Поэтическим настроем на тему будет стихотворение В.С. Высоцкого «Мой Гамлет». Образ Гамлета был для Высоцкого главным, может быть, даже не столько в театральной жизни, сколько в его Духовной жизни. Выдержки из стихотворения «Мой Гамлет»:
Я знал, что отрываясь от земли,
Чем выше мы, тем жестче и суровей.
Я шёл спокойно – прямо в короли
И вёл себя наследным принцем крови.
Я знал – всё будет так, как я хочу,
Я не бывал в накладе и уроне,
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы – короне.
Не думал я над тем, что говорю,
И с лёгкостью слова бросал на ветер,
Мне верили и так, как главарю,
Все высоко поставленные дети.
…
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий…
Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа…
Я объезжал зелёные побеги,
Я позабыл охотничий азарт
Возненавидел и борзых и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих!
Я видел – наши игры, с каждым днём,
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.
Я прозревал, глупея с каждым днём,
Я прозревал домашние интриги,
Не нравился мне век и люди в нём,
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал – недвижность и движенье,
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье…
.
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошёл на зов, сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз вели, в могилу.
Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону, –
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
А гениальный всплеск похож на бред,
В рожденье смерть проглядывает косо,
А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса!
Наша тема – существует ли основной вопрос философии? И последние строчки Владимира Семёновича – это в чистом виде эпиграф нашей сегодняшней беседы.
Если перефразировать последние две строчки, то эпиграф всех дальнейших рассуждений будет звучать так:
А мы всё ставим временный ответ
И не находим Вечного вопроса!
В используемой системе смысловых координат три мировоззрения - Мифологическое, Церковное и Научное. А также три базовых понятия - Творец (которого, позднее в церковном мировоззрении, стали называть словом Бог), Мир и Человек, но мы уже отмечали, что для правильного Миропонимания, речь должна идти о любом Живом существе вообще и человеке в частности.
В качестве юмористического эпиграфа очень подходит такой забавный сюжет:
После практического применения утверждения «Истина в вине», два традиционных вопроса русской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать?» трансформировались в более узкие два вопроса – первый «Кто я?» и второй «Что я здесь делаю?»
Несмотря на кажущуюся комичность, они оказываются на поверку самыми насущными вопросами.
В качестве вина, точнее в качестве опьяняющего средства может выступать невещественное воздействие. Достаточно вспомнить крылатую фразу атеистической Науки: «Религия – это опиум для народа».
Многовековая борьба Материалистической Науки с Духовными Вероучениями не с позиции Частных договорных (т.н. конвенциональных) Мировоззрений, используемых цивилизацией в последние века (например, библейское богословие, научный материализм…), а с позиции Мироустройства Вселенской Жизни (на уровне Всеобщности), наглядно записанного на Небесах, так и не привела до сих пор к ответу на вопрос о критериях правильности Миро- и Само-познания.
Твердит «НАУКА» нам от имени Природы –
Мол, «ВЕРА в Бога» – ОПИУМ народа,
Но вопрошает Горний Глас Небесной Сферы –
А может быть
НАУЧНЫЙ опиум страшнее ВЕРЫ?
Философия на протяжении всей истории своего существования тщетно претендующая выйти на уровень Всеобщности с сугубо антропоцентрических позиций до сих пор дискутирует по теме соотношения истории и теории в своей науке.
Есть философы, которые сводят теорию философии к её истории – достаточно перечислить все философские системы от прошлого до настоящего, ознакомиться с ними и вы уже будете знать теорию философии в её многовековом развитии. И есть другие, основная масса, которые говорят, что так просто и легковесно к этому вопросу нельзя подходить: «Прогресс философии не столь очевиден, как, например, в физике…», т.е. настолько всё здесь сложно и не однозначно, что не нужно упрощать.
Кстати говоря, если вы разбирались с современной философией, то могли убедиться в том, что никакого упрощения там нет, там наоборот воздвигаются такие хитроумные конструкции, помочь разобраться в которых, как кажется, простому смертному могут только сами архитекторы, которые их возводят.
В чём же все-таки наиболее авторитетные философы видят главное проявление развития философии? Цитата из учебника: «Прогресс философии в том, что так или иначе выявляются тупиковые пути, в том, что становиться ясно, какие предпосылки нужно предпринять, чтобы лучше осмыслить проблему…»
Очень важное и значимое заявление! Мы, доверяя фразам, прочитанным на страницах авторитетных изданий, думаем, что цель философии это Истина (!), познание Истины и Сути, а оказывается её реальный прогресс к сегодняшнему дню заключается в том, чтобы находить и обозначать тупиковые пути философских поисков!?!
И тут необходимо ввести в наш разговор (потому что в дальнейшем мы к этому будем возвращаться) два важных понятия (они относятся к теории познания, которая называется импортным термином гносеология): по-крупному все философские вообще и познавательные гноселогические системы делятся, говоря простым языком и используя опять слова всенародно любимого барда, на «тупиковые» (или «Коридорные») и «Тонельные»
Коридоры кончаются стенкой,
а тоннели выводят на Свет
В. С. Высоцкий.
Предлагаю такую классификацию всех Мировоззренческих систем, как говорится, взять на вооружение:
– 1) есть Единое и Единственное Мировоззрение Вселенской Жизни – тоннельное Мировоззрение со Светом Правды о МироУстройстве в конце, и
– 2) есть множество порожденных людским земным РАЗумом (РАЗовым Умом) «гомо сапиенсов» Мировоззрений, которые не соответствуют первому и поэтому являются изначально тупиковыми – т.е. коридорными, которые кончаются смысловой стенкой и за которые Планетарная Жизнь Земли их носителей в прямом смысле «ставит к стенке».
Далее полезно спросить себя – на какие Глобальные, Вечные философские вопросы ответила современная научная, рационалистическая философия? Что такое Мир? Ответила? – Нет! Потому что, как всегда, имеется набор различных определений различных философов, различных школ…
Раньше – в советское время – философская система была безальтернативной, а сейчас мы живём в эпоху идеологического, смыслового, понятийного плюрализма и в учебниках, как правило, предлагается набор различных формулировок, определений. В одном из учебников было написано: мы даём вам набор определений Сознания и не настаиваем на том, что какое-то из них самое правильное, самое истинное. Каждый студент имеет возможность выбрать то, что ему кажется наиболее правильным и понятным.
Вот он – плюрализм на марше, плюрализм в действии. Возникает ассоциация, связанная с системой оценок понимания предлагаемых знаний, которая проникла к нам с Запада – даётся перечень вариантов ответов на поставленный вопрос и нужно просто отметить (м.б. угадать?), какой правильный и отметить галочкой.
А почему бы авторам книги не сказать ещё одну фразу – вы можете выбрать любой из предлагаемых вам вариантов, а можете сформулировать своё определение? И если мне память не изменяет, в каком-то учебнике эта фраза содержится.
Итак, что такое Мир чётко, ясно и однозначно не определено.
С главными философскими понятиями Истина, Ложь, Добро, Зло, Пространство, Время… – та же ситуация.
На тему о Природе и сущности в частности «Времени» написано столько, что на одно только ознакомление с предлагаемыми вариантами может уйти столько времени, что его на самостоятельное осмысление данного понятия может просто не хватить.
В философской литературе можно найти и Теорию Времени, и понятие Царство Времени, предполагается, что это энергия(?), или субстанция(?), или свойство(?) и т.д. вплоть до того, что Времени как такового не существует, а учёные люди просто ввели этот Термин для удобства описания реальности. Что же такое Время остаётся большим вопросом.
Давайте проверим, как работают три выше обозначенные системы Мировоззрения (Мифологическая, Церковная, Научная) в приложении к понятию Времени. Возьмём просто реальное проявление времени как реальной жизненной данности для каждого из нас.
И здесь (как всегда) появляется великая Троица. Время, как мы знаем даже на бытовом уровне, разделяется на Прошлое, Настоящее и Будущее (то, что в настоящем формируется, то, что существует в потенции).
Возьмём Настоящее, Прошлое и Будущее не абстрактно, а в приложении к людям – каково их прошлое, настоящее и будущее?
Нетрадиционная наука в лицее неординарных своих представителей, начинает приходить к тому, что жизнь Души, по крайней мере жизнь Сознания или, как они говорят, энерго-информационного комплекса, которым мы обладаем и который собирает жизненный духовный опыт каждого из нас, не заканчивается со смертью физического тела и продолжается в будущем.
Мировоззренческая концепция понимания этих трёх ВременнЫх периода жизни человека в ортодоксальной науке такова: у человека нет прошлого, до того как не слились две половые клетки мужская и женская, и только с этого времени начинается, собственно, отсчёт его времени жизни. До этого человека как сущности, как носителя сознания не существовало, т.е. прошлое до зачатия и физического рождения отсутствует. Есть ежедневное настоящее – текущая жизнь от рождения до смерти, в которой всё прожитое от рождения (зачатия) до вчерашнего дня – это наше Прошлое, а всё, что ждёт нас завтра и до грядущей физической смерти – наше Будущее. Понятие Души в этом варианте отсутствует, а в качестве его аналога используется научный Термин «психика».
Вывод: в научно-материалистическом философском мировоззрении у человека нет Прошлого и нет Будущего за пределами его физической жизни.
Переходим к Церковному мировоззрению. Тут среди трёх этапов существования людской Души в земном бытии появляется вторая составляющая – Будущее. Церковное мировоззрение не объясняет, откуда и как появилась наша (как они говорят) Бессмертная Душа, которая берётся уже как данность – вот Она воплотилась в данном младенческом теле. Прошлое для Неё отсутствует, поскольку «ложную» теорию перевоплощений, реинкарнаций Церковное мировоззрение отрицает. Есть, правда, маленький и пикантный нюанс. Если разбираться с пристрастием, то выясняется удивительный факт – оказывается первоначальная церковная догматика до определённого времени признавала возможность перевоплощений, а потом, очевидно, эта теория перестала вписываться в формирующееся вероучение и была отвергнута (учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года) и мало того – отвергнута решительно, потому что такого не может быть, потому что не может быть никогда, ибо в такое могут верить только люди не верующие в Бога (всякие эзотерики, оккультисты и т.п. небогоугодные люди).
Что касается Будущего, то тут ситуация довольно простая: ты родился, воплотился на нашей грешной и проклятой Богом земле: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).
Т.н. «грехопадение» Перволюдей определило не только всю истории земных людей, но и смысл жизни каждого из них в рамках библейского Мировоззрения. Смысл земной жизни людей – спасение своей Души. Надо спастись для чего? Для того, что ждёт нас на Небесах – в лучшем случае для Жизни Вечной. Как её достичь? Есть перечень заповедей и правил, и если ты их добросовестно соблюдаешь, как положено, регулярно каешься, соблюдаешь все ритуалы, то тогда (возможно) ты будешь в Царствие Небесном.
В одной и телевизионных передач «Апокриф» по 5-му каналу обсуждали тему Жизнь, Смерть, перевоплощения с участием католического священника. Участвующий в передаче музыкант сказал, что Идея вечных мук – это какая-то чудовищно неправильная идея, Бог не мог такое придумать. И католический священник обиделся и сказал, ну что вы так волнуетесь, вообще у нас в католичестве ситуация не такая примитивная, как вы пытаетесь показать. Дело в том, что никто наверняка не знает, кто куда попадает по нашему догматическому католическому учению, поэтому наверняка сказать, что данный человек попадёт или не попадёт в Ад или Рай нельзя! По католическому богословию можно наверняка сказать про попавших в Рай только о тех, кто причислен католической церковью к лику святых (!?). Но ведь определяет, кого причислить или не причислять к лику святых, высшее священство соответствующей церкви. Наиболее авторитетное духовенство от имени самого Бога, который их выбрал быть своими глазами и устами для всех простых смертных людей, определяют, кто святой, а кто нет, а поскольку святые люди должны попадать в Рай, то таким образом определяется местонахождение данной Души на Небесах. Понятно, что здесь ни о каких проверках речь идти не может, а речь как и в любом Вероучении (т.н. религии) идёт о Вере в истинность Его догматов и в правильность всех решений высшего духовенства.
Интересен пример с канонизацией Папы Иоанна Павла Второго и причислении его к лику святых. Существует догмат о том, что нельзя канонизировать кого-либо до истечения пяти лет после его смерти. Но нет правил без исключений, как это было сделано и для Матери Терезы.
Вот такой подход существует в Церковном Мировоззрении по отношению к Прошлому и Будущему. Прошлого нет, Настоящее есть, а Будущее определяется тем, насколько ты соответствовал требованиям церкви, сформулированными земными людьми от имени Бога. Вы знаете, что в католичестве Папа Римский является, мало того, что наместником Бога на земле, он ещё и его рупор, так как существует догмат о его непогрешимости. Он вещает Божественные Истины (!?) – это один из факторов, который не дает найти общий язык между католическим и так называемым православным христианством.
Поднимемся на третий этаж – на уровень т.н. Мифологического мировоззрения. Вот тут мы видим, что восстанавливается целостность картины времени и образа человека. Если вы читали книги по философии, то знаете, что ключевое слово по отношению к Мифологическому Мировоззрению – ЦЕЛОСТНОЕ. Другое дело, что нам тут же объясняют, что Оно – синкретическое, т.е. составленное из противоречивых элементов, мозаичное.
А оно действительно было ЦЕЛОСТНЫМ. В целостной системе его представлений человек имел прошлое, а значит и духовный опыт прошлых воплощений, который и объясняет те духовные свойства, врожденные способности, с которыми мы рождаемся. Научное мировоззрение нам говорит о человеке – вот видите, он похож на папу и на маму физически, значит и свойства души и характера, духовные свойства тоже передаются человеку от папы или мамы. Но когда выясняется, что в характере ребёнка есть свойства, отсутствующие у отца и матери, тут наука хранит глубокомысленное молчание.
Всё, с чем человек приходит в эту жизнь в очередном воплощении - это результат Духовного опыта в Прошлых жизнях и даже обыденное сознание очень легко и естественно понимает и принимает эту мысль. Одни верят в перевоплощение, другие не верят. К протеканию реальных процессов в действительности вопрос людской веры или неверия не имеет никакого отношения.
Вопрос состоит в том, есть ли в Природе, в устройстве Мироздания Принцип и соответствующий механизм его реализации, согласно которому Душа может перевоплощаться раз за разом. Если есть, то вопроса и возможности (или невозможности) перевоплощения вообще не возникает – т.е. не существует.
В реконструкции Правильного Мировоззрения мы должны опираться на долженствование, на то, что должно быть по Природным Канонам Жизни, а не на то, во что мы верим в соответствии с общепринятыми на данном историческом этапе Мировоззрениями.
Кстати, сегодня фактов об этом уже накоплено столько, что просто отрицать наличие явления перевоплощений становится почти неприлично.
Если человек рождается с уже накопленным Духовным опытом и не является чистым листом, тогда понятно, откуда у него врожденные способности и чем они обусловлены – как минимум семейной и родовой Кармой - багажом Духовного опыта из прошлых воплощений.
В системе т.н. Мифологического Мировоззрения архизначимым является такой раздел Сокровенных знаний как Астрология. И тема Перевоплощений – это очередной пример, как Астрология через гороскоп – путеводитель по земной жизни – показывает человеку, что он делал в прошлом воплощении, какие задачи решал и какую программу на очередную земную жизнь он СПРАВЕДЛИВО заслужил (в позитивном и негативном смысле) по итогам накопленной Кармы прошлого воплощения. Ибо Величайший Канон Вселенского Общежития – это Канон Высшей Божественной Справедливости. Все Жизненные процессы в Мироздании происходят в соответствии с Канонами справедливости. И когда мы этого не видим и не понимаем, то это наша проблема – проблема нашего восприятия с позиции недостаточного уровня накопленного Духовного Заряда (потенциала).