Михайлов В.В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Русский МИРЪ в поисках Русского МIРоВЕДения
Страница 1 из 1
Михайлов В.В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества
Гипотезой нашей статьи является тезис о том, что Западная философия или философия евро-американской цивилизации, возникшая в Древней Греции, является не высшим выражением мировой философской культуры, как многие полагают, а, скорее, наоборот, философской
поп – и масс-культурой. Но именно это, как не парадоксально и является важнейшей основой её популярности, силы и пока ещё сохраняющегося преобладания в глобальной культуре, ибо будучи примитивной по сути «душой» или системообразующим фактором глобальной обывательской масс-культуры она наиболее «близка» и понятна обывателям, которых, как и «худших, везде большинство».
Конечно, для современного научно-образовательного и философо-ведческого сообщества данный тезис может показаться провокационным и даже диким. Он требует доказательств, они есть, однако приходится признать, что их пока меньше, чем хотелось бы по причине плохого знания нами не западных философских традиций, школ и культур1
(в том числе и русской). Одной из причин этого является скрытая, а порой и явная цензура не западной философии, её естественное вытеснение и маргинализация доминирующей философией Запада. Если история Западной философии «традиционно» (хотя этого и не требует Госстандарт) преподаётся в вузовских курсах философии и присутствует в учебников, то про восточную или русскую философию, философию Древнего Египта, Месопотамии, Инков, Майя, Африки и
(1
Эту проблему во многом решает Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума: В5 кн. –
М.: Академический проект, 2014.)
Океании этого не скажешь. В лучшем случае, их фрагменты можно обнаружить в литературе по религиозному мировоззрению упомянутых цивилизаций и культур. Такой вот любопытный парадокс: сами древние греки признавали, что учились философской мудрости у египтян, гиперборейцев-скифов, а то и у атлантов (Критий Платона), но в общепринятой истории философии учителей древних греков, почему-то нет.
Существовал Древний Египет тысячелетиями, а философии своей, якобы так и не породил. Философия возникла де с «детского лепета» ан-тичных7 «мудрецов» «не махай руками – это знак безумия», «говори к месту», правда подобные «супермудрые» идеи можно легко обнаружить в фольклоре всех народов мира… Может быть, эти мудрецы изрекали не только элементарные нормы морали, но и ещё что-то, что запомнить древним грекам оказалось не по уму? Или, может быть, им оказалась не по уму сакральная мудрость атлантов, скифов и египтян,
бывшая «душой» их культур и им пришлось довольствоваться её эрзацем – философией, как любовью к недостижимому и непостижимому («Кто мудр, к мудрости не стремится» – Платон), которая и стала душой их молодой, жестокой и примитивной рабовладельческой культуры, чадящий факел которой Европа пронесла через века?
Критиковали западную философию многие. Проблема лишь в глубине этой критики. Удачной оказалась критика М. Хайдеггера1
Он вскрыл базовую ошибку всей западной философии, заключающуюся в
неверной постановке вопроса о бытии, осуществлённую ещё досократиками, которые необоснованно и произвольно отождествили бытие и сущее (природу). Таким образом, ими была допущена принципиальная и грубая мыслительная ошибка, когда целое (бытие) было безосновательно отождествлено со своей частью – природой(«физисом»), которая в дальнейшем предопределила ложную траекторию движения всей западной философии и её крах на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Ещё до Хайдеггера жесткую критику западной философии даёт А.Ф. Лосев. Уникальность его критики состоит в синтезе марксизма, неоплатонизма и православия, являющегося её основой.2
Бездарность западной философии закономерно выразилась в неспособности за две с половиной тысячи лет создать науку думать, как едко заметил А.А. Шевцов: «Но вот я гляжу в философию и понимаю, что никто из известных мне философов не написал Науку думать»3
Это позор всей западной философии и позорен он вдвойне тем, что масс-философия этого даже не заметила. Вместо науки думать запад тысячелетиями развлекался с её эрзацем: логикой, которая есть не наука думать, а довольно примитивная технология рассуждать по определённой
схеме. Чего стоят все откровения мейнстримных «мудрецов» Запада, да
(1
Подр.: Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – 389 с.
2
См. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 588 с.
3
Шевцов А.А. Введение в Науку думать. – СПб.: Тропа Троянова, 2008. – C. 7.)
и они сами, если они в течение тысячелетий не видели очевидного: ложных оснований и примитивных базовых схем своей философии?
Это – вскрытый М. Хайдеггером, А.Ф. Лосевым, А.А. Шевцовым и другими авторами позор всей западной философии, которая на поверку оказалась не философией, как любовью к мудрости и уж тем более не самой мудростью, а историей софистики и манипулософии (манипулятивной мудрости), которой цена с точки зрения истинного любомудрия
и мудрости – грош. Но таковой же получается и цена всей западной цивилизации и культуры, ибо западная философия – её системообразующий фактор, или, выражаясь поэтически, душа, которая оказалась примитивной треугольной схемой1, а сами философы, мнившие себя
подобно Гегелю «пророками мирового духа» или уж, как минимум, правителями и программистами «социальной матрицы» – роботами, действующими на протяжении тысячелетий по вставленной в них одной примитивной программе.
А вне Запада мы видим, что китайские легисты тысячи на полторы лет опередили Н. Макиавелли, да и писали не прозой, а афоризмами (Сунь-цзы, Шан Ян), теорию атомов создал не Демокрит, а индийская школа вайшешика, Омар Хайям, Аль-Фараби, Фирдоуси выражали
свою философию через поэзию (не в пример Канту и Гегелю), А.С. Хомяков обнаружил «идеи Шеллинга» в русской святоотеческой литературе, причём гораздо более внятно изложенные, майя создали более совершенный, чем в Европе календарь и календарную философию и т.д., и т.п.
Вывод очевиден: единственный путь повышения культуры России –
это отказ от колониального преклонения перед западной философией и
наукой, их сокращение в преподавании пропорционально количеству и
качеству в соотношении с аналогичной не западной и отечественной
наукой и культурой. Россия должна восстановить, наконец, свой философский, научный и образовательный суверенитет!
(1
Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – C. 224-230.)
Михайлов В.В., д.ф.н., ГБОУ ВПО«Московский городской педагогический университет» (Москва)
поп – и масс-культурой. Но именно это, как не парадоксально и является важнейшей основой её популярности, силы и пока ещё сохраняющегося преобладания в глобальной культуре, ибо будучи примитивной по сути «душой» или системообразующим фактором глобальной обывательской масс-культуры она наиболее «близка» и понятна обывателям, которых, как и «худших, везде большинство».
Конечно, для современного научно-образовательного и философо-ведческого сообщества данный тезис может показаться провокационным и даже диким. Он требует доказательств, они есть, однако приходится признать, что их пока меньше, чем хотелось бы по причине плохого знания нами не западных философских традиций, школ и культур1
(в том числе и русской). Одной из причин этого является скрытая, а порой и явная цензура не западной философии, её естественное вытеснение и маргинализация доминирующей философией Запада. Если история Западной философии «традиционно» (хотя этого и не требует Госстандарт) преподаётся в вузовских курсах философии и присутствует в учебников, то про восточную или русскую философию, философию Древнего Египта, Месопотамии, Инков, Майя, Африки и
(1
Эту проблему во многом решает Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума: В5 кн. –
М.: Академический проект, 2014.)
Океании этого не скажешь. В лучшем случае, их фрагменты можно обнаружить в литературе по религиозному мировоззрению упомянутых цивилизаций и культур. Такой вот любопытный парадокс: сами древние греки признавали, что учились философской мудрости у египтян, гиперборейцев-скифов, а то и у атлантов (Критий Платона), но в общепринятой истории философии учителей древних греков, почему-то нет.
Существовал Древний Египет тысячелетиями, а философии своей, якобы так и не породил. Философия возникла де с «детского лепета» ан-тичных7 «мудрецов» «не махай руками – это знак безумия», «говори к месту», правда подобные «супермудрые» идеи можно легко обнаружить в фольклоре всех народов мира… Может быть, эти мудрецы изрекали не только элементарные нормы морали, но и ещё что-то, что запомнить древним грекам оказалось не по уму? Или, может быть, им оказалась не по уму сакральная мудрость атлантов, скифов и египтян,
бывшая «душой» их культур и им пришлось довольствоваться её эрзацем – философией, как любовью к недостижимому и непостижимому («Кто мудр, к мудрости не стремится» – Платон), которая и стала душой их молодой, жестокой и примитивной рабовладельческой культуры, чадящий факел которой Европа пронесла через века?
Критиковали западную философию многие. Проблема лишь в глубине этой критики. Удачной оказалась критика М. Хайдеггера1
Он вскрыл базовую ошибку всей западной философии, заключающуюся в
неверной постановке вопроса о бытии, осуществлённую ещё досократиками, которые необоснованно и произвольно отождествили бытие и сущее (природу). Таким образом, ими была допущена принципиальная и грубая мыслительная ошибка, когда целое (бытие) было безосновательно отождествлено со своей частью – природой(«физисом»), которая в дальнейшем предопределила ложную траекторию движения всей западной философии и её крах на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Ещё до Хайдеггера жесткую критику западной философии даёт А.Ф. Лосев. Уникальность его критики состоит в синтезе марксизма, неоплатонизма и православия, являющегося её основой.2
Бездарность западной философии закономерно выразилась в неспособности за две с половиной тысячи лет создать науку думать, как едко заметил А.А. Шевцов: «Но вот я гляжу в философию и понимаю, что никто из известных мне философов не написал Науку думать»3
Это позор всей западной философии и позорен он вдвойне тем, что масс-философия этого даже не заметила. Вместо науки думать запад тысячелетиями развлекался с её эрзацем: логикой, которая есть не наука думать, а довольно примитивная технология рассуждать по определённой
схеме. Чего стоят все откровения мейнстримных «мудрецов» Запада, да
(1
Подр.: Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – 389 с.
2
См. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 588 с.
3
Шевцов А.А. Введение в Науку думать. – СПб.: Тропа Троянова, 2008. – C. 7.)
и они сами, если они в течение тысячелетий не видели очевидного: ложных оснований и примитивных базовых схем своей философии?
Это – вскрытый М. Хайдеггером, А.Ф. Лосевым, А.А. Шевцовым и другими авторами позор всей западной философии, которая на поверку оказалась не философией, как любовью к мудрости и уж тем более не самой мудростью, а историей софистики и манипулософии (манипулятивной мудрости), которой цена с точки зрения истинного любомудрия
и мудрости – грош. Но таковой же получается и цена всей западной цивилизации и культуры, ибо западная философия – её системообразующий фактор, или, выражаясь поэтически, душа, которая оказалась примитивной треугольной схемой1, а сами философы, мнившие себя
подобно Гегелю «пророками мирового духа» или уж, как минимум, правителями и программистами «социальной матрицы» – роботами, действующими на протяжении тысячелетий по вставленной в них одной примитивной программе.
А вне Запада мы видим, что китайские легисты тысячи на полторы лет опередили Н. Макиавелли, да и писали не прозой, а афоризмами (Сунь-цзы, Шан Ян), теорию атомов создал не Демокрит, а индийская школа вайшешика, Омар Хайям, Аль-Фараби, Фирдоуси выражали
свою философию через поэзию (не в пример Канту и Гегелю), А.С. Хомяков обнаружил «идеи Шеллинга» в русской святоотеческой литературе, причём гораздо более внятно изложенные, майя создали более совершенный, чем в Европе календарь и календарную философию и т.д., и т.п.
Вывод очевиден: единственный путь повышения культуры России –
это отказ от колониального преклонения перед западной философией и
наукой, их сокращение в преподавании пропорционально количеству и
качеству в соотношении с аналогичной не западной и отечественной
наукой и культурой. Россия должна восстановить, наконец, свой философский, научный и образовательный суверенитет!
(1
Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – C. 224-230.)
Михайлов В.В., д.ф.н., ГБОУ ВПО«Московский городской педагогический университет» (Москва)
В.П.Николаев- Пользователь
- Сообщения : 341
Репутация : 284
Дата регистрации : 2016-03-19
Похожие темы
» В каждой шутке есть доля правды
» Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra»
» Семья и демократические основы общества
» Гусейнов А. А. Философия как утопия для культуры
» Музей славянской культуры им. К. Васильева
» Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra»
» Семья и демократические основы общества
» Гусейнов А. А. Философия как утопия для культуры
» Музей славянской культуры им. К. Васильева
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Русский МИРЪ в поисках Русского МIРоВЕДения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|