Навигация


 Публикации в сети


 Вернуться к форуму

ЖИЗНЬ и МироВоззрение    

Мировоззренческий смысл названий дней недели

Корнеев В.П. | Опубликовано Вс Июл 24, 2022 2:22 am | 92 Просмотров


 

В статье «Дни недели» сайта О жизни слов (Этимология и история русского языка)

Написано:

 

«Если вдуматься в смысл названий дней недели, можно ощутить в них некоторую спутанность. В самом деле: второй день называется вторником, четвертый – четвергом, пятый – пятницей; тут все логично. Но почему третий день называется средой, то есть «серединой»? Ведь середина семидневной недели – четверг!

Данное обстоятельство вызвало к жизни гипотезу о том, что у славян до принятия христианства была своя неделя, исконная, состоявшая из пяти дней (без субботы и воскресенья). Тогда среда действительно находилась в середине этого временно́го отрезка…

Такое допущение кажется правдоподобным, но современные исследователи считают, что оснований для него слишком мало. Более вероятно, что недельный счет славяне заимствовали из Византии с принятием христианства, а прежде отмеряли время по фазам луны.

Но почему название среды не соответствует ее реальному месту в ряду дней?

Данное противоречие объясняется тем, что славяне использовали два варианта отсчета дней недели: с воскресенья и с понедельника. Двойной счет пришел на Русь из византийской традиции, был присущ церковному календарю, а затем проник и в народную славянскую культуру. И современные названия дней представляют собой результат наложения друг на друга двух вариантов счета. Вторник, четверг и пятница имеют отношение к неделе, начинающейся с понедельника, а среда пришла к нам из того варианта, где первым днем было воскресенье, вторым – понедельник и т. д.

До сих пор по церковному православному календарю недели пасхального цикла (от Пасхи до Троицы) начинаются с воскресенья, а от Троицы до Пасхи — с понедельника.

Этимология названий дней общая для всех славянских языков. Исключением является только русское слово воскресенье ‘седьмой день недели’, заменившее исконное неделя в этом же значении.

Слово неделя возникло в период христианизации славян. Уже в древнерусском языке оно имело два значения: ‘седьмой (или первый) день недели’ и ‘временной отрезок в семь дней, седмица’. Древнерусский вариант этого слова – недѣля – включал в себя приставку не- и корень дѣл- (как в словах дѣлати, дѣло). Таким образом, первоначальное значение слова – ‘день неделания, отдыха’. Возможно, что это калька (буквальный перевод) греческого apraktos ‘нерабочий, бездеятельный’.

Слово воскресенье является церковнославянским по происхождению. Как название дня его сначала употребляли только применительно к первому дню Пасхи, дню воскресения Христа. Однако уже с XIII века у него развивается значение ‘седьмой день недели’, и в этом значении слово воскресенье постепенно вытесняет первоначальное неделя.

Однако память о неделе как названии дня сохранилась в слове понедельник. Это образование на базе существительного с предлогом по недѣли, т. е. «после воскресенья».

Названия вторник, четверг и пятница этимологически связаны с соответствующими порядковыми числительными. Слово среда старославянского происхождения; древнерусский полногласный вариант звучал как середа.

Что касается субботы, то это слово происходит от старославянского сѫбота, заимствованного, в свою очередь, из греческого диалектного sambata (литературный вариант — sabbata). В греческом языке это название дня тоже было «пришлым»; его первоисточник — древнееврейское šabbâth ‘день отдыха’. Интересно, что к нему восходит и слово шабаш ‘сборище ведьм’.»

https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/dni-nedeli/

Седьмица и неделя

                                                                                                          Мели Емеля, твоя неделя!

Каков корневой смысл слова НЕДЕЛЯ с позиции Древнерусского Мировоззрения, на основе которого и сложились названия всех дней СЕДЬМИЦЫ? СЕДЬМИЦЕЙ называлось у наших БелоСветных Предков то, что мы с помощью нашего сегодняшнего безжизненного российского языка, менталитета и мировоззрения называем НЕДЕЛЕЙ.

Наши Предки предложили землянам два способа наименования последовательных семи стадий четвертинки Лунного (духовного) цикла в его проекции на земные процессы.

1) По названиям Планетарных управителей каждого дня (день Солнца, день Луны и т.д.)

2) По названиям порядковых числительных в русском языке - Вторник (Второк), Среда (Средок или Середок – середина цикла, причём середина Золотая, а не вычисленная  чисто механически с помощью т.н. голово количества, чем занимается  современная математика), Четверг (Четверток), Пятница (Пяток), Шесток (после иудо-христианского крещения день стал называься Суббота – адаптированное «шабат» богоизбранных), Неделя – т.е.  Не-Деля – то есть не-делимая (как единое целое) семёрка - седьмой день важного для жизни души лунного цикла (после иудо-христианского крещения – Воскресенье) и Понедельник (По-Неделя – первый день СЕДЬМИЦЫ).

В день Не-Дели не бездельничали, поскольку дух халявы и паразитизма не был присущ Древней Руси!

Воскресать Душой нашим Белосветным Пращурам не требовалось ни в какой день Седьмицы по одной простой причине – до 10 века новой иудо-христианской эры Русы душой не гасли, не тухли и не умирали!

 

На Руси душевно и напевно
Предков поминали ежедневно:
В Понедельник, Вторник и Средок,
Четверток, Пяток и во Шесток,
И в Неделю - в день любой СЕДМИЦЫ
Предкам надо было поклониться.

А в пору Иудо-христианства
Нет уже былого Русского Крестьянства,
И теперь, который век подряд,
Поминаем Предков лишь в родительский «шаббат» –
В День, запретный у евреев для работы,
Переделанный для россиян в «субботу».

 

 

Об авторе