ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Михайлов В.В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества

Перейти вниз

Михайлов В.В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества Empty Михайлов В.В. Девестернизация преподавания философии как способ повышения культуры общества

Сообщение  В.П.Николаев Вт Окт 03, 2017 2:37 am

Гипотезой нашей статьи является тезис о том, что Западная философия или философия евро-американской цивилизации, возникшая в Древней Греции, является не высшим выражением мировой философской культуры, как многие полагают, а, скорее, наоборот, философской
поп – и масс-культурой. Но именно это, как не парадоксально и является важнейшей основой её популярности, силы и пока ещё сохраняющегося преобладания в глобальной культуре, ибо будучи примитивной по сути «душой» или системообразующим фактором глобальной обывательской масс-культуры она наиболее «близка» и понятна обывателям, которых, как и «худших, везде большинство».
Конечно, для современного научно-образовательного и философо-ведческого сообщества данный тезис может показаться провокационным и даже диким. Он требует доказательств, они есть, однако приходится признать, что их пока меньше, чем хотелось бы по причине плохого знания нами не западных философских традиций, школ и культур1
(в том числе и русской). Одной из причин этого является скрытая, а порой и явная цензура не западной философии, её естественное вытеснение и маргинализация доминирующей философией Запада. Если история Западной философии «традиционно» (хотя этого и не требует Госстандарт) преподаётся в вузовских курсах философии и присутствует в учебников, то про восточную или русскую философию, философию Древнего Египта, Месопотамии, Инков, Майя, Африки и

(1
Эту проблему во многом решает Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума: В5 кн. –
М.: Академический проект, 2014.)

Океании этого не скажешь. В лучшем случае, их фрагменты можно обнаружить в литературе по религиозному мировоззрению упомянутых цивилизаций и культур. Такой вот любопытный парадокс: сами древние греки признавали, что учились философской мудрости у египтян, гиперборейцев-скифов, а то и у атлантов (Критий Платона), но в общепринятой истории философии учителей древних греков, почему-то нет.
Существовал Древний Египет тысячелетиями, а философии своей, якобы так и не породил. Философия возникла де с «детского лепета» ан-тичных7 «мудрецов» «не махай руками – это знак безумия», «говори к месту», правда подобные «супермудрые» идеи можно легко обнаружить в фольклоре всех народов мира… Может быть, эти мудрецы изрекали не только элементарные нормы морали, но и ещё что-то, что запомнить древним грекам оказалось не по уму? Или, может быть, им оказалась не по уму сакральная мудрость атлантов, скифов и египтян,
бывшая «душой» их культур и им пришлось довольствоваться её эрзацем – философией, как любовью к недостижимому и непостижимому («Кто мудр, к мудрости не стремится» – Платон), которая и стала душой их молодой, жестокой и примитивной рабовладельческой культуры, чадящий факел которой Европа пронесла через века?
Критиковали западную философию многие. Проблема лишь в глубине этой критики. Удачной оказалась критика М. Хайдеггера1
Он вскрыл базовую ошибку всей западной философии, заключающуюся в
неверной постановке вопроса о бытии, осуществлённую ещё досократиками, которые необоснованно и произвольно отождествили бытие и сущее (природу). Таким образом, ими была допущена принципиальная и грубая мыслительная ошибка, когда целое (бытие) было безосновательно отождествлено со своей частью – природой(«физисом»), которая в дальнейшем предопределила ложную траекторию движения всей западной философии и её крах на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Ещё до Хайдеггера жесткую критику западной философии даёт А.Ф. Лосев. Уникальность его критики состоит в синтезе марксизма, неоплатонизма и православия, являющегося её основой.2
Бездарность западной философии закономерно выразилась в неспособности за две с половиной тысячи лет создать науку думать, как едко заметил А.А. Шевцов: «Но вот я гляжу в философию и понимаю, что никто из известных мне философов не написал Науку думать»3
Это позор всей западной философии и позорен он вдвойне тем, что масс-философия этого даже не заметила. Вместо науки думать запад тысячелетиями развлекался с её эрзацем: логикой, которая есть не наука думать, а довольно примитивная технология рассуждать по определённой
схеме. Чего стоят все откровения мейнстримных «мудрецов» Запада, да

(1
Подр.: Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – 389 с.
2
См. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Мысль, 2001. – 588 с.
3
Шевцов А.А. Введение в Науку думать. – СПб.: Тропа Троянова, 2008. – C. 7.)

и они сами, если они в течение тысячелетий не видели очевидного: ложных оснований и примитивных базовых схем своей философии?
Это – вскрытый М. Хайдеггером, А.Ф. Лосевым, А.А. Шевцовым и другими авторами позор всей западной философии, которая на поверку оказалась не философией, как любовью к мудрости и уж тем более не самой мудростью, а историей софистики и манипулософии (манипулятивной мудрости), которой цена с точки зрения истинного любомудрия
и мудрости – грош. Но таковой же получается и цена всей западной цивилизации и культуры, ибо западная философия – её системообразующий фактор, или, выражаясь поэтически, душа, которая оказалась примитивной треугольной схемой1, а сами философы, мнившие себя
подобно Гегелю «пророками мирового духа» или уж, как минимум, правителями и программистами «социальной матрицы» – роботами, действующими на протяжении тысячелетий по вставленной в них одной примитивной программе.
А вне Запада мы видим, что китайские легисты тысячи на полторы лет опередили Н. Макиавелли, да и писали не прозой, а афоризмами (Сунь-цзы, Шан Ян), теорию атомов создал не Демокрит, а индийская школа вайшешика, Омар Хайям, Аль-Фараби, Фирдоуси выражали
свою философию через поэзию (не в пример Канту и Гегелю), А.С. Хомяков обнаружил «идеи Шеллинга» в русской святоотеческой литературе, причём гораздо более внятно изложенные, майя создали более совершенный, чем в Европе календарь и календарную философию и т.д., и т.п.
Вывод очевиден: единственный путь повышения культуры России –
это отказ от колониального преклонения перед западной философией и
наукой, их сокращение в преподавании пропорционально количеству и
качеству в соотношении с аналогичной не западной и отечественной
наукой и культурой. Россия должна восстановить, наконец, свой философский, научный и образовательный суверенитет!

(1
Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: философия другого Начала. – М.: Академический проект, 2010. – C. 224-230.)

Михайлов В.В., д.ф.н., ГБОУ ВПО«Московский городской педагогический университет» (Москва)
В.П.Николаев
В.П.Николаев
Пользователь

Сообщения : 341
Репутация : 284
Дата регистрации : 2016-03-19

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения