Борис Рудовский К ПРОБЛЕМЕ ОБОБЩЕНИЯ ИСТОРИИ МЫСЛИ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Борис Рудовский К ПРОБЛЕМЕ ОБОБЩЕНИЯ ИСТОРИИ МЫСЛИ

Сообщение  Б. П. Рудовский в Вт Апр 25, 2017 1:41 pm

Решающие подсказки:
«Простую мысль о чистом бытии как об абсолютном и как о единственной истине впервые высказали элеаты … - В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота, составляет, как известно, абсолютный принцип.
… бытие … перешло в ничто, и ничто … перешло в бытие».

Г. Гегель. Наука логики


1. Введение. Исследуя диалектику Г. Гегеля, В.И. Ленин поставил проблему: «История мысли с точки зрения общих понятий и категорий логики - вот что нужно!» /I/. В.И. Ленин указал также на основной метод и на практически и теоретически наиболее интересный исходный материал для ее решения: «Диалектика Гегеля есть ... обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее н а и с т о р и и о т д е л ь н ы х н а у к» /2/.
Очевидно, в связи с отсутствием приемлемого для представителей естественных, общественных и логико-математических наук и теоретически целостного решения поставленной проблемы, на актуальность исследован ий в этой области было еще раз указано отн¬осительно недавно: « ... в философски¬х обобщениях¬ истории индивидуал-ьного и общественн¬ого познания с позиций марксизма-ленинизма предстоит сделать еще очень многое. По-видимому, недостаточ¬ная разработанн¬ость этого круга вопросов является одной из причин того, что предприним¬авшиеся до сих пор попытки построения¬ целостной системы материалис¬тической диалектики¬ не увенчались¬ должным успехом ... » /3/. Необходимо¬ отметить, что с точки зрения предлагаем¬ого в настоящей работе подхода имеется несколько интересных¬ разработок¬ (например,¬ в /4, 5, 6/). В них выделены существенн¬ые особенност¬и целостного¬ описания пр¬оцесса познания (структурн¬ая организаци¬я материи как основа, необходимо¬сть установлен¬ия общих закономерн¬остей развития познания и выделения его историческ¬и значимых этапов, целесообра¬зность учета системных представле¬ний, онтологичн¬ая методологи¬я и др.) и предпринят¬ы попытки такого описания с использова¬нием выделенных¬ понятий и категорий¬ с учетом воззрений современно¬й науки (соответств¬енно, исходя из общей истории познания и на материале истории познания электричес¬ких явлений). Ниже излагается¬ вариант целостного¬ подхода к получению минимальны¬ми средствами¬ принципиал¬ьного решения вышеуказан¬ной проблемы на основе обобщения истории развития современны¬х теоретичес¬ких представле¬ний о структурно¬-динамическ¬ом аспекте объективно¬й реальности¬. Под последним понимается связь тел, процессов, явлений природы в их движении, изменении и развитии.
Развернуто¬е описание метода обобщения историческ¬ого материала было дано в рецензии Ф. Энгельса на работу К. Маркса «К критике политическ¬ой экономии»,¬ причем статус этого метода был охарактери¬зован следующим образом: «Выработку¬ метода, который лежит в основе марксовой критики политическ¬ой экономии, мы считаем результато¬м, который по своему значению едва ли уступает основному материалис-тическому воззрению»¬ /7/. Перед этим отмечен и уровень общности данного метода с точки зрения допустимос¬ти его применения¬ не только к политическ¬ой экономии, а и к любой другой частной науке и, следовател¬ьно, ко всем частным наукам («Та¬ким образом, тут надо было решать другой вопрос, который не имеет отношения к политическ¬ой экономии как таковой. Какой метод научного исследован¬ия следует избрать?» /8/.
Отметив, что логический¬ метод «в сущности является не чем иным, как тем же историческ¬им методом, только освобожден¬ным от историческ¬ой формы и мешающих случайност¬ей», Ф. Энгельс указал далее: «С чего начинает история, с того же должен начинаться¬ и ход мыслей, и его дальнейшее¬ движение будет представля¬ть собой не что иное, как отражение историческ¬ого процесса в абстрактно¬й и теоретичес¬ки последоват-ельной форме; отражение исправленн¬ое, но исправленн¬ое соответств¬енно законам, которые дает сам действител¬ьный историческ¬ий процесс, причем каждый момент может рассматрив¬аться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классическ¬ой формы» /9/.
2. Экономико-историческая предпосылка. Исследован¬ия истории развития науки показывают¬ /10, 11/, что в качестве исходных научных пре¬дставлений¬ для первого этапа обобщения,¬ абстрагиро¬вания следует, по-видимому, принять теоретичес¬кие представле-ния, сложившиес¬я, главным образом, в период эпох Возрождени¬я и Нового времени - в период, который принято называть временем «рождения современно¬й науки». В основе начального¬ этапа процесса становлени¬я последней лежали практическ¬ие потребност¬и бурно развивавши¬хся торговли и промышленн¬ости. Впоследств¬ии же указанные процесс и потребност¬и развивалис¬ь во взаимодейс¬твии, экономико-историческое содержание¬ и значение которого описаны Дж. Берналом следующим образом: «К концу этого периода начинает чувствоват¬ься обратное воздействи¬е. Практическ¬ие успехи науки уже подготовил¬и следующий большой этап техническо¬го прогресса - промышленн¬ую революцию. Таким образом, именно в этот период естествозн¬ание прошло свою критическу¬ю точку, обеспечив себе постоянное¬ место в качестве части производит¬ельных сил общества» /12/. Возвращаяс¬ь к теоретическим представле¬ниям того времени и степени их обоснованн¬ости и значимости¬, необходимо¬ подчеркнут¬ь, что в дальнейшем¬ они сохранили свое значение, несмотря на научные революции,¬ происходив¬шие в XVIII-XX в.в. Поэтому именно эти представле¬ния являются надежной основой для первого этапа обобщения¬.
3. Историко-логическая¬ предпосылк¬а. В результате¬ систематич¬еских исследований (наблюдени¬й и эксперимен¬тов), проведенны¬х, в основном, в указанный период, было накоплено большое количество¬ данных и представле¬ний о явлениях и процессах природы, т.е. об объективно¬й реальности¬. Сюда необходимо¬ отнести и представле¬ния об общественн¬ых явлениях и процессах,¬ так как впоследств¬ии общественные отношения рассматривались,¬ например, с точки зрения «естествен¬ного права», а развитие общественн¬о-экономичес¬кой формации считалось естественн¬о-историческ¬им процессом. Эти данные и представле¬ния были обработаны и усвоены с помощью метода обобщения, -применяя который ученые выделяли и теоретичес¬ки фиксировал¬и основное, существенн-ое, отвлекаясь от неглавного¬, побочного¬. В результате обобщения сформировал¬ись первые частнонауч¬ные теоретичес¬кие представле¬ния (описания, учения, теории).
Наиболее важными и интересным¬и среди них являются представле¬ния о структурно¬-динамическ¬ом аспекте объективной¬ реальности¬, так как они составляли¬ самую общую методологи¬ческую основу первых теорий и отражали знание, в общем, о движении материальн¬ых субстанций¬ и о связи между ними. Поэтому для обобщения будут использова¬ться представле¬ния, лежавшие в основе теории перемещени¬я механическ¬ого тела и идеальной жидкости (по Галилею и Бернулли),¬ колебаний светового эфира (по Френелю), протекания¬ электричес¬кого и магнитного¬ флюидов (по Ому и Амперу) и др., состояния Солнечной системы (по Кеплеру), взаимосвяз¬ей в растительн¬ом мире (по Линнею) и между химическим¬и элементами¬ (по Менделееву¬), включая представле¬ния о жизни общества (по древнеримс¬кому праву) и др.
Эти теории основывали¬сь на представле¬ниях двух типов. В основе одних теорий лежали представле¬ния о поведении природного¬ предмета как о перемещени¬и некоего единого и нерасчлене¬нного целого. Таковы представле¬ния о «механичес¬кого теле», «идеальной¬ жидкости» и т.п. В других теориях поведение природного¬ предмета представля¬лось в виде пребывания некоего множества компонентов, объединенных согласно нескольким общим чертам и признакам. Таковы представления о «Солнечной системе», «растительном мире», «обществе» и т.п.
При сопоставлении представлений о поведении природного предмета, соответствующих теориям первого типа, можно отметить следующие общие черты: во-первых, природные предметы, исследуемые данной отдельной наукой, характеризуются обладанием определенными свойствами, отличающимися от свойств предметов, изучаемых другими науками. Например, «идеальной жидкости» присущи свойства сплошности, текучести, несжимаемости, отсутствия вязкости, а «механическое тело» обладает свойствами инерционности и непроницаемости. В свою очередь «электрический флюид» рассматривается в качестве тонкой и невесомой субстанции, способной притягивать или отталкивать себе подобных. Во-вторых, утверждается, что эти свойства неизменны. Так, «световой эфир» неизменно отождествляется с упруготвердым телом, а основным свойством «теплорода» считается то, что он всегда присутствует в нагретых телах в качестве невесомой, тонкой жидкости. И, в-третьих, полагали, что каждый из этих предметов ведет себя соответственно своим свойствам, оставаясь всегда и всюду неизменным. Например, движение «магнитного флюида» заключается в незначительных смещениях внутри мельчайших частей железных тел, а движение «светового эфира» состоит в его периодических колебаниях. Движение же «теплорода» и «электрического флюида» выражается в их протекании по различным телам.
Предметам типа «Солнечной системы», «растительного мира» и т.п. также присущи некоторые общие черты. Во-первых, каждый из компонентов, членов множества характеризуется рядом неизменных свойств, в соответствии с которыми он занимает определенное место в этом множестве (планеты в Солнечной системе, элементы в системе химических элементов и т. д.). Во-вторых, члены множества находятся между собой в определенном отношении. Так, отношение между планетами выражается в связи расположения их орбит относительно Солнца, форме самих орбит, расстояниях от Солнца и периодах обращения вокруг последнего. Растения в растительном мире находятся между собой в таком отношении, которое полагается признаками их органов размножения: длиной тычинок, их числом и т.д. И, в-третьих, как отношение, так и изменение множества, составляемое из движений его компонентов, носит раз и навсегда установленный характер. Древнеримское право полагало, что социальная жизнь людей, как членов общества, осуществляется посредством необходимого ограничения их поведения вечными и неизменными правовыми нормами и законами. Подобным же образом считается, что планеты Солнечной системы вечно вращаются по одним и тем же неизменным орбитам с постоянным периодом обращения вокруг Солнца.
Обобщающие представления, возникающие при отвлечении от различий в представлениях о поведении природного предмета как о едином, нерасчлененном целом и отвечающее теориям первого типа, определим категориально (выделенно) как движение объект-элемента, а представление, получающееся аналогичным образом из представлений, соответствующих теориям второго типа, - как состояние объект-системы, заключающееся в движениях элементов. Ниже дается обобщенное категориально-логическое описание представлений, соответствующих первому, исходному этапу истории развития научной мысли.
4. Логическое описание. В движении объект-элемента и состоянии объект-системы имеются два аспекта, момента, стороны – сохранность и изменчивость.
Сторона сохранности, неизменности в движении объект-элемента выражается в целостности, нерасчлененности и качественной однородности последнего. Качественная однородность движущегося объект-элемента выражается в его сохраняющихся неизменными чертах, характеристиках – определенных свойствах. Но, эти определенные, фиксированные свойства проявляются только у объект-элемента, находящегося в движении, и поэтому они присущи движению объект-элемента в целом, характеризуют его как целое. Само же движение объект-элемента как однообразное перемещение единого целого выступает моментом изменчивости. Наряду с этим, поскольку свойства движения объект-элемента неизменны, постоянны, то они выступают как положенные свойства. А так как выделение и фиксация определенных положенных свойств, представляющих движение объект-элемента, производятся мысленно, то эти свойства являются идеальными.
Момент изменчивости в состоянии объект-системы находит выражение в движениях элементов, которые имеют подобный, ассоциированный характер. Эти движущиеся элементы обладают определенными и неизменными, то есть положенными свойствами. Некоторые из этих положенных свойств являются качественно одинаковыми, тождественными. Ассоциированнось, сходство движений элементов в состоянии объект-системы и обуславливается наличием этих тождественных положенных свойств. В постоянстве же последних проявляется сторона сохранности в состоянии объект-системы.
Установление тождественности указанных некоторых свойств производится путем сопоставления, отображения друг на друга положенных свойств движений элементов. Такое взаимное отображение, как мысленное соотнесение, и позволяет выделить тождественные, сходные свойства. Поскольку сходные, подобные свойства характеризуют одинаковым образом соотносимые движения элементов, составляющие состояние объект-системы, то они являются существенными для этого состояния объект-системы. Само же соотнесение свойств движений элементов, приводящее к определению существенных свойств, выступает в результате как отношение последних. Это отношение независимо от несущественных свойств тех же движений элементов и определяет состояние объект-системы в целом. Поэтому отношение присуще состоянию объект-системы, является существенным. Так как, к тому же, отношение определяется положенными свойствами, то оно является положенным отношением. Наряду с этим, поскольку положенное отношение возникает, конструируется в результате мысленных соотнесения положенных свойств и выбора из последних тождественных свойств, то положенное отношение имеет идеальный характер.
Таким образом, исходя из идеального представления каждого из движений элементов посредством ряда существенных свойств строится, конструируется идеальное отношение, представляющее состояние объект-системы. Но, выбор указанного ряда существенных свойств производится, в свою очередь, с помощью того же идеального отношения. Поэтому идеальные свойства и отношение взаимозависят, взаимно определяют друг друга.
Итак, движению объект-элемента присущи положенные свойства, а состоянию объект-системы присуще положенное отношение.
5. Историческая предпосылка. На следующем этапе истории развития научных представлений в результате экспериментальных и теоретических исследований было установлено наличие внутреннего строения и движущихся структурных частей того, что до сих пор теоретически представлялось целостным и качественно неделимым. В результате были созданы следующие теории: «атомно-молекулярная» (по Дальтону и Больцману), «клеточная» (по Шванну и Шлейдену), «электронная» (по Лоренцу), «фотонная» (по Эйнштейну) и т.п.
Было также установлено, что мысленные характеристики и связь, описанные выше как идеальные положенные свойства и отношение, определяются реальным взаимодействием, которое не только соединяет внешне разрозненные части в единое и определенное целое, но, и разъединяет это же целое на относительно независимые структурно-динамические единицы. Такие представления лежали в основе теорий «всемирного тяготения» (по Ньютону), «химической валентной связи» (по Берцелиусу, Менделееву, Вернеру), «эволюции растительного и животного миров» (по Дарвину), «буржуазного общества» (по Смиту и Риккардо) и т.д.
Наряду с этим, было установлено, что из-за взаимодействия свойства и отношения не являются неизменными.
6. Продолжение логического описания. Дифференциация движения объект-элемента в состояние системы и объединение состояния объект-системы в движение элемента приводят к определенным следствиям для положенных свойств и положенного отношения.
Дифференциация движения объект-элемента в состояние системы приводит к тому, что движение объект-элемента является уже не только единым целым, но также и расчлененным, разрозненным. Последнее означает, что движение объект-элемента следует реально представлять также и составляющими его движениями элементов. Такое представление в виде состояния системы влечет за собой снятие положенных свойств движения объект-элемента, так как представляющие движения элементов имеют свойства, отличающиеся от свойств движения объект-элемента. А из того, что представляющие движения элементов имеют отличные, другие свойства, следует, что снятие одних свойств выступает также и полаганием других свойств.
Объединение состояния объект-системы в движение элемента приводит к тому, что движения элементов уже нельзя представлять реально только разрозненными, независимыми частями как в состоянии объект-системы, так как они составляют теперь еще и определенную реальную целостность – движение элемента, причем последнее происходит в состоянии системы.
Поскольку движения элементов сами по себе расчленены (вследствие дифференциации движения элемента в состояние системы) и не обладают уже положенными свойствами (вследствие снятия последних), постольку и положенное отношение, образованное из тождественных, положенных свойств, снимается. А так как снятие одних свойств вызывает полагание других свойств, то снятие одного отношения влечет полагание другого отношения.
Таким образом, как свойства, так и отношение имеют единое и двойственное, то есть монодуальное, поведение: являются и снимающимися, и полагающимися – изменяющимися. То, что обуславливает и реализует их монодуальное поведение и существенность, есть сущность – реальное взаимодействие как непосредственное и обоюдное действие друг на друга движений элементов.
Двоякое поведение и свойств, и отношения выражает феноменологическую дуальность взаимодействия, придающего как расчлененность, дифференцированность движениям элементов, так и целостность, единство тем же движениям элементов.
Последовательные дифференциация движения элемента в состояние системы и объединение состояния системы в движение элемента как монопроцесс, являются развитием.
Итак, движения элементов и взаимодействие между ними или, иначе, взаимодействующие движения элементов, составляют, образуют и движение объект-элемента с присущими ему изменяющимися свойствами, и состояние объект-системы с присущим ему изменяющимся отношением. Изменение идеальных свойств и отношения обуславливается реальным взаимодействием движений элементов.
7. Историческая предпосылка. Следующий этап в истории развития научной мысли привел к познанию обменного содержания взаимодействия и пониманию на этой основе как дифференциации и объединения, так и изменяющихся свойств и отношения. В результате теоретических и экспериментальных исследований были созданы теории, основанные на представлениях об «обмене товаров» (по Марксу), «обмене веществ» (по Бернару), «обмене квантами» (по Дираку, Юкаве, Фейнману), «обмене электронами» (по Косселю, Льюису, Гайтлеру и Лондону) и др.
8. Продолжение логического описания. Поскольку каждое из взаимодействующих движений элементов дифференцировано на принадлежащие ему, свойственные движения элементов, то взаимодействие реально осуществляется посредством взаимного переноса, самоотнесения некоторых свойственных движений элементов от одного взаимодействующего движения элемента к другому. Поэтому указанные некоторые движения элементов имеют общий, кооперативный характер, принадлежа не одному взаимодействующему движения элемента. Такие обменные взаимоотнесение и взаимообладание ими есть обмен. Обменные движения реализуют, опосредствуют взаимодействие.
Взаимоотнесение общих, кооперативных движений элементов, как их относительная отдача, потеря взаимодействующими движениями элементов, различает, дифференцирует последние, полагают расхождение, различие между ними. Вследствие этого взаимодействующие движения элементов, как движение объект-элемента, дифференцируются в состояние системы. Наряду с этим, взаимоотнесение тех же кооперативных, общих движений элементов со стороны их относительного включения, приобретения взаимодействующими движениями элементов отождествляет, объединяет последние, определяет их единство, сходство. Это имеет своим следствием объединение взаимодействующих движений элементов, как состояния объект-системы, в движение элемента.
Таким образом, обменным содержанием взаимодействия определяется его дифференцирующая и объединяющая функции, обуславливание полагаемости и снимаемости, то есть изменения свойств и отношения, а также взаимозависимость последних.
Итак, основой и причиной дуальности взаимодействия является обмен. Обмен как постоянное, непрекращающееся становление взаимодействия, как объективирование сущности, есть существование объекта.
9. Логико-исторический итог. Таким образом, познание монистического, материального содержания и дуального, диалектического характера взаимодействия достигнуто на основе представления о последнем как обмене. Так же, с помощью обменных представлений показано, что как свойства и отношение, так и их взаимозависимость и изменяемость обусловлены обменом. При этом достигнуто и понимание существования объекта в самом общем смысле. Исходя из этого, представление об обмене необходимо рассматривать как определенное, относительное завершение процесса познания связи (также в самом общем смысле, т.е. как всеобщей связи). В соответствии с этим должен завершиться и процесс логического обобщения, причем соответствие в данном случае означает то, что следует логически выделить и отразить все наиболее значимые, этапные моменты этого процесса («моменты процесса» в их «классической форме» по Ф. Энгельсу /13/) в виде положений, резюмирующих каждый этап указанного процесса с учетом всех остальных этапов и синтезирующих таким образом весь этот процесс в целом. Здесь уместно привести один вывод В.И. Ленина, который, в частности, указывает на возможность и необходимость получения и формулировки таких обобщающих положений и на то, что эти положения должны учитывать весь процесс обобщения («В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления» /14/). Но, чем должны являться эти положения – законами или принципами? При нахождении ответа целесообразно сопоставить два, казалось бы противоречащие друг другу, утверждения Ф. Энгельса, касающиеся понимания природы философских принципов. В первом утверждается, что «общие результаты исследования мира получаются в конце этого исследования; они, следовательно, являются не п р и н ц и п а м и, не исходными пунктами, а р е з у л ь т а т а м и, итогами» /15/, то есть, что результатами общего философского исследования не могут быть принципы, так как они являются, по определению, некими «первоначалами», не могут быть логически выведены и должны вводиться в начале без обоснования. Во втором же утверждении подчеркивается, что «принципы – не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и человеческой истории, а абстрагируются из них» /16/ или, другими словами, принципы должны быть получены, выведены с помощью метода абстрагирования, обобщения, то есть должны быть обоснованными. Но, если это так, то в чем же тогда заключается их роль в качестве «первоначала»? При ответе на этот вопрос следует, очевидно, исходить из современных общих потребностей научной деятельности. Известно, что одна из главных потребностей, непосредственно относящаяся к обсуждаемому вопросу, - это потребность в принципах научной методологии, то есть принципах, которые могли бы определять и регулировать, в общем и целом, любое теоретическое и/или экспериментальное исследование. Необходимо учесть также завершенный и всеобщий характер полученных представлений о существовании объекта и обмене.
Таким образом, обсуждаемые положения должны являться исходными, но обоснованными методологическими положениями – принципами методологии научного исследования, причем обменные представления являются ключевыми для их формулировки. А более конкретные общие положения, исходящие из этих принципов и результатов обобщения истории познания, являются законами.
Необходимо отметить, что К. Маркс первым применил в политэкономии (и вообще в науке) обменные представления в качестве методической основы для теоретического исследования, а на эффективность и преимущества такого подхода указали Ф. Энгельс и В.И. Ленин (Ф. Энгельс: «Политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и в конечном счете между классами, но эти отношения всегда с в я з а н ы с в е щ а м и и п р о я в л я ю т с я к а к в е щ и. Эта связь … впервые было раскрыта Марксом во всем ее значении для всей политической экономии, и благодаря этому труднейшие вопросы он сделал … простыми и ясными …» /17/; В.И. Ленин: «У Маркса в «Капитале» сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся о т н о ш е н и е буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении … в с е противоречия … зародыши в с е х противоречий …» /18/).
В связи со всем вышеизложенным, ниже формулируются 1-ый, 2-ой и 3-ий принципы, синтезирующие этапы познания связи, и принцип, синтезирующий 1-ый, 2-ой и 3-ий принципы, («принцип развития»).

10. Логико-исторический синтез.
Фундамента¬льный принцип: Существова¬ние объекта дифференци¬руется в состояние системы и объединяет¬ся в движение элемента.
1-й принцип: Движению элемента в состоянии системы присущи свойства, а состоянию системы как движениям элементов – отношение.
2-й принцип: Отношение и свойства изменяет взаимодейс¬твие.
3-й принцип: Взаимодейс¬твие, как обмен, есть существова¬ние объекта.

1. В.И. Ленин, ПСС, т. 29, стр. 159
2. Там же, стр. 298
3. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории, под ред. П.Н. Федосеева, М., Политиздат, 1981 г., стр. 12
4. Ю.В. Сачков, Проблемы методологии современного естествознания, Знание, М., 1979 г., стр. 6, 9-13, 15.
5. В.И. Столяров, Подход к диалектической обработке истории научного познания, Диалектика – теория познания (проблемы научного метода), Наука, М., 1964 г.
6. А.П. Шептулин, Проблема взаимосвязи категорий. Диалектический материализм, М., Высшая школа, 1975 г., стр. 159-166
7. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 13, стр. 497
8. Там же, стр. 495
9. Там же, стр. 497
10. Там же, т. 20, стр. 345
11. Дж. Бернал, Наука в истории общества, ИЛ, М., 1956 г., стр. 203-269
12. Там же, стр. 203-204
13. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 13, стр. 497
14. В.И. Ленин, ПСС, т. 29, стр. 298
15. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. 2-е, т. 20, стр. 630
16. Там же, стр. 34
17. Там же, т. 13, стр. 498
18. В.И. Ленин, ПСС, т. 29, стр. 318
1982 г.
avatar
Б. П. Рудовский
Пользователь

Сообщения : 1
Репутация : 3
Дата регистрации : 2017-04-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения