В.И.Иванов Русская идея сегодня

Перейти вниз

В.И.Иванов Русская идея сегодня

Сообщение  Белов в Пн Фев 06, 2017 1:00 am


Сибирский федеральный университет

Русская идея как идеология желанного будущего России формировалась гуманистами в противовес реальным порядкам жизни в стране. Начиная с Московского царства в России царили угнетение, несправедливость, хамство, взяточничество, бескультурье, необразованность. Круг культурных, высокообразованных, высоконравственных людей был очень узок. Но роль их в истории была чрезвычайно велика, они всегда были социальным авангардом отечества. Они несли в себе и для страны все истинно человеческое, что когда-то, позднее должно развиться, раскрыться в жизни большинства населения страны.
Русская идея, как идея достойной, справедливой и честной жизни человека и общества в основном сформировалось во второй половине XIX и начале XX вв. Авторами её являются славянофилы и западники, а также Соловьёв, Бердяев, Лосский, Флоренский и др. представители русской религиозной философии. Необходимо заметить, что русская религиозная философия, как и всякая другая философия стремилась осмыслить мир и роль человек в этом мире, специфика же её заключается в том, что она подчёркивает необходимое значение совестливости, сердечности, красоты, изящества, благоговения, можно сказать даже ласковости в отношениях между людьми, что, кстати, перекликается с великим Платоном (вспомните диалог «Федр», где Сократ даёт характеристику достойному человеку). Это важно потому, что западноевропейская философия, начиная со средних веков и до нашего времени, значительно утратила такие черты под воздействием гипертрофированного рационализма, о чём писали Достоевский и Соловьёв, чему посвящены основные труду Льва Шестова («Афины и Иерусалим», «Власть ключей», «На весах Иова»).
Как должна строиться жизнь в соответствии с русской идеей? Что же такое истинно человеческое, или просто человеческое в противовес нечеловеческому в человеке? Все очень просто. Человеческое в человеке проявляется, прежде всего, тогда, когда он руководствуется заповедями: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не сквернословь и т.д. И, наоборот, если человек нарушает все эти заповеди, он теряет человеческий облик.
Всегдашняя устремленность к высшим платоновким эйдосам – истинно человеческое качество. Поэтому неустанно необходимо взращивать свою душу, укрощать похотливого коня в крылатой душевной упряжке. Сколько бы перьев не ломалось, ни в кое случае не довольствоваться мнимым пропитанием. По Чехову – необходимо всю жизнь по каплям выдавливать из себя раба. Упорство в этом в этом отношении должно быть соизмеримо с упорством Сизифа.
Нельзя других людей использовать в качестве средства для достижения своих целей. Этот человеческий нравственный принцип, и действия в соответствии с ним – человеческое в человеке. Нечеловеческое, наоборот: стремление добиться своих целей, осуществить свой интерес за счет использования сил, судеб и жизней других людей. Яркий пример – деятельность большевиков во главе с Лениным и Сталиным во время революции и после нее.
Одно из средств для достижения эффективного выявления человеческого в человеке – это поиски нужной формы, ибо истина, выраженная в соответствующей форме, обладает неодолимой силой (Л.Н. Толстой).
Нельзя бороться со злом в смертельной схватке, в тесных борцовских объятиях, - невольно заразишься этим злом. Необходимо порхать как бабочка, и жалить, как пчела (крылатое выражение Кассиуса Клея).
Как вывести себя на путь человеческого?
Необходимо найти свою точку опоры в этом мире – такую, чтобы все невзгоды и неприятности скатывались с тебя, как вода с камня (Г. Майринк «Майстер Леонгард»), или, по Сократу и Платону, необходимо познать самого себя.
В экономических отношениях необходимо всегда придерживаться справедливости – платить всегда должную цену (Л.Н. Толстой, П. Коэльо). Это человеческое в человеке. Обман других людей в процессе обменов и торговли, эксплуатация человеком человека; скупка товаров «по дешевке», пользуясь затруднительным положением человека – нечеловеческое качество.
Трусость – один из главных или самый главный грех – нечеловеческое, или самое плохое в человеке (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Еще одна аксиома человеческого в человеке и нечеловеческого в нем: достойный человек всего всегда требует от себя, недостойный – всего всегда требует от других. Герои фильма «Бригада» пытаются снять с себя ответственность за насилие и убийства – не мы такие, жизнь такая. А вот Кола Брюньон у Ромена Ролана – настоящий человек, говорил, что не бывает скучных времен, бывают скучные люди. Также можно сказать, - не бывает преступных времен, бывают преступные люди. Вот, собственно, очень простые, с испокон веков известные параметры, законы, правила поведения достойного человека. Они большинству людей известны с детских лет из сказок. Этот перечень аксиом или афоризмов выражает суть жизни в соответствии с русской идеей.
2
Невольно встает вопрос, учитывая тот факт, что примерно половина человечества воспитывается в нормальных условиях, где родительская любовь является атрибутом, где мировоззрение и характеры детей формируются под воздействием талантливых, добрых сказок (вспомним хотя бы Маяковского – «И решила кроха, буду делать хорошо и не буду плохо»), почему жизнь взрослых людей пронизана недоверием, хитростью, лицемерием, недоброжелательством и даже насилием? Почему люди в основном не откликаются на призыв кота Леопольда – «Ребята, давайте жить дружно!» Казалось бы, что может быть лучше того, как жить дружно!?!
Попытаемся дать ответы на этот вопрос.
а) Когда начинают обучать детей, то начинает превалировать цель – научить решать задачи, добиваться поставленной цели, а формирование доброты, бережного отношения к другим, т.е. нравственных качеств, остаётся на остаточном принципе, формированию этих качеств уделяется времени и сил гораздо меньше. Т.е. и учителя, и преподаватели, и родители отступают от принципа: «Сеять разумное, доброе, вечное», во имя достижения сиюминутных частных задач. И в дальнейшем дети, а потом юноши и девушки, развиваются, обучаются и воспитываются прагматически – «Цель оправдывает средства!»
Вспомним Канта. Он говорил, что человек обязан научиться, прежде всего, четырём вещам
– хорошо делать своё дело,
– обрести дисциплину
– научиться мыслить самостоятельно
– стать нравственным (что самое трудное для человека, подчёркивал Кант)
А почему самое трудное – потому что этому не учат, в должной мере, ни родители, ни учителя, ни преподаватели. Человек обретает нравственные качества, в основном сам. Таким образом, будучи в основном, безнравственными, т.е. на деле не уважая других людей, как же можно жить дружно? Кстати, лицемерие проявляется у цивилизованных людей во внешних, показных доброжелательности и вежливости.
б) Стать, становиться человеком очень трудно. Как биологически человек рождается на грани смерти матери и ребёнка, так и разумно (нравственно). Этот процесс требует повседневной, сосредоточенной, целеустремлённой, уникальной работы над собой. Учёные говорят, что каждый здоровый человек рождается с великим потенциалом, но далеко не все его реализуют. Те, кто реализуют свой потенциал – трудятся неустанно (великие спортсмены, учёные, музыканты, мастера своего дела). Дети в семьях Амати и Страдивари с десяти лет становились к верстаку и проводили возле него оставшуюся жизнь по 10 часов в сутки каждый день. Когда Сократ говорит о процессе восхождения, процессе саморазвития человеческой души как крылатой упряжки, он свидетельствует о том, что у многих душ ломаются перья, ломаются крылья, они срываются вниз и вынуждены довольствоваться мнимым пропитанием. В чём же особая трудность этой работы? Почему многие люди смиряются с поражением, отступают, пасуют перед этой трудностью? Ведь условия жизни всё равно заставляют очень многих тяжело и много трудиться. Всё дело, видимо, в грузе ответственности, который человек желает снять с себя и передать другому, если это возможно. Это может происходить и по скромности, и из-за лени, и по незнанию. Гораздо легче выполнять тяжелую работу в компании себе подобных по указанию начальника или руководителя, чем тяжело трудиться, полостью отвечая за весь процесс деятельности, находясь один на один со всем миром. В этом случае человек успокаивает себя: так делают все, а я что хуже других? (О чём, кстати, говориться у Достоевского в легенде о Великом инквизиторе).
в) Человек существо разумное, поэтому он привык делать все рационально. Он постоянно решает задачи о том, как получить желаемое с наименьшими затратами энергии. Но законы как природного, так и человеческого мира таковы, что все энергетические обмены являются эквивалентными. На человеческом языке это звучит так: за все надо платить. Действуя в соответствии с законами, человек может с помощью разума облегчить себе задачу только так, что заплатит тем, что ему меньше жалко, но платить надо обязательно. С другой же стороны, мир устроен так, что расплата может требоваться не сразу, так как законы развития общества статистические, вероятностные. Человеку дается время, мир надеется на «уважение человека к закону», надеется на его совесть. Человек же зачастую «забывает» о законах, «забывает» о совести. В обществе весь этот груз «забывчивости» ложится на плечи слабых и совестливых, на стариков, на детей, на малообразованных. Отсюда же рождается ложное обобщение: если большинство так или иначе нарушает закон, если большинство «забывает» о совести; значит так и надо поступать, значит так устроен мир, значит мои угрызения совести ложны, безосновательны и даже смешны, значит хитрость, ложь, лицемерие есть истинные законы человеческой жизни, а честность, справедливость, совестливость это только приманки для глупцов, да сказки для малолетних. Это отчётливо видно в поведении «нормального» человека Фердыщенко в «Идиоте» Достоевского, который не платит деньги за гостиницу потому, что хозяева не принуждают его к этому.
На самом деле, нечетко понимая границы применения разума и рассудка, не придавая серьезного значения голосу совести, современное общество живет в ложном сознании, разум и рассудок современный человек «употребляет» не в союзе с совестью, а в союзе с хитростью. Отсюда все проблемы как России, так и мирового сообщества. Пока человечество будет хитрить, лицемерить, до тех пор нельзя будет справиться ни с экономическими, ни с демографическими, ни с социальными проблемами; до тех пор различные войны, в том числе атомные, международный терроризм будут реальными и серьезными угрозами для жизни мирового сообщества.
Сегодня человеческий мир становится более плотным, более насыщенным, но и более прозрачным, как-никак «на дворе» бесчинствует информационное общество. Что-то скрыть от других, обхитрить других становится очень трудно, почти невозможно. Но по инерции сознания, под действием стереотипов, человечество все-таки продолжает хитрить и лицемерить. Хитрят и лицемерят люди на индивидуальном уровне в общении между собой, хитрят и лицемерят на коллективном уровне в общении между коллективами и организациями, хитрят и лицемерят на уровне общения между странами и государствами (так называемые «двойные стандарты»). Человечество упорно не хочет взрослеть, оно задерживает свое детское, инфантильное состояние, не хочет брать ответственность на себя за судьбы общества и мира, всячески оттягивает время приема этой ответственности, зная, а иногда и не зная, что в конечном счете, придется это сделать, стать взрослым (умным) и ответственным. Это опасно, это даже глупо, можно оказаться в положении Шуры Балаганова, который из-за пристрастия к мелким, копеечным кражам потерял тысячи и реальную возможность обрести достаточно зажиточную жизнь нормального человека.
В сегодняшнем мире, когда крупные человеческие сообщества, соперничая между собой, ставку делают на высокие технологии, на завоевывание рынков сбыта высокотехнологичной продукцией, высококлассным вооружением, все еще господствует эта ошибочная, присущая молодому, недоразвившемуся человечеству, нравственная установка на то, что в общественных отношениях не только допустимо, но и необходимо хитрить и лицемерить. Как уже было отмечено выше, до тех пор пока человечество будет признавать хитрость и лицемерие атрибутами своих отношений ни одной серьезной проблемы (экономической, демографической, социальной, национальной, проблемы бедности и терроризма, проблемы войны и мира) радикально оно решить не сможет.
Поэтому то человеческое сообщество, которое найдет в себе силы и смелость признать тот факт, что хитрость и лицемерие недостойны человеческого образа жизни, что они есть характеристики несформировавшегося, недоразвившегося человека, что пора избавляться от инфантильности юности и молодости, обретет мощный добавочный импульс в своем развитии. Только такому человеческому сообществу подвластно будет решить основные проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня. Только такое человеческое сообщество способно стать лидером в решении глобальных проблем современности. Очень желательно, очень хотелось бы, чтобы этим лидером стала Россия, у нашего отечества для этого есть все возможности. Российский народ устал от произвола и несправедливости властей. Если российские власти проявят свой интеллектуальный и нравственный потенциал, если они окажутся достойными социального авангарда отечества, они сразу же найдут широкую и мощную поддержку российского народа, широких слоев населения России, и всего мирового сообщества.
3.
Какова реальность сегодняшнего дня? В мире огромное количество бедных, которые не в состоянии получить даже сегодняшнего, в основном, безнравственного образования и воспитания. В мире царит недоверие, люди опасаются и боятся друг друга. Об этом говорят железные двери и сложные замки в квартирах и учреждениях России. Страны, государства и народы тратят колоссальные средства на вооружение, армии и спецназы, на разведку и прочие ограничительные и предохранительные средства.
А чем занимаются, о чём пишут философы? Огромное количество, я бы назвал их «мирискуссниками», постмодернистов, типа Жака Деррида, которые смакуют семантические трудности и парадоксы. Это, конечно, видимо нужно и необходимо, но это ведь не самый актуальный, не самый злободневный путь к истине. Это можно сравнить с искусством Фаберже. Да, это красиво, это ценно. Но как изделия Фаберже служат для удовлетворения вкусов избранного меньшинства, так и философские творения постмодернистов – лакомство для гурманов философской мысли.
Но ведь философская мысль должна работать, прежде всего, на построение Царства истины, где не будет никакой насильственной власти, где не будет несправедливости и принуждения, на построение обобществившегося человечества, где свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех. В этом отношении, в какой-то степени, не плохо работает книга Жиля Делёза и Феликса Гваттари «Анти-Эдип, капитализм и шизофрения», которая, по словам Мишеля Фуко, описывает, предлагает и пропагандирует искусство жизни, противоположное всем формам фашизма, как организованного, так и внутреннего, который может быть присущ каждому человеку, каждому из нас.
Фрэнк Фукуяма пишет в книге «Доверие» о необходимости, о первостепенной жизненной значимости роста доверия в отношения между людьми, между отдельными людьми и государствами и общественными организациями. Но пока голос философов очень слаб. Как отдельные рядовые граждане планеты, так и сильные мира сего на призывы философов о необходимости нравственного совершенствования людей смотрят как на чудачество. Главными рычагами совершенствования жизни общества абсолютное большинство людей считает внедрение научных, технических и технологических нововведений. Однако, любые научные достижения, любая креативность и инновационность будут, в основном, проваливаться как в «чёрную дыру», пока человечество будет оставаться безнравственным.
Изречение великого Платона о том, что «человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах по какому-то божественному определению не станут подлинными философами» становится архиактуальным в эпоху интенсивной глобализации. Кстати, истинными и правильно мыслящими философами Платон считал именно тех, которые понимали, что движение к Истине и устремлённость к нравственному совершенствованию людей тождественны.

Каковы перспективы?

К сожалению, не только радужные. Один из величайших гуманистов человечества Альберт Швейцер говорил примерно так: «Хотя нет уверенности в том, что человечество выйдет на путь достойного бытия, но тоска, а может быть и надежда, на истинно человеческую жизнь у многих сохраняется».
Сегодня человечество беспокоится об исчерпаемости ресурсов (нефти, газа и других материалов), однако, основная масса людей не подозревает о существовании огромного внутреннего ресурса - нравственного совершенствования. Научатся люди жить дружно, по-человечески, и отпадут забота и затраты на вооружение и разведку, на армию и полицию и прочие атрибуты несовершенной жизни. Кстати, начинали люди жить, в какой-то степени, по-человечески (хотя и не было цивилизационных удобств). Управляли первыми человеческими коллективами старейшины – то есть наиболее мудрые (философы по Платону) – не было армии, полиции, тюрем. В определённой степени люди пытались начинать жить с царства истины, хотя и не столь разветвлённой в частностях, как сейчас, но более глубокой в принципе.
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 1233
Репутация : 608
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения