О Ницше Пол Стретерн
Страница 1 из 1
О Ницше Пол Стретерн
О Ницше Пол Стретерн
Пол Стретерн Ницше за 90 минут Введение Послесловие Ключевые понятия философии Ницше
ВВЕДЕНИЕ
На заре христианской эры философия погру-
зилась в глубокий сон. Схоластика, в основу ко-
торой легло учение Аристотеля и догматы церк-
ви — вот порождение этого сна.
В XVII веке, с появлением Декарта, провозг-
ласившего знаменитое «Cogito ergo sum» (Мыс-
лю, следовательно существую), философия про-
будилась от средневековой дремы. Наступила
эпоха Просвещения. С этих пор познание осно-
вывалось на разуме.
Однако Декарт разбудил не только схоластов,
но еще и английских мыслителей, которые вско-
ре отозвались на его требование рациональности
настойчивым утверждением того, что наше зна-
ние основывается не столько на разуме, сколько
на опыте. Своим усердием эти британские эмпи-
рики, сами того не желая, разрушили представ-
ление о главенстве разума, сведя процесс позна-
ния к серии постепенно ослабевающих ощуще-
ний.
Философия была в опасности. И тогда, в се-
редине XVIII века, от догматического сна пробу-
дился Кант, создав еще более усыпляющую фи-
лософскую систему, чем та, которая способство-
вала схоластическому коллапсу. Философия
словно бы стремилась уподобиться легендарно-
му Рипу ван Винклю.
Гегель отреагировал на это созданием своей
собственной фундаментальной системы. Шопен-
гауэр решил дополнить ее, привив кантианству
бесчувственность восточной философии, что
привело к пробуждению молодого Ницше.
Ницше принял вызов, отныне его оригиналь-
ная, но лишенная системы философия была при-
звана тормошить дремлющее человеческое созна-
ние еще долгие годы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В жизни Ницше было две смерти. Его разум
умер в 1889, его тело — в 1900. В период между
двумя этими датами его работа жила свой соб-
ственной жизнью: Ницше метался из крайности
в крайность — от абсолютного мрака до высочай-
ших интеллектуальных высот. Ницше осознавал
это не более, чем то, что происходило с ним на
самом деле. Но его известность достигла высот,
которые он не мог себе даже вообразить в фанта-
зиях своей мании величия. Она распространилась
далеко за пределы философии во многом благо-
даря популярности Ницше среди писателей. В
числе выдающихся фигур XX века, на которых
Ницше оказал влияние, — Йейтс, Стриндберг,
О'Нейл, Шоу, Рильке, Манн, Конрад, Фрейд и
бесчисленное количество менее примечательных
лиц, потрясенных его идеями. Это была особая
философия: ясная и понятная. Это была филосо-
фия, которую вы в действительности могли чи-
тать. А то, что она записана в виде афоризмов, оз-
начает только то, что и вы можете прочитать ее
(или ее отрывок).
Но в этом-то и трудность. Сейчас большин-
ство людей читают только отрывки из философии
Ницше. Такие идеи как воля к власти или идея
сверхчеловека стали банальны и потеряли свой
первоначальный смысл. Сверхчеловек Ницше
вскоре превратился в полоумного расиста. Анти-
семиты, а затем и фашисты стали заимствовать
отдельные отрывки из его работ, не принимая в
расчет контекст, в котором они были написаны.
В результате этого чрезвычайно неадекватно-
го толкования философии Ницше на протяжении
первой половины XX века она было сильно диск-
редитирована. Поэтому почти невозможно гово-
рить о многих его идеях (особенно таких как идея
сверхчеловека, идея «порядка», «воспитания»
и т. п.), вкладывая тот смысл, который он сам в
них вкладывал. Поэтический блеск большинства
его работ сделал их уязвимыми для отвратитель-
ных пародий. К счастью, его замечания на столь
опасные темы породили насмешку, которая, воз-
можно, является наиболее адекватной реакцией
на сегодняшний день. Однако заслуживает вни-
мания тот факт, что взгляды Ницше на расизм,
антисемитизм и близкие к ним позиции были
вполне понятны. Он ясно пишет об этом: «Гомо-
генизация европейцев — величайший процесс,
который невозможно остановить: его даже необ-
ходимо ускорить». Но когда нацисты попытались
использовать Ницше в качестве своего официаль-
ного идеолога и Гитлер целовал руку Элизабет
Ферстер-Ницше рядом с архивом Ницше в Вей-
маре, безумны были скорее нацисты, чем фило-
софия Ницше.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ
Философия Ницше по большей части состо-
ит из афоризмов и не представляет собой строгой
методологической системы. Его позиция являет-
ся достаточно устойчивой, но его мысль посто-
янно развивалась в разных направлениях. Это
значит, что часто он противоречит сам себе или
оставляет вопрос открытым для противоречивых
толкований. Это была скорее философия интуи-
тивных озарений, чем система. Однако некото-
рые понятия вновь и вновь встречаются в его ра-
ботах, в чем можно обнаружить элемент система-
тичности.
Воля к власти
Это понятие является главным в философии
Ницше. Он создал его, опираясь главным обра-
зом на два основных источника: Шопенгауэра и
греческую философию. Шопенгауэр заимствовал
из восточной философии идею о том, что мир дви-
жим безбрежной слепой волей. Ницше признал
мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении
человека. В отношении греческой философии
Ницше сделал вывод, что движущей силой этой
цивилизации было скорее стремление к мощи,
чем что-либо полезное или непосредственно вы-
годное.
Ницше пришел к выводу, что человечество
движимо волей к власти. Основополагающим
импульсом всех наших действий следует призна-
вать только этот источник. Часто первоначальный
смысл этой идеи искажается или даже извраща-
ется, но он всегда в этой идее содержится. Хрис-
тианство со своей идеей смирения, братской люб-
ви и сострадания проповедовало абсолютно дру-
гое. Но в действительности это было не более чем
искажение идеи воли к власти. Христианство —
религия, поддерживающая рабов в эпоху Древне-
го Рима, и она никогда не избавится от своей раб-
ской ментальности. Это была скорее воля к влас-
ти рабов, нежели воля к власти сильных мира
сего.
Концепт Ницше воля к власти явился превос-
ходным инструментом для анализа человеческих
побуждений. Действия, которые до этого расце-
нивались как благородные или бескорыстные,
рассматриваются теперь как декадентские или
неадекватные.
Но Ницше не смог ответить на два главных
возражения. Если воля к власти является един-
ственным мерилом, то как действия, возникшие
не по его непосредственному предписанию, мо-
гут не быть дегенерирующими или извращенны-
ми? Возьмем, к примеру, жизнь святого или фи-
лософа-аскета, такого как Спиноза (которым
Ницше восхищался). Сказать, что святой или
философ-аскет использовал свою волю к власти
по отношению к себе - значило бы представлять
себе это понятие столь же гибким, сколь бессмыс-
ленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к влас-
ти содержит круг: если наше стремление понять
мир исходит из воли к власти, то, безусловно, по-
нятие воля к власти возникло в результате стрем-
ления Ницше понять мир. Но последнее слово в
этой проницательной и рискованной концепции
все же остается за Ницше: «Формы, в которых вы-
ражалось стремление к мощи, менялись с века-
ми, но ее источником остается все тот же вулкан...
Что когда-то выражалось в «стремлении к богу»,
сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это
то, что в данный момент создает непревзойден-
ное чувство могущества» («Утренняя заря», 204).
Вечное возвращение
Согласно Ницше, мы должны жить так, как
если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь.
Каждый момент мы должны прожить так, чтобы
нам хотелось прожить его снова и снова, то есть
переживать его вечно.
Это, по существу, метафизический моральный
миф. Но Ницше настаивает на том, что в него нуж-
но верить. Он провозглашает этот тезис в качестве
своей «формулы величия человеческого бытия».
Это возвышенное и невероятно романтическое
акцентирование внимания на важности каждого
момента выступает в качестве призыва прожить наши
жизни полнокровно. Как и любая другая поэтичес-
кая идея, она имеет свои сильные стороны. Но как
философская или моральная идея она, по сути сво-
ей, неглубока. Она просто-напросто не побуждает к
дальнейшим размышлениям. Клише «Проживи
жизнь полно» означает, по меньшей мере, нечто ту-
манное. Идея вечного возвращения на поверку оказы-
вается бессмысленной. Помним ли мы каждую из
этих возвращающихся жизней? Если да, мы, безус-
ловно, можем что-то в ней изменить. Если же нет,
они просто неуместны. Даже захватывающий поэти-
ческий образ должен быть более реален, если он пре-
тендует стать чем-то большим, чем поэтическим об-
разом. Он просто слишком неясен для того, чтобы
стать жизненным принципом, как того желал Ниц-
ше.
Сверхчеловек
Сверхчеловек Ницше не имеет ничего общего
с тем суперменом, облаченным в плащ, который
летает по небу в комиксах. Хотя, наверное, было
бы неплохо, если бы герой Ницше обладал неко-
торыми качествами своего комического тезки.
Кларк Кент был, по крайней мере, наивен в той
этике, которую он пытался привить сотворенно-
му наспех миру хороших и плохих парней. Сверх-
человек Ницше не стеснен подобного рода мора-
лью. Его единственной моралью является воля к
власти. Однако удивляет то, что описанный Ниц-
ше сверхчеловек предполагает настолько наивный
мир, что он не уступает ни одной комедии.
Прототипом ницшеанского сверхчеловека
выступает Заратустра — невероятно горячий па-
рень, в чьем поведении обнаруживаются опасные
психические расстройства. Принято считать, что
повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но
притча о чем? Притча о поведении. Притчи о том,
как Христос поучал в своей проповеди на холме,
на первый взгляд могут показаться почти по-дет-
ски простыми, — но если в них вдуматься, то они
не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они
проникновенны. Сказание о Заратустре также по-
детски просто, но даже если хорошенько в него
вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки
этому его учение очень глубоко. Ницше стремил-
ся не меньше, чем опровергнуть христианские
ценности: каждый должен нести абсолютную от-
ветственность за действия, совершенные им в
этом мире. Каждый, будучи абсолютно свобод-
ным, должен сам создавать себе ценности. Ника-
ких санкций, ни божественных, ни каких-либо
еще, для его поступков быть не должно. Ницше
предвидел воплощение этой идеи в XX веке. К не-
счастью, он создал также и руководство к дей-
ствию в подобных условиях. Те, кто будут следо-
вать этим предписаниям (этим утомительным
капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.
Увы, сверхчеловек Ницше стал чем-то боль-
шим, чем комической фигурой, которой ему и
следовало быть. В книге «Так говорил Заратуст-
ра» Ницше (посредством своего героя) провозг-
лашает: «Что такое обезьяна в отношении чело-
века? Посмешище или мучительный позор. И тем
же самым должен быть человек для сверхчелове-
ка: посмешищем или мучительным позором».
(«Так говорил Заратустра», Часть первая, предис-
ловие Заратустры, 3). В другом месте он заявля-
ет: «Цель человечества должна быть не в его ги-
бели, а в его лучших представителях» («К генеало-
гии морали», Рассмотрение второе, 9). В этом
смысле он совершенно свободно и необоснован-
но связывает понятие сверхчеловека с такими по-
нятиями, как «благородство» и «родство». Но он
говорил не на аристократическом расистском
языке. Он имеет в виду нечто вполне определен -
ное: «Альманах Готов: предел наказания» {«Воля
к власти», 942 — исправленное издание 1906 или
1911 года; в издании Хертла этот отрывок был про-
пущен без указания на этот пропуск) и по друго-
му поводу говорит следующее: «Когда я говорю о
Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что
их кровь течет во мне» (Издание Мусариона
(1921—1929), полное собрание сочинений, том 21,
98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека
содержит в себе кровь всех своих предков — и гре-
ка, и француза, и португальского еврея, и немца.
Пол Стретерн Ницше за 90 минут Введение Послесловие Ключевые понятия философии Ницше
ВВЕДЕНИЕ
На заре христианской эры философия погру-
зилась в глубокий сон. Схоластика, в основу ко-
торой легло учение Аристотеля и догматы церк-
ви — вот порождение этого сна.
В XVII веке, с появлением Декарта, провозг-
ласившего знаменитое «Cogito ergo sum» (Мыс-
лю, следовательно существую), философия про-
будилась от средневековой дремы. Наступила
эпоха Просвещения. С этих пор познание осно-
вывалось на разуме.
Однако Декарт разбудил не только схоластов,
но еще и английских мыслителей, которые вско-
ре отозвались на его требование рациональности
настойчивым утверждением того, что наше зна-
ние основывается не столько на разуме, сколько
на опыте. Своим усердием эти британские эмпи-
рики, сами того не желая, разрушили представ-
ление о главенстве разума, сведя процесс позна-
ния к серии постепенно ослабевающих ощуще-
ний.
Философия была в опасности. И тогда, в се-
редине XVIII века, от догматического сна пробу-
дился Кант, создав еще более усыпляющую фи-
лософскую систему, чем та, которая способство-
вала схоластическому коллапсу. Философия
словно бы стремилась уподобиться легендарно-
му Рипу ван Винклю.
Гегель отреагировал на это созданием своей
собственной фундаментальной системы. Шопен-
гауэр решил дополнить ее, привив кантианству
бесчувственность восточной философии, что
привело к пробуждению молодого Ницше.
Ницше принял вызов, отныне его оригиналь-
ная, но лишенная системы философия была при-
звана тормошить дремлющее человеческое созна-
ние еще долгие годы.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В жизни Ницше было две смерти. Его разум
умер в 1889, его тело — в 1900. В период между
двумя этими датами его работа жила свой соб-
ственной жизнью: Ницше метался из крайности
в крайность — от абсолютного мрака до высочай-
ших интеллектуальных высот. Ницше осознавал
это не более, чем то, что происходило с ним на
самом деле. Но его известность достигла высот,
которые он не мог себе даже вообразить в фанта-
зиях своей мании величия. Она распространилась
далеко за пределы философии во многом благо-
даря популярности Ницше среди писателей. В
числе выдающихся фигур XX века, на которых
Ницше оказал влияние, — Йейтс, Стриндберг,
О'Нейл, Шоу, Рильке, Манн, Конрад, Фрейд и
бесчисленное количество менее примечательных
лиц, потрясенных его идеями. Это была особая
философия: ясная и понятная. Это была филосо-
фия, которую вы в действительности могли чи-
тать. А то, что она записана в виде афоризмов, оз-
начает только то, что и вы можете прочитать ее
(или ее отрывок).
Но в этом-то и трудность. Сейчас большин-
ство людей читают только отрывки из философии
Ницше. Такие идеи как воля к власти или идея
сверхчеловека стали банальны и потеряли свой
первоначальный смысл. Сверхчеловек Ницше
вскоре превратился в полоумного расиста. Анти-
семиты, а затем и фашисты стали заимствовать
отдельные отрывки из его работ, не принимая в
расчет контекст, в котором они были написаны.
В результате этого чрезвычайно неадекватно-
го толкования философии Ницше на протяжении
первой половины XX века она было сильно диск-
редитирована. Поэтому почти невозможно гово-
рить о многих его идеях (особенно таких как идея
сверхчеловека, идея «порядка», «воспитания»
и т. п.), вкладывая тот смысл, который он сам в
них вкладывал. Поэтический блеск большинства
его работ сделал их уязвимыми для отвратитель-
ных пародий. К счастью, его замечания на столь
опасные темы породили насмешку, которая, воз-
можно, является наиболее адекватной реакцией
на сегодняшний день. Однако заслуживает вни-
мания тот факт, что взгляды Ницше на расизм,
антисемитизм и близкие к ним позиции были
вполне понятны. Он ясно пишет об этом: «Гомо-
генизация европейцев — величайший процесс,
который невозможно остановить: его даже необ-
ходимо ускорить». Но когда нацисты попытались
использовать Ницше в качестве своего официаль-
ного идеолога и Гитлер целовал руку Элизабет
Ферстер-Ницше рядом с архивом Ницше в Вей-
маре, безумны были скорее нацисты, чем фило-
софия Ницше.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ НИЦШЕ
Философия Ницше по большей части состо-
ит из афоризмов и не представляет собой строгой
методологической системы. Его позиция являет-
ся достаточно устойчивой, но его мысль посто-
янно развивалась в разных направлениях. Это
значит, что часто он противоречит сам себе или
оставляет вопрос открытым для противоречивых
толкований. Это была скорее философия интуи-
тивных озарений, чем система. Однако некото-
рые понятия вновь и вновь встречаются в его ра-
ботах, в чем можно обнаружить элемент система-
тичности.
Воля к власти
Это понятие является главным в философии
Ницше. Он создал его, опираясь главным обра-
зом на два основных источника: Шопенгауэра и
греческую философию. Шопенгауэр заимствовал
из восточной философии идею о том, что мир дви-
жим безбрежной слепой волей. Ницше признал
мощь этой идеи и перетолковал ее в отношении
человека. В отношении греческой философии
Ницше сделал вывод, что движущей силой этой
цивилизации было скорее стремление к мощи,
чем что-либо полезное или непосредственно вы-
годное.
Ницше пришел к выводу, что человечество
движимо волей к власти. Основополагающим
импульсом всех наших действий следует призна-
вать только этот источник. Часто первоначальный
смысл этой идеи искажается или даже извраща-
ется, но он всегда в этой идее содержится. Хрис-
тианство со своей идеей смирения, братской люб-
ви и сострадания проповедовало абсолютно дру-
гое. Но в действительности это было не более чем
искажение идеи воли к власти. Христианство —
религия, поддерживающая рабов в эпоху Древне-
го Рима, и она никогда не избавится от своей раб-
ской ментальности. Это была скорее воля к влас-
ти рабов, нежели воля к власти сильных мира
сего.
Концепт Ницше воля к власти явился превос-
ходным инструментом для анализа человеческих
побуждений. Действия, которые до этого расце-
нивались как благородные или бескорыстные,
рассматриваются теперь как декадентские или
неадекватные.
Но Ницше не смог ответить на два главных
возражения. Если воля к власти является един-
ственным мерилом, то как действия, возникшие
не по его непосредственному предписанию, мо-
гут не быть дегенерирующими или извращенны-
ми? Возьмем, к примеру, жизнь святого или фи-
лософа-аскета, такого как Спиноза (которым
Ницше восхищался). Сказать, что святой или
философ-аскет использовал свою волю к власти
по отношению к себе - значило бы представлять
себе это понятие столь же гибким, сколь бессмыс-
ленным. Во-вторых, понятие Ницше воля к влас-
ти содержит круг: если наше стремление понять
мир исходит из воли к власти, то, безусловно, по-
нятие воля к власти возникло в результате стрем-
ления Ницше понять мир. Но последнее слово в
этой проницательной и рискованной концепции
все же остается за Ницше: «Формы, в которых вы-
ражалось стремление к мощи, менялись с века-
ми, но ее источником остается все тот же вулкан...
Что когда-то выражалось в «стремлении к богу»,
сейчас выражается в стремлении к деньгам... Это
то, что в данный момент создает непревзойден-
ное чувство могущества» («Утренняя заря», 204).
Вечное возвращение
Согласно Ницше, мы должны жить так, как
если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь.
Каждый момент мы должны прожить так, чтобы
нам хотелось прожить его снова и снова, то есть
переживать его вечно.
Это, по существу, метафизический моральный
миф. Но Ницше настаивает на том, что в него нуж-
но верить. Он провозглашает этот тезис в качестве
своей «формулы величия человеческого бытия».
Это возвышенное и невероятно романтическое
акцентирование внимания на важности каждого
момента выступает в качестве призыва прожить наши
жизни полнокровно. Как и любая другая поэтичес-
кая идея, она имеет свои сильные стороны. Но как
философская или моральная идея она, по сути сво-
ей, неглубока. Она просто-напросто не побуждает к
дальнейшим размышлениям. Клише «Проживи
жизнь полно» означает, по меньшей мере, нечто ту-
манное. Идея вечного возвращения на поверку оказы-
вается бессмысленной. Помним ли мы каждую из
этих возвращающихся жизней? Если да, мы, безус-
ловно, можем что-то в ней изменить. Если же нет,
они просто неуместны. Даже захватывающий поэти-
ческий образ должен быть более реален, если он пре-
тендует стать чем-то большим, чем поэтическим об-
разом. Он просто слишком неясен для того, чтобы
стать жизненным принципом, как того желал Ниц-
ше.
Сверхчеловек
Сверхчеловек Ницше не имеет ничего общего
с тем суперменом, облаченным в плащ, который
летает по небу в комиксах. Хотя, наверное, было
бы неплохо, если бы герой Ницше обладал неко-
торыми качествами своего комического тезки.
Кларк Кент был, по крайней мере, наивен в той
этике, которую он пытался привить сотворенно-
му наспех миру хороших и плохих парней. Сверх-
человек Ницше не стеснен подобного рода мора-
лью. Его единственной моралью является воля к
власти. Однако удивляет то, что описанный Ниц-
ше сверхчеловек предполагает настолько наивный
мир, что он не уступает ни одной комедии.
Прототипом ницшеанского сверхчеловека
выступает Заратустра — невероятно горячий па-
рень, в чьем поведении обнаруживаются опасные
психические расстройства. Принято считать, что
повесть о Заратустре задумывалась как притча. Но
притча о чем? Притча о поведении. Притчи о том,
как Христос поучал в своей проповеди на холме,
на первый взгляд могут показаться почти по-дет-
ски простыми, — но если в них вдуматься, то они
не покажутся уже ни детскими, ни простыми. Они
проникновенны. Сказание о Заратустре также по-
детски просто, но даже если хорошенько в него
вдуматься, оно таким и останется. Но вопреки
этому его учение очень глубоко. Ницше стремил-
ся не меньше, чем опровергнуть христианские
ценности: каждый должен нести абсолютную от-
ветственность за действия, совершенные им в
этом мире. Каждый, будучи абсолютно свобод-
ным, должен сам создавать себе ценности. Ника-
ких санкций, ни божественных, ни каких-либо
еще, для его поступков быть не должно. Ницше
предвидел воплощение этой идеи в XX веке. К не-
счастью, он создал также и руководство к дей-
ствию в подобных условиях. Те, кто будут следо-
вать этим предписаниям (этим утомительным
капризам Заратустры), станут сверхлюдьми.
Увы, сверхчеловек Ницше стал чем-то боль-
шим, чем комической фигурой, которой ему и
следовало быть. В книге «Так говорил Заратуст-
ра» Ницше (посредством своего героя) провозг-
лашает: «Что такое обезьяна в отношении чело-
века? Посмешище или мучительный позор. И тем
же самым должен быть человек для сверхчелове-
ка: посмешищем или мучительным позором».
(«Так говорил Заратустра», Часть первая, предис-
ловие Заратустры, 3). В другом месте он заявля-
ет: «Цель человечества должна быть не в его ги-
бели, а в его лучших представителях» («К генеало-
гии морали», Рассмотрение второе, 9). В этом
смысле он совершенно свободно и необоснован-
но связывает понятие сверхчеловека с такими по-
нятиями, как «благородство» и «родство». Но он
говорил не на аристократическом расистском
языке. Он имеет в виду нечто вполне определен -
ное: «Альманах Готов: предел наказания» {«Воля
к власти», 942 — исправленное издание 1906 или
1911 года; в издании Хертла этот отрывок был про-
пущен без указания на этот пропуск) и по друго-
му поводу говорит следующее: «Когда я говорю о
Платоне, Паскале, Спинозе и Гете, я чувствую, что
их кровь течет во мне» (Издание Мусариона
(1921—1929), полное собрание сочинений, том 21,
98). С точки зрения Ницше, кровь сверхчеловека
содержит в себе кровь всех своих предков — и гре-
ка, и француза, и португальского еврея, и немца.
- Вложенные файлы
Похожие темы
» Ницше за 90 минут
» Лекция Михаила Шильмана "О пользе и вреде Ницше для жизни"
» О Канте П. Стретерн
» Об Аристотеле Пол Стретерн
» П. Стретерн о Беркли
» Лекция Михаила Шильмана "О пользе и вреде Ницше для жизни"
» О Канте П. Стретерн
» Об Аристотеле Пол Стретерн
» П. Стретерн о Беркли
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения