ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Гогилашвили О.И. Некоторые вопросы изучения вселенной и религии

Перейти вниз

Гогилашвили О.И. Некоторые вопросы изучения вселенной и религии Empty Гогилашвили О.И. Некоторые вопросы изучения вселенной и религии

Сообщение  Белов Сб Окт 28, 2017 7:22 pm

Сразу после своего появления человек начал изучать окружающую

природу. Этому способствовало то, что уже на первом этапе развития
человечества объектом поклонения оказалась именно природа. Отдельные племена, занятые сельским хозяйством, преклонялись перед разными растениями и небесными светилами (Солнце, Луна, звезды...), а
те, которые были заняты охотой, – перед разными животными. Историческое развитие подобного отношения к миру, как известно, со временем привело к формированию политеизма и пантеизма, а позже и монотеизма (хотя некоторые мыслители, как известно, идею Бога все же не
признавали).
Интересную идею выдвигает на этот счет профессор В.А. Кутырев:
«Языческие боги обитали везде – в траве, воде, лесу(ший), дому(вой).
Греки их возвысили, подняв на гору – Олимп. Но всё равно близко.
Иудео-христианство определило Ему Небеса. Дальше, но в пределах
видимости. А теперь отправляют на другие планеты. Бог становится
инопланетянином»1.
Но, главное, – Бога не убьют ни Ницше, ни Важа-Пшавела, ни цивилизация. В этой связи уместно напомнить о категоричной позиции
Ницше:  «Понятие «бог» выдумано  как  противоположность  понятию
жизни – в нем все вредное, отравляющее, клеветническое, вся смертельная вражда к жизни сведена в ужасающее единство! Понятие «по
ту сторону»,  «истинный мир» выдуманы, чтобы не оставить никакой
 
(1Кутырев В.А. Превратности бытия Бога на Земле (научно-художественное
мышление) // Вестник РФО. 2014. №1. С. 124.)
 
цели, никакого разума, никакой задачи для нашей земной реальности?
Понятия «душа», «дух», в конце концов «бессмертная душа» выдуманы, чтобы презирать тело, чтобы сделать его больным – «святым», чтобы всему, что в жизни заслуживает серьезного отношения, вопросам
питания, жилища, духовной диеты, ухода за больными, чистоплотности, климата, противопоставить ужасное легкомыслие! Вместо здоровья «спасения души», другими словами, folie circulaire, начиная с судорог покаяния до истерии искупления!»1.
И своего «Антихриста» Ницше заканчивает вполне характерными
для него словами: «Я называю христианство единым великим проклятием, единой, великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито,
коварно, низко, достаточно мало, – я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества»2.
Как и Ницше, грузинский писатель Важа-Пшавела (1861-1915 гг.)
не верил в загробную жизнь:
«Не вспомню уже ничего я
Что может увидеть мертвец?»3.
Важа-Пшавела выше всего ставит природу, вселенную, их он ставит
выше Бога, и все закономерности, которые происходят на земле – это
заслуга природы. Природа – автор гармонии на земле:
«Леса воде верны взаимно,
Цветам – земля, земле – цветы,
А мне властитель только тот,
Кто с черновой работой дружит,
С чьего лица струится пот...»4.
Человек постоянно изучает вселенную, так что вместе с этим растет
и объем изученной вселенной. Одновременно, в результате новых открытий, постоянно увеличивается объем неизученной вселенной. Когда
в ходе познания Мироздания у ученого или просто у рядового гражданина появится какая-то мысль, он должен высказаться. Прав он или нет,
рассудит  общество.  Но  в  этой  связи  стоило  бы  привести  слова
Л.Е. Гранина: «Я глубоко убежден, что если ученый не будет стремиться объяснить (пусть не в тексте, хотя бы самому себе), почему и зачем
он формулирует закон или вводит новый термин, на основании каких
исходных принципов делает какой-то вывод, отчего предпочитает данный подход, если он не сумеет доказать, чем его положения лучше, а
чем хуже отвергнутых, если он даже себе не признается, что какие-то
моменты собственной концепции его не удовлетворяют, то он просто
не знает как быть с этими проблемами»5.
 
(1Ницше Ф. Эссе Homo // Ницше Ф. Соч.: В2 т. Т. 2. М., 1990. С. 768.
2Ницше Ф. Антихрист// Ницше Ф. Соч.: В2 т. Т. 2. М., 1990. С. 692.
3Важа Пшавела. Избр. произв. Тбилиси, 1939. С. 15.
4Важа Пшавела. Ночь в горах/ Пер. О.Ивинского// Важа Пшавела. Соч.: В2 т.
Т.1. М., 1958. С. 92.
5Гранин Л.Е. Формации цивилизации. Философия и общество. М., 1998. С. 8.)
 
Но где же при этом мой бог? В солнечной системе, в нашей галактике, в нашей метагалактике или в бесконечности? Справедливее (по
моему мнению) будет сказать, что наш Бог находится «где-то там». Конечно, мы можем связывать размышление над этим вопросом с образом
Вселенной XXI века. А какая система будет через 100 лет, миллион лет
и т.д.? Где будет тогда Бог?
 

Гогилашвили О.И., д.пед.н., почетный проф. Тбилисского госуниверситета(Тбилиси, Грузия)
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1961
Репутация : 1066
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения