было даже опасно. Невежество таким образом вело к жестокости, противной христианскому духу...
Благодаря посланиям Геннадия дело получило такую огласку, что уже нельзя было его замять, как хотелось митрополиту. По настоянию архиереев, он принужден был в 1490 г. созвать собор. Здесь жидовствующие были преданы проклятию... Некоторые из них, которых нельзя было укрыть, сосланы были в ссылку. Еретиков, бежавших из Новгорода, отправили к Геннадию.
Невиданное еще до тех пор зрелище пришлось увидеть новгородцам. По городу возили еретиков, посаженных верхом на кляч лицом к хвосту; на жидовствующих была надета одежда навыворот; на головах у них были соломенные венцы, остроконечные берестовые колпаки с мочальными кистями и с надписью: «Се есть сатанино воинство». Нашлись такие, что плевали еретикам в глаза и кричали: «Вот враги Божий, хулители Христа!» После поругания еретиков на головах у них зажгли берестовые колпаки.

Иосиф Волоцкий в борьбе против жидовствующих
Но позором и казнью ересь жидовствующих не была ослаблена. Наиболее сильные еретики уцелели. А тут еще случилось обстоятельство, которое на время придало новую силу ереси. Еще в древние христианские времена на Востоке составилось суеверное убеждение, будто бы мир будет существовать только 7000 лет. В 1492 году как раз истекала седьмая тысяча лет (от сотворения мира до Р. X. считалось 5508 лет). Наступал конец мира и Страшный суд... Ужас обуял суеверных. Раньше и духовенство держалось мысли, что чрез 7000 лет от сотворения наступит кончина мира. Но роковой 1492 год прошел, и жидовствующие стали смеяться над православными, ругались над их книгами, над воскресением мертвых, над Страшным судом.
Геннадий продолжал всеми силами бороться с ересью. Нашелся ему сильный помощник – Иосиф Волоцкий. С юных лет Иван Санин (мирское имя Иосифа) полюбил строгую иноческую жизнь. Страшно сурова была жизнь в Боровском монастыре, где постригся юный подвижник, но он был из тех могучих духом людей, которых не пугают тяжкие труды и лишения, не останавливают никакие препятствия. Как ни сурова была жизнь в Боровском монастыре, но Иосифу казалась она недостаточно строгой. Он основал свой собственный монастырь в лесах Волоколамских с самым строгим уставом. Вот этот суровый подвижник с несокрушимой волей выступил борцом против ереси, которая видимо крепла, находя опору в митрополите.

Иосиф Волоцкий. Икона XIX века

«С того времени, – писал Иосиф суздальскому епископу, – как воссияло в земле нашей солнце православия, у нас никогда не бывало такой ереси: в домах, на дорогах, на рынке – все иноки и миряне с сомнением рассуждают о вере, опираются они не на учении пророков апостолов и ев, отцов, а на словах еретиков, отступников христианства; с ними дружатся, учатся от них жидовству, а от митрополита еретики не выходят из дому, даже спят у него».
Иосиф в своих посланиях к русским епископам, к великому князю смело изобличал в ереси самого митрополита, требовал, чтобы владыки, верные православию, отказались от всякого общения с Зосимою, не принимали бы от него благословения. Наконец он добился своего: Зосима был отставлен (1494 г.) от митрополии «за пьянство и нерадение о церкви».
Иосиф уговаривал великого князя казнить жидовствующих; но тот долго медлил. В это время большую силу при дворе имела Елена, невестка великого князя, зараженная ересью, да и сам великий князь одно время склонялся к ней: по крайней мере, он впоследствии сам каялся, что знал о ереси. Понятно, как трудно было ревнителям православия бороться с жидовствующими. Притом не все духовные лица, подобно разгоряченному борьбой Геннадию и суровому Иосифу, стояли за лютые казни.
В то время, как Иосиф требовал, чтобы огнем беспощадно выжечь язву ереси из русского народа, слышался голос другого великого русского подвижника – кроткого Нила Сорского и его последователей, старцев Кирилло-Белозерского монастыря. Они напоминали о христианской кротости, о христианском прощении.

Осуждение жидовствующих на соборе 1504 года
Но Иосиф настойчиво добивался у князя расправы с жидовствующими. Наконец великий князь после долгих колебаний созвал собор (1504 г.), чтобы окончательно решить дело о ереси. Иосиф требовал, чтобы без пощады казнить главных еретиков, не обращая внимания на их раскаяние. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных лжеучителей. Великому князю неудобно было дольше отстаивать их – и 28 декабря главные еретики были сожжены в железных клетках. В Новгороде также сожгли нескольких. Остальных, менее виновных, одних заключили в тюрьмы, а других разослали по монастырям. Иосифу это было не по душе.
«Этим ты, государь, – говорил он великому князю, – творишь мирянам пользу, а инокам погибель».
Ересь жидовствующих не была совершенно истреблена. Она еще существовала втайне и лет чрез 50 снова сказалась.

Борьба с жидовствующими и русское духовное просвещение
Борьба с жидовствующими показала, как необходимо просвещение, подняла вопрос и о церковном настроении. Геннадий жалуется, как сказано выше, что приводят к нему почти безграмотных людей ставиться в священники, и прямо заявляет о необходимости училищ.
«Челом бью государю, – пишет он митрополиту, чтобы велел училища учинити, да его разумом и грозою, а твоим благочестием то дело исправится; а ты бы, господин отец наш, государям нашим, а своим детям, великим князьям, печаловался, чтобы велели училища учинити; а мой совет учить в училищах азбуке с толкованием да псалтырь с объяснениями, а потом могут читать всякие книги. А то мужики-невежды учат ребят, только речь им портят. Выучат прежде всего вечерне, за это мастеру (т. е. учителю) надо принести каши да гривну денег; за заутреню также, даже больше того, за часы особо, да сверх того еще подарки, как рядился. А кто отойдет от такого мастера, то ничего не умеет – только по книге бредет, а церковного устава совсем не знает».
Неизвестно, насколько эти советы принесли пользы делу.
Понадобились и книги. Жидовствующие ссылались на Библию, а полной Библии не было на Руси; не было также ни одного вполне исправного списка псалтыри. Геннадий озаботился составить полный список Библии; недостающие книги ее были переведены с латинского языка. Борьба с ересью вызвала и новые сочинения. Иосиф написал несколько посланий. Они вошли частью в замечательную его книгу «Просветитель». Здесь заключаются история ереси жидовствующих, обличения ее; тут же приводятся все главные основания православного вероисповедания.


http://rushist.com/index.php/russia-children/760-eres-zhidovstvuyushchikh
В.П.Николаев
В.П.Николаев
Пользователь

Сообщения : 341
Репутация : 285
Дата регистрации : 2016-03-19

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения