ЧЕЛОВЕК — Это слово не имеет общепринятой этимологии. По одной из версий человек составлено из двух компонентов: чело и век; чело имело значение "верх", "высшее качество", а век – "сила" (см. увечить), что в сумме, вероятно, давало "обладающий полной силой", "взрослый". Этимологический словарь Крылова
ЧЕЛОВ’ЕК, человека, в знач. мн. употр. люди (человеки — ·устар. и ·шутл., ·косв. человек, человекам и т.д. — только в сочетании с ·колич. словами), ·муж.
Толковый словарь Ушакова
ЧЕЛОВЕК Общеслав. Сложение (с помощью соединит. гласной о) *čel- и *věkъ, в котором первая часть имеет значение «член рода или семьи» (см. челядь), а вторая — «здоровье, сила» (см. век). Человек буквально — «член рода или семьи, исполненный силы» > «совершеннолетний».
Этимологический словарь Шанского
ЧЕЛОВЕК — челове́к род. п. -а; диал. челэ̀к, дмитровск., чилэ̀к, обоянск.; укр. чоловíк "муж, супруг", блр. челове́к, др.-русск. человѣкъ, ст.-слав. чловѣкъ ἄνθρωπος, болг. члове́к, чове́к, челя́к, чиля́к, сербохорв. чо̀вjек, чо̏вjек, словен. člóvẹk, род.
Этимологический словарь Макса Фасмера
ЧЕЛОВЕК. Слово čełovĕkъ (ср. čьlovĕkъ, človĕkъ) сопоставляется с литовск. kíltis и kiltís `род' (ср. kílti `подниматься', `возникать'; kélmas `ствол дерева') и vaikas `мальчик', `сын', лит. — жем. vaĩkis `слуга', др. прусск. wayklís `сын', waix `слуга'.
Историко-этимологический словарь
ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою — это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени.
Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом;
человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его — вечность, закон — совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его — царство Божие, закон — духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его.
|| Служитель, прислуга, лакей или комнатный. Эй, человек, подай, трубку! Человек Божий, пророк, избранец. Божий человек, святой, праведной жизни;
|| юродивый, божевольный.
В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
ЧЕЛОВЕК – человек I м. 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. || Носитель каких-либо качеств, свойств; личность (обычно с определением).
Толковый словарь Ефремовой
ЧЕЛОВЕК — фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. — это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «Ч. — это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.
Новейший философский словарь
Челов’ек — творение Бога по Его Собственному образу и подобию (Быт.1:26 -27; Быт.2:7), мужчина (см.). Хотя человек во многом уступает Ангелам (2Пет.2:11), он не много умален пред ними (Пс.8:6).
Библейский словарь Вихлянцева
ЧЕЛОВЕК — (Homo sapiens) высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.
Медицинская энциклопедия
ЧЕЛОВЕК - Этимология]. Оно происходит от протоиндоевропейского корня *man - (см. санскрит/авестийский manu-, славянский mǫž "человек, мужчина"). Славянские формы (русский муж "мужчина, мужчина" и т. Д.) происходят от суффиксного стебля *man-gyo -.
en.wikipedia.org
Анатолий Мармазов К этимологии слова человек
Выскажем свою собственную версию. Вторая часть рассматриваемого слова, возможно, восходит к санскритскому «vac» ("а" с умляутом)- речь, голос, звук или «vac» (P. pr. «vakti»— II, «vacate») - говорить, от которых, кстати, осталось до сих пор существующее слово «вякать» - говорить. От них же и древнее «вече». В первой части слова «человек» (человече) спрятано слово «sol, сoл» - солнце. Это предположение не так уж невероятно, если вспомнить, что в кириллице буква «Ч» могла изображаться как древнегреческая буква "y"«гамма), которая произносится как русское «г». Таким образом «чел-о» может соответствовать «гел-о, гелиос» - солнце, более того, если перевернуть первую букву санскритского слова «heli» - солнце, то получим как раз букву «ч». Поэтому отдельное слово «чело» - лицо соответствует слову «лик», которое, в свою очередь, не так уж далеко от слова «блик». Здесь мы не можем не остановиться на разъяснении деятельности так называемых составителей алфавитов: древнегреческого, латинского и славянского. Создается впечатление, что они сделали все возможное, чтобы разделить некогда единый язык, а иначе, зачем одним и тем же знакам придавать разные фонетические соответствия? Так, например, знак «с» соответствует в разных языках русским звукам «с», «к», «ч» и т.д. Впрочем, филологи объясняют это явление естественным развитием языков. Более того, некоторые знаки при повороте могли обозначать уже другую букву. Все это приводило не только к созданию новых слов, но и к существенному изменению фонетики старых. Так, например, переворот прописной буквы «в» в слове «враг» дал не только прописную букву «д», но и «новое» слово «друг». Что самое интересное, в санскрите «враг» - это «druh». А «druh» - это «враг»… Интересно, а кем тогда были Кирилл с Мефодием? И какой «языческий» алфавит на Руси был до них? Осталась только память про «черты с резами»… А какими были они? Неужто как в санскрите?
Таким образом, слово «человек» (hel-o-vac, sol-o-vac) может означать «говорящий с солнцем» или «обращающийся с молитвой к солнцу». В этом отношении оно весьма близко к слову «славен, словен, сла-ван» - славящий, восхваляющий лес и воду, а через них солнце. «Van» в санскрите – любить, стремиться к, «vana» - лес, роща, вода. А «sla, slo» является метатезой слова «sol» - солнце. Поэтому слово «словен» - славянин, через слово «словак» - славянин, явно сближается со словом «cluovak» - человек.
https://proza.ru/2015/02/28/1271
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
всё для человека, всё во имя человека
всё для человека, всё для блага человека
есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы
как честный человек (обязан жениться)
человеку свойственно ошибаться
Пословицы и поговорки:
человека выручи, а он тебя выучит
ты человека выручи, а он тебя выучит
Е.И. Классен «Беда современного языкознания в том, что во главе угла – человек. Но разве он был вначале? Разве сначала словесное стадо, а затем Пастух, Слово?»
…в известном «Полном славянорусском словаре» протоиерея Григория Дьяченко читаем: «Самое славянорусское название «человек», по исследованию профессора Казанской Духовной Академии А. Некрасова (в «Православном Собеседнике»), образовалось из «селовек» или «словека», т.е. существо словесное, – следовательно, – указывает на дар слова как на отличительную способность человека».
Источник: «Благовест», Самара
https://pravoslavie.ru/37370.html