ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Мясников А.Г. «ЗАГНИВАЮЩЕМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНА ОЧИЩАЮЩАЯ ВОЙНА»?

Перейти вниз

Мясников А.Г. «ЗАГНИВАЮЩЕМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНА ОЧИЩАЮЩАЯ ВОЙНА»? Empty Мясников А.Г. «ЗАГНИВАЮЩЕМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНА ОЧИЩАЮЩАЯ ВОЙНА»?

Сообщение  Корнеев В.П. Пт Авг 25, 2017 8:15 pm

ФИЛОСОФСКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ КРИТИКА СОВРЕМЕННОЙ АПОЛОГИИ ВОЙНЫ


Ещё 5 лет назад, в канун 65-летия Великой Победы советского
народа над фашизмом, я с большой уверенностью говорил и писал, что
мы не должны начинать новых войн. «Войны не должно быть», . пи-
сал я и предупреждающе добавлял, . «готовься к празднику Победы .
готовься к войне»1.
И вот 1 марта 2014 года началась новая (как говорят, гибридная)
война . России против Украины, и всего Запада. В этот день Совет Фе-
дерации РФ разрешил Президенту РФ В.В. Путину применить воору-
жённые силы страны на территории соседнего государства2. После это-
го события прошёл почти год: Россия присоединила к себе Крым и
находится в условиях новой войны, т.е. в политической и экономиче-
ской изоляции от ведущих экономик мира, и в условиях информацион-


(1 Мясников А.Г. Можно и нужно ли судить победителей? Или победителей не
судят? // «…из Пензы в Москву и обратно…»: современная философская публици-
стика. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2012. . С. 196. 2 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 1 марта
2014 г. N 48-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на
территории Украины" // http://www.rg.ru/2014/03/05/voyska-dok.html)

ной самоизоляции: "мы в окружении врагов, которые хотят нас уни-
чтожить".
Это долгожданный триумф идеологов имперского "оборонного со-
знания", триумф российских государственников-традиционалистов,
триумф Военно-промышленного комплекса и спецслужб, и многих дру-
гих субъектов, прямо заинтересованных в войне и её обслуживании.
Большинство из них глубоко впитали в своё самосознание гегелевскую
идею XIX века: "загнивающему обществу нужна очищающая война".
Воспитанные на имперской идеологии "непрекращающейся борьбы
наших против не наших", современные российские идеологи войны
давно "почуяли", что их главным внутренним врагом является "потре-
битель", а внешним врагом − "производитель потребляемой продук-
ции". Эти два врага составляют то самое "потребительское общество",
которое не хочет воевать, и откровенно чихает и сплёвывает на любую
милитаризацию.
"Потребительское общество" хочет радоваться жизни без войны,
без насилия и без границ. И такое общество начало складываться в Рос-
сии в конце 90-х годов прошлого века. Оно начало быстро расти в ну-
левые годы и уже к концу 2013 года (после вступления в ВТО) многие
россияне почувствовали себя очень сытыми, хорошо одетыми, знаю-
щими вкус и толк во многих вещах. Если бы так пошло и дальше, то
российское общество окончательно превратилось бы в "потребитель-
ское болото", которое бы засасывало в себя всё больше и больше бюд-
жетных ресурсов. Это предвидение идеологов войны и служителей
ВПК было настолько ясным и пугающим, что уже нельзя было не
начать новую войну ради очищения, оздоровления и спасения России,
ради сохранения "Русского мира", гибнущего в пучине буржуазного
потребительства и эгоизма.
Тут сразу всколыхнулись и полузасыпающие коммунисты, и бре-
дящие националисты, и страдающие от несвоевременности традицио-
налисты, короче, все, кто мечтал о гораздо большем, − о причастности к
великому делу. Они дождались! Война началась, она идёт, военные
сводки каждый час передают по всем государственным СМИ. Вот
только с кем война? Да, пожалуй, с самими собой, с бывшим братским
народом Украины
− Да, нет же! − не переставая, кричат официальные пропагандисты,
− за новой украинской властью стоят натовцы, а значит, мы воюем с
проклятым Западом, а не с братьями!
Чем ближе мы будем подходить к 70-летию Великой Победы, тем
агрессивнее и наглее будет победная риторика, оправдывающая новую
войну. Бесчисленные вахты памяти по всей России будут погружать
новые поколения россиян в героическое прошлое, до предела усиливая
военно-патриотические настроения и готовность вновь взять в руки
оружие и дружно броситься на ненавистного врага.

Вернёмся к гегелевской мысли о том, что загнивающему обществу
нужна очищающая война. Современный немецкий философ Хаймо Хо-
фмайстер приводит три основных аргумента, объясняющих эту мысль1.
1) Война порождает общественную солидарность, она позволяет
преодолеть дезинтеграцию, разобщенность членов общества. При этом
она ослабляет корыстный, себялюбивый дух буржуазно-
потребительского общества, а также усиливает бескорыстное служение
обществу, возрождает традиционные идеалы мужества, героизма и са-
моотверженности.
2) Война ослабляет опасные противоречия между властью как си-
стемой легализованного насилия и народом; особенно в период эконо-
мических кризисов война позволяет скрыть бездарность действующих
политиков и их неспособность проводить назревшие реформы.
3) Война заставляет её участников задуматься о главном, − об об-
щих смыслах жизни, об общем благе. Она очищает сознание от всякого
«мусора», случайных и малозначимых интересов; она закаляет волю к
жизни через ясное осознание близости и непредсказуемости смерти.
Все указанные аргументы мы легко можем применить к современ-
ному российскому обществу, и тяжело вздохнув, сказать:
− Наши предки без конца воевали, значит, и мы должны воевать.
С помощью титанических усилий гос. пропаганды и агитации в об-
щественном сознании надувается идеологический монстр − традицион-
ный стереотип под названием «Наши предки без конца воевали, значит,
и мы должны воевать».
Смысл этого «монстра» очевиден: он оправдывает любую совре-
менную войну, и более того, она не только нацеливает общество на
подготовку к войне, но и обязывает воевать. Эта обязанность воевать,
возмутительна для человеческого разума, а тем более для россиян, пе-
реживших две мировых войны и потерявших на них почти 30 миллио-
нов человеческих жизней, но оставим пока наши справедливые эмоции,
и обратимся к рационально-логическому анализу этого рассуждения.
Что оно собою представляет? Это сокращённый силлогизм, кото-
рый нам нужно восстановить, а затем проанализировать его содержа-
тельную основательность и логическую правильность.
Нам дана 1 посылка: «Наши предки без конца воевали»
2 посылка (пропущенная) «Мы должны во всём следовать нашим
предкам»
И дано заключение: «Мы должны воевать (без конца)».
Будет ли восстановленная посылка («Мы должны во всём следо-
вать нашим предкам») истинным суждением? Вернее, можно ли согла-
ситься с этим требованием? Я с ним не могу согласиться. При всём мо-
ём уважении к нашим общим предкам и лично моим, я не считаю, что

(1 Хофмайстер Х. Воля к войне, или бессилие политики. Философско-
политический трактат. − СПб., 2006. С. 144-147.)

сейчас нужно повторять всё то, что они делали, и считать это образцом
для подражания. Это глупо, ведь жизнь меняется, да и сами наши пред-
ки понимали, что нужно стремиться к лучшему, и именно ради этого
лучшего будущего они совершали много разных усилий, в том числе и
много ошибок, преступлений, и героических подвигов и доблестных
побед. Ведь дедушки и бабушки не желают, чтобы внуки совершали их
ошибки, и обычно советуют учиться на чужих ошибках.
Итак, пропущенная посылка представляется мне не достоверной,
ложным требованием, а значит, и вывод не будет с достоверностью вы-
текать из данных посылок. Почему?
Во-первых, первую посылку можно считать истинным суждением,
основанным на фактах нашей отечественной истории. Но она является
суждением о сущем, (о том, что было), а вывод представляет собой
суждение о должном. Правила логики запрещают совершать прямой
переход от сущего к должному, так как здесь мы попадаем под так
называемую «гильотину Юма»1.
Во-вторых, вторая («Мы должны во всём следовать нашим пред-
кам») посылка является суждением о должном, и из неё можно было бы
сделать переход к нашему заключению, но эта посылка очевидно, явля-
ется ложной, и из неё нельзя получить достоверный вывод. Следова-
тельно, данное рассуждение нельзя считать достоверным выводом. Из
этого я могу заключить: должны ли мы воевать или не должны − это
определяется самими людьми, с учётом их жизненных интересов, и в
соответствие с принятыми морально-правовыми обязательствами перед
другими людьми.
В XXI веке говорить о долге воевать с другими людьми просто не
прилично. Это будет проявлением негуманного, варварского мышле-
ния. О войне сейчас можно говорить лишь как о вынужденной мере
пресечения чужой агрессии, когда исчерпаны все другие способы её
ограничения, например, дипломатические, экономические, нравствен-
но-религиозные и др.
Несмотря на эти разумные аргументы против войны, я наблюдаю
актуализацию этого стереотипа в современном российском обществе с
помощью целенаправленной и выборочной активации исторической
памяти народа. Акцентирование военной истории страны как истории
непрерывных героических побед должно убедить современных росси-
ян, и прежде всего, новые поколения в необходимости борьбы за неза-
висимость своей страны, которая, как и прежде, находится в окружении
коварных и кровожадных врагов.
Для актуализации этого стереотипа обычно используются различ-
ные формы военно-патриотического воспитания, предназначенного
подготовить молодых людей к самопожертвованию ради интересов

(1 Максимов Л. «Гильотина Юма»: pro et contra // Режим доступа:
http://www.intelros.ru/readroom/yeticheskaya-mysl/e12-2012/22692-gilotina-yuma-proet-
contra.html)

государства. Так, избирательное обращение к отечественной истории
позволяет выделять героические победы и прославлять самоотвержен-
ность наших предков, превращая их деяния в идеальные образцы для
подражания. Так как все люди смертны, то взрослому человеку важно
«умереть со смыслом», например, за «Русь-матушку», «за веру, царя и
отечество», «за братьев славян», «за Родину», «За Сталина», ради свет-
лого будущего, ради потомков, которые «никогда не забудут твоего
подвига».
Такая морально-психологическая мотивация парализует собствен-
ный разум человека, нацеленный на продолжение собственной жизни и
на реализацию собственных, частных интересов. Эта парализация осу-
ществляется с помощью почти принудительного (коллективного) под-
чинения частных интересов человека общим, государственным интере-
сам. И это характерно для большинства традиционных, авторитарно-
деспотических обществ.
В завершении хотел бы обратить внимание на ключевую мысль
упомянутого немецкого философа Х. Хофмайстера о том, что война
всегда является результатом политики, точнее, бессилием политиков, и
современные войны заслуживают всяческого презрения и неумолимого
наказания их зачинщиков.

Мясников А.Г., д.ф.н., проф. ПГУ, председ. Пензенского отд. РФО
(Пенза)
Корнеев В.П.
Корнеев В.П.
Пользователь

Сообщения : 122
Репутация : 102
Дата регистрации : 2017-04-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения