В своё время Платон разделил мыслителей на любителей мудрости и на любителей мнений (т.3, с.261). Первые пользуются познанием и размышлением, вторые – верой и уподоблением (т.3, с.318).
В современном научном употреблении слово «мнение» заменили на словосочетание «точка зрения».
Исходя из древней аксиомы, что право на Существование имеет абсолютно всё (всякое размышление любителей т.н. мудрости, любителей чужих и своих мнений, любая точка зрения, глупость, бред, обман, заблуждение...), а право на Жизнь каждый обретает сам по мере Эволюционного Совершенствования, рассмотрим для примера определение демократии в трёх солидных, авторитетных источниках.
И тут мы сразу же сталкиваемся с пресловутым плюрализмом (разновидность пильпулизма) – умением использовать мощь интеллекта и некоторые основы Сокровенных Знаний не для поиска Правды Жизни, а для получения нужного и выгодного (для выполнения социального заказа и собственного самоутверждения) результата и ментальной победы над противником. Проще говоря, речь идёт об умении заморочить кому угодно голову, чем, собственно, на поверку занимаются и софисты – профессиональные мудрецы, и скромные любители мудрости – философы, и простые любители мнений.
Для начала возьмём самый авторитетный источник – Философский энциклопедический словарь (Москва, Советская энциклопедия, 1989, с.156):
«Демократия – форма государственно-политического устройства общества...».
А поскольку в деле замешана упомянутая в определении «политика», заглянем в сугубо специальный «Краткий политический словарь» (Москва, Политиздат, 1983, с.79):
«Демократия – форма политического строя...»
Третий вариант формулировки можно найти в «Советском энциклопедическом словаре» (Москва, Советская энциклопедия, 1987, с.374).
«Демократия – форма общественной власти, государства».
Вот три ярких примера плюрализма мнений – идеологического, научного словоблудия, изображающего работу живой мысли.
В главной части определения у них фактически только одно общее слово – ФОРМА. А дальше идёт «творчество» в лучших традициях околонаучной зауми:
Форма ЧЕГО?
Один говорит – «устройства общества», другой – «власти, государства», третий – «строя».
Если кто-нибудь скажет, что «устройство общества», «власть», «государство» и «строй» – это одно и то же, тогда можно будет согласиться с тем, что между понятиями Государь и Милостивый государь тоже никакой разницы нет.
Одни определяют демократию как форму «государственно-политическую», другие – как «общественную», третьи – как «политическую». Опять полный разнобой, показывающий, что дело тут явно нечистое.
Может быть, «глубокомыслие» трёх формулировок взаимно дополняет друг друга и собрав их воедино, мы получим мудрость в кубе?
Давайте сведём их вместе и посмотрим, что получится.
«Демократия – форма государственно-политического устройства общества, общественной власти, государства и политического строя».
Любой здравомыслящий человек, познакомившийся с этой сводной формулировкой, может только сказать: одно из двух – или это почти непостижимая, умопомрачительная и глубоко-мысленная мудрость, недоступная простому смертному, или это полная чушь и разновидность глуПо-комыслия.
Из сводного определения демократии следует: демократия – это форма организации чего-то.
Чего – непонятно. То ли политического строя, то ли власти, то ли государственно-политического устройства.
Поэтому допустим в качестве эксперимента, что демократия – это такая универсальная форма, которая может организовать всё, что угодно – и гос-политустройство общества, и государство, и власть, и политический строй. (Хорошо бы, правда, чтобы она и мозги организовывала так, как это следует для полноценной Жизни, а не для шкурных интересов временно правящей т.н. элиты, прикрывающейся демократическим словоблудием о благе т.н. народа – т.е. электората).
Проследим на примере Демократии один любопытный принцип в современной науке, который в отличие от «чёрного ящика» (сравните с ящиком Пандоры) является негласным, но довольно распространённым, особенно в философии.
Для начала этот принцип можно назвать «беличье колесо». Те, кто видел домашние клетки для белок, помнит вращающееся колесо сбоку клетки – для того, чтобы белка больше двигалась. Эффект же «беличьего колеса» состоит в том, что в нём белка бежит изо всех сил, оставаясь на одном месте («бег на месте обпримиряющий», как пел Владимир Высоцкий).
Итак, если выделить ключевые моменты в формулировке демократии, то получим:
Демократия – форма политического устройства государства.
То есть, понять «глубочайшую» суть демократии можно, только уяснив смысл понятий – политика и государство.
Протоколы современных «мудрецов» в виде «Философского энциклопедического словаря» популярно разъясняют:
«Государство – основной институт политической системы... общества».
Хорошо. А что такое политика? Современные философы устами Ленина отвечают: «Политика – это устройство государственной власти». Государственная власть – это власть государства. (Есть и более правдивые и откровенные определения, характеризующие государство как машину для подавления большинства меньшинством).
Иначе говоря, политика – устройство государства в его властных функциях.
Итак, государство расшифровывается через политику, а политика через государство, и человек, пытающийся проникнуть в суть вещей, попадает в заколдованный круг (в полном соответствии с библейской мудростью о «возвращении на круги своя»?).
Поэтому вышеобозначенный принцип «беличьего колеса» можно с полным правом назвать принципом Порочного Круга, когда мысль постоянно возвращается «на круги своя» и надёжно блокирует работу ума от проникновения в Сокровенную суть важнейших жизненных процессов и соответствующих понятий, а в итоге – в суть Системы Всеобщих Канонов Вселенской Жизни.