В споре рождается Истина
о глупости спорящих сторон.
Аксиома миро- и само-познания.
Застойно-тупиковый характер полемики по животрепещущим проблемам Русского патриотического и национального самосознания (да и по другим жизненно важным вопросам) обусловлен двумя главными причинами.
Во-первых, обсуждающие эту тему люди берут основные понятия как изначально ясные по сути и не нуждающиеся в критическом осмыслении, а главное – не сомневаются в т.н. истинности той Мировоззренческой системы, на основе которой эти понятия формируются.
Во-вторых, (что ещё более характерно и что естественным образом вытекает из первого), обсуждается не сама Природная суть основных понятий, а их понимание различными авторитетными авторами, среди которых чаще всего упоминаются И.Ильин, И.Солоневич, Н.Бердяев, С.Булгаков, Вл.Соловьев, К.Победоносцев...
Таким образом, если допустить возможность ошибок или заблуждений авторитетных авторов, то это означает, что в основу рассуждений и построения патриотических теорий, доктрин и программ кладутся эти самые заблуждения и ошибки.
Поскольку у большинства авторов в центре внимания и обсуждения стоит т.н. РУССКАЯ ИДЕЯ, то необходимо рассмотреть тот НАБОР понятий, которые с этой Идеей связываются, и каково МНЕНИЕ об этих понятиях различных исследователей, зачастую считающихся авторитетными.
Один из наиболее почитаемых теоретиков в патриотической среде – И.Ильин – пишет: «Смысл русской идеи – творить русскую самобытную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность», а «источник русской идеи – идея православного христианства» (сомнительно, что простой русский человек сможет понять смысл русской идеи из этой замысловатой формулы). «Нам предстоит вырастить из свободного сердечного созерцания – свою, особую, новую, русскую культуру воли, мысли и организации». «Русская религиозность должна по-прежнему утверждаться на сердечном созерцании и свободе» (И.Ильин).
Авторский коллектив «Манифеста возрождения России» (движение Конгресс Русских общин) акцентирует такие важные составляющие Русской идеи:
1) Всечеловечность как вселенское служение,
2) Терпимость к идеям и традициям других наций и народов,
3) Соборность как особый сплав свободы и ответственности,
4) Мессионизм как поиск служения Родине, идеалу Святой Руси – хранительнице мирового очага духовности.
Подчеркивается, что «христианская православная идея – природа русской души» (непонятно, правда, как “идея” может быть “природой” вообще и “души” в частности, но как поэтическая метафора это имеет право на существование). Интересным открытием авторов является вывод: «России нужно не только усвоение германского духа свободы (хотя И.Ильин уже констатировал наличие у русских изначальной тяги к свободе и свободолюбие) и волевой римской энергии (неясно тогда, как русские без собственной волевой энергии освоили огромную территорию, организовав все многочисленные народы для мирного общежития в Единой Империи), но и Свет с Востока». Суть и основные положения этого «Света с Востока» не раскрываются (некая восточная мудрость?..).
Автор статьи «21 век – век Русской идеи» (в газете «Русские беседы» №1, 1994г.) пишет, что Суть Русской идеи – это национальная формула Государственности, и выделяет три её составляющих:
1) Духовность, источники которой – патриотизм, православие и сам жизненный путь с борьбой за выживание,
2) Соборность как устойчивый тип социальных отношений в русском обществе,
3) Монархия.
Большинство же авторов, пишущих на русскую тему, не мудрствуя лукаво, сводят Русскую идею к известному дореволюционному девизу «За Веру, Царя и Отечество», научное звучание которого передаёт триада: Православие – Монархия – Народность.
Обзор понимания Русской Идеи можно закончить, поскольку дальнейшие поиски ничего принципиально нового к приведённым МНЕНИЯМ не добавляют.
Сведя воедино этот ПЁСТРЫЙ НАБОР составляющих Русской Идеи, получим:
культура, сердце, созерцание, свобода, предметность, воля, мысль, организация, религиозность, всечеловечность, терпимость, соборность, мессионизм, духовность, патриотизм, православное христианство, жизненный путь, монархия, вера, царь, отечество, народность.
Почему же длинный и пёстрый набор высоких, громких, витиеватых, научных, пафосных разнородных слов не складываются в ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ?
Не складывается и сложиться не может, ибо любой НАБОР понятий так и останется мёртвой КУЧЕЙ, если нет глубинного понимания глубинного смысла каждого из используемых понятий, а главное, если этот НАБОР не упорядочен Системой Всеобщих Канонов Мироздания.
Незабвенный златоуст Виктор Черномырдин среди прочих крылатых фраз выдал такой перл: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», имея ввиду, что различные «хотелки» т.н. инженеров человеческих душ, направленные на то, чтобы устроить как можно лучше жизнь простых смертных по непонятным причинам почему-то заканчиваются в результате «как всегда» - т.е. хреново.
Может быть, эта черномырдинская формула относится не только к т.н. застойному периоду советской истории и временам т.н. перестройки, а является формулой жизни как минимум последнего тысячелетия?
Может быть, она относится и к многовековым тщетным поискам пресловутой Русской идеи, порождаемой по соц. заказу Временно правящей идеологической доктрины и на основе заранее выбранной Мировоззренческой системы, по многовековой традиции взятой напрокат у прогрессивного Запада?
Может быть, там, где по установившейся многовековой традиции пытаются найти эту заветную Русскую идею, её не только нет в сколько-нибудь правильном виде, но ею там вообще не пахнет?
А искать, где Русский дух и где им пахнет, надо совсем не там и не так?
Может быть, на Русской Земле Русским Духом к нашему времени пахнет лишь одна Природа и надо к Ней обращаться за правильными ответами на жизненно важные вопросы, ибо Природа никогда не врёт?