Навигация


 Публикации в сети


 Вернуться к форуму

ЖИЗНЬ и МироВоззрение    

Этимология и смысл слова ЧЕЛОВЕК

Белов | Опубликовано Ср Апр 13, 2022 2:25 am | 130 Просмотров


ЧЕЛОВЕК — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый". Этимологический словарь Крылова

 



ЧЕЛОВ’ЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж.

Толковый словарь Ушакова


 

ЧЕЛОВЕК Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний».

Этимологический словарь Шанского

 

 

ЧЕЛОВЕК — челове́к род. п. -а; диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, обоянск.; укр. чоловíк "муж, супруг", блр. челове́к, др.-русск. человѣкъ, ст.-слав. чловѣкъ ἄνθρωπος, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словен. člóvẹk, род.

Этимологический словарь Макса Фасмера

 


ЧЕЛОВЕК. Слово čełovĕkъ (ср. čьlovĕkъ, človĕkъ) сопоставляется с литовск. kíltis и kiltís `род' (ср. kílti `подниматься', `возникать'; kélmas `ствол дерева') и vaikas `мальчик', `сын', лит. — жем. vaĩkis `слуга', др. прусск. wayklís `сын', waix `слуга'.

Историко-этимологический словарь

 

 

ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою — это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени.

Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом;

человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его — вечность, закон — совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его — царство Божие, закон — духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его.

 || Служитель, прислуга, лакей или комнатный. Эй, человек, подай, трубку! Человек Божий, пророк, избранец. Божий человек, святой, праведной жизни;

 || юродивый, божевольный.

 

В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

 

 

ЧЕЛОВЕК – человек I м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. || Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением).

Толковый словарь Ефремовой

 



ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «Ч. — это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Новейший философский словарь

 


Челов’ек — творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт.1:26 -27; Быт.2:7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет.2:11), он не много умален пред ними (Пс.8:6).

Библейский словарь Вихлянцева

 

 

ЧЕЛОВЕК — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

Медицинская энциклопедия

 

 

ЧЕЛОВЕК - Этимология]. Оно происходит от протоиндоевропейского корня *man - (см. санскрит/авестийский manu-, славянский mǫž "человек, мужчина"). Славянские формы (русский муж "мужчина, мужчина" и т. Д.) происходят от суффиксного стебля *man-gyo -.

en.wikipedia.org

 

 

Анатолий Мармазов  К этимологии слова человек

 

Выскажем свою собственную версию. Вторая часть рассматриваемого слова, возможно, восходит к санскритскому «vac» ("а" с умляутом)-  речь, голос, звук или «vac» (P. pr. «vakti»— II, «vacate») - говорить, от которых, кстати, осталось до сих пор существующее слово «вякать» - говорить.  От них же и древнее  «вече». В первой  части слова «человек» (человече) спрятано слово «sol, сoл» - солнце. Это предположение не так уж невероятно, если вспомнить, что в  кириллице буква «Ч» могла изображаться  как древнегреческая буква "y"«гамма), которая произносится как русское «г». Таким образом «чел-о» может соответствовать «гел-о, гелиос» - солнце, более того, если перевернуть первую букву санскритского слова «heli» -  солнце, то получим как раз букву «ч». Поэтому отдельное слово «чело» - лицо соответствует слову «лик», которое, в свою очередь,  не так уж далеко от слова «блик». Здесь мы не можем не остановиться на разъяснении деятельности так называемых составителей  алфавитов: древнегреческого, латинского и славянского.  Создается впечатление, что они сделали все возможное, чтобы разделить некогда единый язык, а иначе, зачем одним и тем же знакам придавать разные фонетические соответствия? Так, например, знак «с» соответствует в разных языках русским звукам  «с», «к», «ч» и т.д.  Впрочем, филологи объясняют это явление естественным развитием языков. Более того, некоторые знаки при повороте могли обозначать уже другую букву. Все это приводило не только к созданию новых слов, но и к существенному изменению фонетики старых.  Так, например, переворот прописной буквы «в» в слове «враг» дал не только прописную букву «д», но и «новое» слово «друг». Что самое интересное, в санскрите «враг» - это «druh».  А «druh» - это «враг»… Интересно, а кем тогда были Кирилл с Мефодием? И какой «языческий» алфавит на Руси был до них? Осталась только память про «черты с резами»… А какими были они? Неужто как в санскрите?
Таким образом, слово «человек» (hel-o-vac, sol-o-vac) может означать   «говорящий с солнцем» или «обращающийся с молитвой к  солнцу».  В этом отношении оно весьма близко к слову «славен, словен, сла-ван» - славящий, восхваляющий лес и воду,  а через них солнце. «Van» в санскрите – любить, стремиться к,  «vana» - лес, роща, вода.  А «sla, slo» является метатезой слова «sol» - солнце.  Поэтому слово «словен» - славянин,  через слово «словак» - славянин,  явно сближается со словом  «cluovak»  -  человек.

 

https://proza.ru/2015/02/28/1271

 

 

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

белый человек

бремя белого человека

большой человек

будь человеком

вирус иммунодефицита человека

вирус папилломы человека

всё для человека, всё во имя человека

всё для человека, всё для блага человека

гнилой человек

деловой человек

есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы

как честный человек (обязан жениться)

ловцы человеков

любимый человек

маленький человек

молодой человек

не последний человек

новый человек

обычный человек

полтора человека

права человека

простой советский человек

пустой человек

русский человек

семейный человек

скользкий человек

снежный человек

человек настроения

человек прямоходящий

человек разумный

человек с большой буквы

человек умелый

человеку свойственно ошибаться

чудак-человек

 

 

Пословицы и поговорки:

 

все мы люди, все мы человеки

человека выручи, а он тебя выучит

ты человека выручи, а он тебя выучит

человек человеку волк

человек человеку брат

человек человеку человек

человек — это звучит гордо

 

 

Е.И. Классен «Беда современного языкознания в том, что во главе угла – человек. Но разве он был вначале? Разве сначала словесное стадо, а затем Пастух, Слово?»

 

 

…в известном «Полном славянорусском словаре» протоиерея Григория Дьяченко читаем: «Самое славянорусское название «человек», по исследованию профессора Казанской Духовной Академии А. Некрасова (в «Православном Собеседнике»), образовалось из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, – следовательно, – указывает на дар слова как на отличительную способность человека».

Василий Ирзабеков

Источник: «Благовест», Самара

https://pravoslavie.ru/37370.html

 

 

 

Об авторе