Культ Родной Природы. Картина К. Васильева «Гуси-лебеди»
Естественную как дыханье слиянность с дивной Русской природой, которая является главным источником Духовных и всех Жизненных сил Русского народа, Константин Васильев ощущал в своей Душе с годами всё острее и глубже. Сказочная красота родного леса, затаённых в лесной глуши озёр и воспетых в народных песнях белоснежных птиц вдохновила Костю на написание такой завораживающей картины как «Гуси-лебеди».
Более тысячелетия дремлющий в народе Русский Дух всё явственнее просыпается в Душе Константина Васильева живописно воплощёнными основами исконно Русского Народного Мировоззрения (и Миропонимания), в жизнеутверждающей системе которого Сотворённая Творцом (Внешняя) Природа естественным образом влияет на Души людей (их Внутреннюю природу) и формирует их в любви ко всему Миру через любовь к родной Матушке-Природе, к своим Предкам – к их святыням – Языку и выраженном на нём Миропониманию.
Разрозненные и часто искажённые осколки исконно Русского НАРОДНОГО МИРО-ВОСПРИЯТИЯ, целенаправленно уничтожаемого веками, но до конца не искоренённого (ибо убить его – значит окончательно убить Душу народную), всё же дошли до нашего времени.
Бережно очищая всё дошедшее до нас от многовековых затемняющих смысловых наслоений и умышленных искажений и опираясь на Природные Каноны и критерии познания истинной сути Мироздания, мы можем восстановить казалось бы безнадёжно утраченную целостную картину Миропонимания наших Пращуров-Русов.
Вот пример Древнерусского сказания, пробуждающего Русский Дух в Русских Душах:
До рождения Света Белого Тьмой кромешною был окутан Мир. Был во Тьме лишь Род – Прародитель наш. Род – Родник Вселенной, Отец Богов. Был вначале Род заключён в Яйце, был он семенем непророщенным, был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришёл заточению, Род родил Раду-матушку. От любви той Рода-батюшки и жены его Рады-матушки родилась на Свет Лада-ладушка.
И разрушил Род Темень тёмную, сокрушил её Он Любовию, и Любовью той Превеликою Мир Проявленный вмиг заполнился.
И родил он царствие да Небесное, а под ним создал Поднебесное. Отделил Океан-море синее от Небесных вод твердью каменной. Разделил тогда Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
Род из уст своих испустил птицу Матерь Сва, Духом Божиим родил Сварога. Был беремен Он Божьим словушком – породил Барму Он бормотанием. И корову Земун, и козу Седунь Он породил во царстве своём. А из их сосцов разлилось молоко по Небесному Своду всему по синему.
И тогда Род Седаву-Звезду родил, а под ней поместил Камень Алатырь. И Алатырём пахал – сбивал молоко, и из масла родил Землю-Матушку. Как родилася Мать да Сыра Земля, так ушла она в бездну тёмную, в океана глубь схоронилася.
Солнце вышло тогда из лица Его – самого Рода Небесного, Прародителя и Отца Богов, месяц Светлый из груди Его, Звёзды частые – из очей Его. Зори ясные – из бровей Его. Ночи тёмные – да из Дум Его. Ветры буйные – из дыхания. Дождь, и снег, и град – от слезы Его. Громом с молнией голос стал Его!
Утверждён в колеснице огненной гром гремящий – Глас Всевышнего. В лодке золотой – Солнце Красное. А в ладье серебряной – Месяц.
Род – отец Богов. Рада – мать Богов. Их союз в Ладу да в Любви большой порождает всё, что есть лучшего в Душах всех существ в Мире явленном.
Такое понимание Животворной Природы, полной творческой благодати Создателя, младенцы на Руси впитывали буквально с молоком матери, оно вливалось в их Души через колыбельные напевы, а также сказания и предания старины глубокой, звучащие также нараспев.
Воспитанный в таком ключе русский ребёнок с младых ногтей воспринимал Мать-Природу как Божественный Храм, многоярусные леса – как иконостас, облака как образа, а звёзды[1] – как лампады.
Трепетное РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО восхищения красотами РОДНОЙ ПРИРОДЫ, предстающей перед взором как ЕСТЕСТВЕННЫЙ Божий Храм (ХРАН – по-русски) на картине К.Васильева «Гуси-лебеди», вызывают в памяти стихи русского поэта:
Не в смерть, а в жизнь введи меня,
Тропа дремучая лесная!
Привет вам, братья-зеленя,
Потёмки дупел, синь живая!
Я не с железом к вам иду,
Дружась лишь с посохом да рясой,
Но чтоб припасть в слезах, в бреду
К ногам берёзы седовласой,
Чтоб помолиться лику ив,
Послушать пташек-клирошанок
И, брашен солнечных вкусив,
Набрать младенческих волвянок.
На мху, как в зыбке, задремать
Под «баю-бай» осиплой ели…
О пуща-матерь, тучки прядь,
Туман, пушистее кудели,
Как сладко брагою лучей
На вашей вечере упиться,
Прозрев, что веткою в ручей
Душа родимая стучится.
[1] Непреодолимую притягательность Звёздного Неба Константин Васильев выразил в картинах «Звёздное небо» и «Волосы Вероники».