ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Жилински К. История астрологии

Перейти вниз

Жилински К. История астрологии Empty Жилински К. История астрологии

Сообщение  В.П.Николаев Пт Окт 27, 2017 1:19 am

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это - книга об истории идеи, идеи одновременно простой и глубо­
кой, которая прослеживается во многих культурах и религиозных на­
правлениях. Эта идея - в том, что человек, так или иначе, соотносится,
органически связан, с окружающей его Вселенной. Эта идея не так уж
необычна, и в наши дни она все так же присутствует в некоторых науч­
ных и философских кругах. Но, что .касается определенных ранних ци­
вилизаций, тогда пути развития этой идеи были особенными и непред­
сказуемыми. Считалось, что между человеком и Небесами есть взаимо­
связь, при правильном понимании которой можно получить ключ к
характеру человека и его судьбе. Изучение этой взаимосвязи было сутью
такой науки, как астрология. С самого начала предметом спора являлось
то, обладают ли небесные тела некой силой, влияющей на человеческую
судьбу, или они просто служат знаками на ее пути. Отличительной чер­
той этой идеи было то, что она не предназначалась для того, чтобы
стать основой философского течения в обычном смысле, но стала от­
правным пунктом системы, которая являлась технической, математиче­
ской, и, на уровне своего времени, научной. Сейчас уже невозможно
сказать, каким образом связь между человеком и звездами приобрела
свое математическое выражение - комплексной системы геометриче­
ских взаимодействий. История астрологии подобна отдаленному ланд­
шафту, когда хорошо заметны лишь выдающиеся его черты, а отдельные
детали смазаны, или затенены. Главная загадка - когда, и каким образом
возникли многие из ее ключевых доктрин. Установлено, что рождение
астрологии связано с концепцией сферической модели неба, но кто бы­
ли те люди, что вывели ее правила, и каковы были принципы, которыми
руководствовались эти люди, история не сохранила.
Очень часто выдвигались утверждения, что астрология принадле­
жит глубокой древности, и что она существовала в развитой форме уже
5000 лет назад у таких цивилизаций, как Египетская и Месопотамская.
Сущность астрологии заключается в возможности вычисления конфи­
гураций неба для любого желаемого мгновения, преимущественно -
момента чьего-либо рождения. Только при условии использования пра­
вил математической астрономии возможно определить местоположение
Солнца, Луны, планет и знаков Зодиака в определенный момент. Следо­
вательно, то, что настоящая астрология не могла существовать и не су­
ществовала до возникновения такой науки, как математическая астро­
номия, является аксиомой. Эта наука развилась не ранее, чем в пятом
веке нашей эры, на закате Вавилонской цивилизации, и приобрела свою
6 Предисловие
геометрическую составляющую два, или три века спустя, благодаря
Греческим математикам. Поэтому, астрология гороскопа, а также карта
неба и связанные с ней вычисления, на которых основан гороскоп, по
своему характеру - Греческие, хотя и базируются на более ранней Ва­
вилонской основе. В древнем Египте не было равноценной системы ма­
тематической астрономии. Астрология родилась в эру Эллинов, когда
обретали форму и другие доктрины, а также философские направления.
В древности астрология получила распространение на Ближнем Востоке, а
в начале средних веков пришла в Европу вместе с Исламской традицией.
Астрология обладает двумя характерными чертами: целостностью и
многообразием. Она сложилась, как система к первому веку нашей эры,
и лишь очень немногое даже в современной астрологии показалось бы
новым специалисту тех времен. Методы, при помощи которых опреде­
ляется положение небесного тела, а также толкование этого положения
следуют тем же самым принципам, которые впервые возникли почти
2000 лет назад, и никогда значительно не изменялись. С другой сторо­
ны, возникнув, как языческая наука, она всегда обладала ощутимым ре­
лигиозным оттенком. Она доказала свою совместимость как с ранними
религиозными мистериями, так и с философией Неоплатоников, а также
Исламской и Христианской теологией, а также оккультизмом Ренессан­
са. Эта совместимость достойна нашего внимания, поскольку она гово­
рит о том, что астрология избежала смерти, так как своим возникнове­
нием обязана некой вечной человеческой потребности. Легко можно
найти такой довод, как то, что мотивом ее возникновения было просто
желание заглянуть в будущее, но астрология всегда предоставляла та­
кую интеллектуальную информацию, которую едва ли можно сравнить
с предсказанием, или гаданием на хрустальном шаре. Историческая
роль астрологии заключается в том, что она срывает пелену с социальных и
интеллектуальных аспектов истории в науке, религии, философии, полити­
ке и искусстве. Астрология была тем зеркалом, в котором отражался из­
менчивый дух каждого века, интеллектуальным исследованием, к которому
едва ли кто-нибудь из классических мыслителей, умов средневековья или
Ренессанса оставался равнодушным. Она претерпела необычный про­
цесс демократизации, из религиозного, королевского, политического
искусства превратившись в универсальное руководство к познанию че­
ловеческого характера. Ее кончина под натиском новой науки семна­
дцатого столетия казалась логичной и окончательной, но древняя идея о
связи человека и Космоса оказалась сильнее логики, хотя, возможно, ас­
трология никогда не вернет себе прежнее положение в потоке интеллек­
туальной информации. Тем не менее, она веками пользовалась преиму­
ществами своего положения полу-религии - полу-науки, и в этой книге
нами сделана попытка осветить некоторые причины этого.


Глава первая
Вавилон:
рассвет АстрологииСвященные писания
Место - Ниневия, столица Ассирийской Империи, время - 672 год
до Рождества Христова. Ассаргадон, великий царь, покоритель Египта,
в то время - самый могущественный человек в мире, знает, что его
смерть близка, и сокрушается о будущем своей великой империи.
Его здоровье оставляет желать лучшего, его выводят из себя поли­
тические интриги, и в большей степени - предзнаменования и знаки,
особенно небесные - затмения и падающие звезды. Он - религиоз­
ный и очень суеверный человек, его ум хранит ужас, связанный с
событиями его юности, когда его отец Сеннахериб был убит братья­
ми Ассаргадона, в результате чего началась гражданская война. Те­
перь царь желает предотвратить подобные бедственные события, он
созывает совет, на котором будут присутствовать не только его ми­
нистры и придворные, но также предсказатели и духовные лица. Эти
люди - «умману», «эксперты» или «ученые», были необыкновенно
влиятельными в эпоху Месопотамских цивилизаций, объединяя в
одном лице роли священника и ученого, и без их ежедневных сове­
тов царь не совершал ни одного действия, касающегося государства.
8 Глава Первая
И теперь Ассаргадон и эти советники создают схему для обеспече­
ния безопасного будущего; один из его сыновей, Ашурбанипал, будет
владеть троном Ассирии, в то время, как другой, Шамаш-шумуким,
будет правителем в Вавилоне. Один из советников царя одобрил
план такими словами:
«Ваше Величество совершили на земле то, что не может
быть совершено даже на Небесах... Вы облекли Вашего младшего
сына королевскими регалиями и поставили его на царство в земле
Ассирии. Вашего старшего сына Вы сделали царем Вавилона. Сле­
ва и справа, куда ни бросишь взгляд, противники Вашего Величе­
ства из менее великих царей говорят, что царь сотворил благо
для Ассирии. И теперь Бог Асур даровал Вам мир от места, где
восходит Солнце, до того места, где оно садится. Смотрите на
Ваших прекрасных сыновей, и пусть Ваше сердце радуется».
И этот план, действительно, был успешным - некоторое время.
Когда в 669 г.до н.э. Ассаргадон умер, его завещание соблюдалось
неукоснительно, и шестнадцать лет братья правили в согласии. Но
затем, по неизвестным причинам, началась междоусобная воина, и
Ашурбанипал повел войска против своего мятежного брата, который
погиб впоследствии в 648 г. до н.э., во время резни в горящем Вави­
лоне. Тем не менее, годы мира доказали правоту советников и пред­
сказателей, поэтому Ассаргадон поступил мудро, поверив им. Тра­
гическое повторение конфликта было обусловлено испорченной
природой сыновей, в чем нет вины предсказателей. Так или иначе,
советники в значительной степени лишились влияния, и Ашурбани­
пал заявил, что, при обучении управлению царством, он «овладел
тайной мудростью... позволяющей толковать предзнаменования Не­
бес и Земли...и принимать участие в советах «имману».
Что именно делали «имману», и почему они стояли у истоков
истории астрологии? Ответы на эти вопросы можно получить, сло­
жив вместе отрывки из тысяч текстов-предсказаний, собранных са­
мим Ашурбанипалом для библиотеки его царства в Ниневии между
660 и 630 гг. до н.э. Задача этих специалистов, этих ученых-
исследователей, состояла в том, чтобы изучить лик природы для то­
го, чтобы сперва найти значимые отметки, а затем выяснить, каково
их следствие; после всего требовалось вникнуть в смысл значения
полученного. В число рассматриваемых вещей входили: траектории
полета птиц, внутренности принесенных в жертву животных, дви­
жение масла, пролитого в воду, и, помимо этого, возможно, небес­
ный свод - соединения, затмения, пульсирующие звезды, свечения.
Вавилон: Рассвет Астрологии 9
кометы, формы облаков и тому подобное. Из руководств предсказа­
телей мы знаем, почему они таким образом исследовали природу;
это происходило благодаря их верованию в то, что боги наделили
природу и Небеса особыми знаками для того, чтобы предупредить
человечество о грядущих событиях, хороших и плохих, таким обра­
зом дав человеку шанс повлиять на будущее. Небо и природа были
страницами, на которых боги писали свои законы на чудесном, но
обладающем системой, языке. Один из ученых написал: «Знаки на
Земле, так же, как и знаки на Небесах, служат для нас сигналами».
«Небо и Земля дают нам предзнаменования; кажущиеся отделенны­
ми друг от друга, они не разделены, Небо и Земля едины».
Таким образом, в Месопотамии существовала мысль о близкой
связи божественной реальности и реальности природы и человека.
Более того, существовала обретенная мудрость, свод правил, наука,
при помощи которой можно было познать эту связь, и эта наука бы­
ла областью действия «имману». Но на этой стадии «имману» были
исключительно царскими советниками; ни их особая мудрость, ни
изучаемые события не касались всех людей, а лишь царя. Предзна­
менования относились к его действиям, его семье, его врагам, его
царству, его урожаю и тому подобному. Здесь, вне сомнений, содер­
жится зерно доктрины о связи микрокосма и макрокосма, но эта
связь была ограничена и сфокусирована на личности царя. Почему
это было так? В Месопотамии считалось, что царь поддерживает
божественный мировой порядок, являясь представителем богов на
Земле. Мудрость и правление царя на Земле были отражением тако­
вых, присущих богам в отношении всей Вселенной. Для равновесия
в мирском царстве требовалась чистота царя, его усердное следова­
ние моральным и религиозным нормам. Хорошей иллюстрацией
этого принципа служит тема Священного Древа, за которым ухажи­
вает сам царь, и которое соединяет Небеса и Землю. Конечно, все
понимали, что царь, будучи человеком, может часто совершать
ошибки в своих суждениях, или поступках, и эти царские прегреше­
ния в действительности нарушали божественный порядок, являясь
причиной возмездия богов. Но, что существенно, это возмездие не
приходило без предупреждения. Боги использовали сны, предзнаме­
нования и знаки для того, чтобы предостеречь царя от ошибок и
опасности. Здесь наступал черед «имману»: их обязанностью было
обнаружение таких знаков природы, всего, что выходило за рамки
нормы, поскольку в данной традиции любые отклонения могли
иметь какое-либо значение. Еще одна их роль была в том, чтобы,
10 Глава Первая
при помощи ритуалов, которые должны очистить царя от грехов и
устранить предзнаменования, сообщить ему о надлежащем решении.
Откуда взялись эти идеи о космическом царстве, и мудрость для
их истолкования? Месопотамская традиция, а именно тексты из биб­
лиотеки Ашурбанипала, рассказывает нам о божественных учителях,
в древние времена посетивших Землю, и давших людям науку, фи­
лософию, закон и другие знания. Высказывания ученых Месопотамии о
том, что их наука дана божественными учителями, перекликаются с
Греческими верованиями в Гермеса и Египетским культом Тота.
Важность «имману» и сущность их эзотерической деятельности
также находит независимое подтверждение в отдельных отрывках
Ветхого Завета, касающихся того времени, когда Израильтяне имели
достаточную возможность изучать эти культы. Хорошо известно
презрительное высказывание Исайи о Вавилонских астрономах и
предсказателях (Исайя 47:12-13), еще более яркие очерки встреча­
ются в Книге Даниила (Даниил 5:11-12):
«Есть в Вашем царстве человек, наделенный духом богов, че­
ловек, который во времена Вашего отца был известен, как обла­
дающий ясным пониманием и божественной мудростью. Царь На­
вуходоносор, Ваш отец, поставил его во главе магов, экзорцистов,
астрологов и предсказателей. В этом Данииле явно присутству­
ет дух, знание и понимание, он обладает даром толкования снов,
разгадывания загадок и снятия чар».
Это - замечательное свидетельство, говорящее о действиях первых
астрологов, «умману»; оно подтверждает веру в эзотерическое учение,
имеющее божественное происхождение, позволявшее им толковать зна­
ки, оставленные богами на лике природы; библейский образ «письмен на
стене» во дворце Навуходоносора является, фактически, буквенным
выражением этой доктрины. Тогда каким образом эти принципы
космического царствования и имеющие высшую божественную природу
знамения, приняли форму прото-астрологии в Месопотамии?

(далее см. https://yadi.sk/i/Xg35685H3P8gq8 )
В.П.Николаев
В.П.Николаев
Пользователь

Сообщения : 341
Репутация : 285
Дата регистрации : 2016-03-19

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения