ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Бахарев Ю.П. ТРИЕДИНСТВО - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Перейти вниз

Бахарев Ю.П. ТРИЕДИНСТВО - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Empty Бахарев Ю.П. ТРИЕДИНСТВО - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Сообщение  Белов Сб Окт 21, 2017 12:38 am

От автора

 
Последней основой атомной структуры является математический закон,
математическая симметрия.
В. Гейзенберг
 
Сильному нужна помощь, чтобы осознать свою силу.
Слабому нужна помощь, чтобы убедиться в своей слабости. Помогайте сильному,
станете сильнее. Помогая слабому, станете слабее.
Любите людей не за слабости, а за силу.
Уважайте силу в человеке, любите ее.
 
Преамбулой всей книги станет вопрос: русский космизм и триединство
духа  –  это  проявление силы  или слабости.  И должен  ли  исповедующий
эти духовные установки человек, постоянно вместо решения жизненных
проблем подставлять щеки (по Толстому Л.Н. –  «толстовство»). Одно дело
строить  космическое  мироустойство  на  Земле,  а  другое  –  беспощадно
бороться  с  терроризмом  и  не  подменять  эту  борьбу  трусливыми
пассажами борьбы с «русским экстремизмом».
Давно  отошли  в  прошлое  вопросы  о  том,  что  считать  русским  космизмом  -существует  ли  такое  мировоззренческое  направление;  нужно  ли  выделять  космизм
как  художественное,  литературное,  религиозное,  философское  течение;  каких
авторов  можно  отнести  к  нему.  Думается,  главным  является  то  мощное
гуманистическое  начало,  которое  заложено  в  идее  единства  мира  и  человека;  те
методологические  основы,  которые  позволяют  расширять  смысложизненную
ориентацию,  подниматься  над  сиюминутными  мыслями  и  потребностями,
избавляться  от  узкого  эгоизма,  впустить  в  свою  жизнь  жизнь  миллионов  других
существ.  И  уже  не  столь  важно,  большее  или  меньшее  число  авторов  мы  будем
считать космистами. Не столь важно, какое место космистские мотивы занимали в
их  творчестве  -  были  ли  это  фундаментальные  учения  или  отдельные  идеи.  Для
читателя  их  лучших  трудов  существенно  то,  что,  проникшись  определенными
принципами,  он  сможет  отыскивать  их  самостоятельно  в  новых  и  новых  для  себя
произведениях.  Это  могут  быть  максимы  античных  мудрецов,  сюжеты
древнеиндийской мифологии, основы буддизма и классической йоги, провидения гениев
Возрождения,  образ  жизни  и  учения  христианских  святых.  Однако  базовые  идеи
космизма лучше рассмотреть на примере русских ученых и философов-гуманистов. Не
случайно устоявшийся термин «русский космизм» ассоциируется с именами:
А. В. Сухово-Кобылина (1817  -  1903), Н. Ф. Федорова (1829  -  1903), Н. В. Бугаева (1837  -1903), К. Э. Циолковского (1857 -  1935), В. С. Соловьева (1853 -  1900), С. Н. Булгакова (1871
-  1944), П. А. Флоренского (1882 -  1937), В. Н. Муравьева (1885 -  1932), В. И. Вернадского
(1863 - 1945), Н. Г. Холодного (1882 - 1953), А. Л. Чижевского (1897 - 1964), Д. Л. Андреева
(1906 - 1959)
и  многих  других  авторов,  имена  которых  реже  связывают  с  понятием  космизма.
Именно  в  их  творческом  наследии  были  развиты  принципы,  совокупность  которых
дает основание говорить об этом типе мышления. Монизм как принцип космической
философии.  Прежде  всего  необходимо  коснуться  монистической  тенденции  как
главного  звена  этой  философской  мысли.  Монизм  (принцип  единства  мира)
формирует  основное  содержание  учений,  связывает  все  те  разделы  философии,
которые  разрабатывали  космисты  -  онтологию,  антропологию,  культурологию,
философию  религии,  теорию  общества.  Провозглашается  единство  косной  и  живой
материи;  природы  и  общества;  человека  и  общества;  судьбы  нашей  планеты  и
множества  иных  обитаемых  миров.  Против  единства  как  такового  никто  не
возражает  -  ученые, каждый в своей специальности, знают о постоянстве, то есть
единстве, законов физики, химии, биологии и пр. Социум невозможен без общего языка,
законодательства,  устойчивых  связей  между  ячейками  общества,  без
взаимопонимания и коллективного действия  -  в определенной степени, в некоторой
степени. Космисты абсолютизируют принцип монизма, придают ему особую глубину,
всеохватность,  всеобщность,  вселенскость.  Возьмем  в  качестве  примера
общеизвестную  заповедь  Иисуса  Христа  «возлюби  ближнего  своего».  Как  просто  ее
соблюдать  верующим  и  неверующим!  Кто  же  не  любит  детей,  жен,  мужей,  друзей,
добрых  товарищей  по  работе!  При  этом  никто  не  задумывается  об  усечении
первоначального значения, потому что упускают из виду «возлюби врага своего». Для
космистов  эта  заповедь  расширяется  до  крайней  степени:  возлюби  ближнего  и
дальнего, всех и каждого, приятного и неприятного, знакомого и незнакомого, друга и
врага.  Она  становится  абсолютной.  Любовь  становится  абсолютом,  который  не
зависит  ни  от  каких  обстоятельств,  то  есть  превращается  в  духовную  работу,
которую  исполняют  люди  -  каждый  по  отношению  ко  всем  живущим.  Разумеется,
каждый  автор  предлагал  свой  оригинальный  вариант.  Для  Циолковского  это  было
милосердие  к  ленивцам  и  преступникам.  Беспристрастному  казенному  суду  он
противопоставлял  понимание  этих  «болезней»,  сочувствие  со  стороны  «здоровых»
людей, которые обеспечивают «больным» наилучшие условия существования, ведь это
ущербные  люди,  для  которых  главное  -  материальный  комфорт.  Его  технические
изобретения  -  цельнометаллический  дирижабль,  металлический  самолет,
космическая  ракета,  наземно-космические  комплексы,  глубоководная  батисфера,
солнечные  установки  -  безвозмездно  передавались  широким  массам  для  внедрения  в
жизнь, для облегчения условий существования, для продвижения общества вперед по
пути  технического  прогресса.  Но,  пожалуй,  самую  грандиозную  картину  общества
любви  создал  Федоров.  Согласно  его  учению  о  патрофикации  все  поколения  людей
являются  родственниками,  происходят  от  общего  корня.  Ныне  живущие  ставят
перед  собой  задачу  вернуть  к  жизни  ушедшие  поколения,  очистить  их  от  прежних
грехов, создать условия для бессмертной жизни и дружественного сосуществования.
Все  поколения  сосуществуют,  а  не  сменяют  друг  друга.  Решив  подобную  задачу,
общество  избавляется  от  самых  тяжких  оков  -  старости,  страха  смерти  и  самой
смерти. Иначе формулировал задачу Муравьев, однако его теория овладения временем
по  существу  строилась  на  том  же  фундаменте.  Овладеть  временем  означало
сохранить навсегда или воспроизвести заново утраченные ценные образцы культуры,
а что может быть ценнее человеческой жизни?
Все  космисты  разрабатывали  способы  устранения  насилия  и  конфликтности  из
социальной жизни. Поэтому составной частью монистической тенденции является
принцип целокупности: все существует или отражается во всем, все заботятся обо
всех,  общество  функционирует  так,  чтобы  обеспечить  благами  каждого,  забота  о
дальнем  становится  правилом  жизни.  Сухово-Кобылин  выделил  три  исторических
типа  человека:  чувственный  человек-зверь,  рассудочный  человек,  разумный
(разумозрительный) человек. Это представители трех стадий развития общества:
теллурического, солярного и сидерического. Чувственный человек с его ограниченной
сферой сознания не может не быть плюралистом - он видит лишь сумму несвязанных
между  собой  вещей,  предметов,  процессов,  явлений.  Рассудочный  человек  по  своей
натуре  дуалист.  Он  способен  к  обобщающему  мышлению,  однако  в  любом  срезе
действительности находит противоположности, в его сознании существует раскол.
Это  типичный  представитель  современного  человека  с  его  симпатиями  и
антипатиями. Он член одной партии, которая выступает против других партий; он
болельщик одной спортивной команды против другой; он солдат своей армии, идущий
сражаться  против  другого  солдата,  которого  считает  врагом.  Разумный  человек
будущего сродни мудрецу, познавшему теорию Дао -  за пестротой вещей и явлений он
видит глубинное единство всего. Муравьев считал, что представление о том, что мир
состоит  из  отдельных  разрозненных,  пространственно  разделенных  вещей  -  это
удобная,  но  наивная  гипотеза,  которую  не  разделяют  выдающиеся  умы.  «На  место
этой концепции, не совместимой одинаково с углубленным философским монизмом и с
научным  учением  о  всеобщей  причинности,  ставится  убеждение,  что  нет
действительного  множества  абсолютно  отделенных  вещей,  но  каждая  связана  со
всем  миром,  и  постольку  является  как  бы  особым  выражением  или  именем
совокупности всех других вещей. Каждая вещь все время творит все вещи и вместе с
тем творима ими». В самом общем виде та монистическая система связей, которая
существует  между  элементами  различных  уровней  бытия,  показана  Бугаевым.  Его
монадологию  мы  рассмотрим  более  детально,  это  прекрасный  пример  системы
единства мира. А поскольку сама монадология является по определению достаточно
абстрактным  учением,  то  в  формулы,  принципы  связей  и  характеристики  монад
можно  подставить  любые  предметы,  вещи,  живые  существа  -  интерпретация  уже
зависит  от  нашего  прочтения.  Монадология  в  целом  провозглашает  системность
мира. Мир есть система монад, и все сущее, от первоэлемента-атома до господа Бога,
представляет  собой  монады  первого,  второго,  третьего  порядка.  Монада  есть  и
единица  субстанции  (первоэлемент  всякого  сложного  образования),  и  живой
активный  индивидуум.  Бугаев  провозглашает  иерархию  монад.  Их  порядок  идет  как
вниз,  так  и  вверх  до  бесконечности.  Вся  тотальность  монад  связана  друг  с  другом.
Единство  терминологии,  то  есть  использование  общего  названия  для  всех
наблюдаемых и мыслимых феноменов, свидетельствует о наличии общности между
ними. Системность, всеобщие связи простого и сложного, высшего и низшего, видимого
и  невидимого,  материального  и  духовного  -  вот  то  главное,  что  провозглашает
монадология.  Представим  себе,  что  атом,  молекула,  камень,  растение,  животное,
человек, Бог - все имеет одну природу, все они в чем-то равны. Все это восходящая, или,
если смотреть в обратном порядке, нисходящая лестница форм мирового бытия. Так
провозглашается принципиальный онтологический монизм, основанный на свойствах
всеобщей однородности, схожести. Феномены в чем-то главном коррелируют между
собой  -  простые  и  сложные,  высшие  и  низшие,  примитивные  и  сложные  -  все  есть
монады. Даже весь внешний мир представляет собой монаду по отношению к другим
монадам. Простые образуют сложные, сложные в свою очередь способны распадаться
на  простые.  Смысл  существования  всех  монад  состоит  в  движении  наверх,  в
стремлении  к  поднятию  самих  себя  и  подъему  других.  Все  монады  стремятся
развиваться,  совершенствоваться.  Они одарены  психической чувствительностью,  а
по существу мысли Бугаева даже и сознанием:
1.  Монада  есть  живая  единица,  живой  элемент.  Она  есть  самостоятельный  и
самодеятельный индивидуум. 
2. Она жива в том смысле, что обладает потенциальным психическим содержанием.
3. Психическое содержание и психизм не подлежат наблюдению по существу, а только
по внешним проявлениям. Они доступны только самой монаде.
4.  Психическое  содержание  в  своем  кинетическом  (деятельном)  моменте  может
быть  рассматриваемо  как  непосредственный  (интуитивный)  вывод,  синтез,
приговор, заключение, истолкование монадой внутренних фактов своего бытия и ее
отношений к другим монадам. Оно есть бытие монады для себя.
Чтобы  представить  мир  в  качестве  упорядоченного  целого,  Бугаев  ввел  триаду
«подмонада  -  монада  -  надмонада»  -  в  универсальную сетку, которая накладывается
на  любые  три  последовательные  уровня  бытия.  По  существу  синонимами  понятий
подмонада, монада, надмонада являются понятия монад первого, второго, третьего
порядков. При этом порядок монад  как вверх, так и вниз идет до бесконечности. Сам
Бугаев  приводит  следующий  пример.  Социальными  монадами  можно  считать
человека,  человечество,  государство;  биологической  монадой  -  живую  клетку;
химической  монадой  -  химический  элемент;  физической  монадой  -  физический  атом;
эфирной  монадой  -  эфирный  атом.  Если  человека  символически  считать  монадой
первого порядка, то клетка будет монадой второго порядка (подмонадой); частица  -монадой  третьего  порядка;  атом  -  монадой  четвертого  порядка.  Народ  или
государство  будет  монадой  первого  высшего  порядка  (надмонадой),  или  монадой
минус  первого  порядка.  Весьма  существенно,  что  психическое  содержание  монады
любого  уровня  выходит  за  рамки  индивидуального.  Оно  складывается  из  личного
(индивидуального) и коллективного, то есть конкретно той более сложной монады, в
состав которой входит более простая и которую мы только что назвали надмонадой,
или  монадой высшего порядка.  То есть  психика  подмонады  несет в себе  содержание
самой подмонады и монады, в состав которой она входит. Соответственно психика
монады  складывается  из  ее  индивидуального  самоощущения  и  самоощущения
надмонады.  То  же  положение  относится  и  к  сознанию.  Эта  система  бесконечна  по
своему масштабу.  Монада каждого комплекса живет своею индивидуальною жизнью,
жизнью ближайшего комплекса, следующего высшего комплекса и т.д. Конечная цель
деятельности монады -  снять различие между монадою и миром, как совокупностью
монад,  достигнуть  бесконечного  совершенства  и  стать  над  миром.  В  системе
монадологии  внешний  мир  по  отношению  к  человеку-монаде  является  надмонадой.
Представим  себе,  что  психический  микрокосм  каждого  человека  включает  в  себя
психический  макрокосм  ближайшего  окружения  (семьи,  трудового  коллектива),  а
через  связи  в  иерархии  монад  и  дальнего  окружения  (нации,  народа,  государства,
общества  в  целом).  Однако  в  каком  виде,  в  подсознательной,  сознательной  или
надсознательной  форме?  Здесь  нет  точного  или  однозначного  ответа.  Постулат
Бугаева  требует  интерпретации.  Еще  интереснее  внутренняя  устремленность
монад,  их  нацеленность  на  совершенствование.  Монада  низшего  развития,
проникнувшись  сознанием  монад  более  высокого  уровня,  приобретает  идеалы  и
стремится  к  ним,  совершает  работу  поднятия.  Монада  высшего  уровня  также
совершенствуется,  но  благодаря  своим  коллективным  качествам,  благодаря
стремлению  помочь  монадам  более  примитивным.  Она  осуществляет  работу
подъема. В работе поднятия и подъема, в учении и учительстве раскрывается любовь
монады к себе и к другим.
Совершенствование  монад и мира имеет конечною  целью  с  одной стороны поднять
психическое  содержание  монады  до  психического  содержания  целого  мира,  с  другой
целый мир сделать монадою.   Эти цели вытекают из общего побуждения монад снять
различие между миром и монадою и достигнуть для того и другой бесконечного блага.
При этом процессе однако не исчезает индивидуальность монад простых и сложных.
При  таком  взгляде  на  мировую  жизнь  получаются  все  выгоды  пантеизма  и
индивидуализма и устраняются все их недостатки.  Этические законы вытекают из
присущего  монадам  побуждения  к  бытию, деятельности,  благу и  совершенству,  как высшему  благу.

(далее см.  https://yadi.sk/i/kNvkU14r3NwWGU )
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1955
Репутация : 1064
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения