Замилова Р.Р. РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Перейти вниз

Замилова Р.Р. РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

Сообщение  Белов в Чт Окт 26, 2017 7:06 pm

История воспитывает личность. Желание знать свое прошлое, свои

корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима
для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа — человек, который может мыслить самостоятельно,
его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю. Уроки
истории воспитывают волю, учат бдительности [1]. Об исторических
героях написано несметное количество книг. В своих трудах Геродот,
Фукидид, Плутарх, А. Тойнби, Н.А. Бердяев и Э. Фромма размышляли
о творческой активности человека, его подвиге, героизме. Интерес к
жизни  и  деятельности  героических  личностей  никогда  не  угаснет,  а
наоборот,  каждый  исследователь,  представитель  творческой  сферы,
старался найти что-то новое, не замеченное, не раскрытое в поступках
исторических  личностей.  «История  оригинального  человека,  –  писал
Т. Карлейль, – достойна того, чтобы ее знать. Сила воли, вошедшая в
плоть и кровь существа, созданного одинаково с нами, имеет в себе
что-то привлекательное, так что мы сбегаемся со всех сторон, чтобы
быть свидетелями всех ее проявлений. О всяком человеке, который избрал себе особый путь жизни, уда бы, впрочем, этот путь ни привел, – и
прошел его с успехом, мы всего более стараемся узнать, как он совершил этот путь, и что ему на пути встречалось» [2, с. 263].
Конечно, исследователи ищут позитива в жизни и деятельности исторических  личностей,  чтобы  показать  их  образцами  нравственного
поведения, символами добродетелей, патриотами своей страны. Таковы
замечательные,  великие  люди,  биографии  которых  изданы  в  сериях
«Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизни в искусстве», «Пе-дагогическая  библиотека»,  «Философское  наследие»,  «Этическая
мысль». Но время от времени появлялись сочинения об исторических
личностях,  которые  представлялись  отрицательными  героями.  Такой
исторической личностью был граф Александр Калиостро, о котором
сочинялось много легенд, ходили невероятные слухи о его чудотворчестве. Т. Карлейль выбрал его героем для своего известного труда «Исторические и критические опыты». Вот как характеризует он Калиостро: «целитель всех болезней, восстановитель молодости, друг бедных и
беспомощных, гроссмейстер египетской ложи, заклинатель духов, великий кофта, пророк, фокусник и плут, лгун первой величины, знакомый со всеми тайнами лжи,- одним словом, царь лгунов» [2, с.  264].
Т. Карлейль  однозначно  утверждает:  «Биографии  всех  выдающихся
людей,  нравственны  ли  они  или  безнравственны,  заслуживают  быть
написанными»  [2,  с.  312]. Вероятно,  философ  исходит  из  того,  что
«безнравственное учит нравственному лучше и эффективнее, чем нравственность, без нравственности не было бы и нравственности», т.к. «в
великой книге истории самый крупный пасквиль находится в чудесной
связи с самим героическим событием.
Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни,
подражает им, воспитывается на их примере. Генезис изучения героического поведения восходит к Геродоту. Каждая эпоха, каждое поколение исследователей вносило свою лепту в понятие «герой» и «героическое». Действительно, жизнь великих исторических личностей не только многогранно, но и противоречива. Вместе с тем они вошли в историю как деятели социально-исторического процесса, как люди, изменившие ход истории. Таким человеком был, например, великий Сахибкиран – полководец Амир Темур.  «Говорят, – пишет И.А. Каримов –
что великие личности – это порождение истории, воскрешая в памяти
нелегкую жизнь нашего предка Сахибкирана. Это выражение можно
дополнить  следующими  словами:  «Великие  личности  рождаются  из
страданий нации, из боли народной, Амир Темур, видевший смысл своей  жизни  в  том,  чтобы «лечить  недуг  нации», стал  великим  сыном
нашего  народа»  [3]. Осмысление  хода  истории  неизбежно  вызывает
вопросы о роли в ней той или иной героической личности: изменила ли
она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что
случилось бы без этого деятеля? и т.п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли героической личности. В самом
деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится
он в тот или иной момент, вступит в брак с тем партнером или другим,
умрет рано или будет жить долго и т.п. С одной стороны, мы знаем
огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и переворотов)
не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства,  о  которых  сказано  далее,  когда  даже  мелочь  может  стать
решающей.
Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в
правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг. Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий
воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте
своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям.
Литература
1.  Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому. Т., 1997.
2.  Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: ЭКОМО,
2008.
3.  Каримов  И.А.  Без  исторической  памяти  нет  будущего //  Своё  будущее  мы
строим своими руками. Т. 7. Т., 1999.
 

Замилова Р.Р., ст. преподаватель (Наманган, Узбекистан)

«ВЕСТНИК Российского философского общества».
1(73), 2015.
avatar
Белов
Admin

Сообщения : 1456
Репутация : 782
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

http://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения