Удивительное дело, об этой обманке «имитации движения» человечество знает давно и, тем не менее, до сих пор ею успешно нас дурят. Или наказывают? Практически во всех преданиях она фигурирует как своеобразное наказание.
Вспомните Агасфера - вечного жида, героя средневековых сказаний. Этот еврей-скиталец осужден Богом на вечную жизнь и скитания за то, что не дал Христу отдохнуть (по многим версиям, ударил его) по пути на Голгофу. Образ вечного жида является символом парадоксального возмездия - проклятия бессмертием.
Или миф о Сизифе, который был наказан богами за свою хитрость и коварство. Сизиф должен вечно вкатывать на гору громадный камень. Когда последний достигает вершины, невидимая сила устремляет его вниз, и снова начинается та же бесцельная работа. В лице Сизифа, считали греки, изображено бессилие человека в его тщетных попытках путем хитрости и коварства «проскочить» границы этапов на пути познания; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая, что он вот-вот достигнет предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания.
Приведенные сюжеты являются, так сказать, поучительными примерами, притчами, которые «легально» присутствуют в литературе и сказаниях. Однако нас с Вами будут интересовать неочевидные, скрытые различными наслоениями формы имитации движения, главная из которых - замена процесса совершенствования процессом развития.
Но почему всё-таки имитация движения, а, допустим, не исключение его? В самом деле, взяли бы да исключили движение, как философскую категорию (или форму?) из употребления. Ну, уж это слишком, - скажите Вы. И может быть, даже прибегнете к помощи А.С.Пушкина, описавшего в шутливом стихотворении спор греческих философов Зенона и Диогена:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый….
Но в том то и дело не слишком. Вы думаете, что неуничтожимость движения в нашем реальном мире так уж очевидна, что не требует доказательств? Не всё так просто. Ведь существуют в сегодняшней материалистической физике первый закон Ньютона, утверждающий неразличимость состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения в механических системах, а также принцип относительности Пуанкаре, который распространяет эту неразличимость на все физические явления. Наконец, нельзя не упомянуть «вершину» наших сегодняшних знаний - теорию относительности.
Так что ходить-то Диоген, ходил, но мы-то с Вами, тем не менее, оказываемся в положении «Буриданова осла», умершего с голода, но так и не сумевшего выбрать из двух охапок сена лучшую.
Дело в том, что неразличимость покоя и равномерного движения является постулатом, который требует для своего существования разрыва всех связей с окружающей средой, то есть достижения своеобразной «нирваны».
Однако же известно, что всё во Вселенной существует как открытые колебательные системы, которые обмениваются между собой энергией (а может быть и информацией) некоторым циклическим образом. И вся Вселенная представляет собой взаимно вложенные друг в друга колебательные системы.
Иначе говоря, в природе не может существовать процесс или объект, не имеющий обменного взаимодействия с окружающей средой. Так что давайте и мы с Вами не будем впадать в эту любезную всем буддистам нирвану.
Но это одна сторона обманки, которая возводит в «абсолют» относительность движения. Другая же сторона, согласившись с неуничтожимостью движения, толкает нас в суету «бега на месте» и бесконечной ходьбы по кругу. «Движение - всё, конечная цель - ничто», - это их лозунг и символ вечного повторения, где присутствуют и Екклезиаст, и Сизиф, и Агасфер одновременно.