Навигация


 Публикации в сети


 Вернуться к форуму

ЖИЗНЬ и МироВоззрение    

О Майе и Метафизике

Правдоискатель | Опубликовано Пт Мар 24, 2023 1:13 am | 44 Просмотров

О Майе и Метафизике

 

Поскольку «Мировоззренческой основой новой эпохи является… переосмысление философских традиций Востока и Запада», то, памятуя о том, что «всё познаётся в сравнении», а метод аналогии (подобия) является необходимо важным в процессе любого познания, а тем более в контексте разбираемой здесь темы, то для нас  представляет интерес понятие древнеиндийской и буддийской философии - МАЙЯ.

Может быть разбор понятийно-словесной основы МАЙИ поможет разобраться и с ВИРТУАЛЬНОСТЬЮ?

 

МАЙЯ (санскр.) — иллюзия, обман; в (вишнуизме, буддизме),— иллюзорность бытия как одно из ключевых понятий, с помощью к-рого осмысливается Вселенная.

(Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь)

 

МАЙЯ - причина видимости, кажимости, иллюзорности мира, особая сила бога, с помощью к-рой вечный, бесконечный, единый Брахман предстает конечным, множественным, изменчивым, т. е. причина, дающая возможность видеть единое во многом и многое в едином;

(Атеистический словарь)

 

МАЙЯ в учении школы йогачара (II в. н. э.) разрабатывается тезис о тотальной ирреальности бытия: феномены внешнего мира суть образы, порожденные монашеской медитацией. Все многообразие дхармического движения сводится к модусам единого и невыразимого "сознания-сокровищницы" (алаявиджняны), соотносящегося с иллюзорными манифестациями миров кармы. (Е. В. Гутов)

 

МАЙЯ (инд. слово, означающее иллюзию): (санскр.): означает относительность, относительную правду, творимый разумом и физической силой мир, не дающий полного представления о реальности; неистинный, иллюзорный мир, создаваемый неведением, в противоположность тому неконвенциальному, нераздельному бытию, который стоит за ним и который, с точки зрения буддизма, и есть истинная реальность. В буддийской философии обозначает низшую степень познания

(«Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь)

 

МАЙЯ В Упанишадах М. понимается обычно как магич. способность абс. духа (брахмана) к сотворению мира, материи, имеющих реальное существование; "...материя (природа) есть майя, а всемогущий является творцом этой майи" ("Шветашватара Упанишада", IV, 10).

(H. Аникеев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т.)

 

МАЙЯ полностью совпадает с авидьей, т. е. «неведением» — не просто омраченностью отдельного сознания, но единственным способом нашего восприятия и рассуждения, вивартой (кажимостью), алхьясой (наложением) и т. д.

(H. В. Исаева)

 

Смысловой ряд понятий, связанных с МАЙЕЙ, почти полностью совпадает с вышеприведёнными понятиями, раскрывающими суть ВИРТУАЛЬНОСТИ: иллюзорность, кажимость, видимость, ирреальность …

 

Поскольку задачей данного исследования является не только поиск МЕТАФИЗИЧЕСКИХ корней понятий «Виртуальность» и «Майя», но и достижение максимально возможной четкости и определённости и в сути используемых понятий, и в их словесном обозначении, то необходимо  попутно внести однозначную ясность и в понятие МЕТАФИЗИКА.

 

Первоисточник многих толковых и энциклопедических словарей – «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА» В. И. Даля даёт такое определение:

«Метафизика ж. с греч., наука, ученье о мире невещественном, о существеном, духовном: ученье о том, что выше физики, т. е. земной природы, что не подлежит чувствам человека, а одному умствованию его. -зический, к сему относящийся. Метафизик м. знаток метафизики; ученый, умствующий о невещественом, неземном, о духе».

 

Не означает ли тот факт, что «Метафизика – это наука о Духовном», а «Метафизик – это ученый, умствующий о духе» того, что МЕТАФИЗИКА – ЭТО ДУХОВНАЯ НАУКА?

Может быть, в порядке уточнения понятий и в стремлении называть, как говорится, вещи (а в идеале – всё) своими именами следует вместо слова МЕТАФИЗИКА писать  ДУХОВНАЯ НАУКА, а в скобках, отдавая дань многовековой научной международной традиции,  писать - Метафизика?

Может быть ДУХОВНАЯ НАУКА Древности, дошедшая до нас не только, как правило, фрагментарно, но и в интерпретации более поздних (и современных) комментаторов нуждается в существенной ре-конструкции с позиции Мировоззрения тех Времён, цитаты, фрагменты текстов и полностью сохранившиеся трактаты которых мы используем в исследовании этой самой ДУХОВНОЙ НАУКИ (Метафизики)  древности?  

Это исследование ставит перед собой именно эту задачу.

Об авторе