О Принцие аналогии, признании и доказательстве в Герметизме
В разделе, посвящённом в книге Д.Страндена «Герметизм» принципу соответствия (или аналогии), сказано, что этот принцип позволяет нам строить правильные заключения по аналогии от фактов видимого Мира к фактам Миров невидимых. Почему это так, на чём это основано и следствием чего это является здесь (как и в других случаях) не объясняется. Говорится лишь о том, что «приложимость принципа аналогии к исследованию всевозможных проблем…. является наилучшим доказательством существования единого, разумного плана, лежащего в основе вселенной».
Что это за план, в чём состоит его Сокровенная суть и каково его структурно-функциональное содержание?
Между тем исходным фактом, дошедшим до нас из Древности, является факт сотворённости Проявленного Мира (Бытия), в котором мы находимся и который родился из Мира Непроявленного – из Абсолютной Реальности, вечно пребывающей сама в себе.
Абсолют в Качестве предельно возможной (на данном этапе Эволюции Жизни Мироздания) Организационной Живой Системы творит Проявленные Миры и всё сущее в них по своему подобию.
Это значит, что Принцип Подобия по отношению к Бытию (вообще и к нам в частности) оказывается прежде всего Принципом Творения – организационной основой всего существующего.
Если же Мир и живые сущности в нём устроены подобным Творцу образом (а значит и система восприятия и познания Мира и себя в нём тоже организована по Канонам устроения самого окружающего Мира), то отсюда естественным образом следует вывод о том, что главным и единственным ведущим к Правильному познанию сути Мира и себя в нём методом является метод Подобия, который не доказывает, а ПОКАЗЫВАЕТ – свидетельствует о Божественном Мироустроении.
Организационные Каноны Бытия не нуждаются как в доказательстве, так и в признании своей Божественности со стороны любых живых существ (познавателей), в т.ч. и земных людей.
При-знание и знание хотя и являются однокоренными словами, но означают принципиально разное.
Если за при-знанием стоит неуверенное предположение, слепая догматическая вера и вкусовая убеждённость, то полноценное знание, наработанное в процессе правильного самосовершенствования, предполагает понимание сути Божественных (Всеобщих Организационных) Канонов и любого конкретного процесса (явления).
Между тем, «философия герметизма признаёт, что за миром переходящих явлений лежит некая вечная, неизменная Сущность».
Далее, раскрывая принцип соответствия (аналогии), герметист Д.Станден рассматривает каждый из трёх миров, объясняя, «что разумеют под этими мирами герметисты». Он сообщает, что каждый из трёх подразделяется на семь плоскостей (планов). Самые главные и существенные вопросы при этом (как всегда) остаются вне рассмотрения, например:
Что такое Мир?
Что такое план (плоскость)?
Как соотносятся мир и план?
Почему плоскостей именно семь (не больше и не меньше)?
И почему в данном случае не работает принцип соответствия – мира три, а планов семь?
Аналогию между человеком и Вселенной – между микрокосмом и макрокосмом герметизм усматривает прежде всего в том, что и в первом и во втором можно различать семь начал. Сказанное иллюстрируется схемой, изображающей семь уровней микрокосма (человек) и семь уровней макрокосма (Вселенной) со стрелками от первого ко второму, причём высший 7-ой уровень микрокосма соответствует лишь пятому уровню макрокосма, и нижний 1-ый уровень Вселенной соответствует сразу трём первым уровням человека. (терминологическая КУЧА из Миров, Планов, Плоскостей пополняется ещё и Уровнями, Началами, иерархическая взаимосвязь которых, как всегда, остаётся покрытой таинственной и в высшей степени герметической недосказанностью, скрывающей то, «что разумеют под этими (понятиями) герметисты»)
Недоумённый вопрос (возникающий в даже минимально критическом восприятии читателя), где же здесь принцип аналогии, поясняет подпись под данной схемой: «Семь начал человека аналогичны семи началам микрокосма, но функционирует лишь на пяти космических плоскостях».
Однако такое декларативное объяснение, не проясняет суть дела, а напротив – затуманивает её окончательно, ибо попытки понять «нефункционирующее соответствие», а тем более – «несоответствующее функционирование» изначально обречены на неудачу в силу полной неопределённости самих базовых понятий (мир, план, плоскость, уровень, начало).
Приведённая в этом разделе таблица соответствий начал человека с Планетами хорошо иллюстрирует Духовный уровень современной эзотерики, в которой данные одного её раздела вопиющим образом противоречат данным другого раздела в казалось бы общей системе оккультных знаний. Вот только один пример.
В таблице указано, что ум (манас) в своей высшей ипостаси (интуитивной) соответствует Меркурию, а низший ум (разум, рассудок, инстинктивный ум) соответствует Сатурну.
Между тем современная астрология, донося до нас мудрость древних астрологов сообщает, что Сатурн в механизме мышления соответствует высшему уровню обобщений – абстрактному философскому уровню, тогда как Меркурий символизирует повседневный здравый смысл и уровень обобщений среднего уровня – прикладного прагматического характера, то есть Меркурий как раз и соответствует разуму.
Кто же здесь прав?
Если и те, и другие одновременно правы, то грань между (т.н.) Истиной и (т.н.) Ложью исчезает вообще, чёткие оценочные критерии в мышлении пропадают, и процесс познания обессмысливается.
Что же это за Сокровенные Знания, если различные их разделы и их фактура не только не согласуются друг с другом, а приходят даже в прямое взаимоисключающее противоречие?!.
Принципиальной важности вопрос:
каким же всё-таки словом необходимо Правильно обозначить соотношение и взаимосвязь Верхнего и Нижнего, Видимого и Невидимого, Преходящего и Вечного –
словом АНАЛОГИЯ или ПОДОБИЕ (а м.б. каким-то другим – точно, определённо и однозначно выражающим СУТЬ Божественно-Природных процессов словом???),
этот вопрос остаётся без ответа уже потому, что вообще не ставится.
Может быть потому, что САКРАЛЬНЫЙ ГЕРМЕТИЗМ настолько Герметично закрыт Творцом от желающих приобщиться к Нему по книгам популярной Эзотерики, что ЕГО основами в этой т.н. Эзотерике даже не пахнет?