Полярность и двойственность в со-временном герметизме
Четвёртый принцип Герметизма в книге Страндена «Герметизм» – принцип Полярности объясняется так: «Всё двойственно; всё имеет полюсы; все истины – лишь полуистины».
Если список из семи герметических принципов воспринимать как произвольный набор непостижимой игры воображения в «бесконечном Разуме Всеединого», то вопросов здесь не возникает – надо принимать и принцип Полярности в данной интерпретации (интертрепации?) как беспричинную данность, в которую надо просто верить (и чем больше, тем лучше).
Если же исходить из базового постулата Духовных Наставников Древнего Мира (и самой Природы) о тождестве Творца и Творения, из чего следует необходимость понимать на своём (людском и человеческом) уровне целостную и взаимосвязанную Систему Духовных Знаний Творца, тогда сравнение первого и четвёртого принципов герметизма вызывает принципиальные вопросы.
Первый принцип утверждает, что Вселенная есть нечто «умственное». Значит в ней наличествует умственный монизм – умственность составляет основу единства Вселенной, благодаря чему она и представляет собой единое целое. Как с этим сочетается, соотносится и вообще – откуда берётся принцип Полярности – двойственности?
Из какого принципа он рождается (или берётся из ничего)?
Раскрывает ли он умственное единство мира или разрушает его?
Может быть, т.н. Полярность существует параллельно Единству Мира, никак не пересекаясь с ним?
Если судить по современной эзотерической литературе йоговского направления, то двойственное сознание определяется как сознание временное и помраченное иллюзорной двойственностью материального мира. Эти книги советуют освободиться как от вредной привычки от двойственного сознания для того, чтобы обрести наконец-то подлинное, истинное, высшее – т.н. недвойственное сознание, которое только и позволяет охватить целостность Мироздания.
Мировоззренчески это означает, что в уме Всеединого или в его бесконечном Разуме (что одно и то же?) принцип Полярности (противоположной двойственности) отсутствует, а его присутствие в Проявленном Бытии можно объяснить разве что действием главного оппонента Бога – Дьявола, зримо демонстрирующего свою приверженность к иллюзорному принципу двойственности количеством рогов на своей голове.
Если же источником принципа Полярности является всё-таки Творец, тогда выходит, что Он специально вводит во Вселенную затемняющий сознание принцип для того, чтобы человек в своём духовном развитии сумел всё же его преодолеть в себе искушение иллюзорной Двойственсти, возвратившись к реальной и целостной недвойственности. Не в этом ли случае становится объяснимым и понятным (странное?) обращение к Богу: «Не введи нас во искушение»?
Бог – искуситель и покровитель искусства, Высший искусствовед и Художник?
Утверждение герметистов «все истины – лишь полуистины» имеет далеко идущие гносеологические (познавательные) последствия. Логическим продолжением данного утверждения является аналогичный постулат: всякая ложь – лишь полуложь. А если понятия Истины и Лжи не имеют к нашему бренному миру никакого отношения и, как говорится, в чистом виде в Проявленном Бытии не встречаются, не бывают и принципиально не могут быть, то автоматически снимается вопрос о критериях (т.н.) истинности и ложности в познании – пропадают критерии достоверного и чёткого пути познания, ведущего к пониманию т.н. Божественных Истин и (т.н.) истинной сути любого интересующего нас процесса (объекта, явления).
Подобно Эйнштейну с его теорией относительности герметизм утверждает относительность наших знаний о Мире, причём делает это на примере самой важной (для определения эволюционного или инволюционного направления развития) сферы – Моральной (по-русски – Нравственной).
Относительность человеческих понятий об абсолютной противоположности добра и зла герметизм обосновывает разницей бытового восприятия этих понятий у разных людей: «что есть зло для одного, более развитого человека, то – несомненное добро для другого, гораздо менее развитого».
А практически вывод из такого морального плюрализма следующий: «мы должны признать относительность и субъективность наших мерок добра и зла и относиться с крайней терпимостью и снисходительностью к проявлениям в других людях того, что мы считаем злом».
Не является ли в таком случае здание герметического учения домом духовной, а конкретнее - Моральной терпимости?
Относительность и субъективность мерок Добра и Зла у Духовных слепцов вполне понятна и объяснима, но у Высших Сил, у Небесной иерархии, у Творца, в конце концов, есть ли безотносительные - Абсолютные мерки и критерии добра и зла?
Многие Духовные традиции говорят, что в загробном мире Души умерших людей взвешиваются на весах Божественной Справедливости и меры сотворённого Добра и Зла определяются с безукоризненной точностью.
Многие мифологии мира, сообщая нам о благословенном Золотом веке земных людей (т.н. человечества), также говорят, что Духовные наставники выступали в роли справедливых судей в различных спорах и всегда чётко и однозначно определяли меру вины и невиновности, добра и зла в действиях между собой людей с любой степенью развития – независимо от их индивидуальных представлений о нравственности и её критериях.
О чём это говорит?
Может быть, это говорит о том, что Духовники Древности обладали прежде всего ключами к пониманию Добра и Зла как таковых – как Всеобщих Мировоззренческих понятий, то есть Универсальных – Абсолютных понятий (утерянных современными людьми, включая т.н. эзотериков, высокомерно называющих всех остальных эКзотериками)?
Прежде чем разбираться с частными проявлениями конкретного зла, им надо было разобраться с ним на уровне Всеобщности – т.н. теоретическом уровне. Взять хотя бы такое древнее изречение: Зло – это недостаток или избыток Добра. Говоря о главных Нравственных понятиях на уровне абстрактности, Духовники прошлого, таким образом, не только отмечали диалектическую взаимосвязь Добра и Зла, но и указывали на ключевые понятия Соизмерения и МЕРЫ в познании окружающего Мира.
Такой подход к поискам Сокровенной сути Добра и Зла демонстрирует понимание Духовными Наставниками Древности Важнейшего Мироустроительного Принципа – ПРИНЦИПА ИЕРАРХИИ – соподчинения Низшего Высшему.
Этот великий организационный принцип Творения и Познания утверждает, что поиск Единственно Правильной – т.е. Жизненной сути чего-либо должен идти Сверху Вниз – от Всеобщих смыслов через Общие к Частным.
Именно толковое понимание Добра и Зла как таковых – на Мировоззренческом (т.н. философском) уровне и объединяет в Единую систему критерии Добра и Зла во всех возможных проявлениях, позволяет понять их разнообразные по форме и единые по сути проявления на любом уровне существования и жизни.
Это значит, что не только Добро и Зло, но также Красота и Уродство, Истина и Ложь – это понятия безотносительные, безусловные и абсолютные в Божественно сотворённой Природе (а т.н. относительность понятий Красоты и Уродства, к примеру, в сфере т.н. искусства позволяет т.н. искусствоведам выдавать неискушённым в их профессионально изощрённых критериях людям красоту за уродство и наоборот). Другое дело, что на каждом эволюционном уровне существования и жизни эти абсолютные понятия и критерии проявляются в своеобразной конкретике, но от этого они относительными не становятся.
Одним из главных признаков Духовной слепоты является неумение видеть за разнообразием ВНЕШНИХ ФОРМ проявления единства ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЫ.
Седьмым герметическим принципом является принцип двойственности активного и пассивного начал, сформулированный так: «Двойственность активного и пассивного начал наблюдается во всём; во всём есть мужское и женское начала».
Пожелавший освежить в памяти четвёртый принцип Полярности и вернувшийся к соответствующей главе, может прочитать там: «Дух и материя, мужское и женское начала – всё это проявления всеобщего закона полярности».
При этом у критически мыслящего начинающего герметиста должен возникнуть ярко выраженный эффект психической двойственности (шизофрении?) – умственной раздвоенности.
Или, если верить тексту – буквальным повторениям в нём, то принцип полярности и принцип двойственности – это одно и то же?
Или, если верить МУДрости (т.н.) герметистов, это различные принципы, и данное различие надо устанавливать сугубо мистическим и трансцендентным образом?
Может быть, причина же столь курьёзного раздвоения сознания (эзотерической шизофрении) у современных герметистов кроется в непонимании сокровенной сути Второго Первопринципа Мироздания – принципа ПОЛЯРНОГО Двуединства?
Может быть, именно взаимодействие Полярной Перводвоицы Бытия – Духа и Материи (во всех своих проявлениях) порождает все процессы в Мире, являясь их Вечным Двигателем?
Может быть, Природа этого взаимодействия ЕДИНА, под какими бы личинами, разнообразными по форме ипостасями не выступали Дух и Материя:
Ян и Инь, плюс и минус, мужское и женское, актив и пассив, чёт и нечет, прямое и кривое, движение и покой, количество и качество…?
И, наконец, необходимо отметить следующее важное обстоятельство: полярность – неоднородное и неоднозначное понятие, которое может иметь различные формы проявления.
Есть Полярность Природ (например, женское – мужское), а есть Полярность направлений (север – юг, запад – восток…). Полярность направлений связана с понятием симметрии, которая в свою очередь может быть и зеркальной, и полярной. Это значит, что за внешне простым и незатейливым понятием Полярности (Полярного Двуединства), стоит большая глубина, которая в со-временном герметическом изложении даже не угадывается, но которая в учении Тота Трижды-величайшего, конечно, содержится.