ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Мировоззренческий смысл названий дней недели

Перейти вниз

Мировоззренческий смысл названий дней недели Empty Мировоззренческий смысл названий дней недели

Сообщение  Корнеев В.П. Вс Июл 24, 2022 2:20 am

В статье «Дни недели» сайта О жизни слов (Этимология и история русского языка)
Написано:

«Если вдуматься в смысл названий дней недели, можно ощутить в них некоторую спутанность. В самом деле: второй день называется вторником, четвертый – четвергом, пятый – пятницей; тут все логично. Но почему третий день называется средой, то есть «серединой»? Ведь середина семидневной недели – четверг!
Данное обстоятельство вызвало к жизни гипотезу о том, что у славян до принятия христианства была своя неделя, исконная, состоявшая из пяти дней (без субботы и воскресенья). Тогда среда действительно находилась в середине этого временно́го отрезка…
Такое допущение кажется правдоподобным, но современные исследователи считают, что оснований для него слишком мало. Более вероятно, что недельный счет славяне заимствовали из Византии с принятием христианства, а прежде отмеряли время по фазам луны.
Но почему название среды не соответствует ее реальному месту в ряду дней?
Данное противоречие объясняется тем, что славяне использовали два варианта отсчета дней недели: с воскресенья и с понедельника. Двойной счет пришел на Русь из византийской традиции, был присущ церковному календарю, а затем проник и в народную славянскую культуру. И современные названия дней представляют собой результат наложения друг на друга двух вариантов счета. Вторник, четверг и пятница имеют отношение к неделе, начинающейся с понедельника, а среда пришла к нам из того варианта, где первым днем было воскресенье, вторым – понедельник и т. д.
До сих пор по церковному православному календарю недели пасхального цикла (от Пасхи до Троицы) начинаются с воскресенья, а от Троицы до Пасхи — с понедельника.
Этимология названий дней общая для всех славянских языков. Исключением является только русское слово воскресенье ‘седьмой день недели’, заменившее исконное неделя в этом же значении.
Слово неделя возникло в период христианизации славян. Уже в древнерусском языке оно имело два значения: ‘седьмой (или первый) день недели’ и ‘временной отрезок в семь дней, седмица’. Древнерусский вариант этого слова – недѣля – включал в себя приставку не- и корень дѣл- (как в словах дѣлати, дѣло). Таким образом, первоначальное значение слова – ‘день неделания, отдыха’. Возможно, что это калька (буквальный перевод) греческого apraktos ‘нерабочий, бездеятельный’.
Слово воскресенье является церковнославянским по происхождению. Как название дня его сначала употребляли только применительно к первому дню Пасхи, дню воскресения Христа. Однако уже с XIII века у него развивается значение ‘седьмой день недели’, и в этом значении слово воскресенье постепенно вытесняет первоначальное неделя.
Однако память о неделе как названии дня сохранилась в слове понедельник. Это образование на базе существительного с предлогом по недѣли, т. е. «после воскресенья».
Названия вторник, четверг и пятница этимологически связаны с соответствующими порядковыми числительными. Слово среда старославянского происхождения; древнерусский полногласный вариант звучал как середа.
Что касается субботы, то это слово происходит от старославянского сѫбота, заимствованного, в свою очередь, из греческого диалектного sambata (литературный вариант — sabbata). В греческом языке это название дня тоже было «пришлым»; его первоисточник — древнееврейское šabbâth ‘день отдыха’. Интересно, что к нему восходит и слово шабаш ‘сборище ведьм’.»
https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/dni-nedeli/
------------------------------------------------------------------------------------
Седьмица и неделя
Мели Емеля, твоя неделя!

Каков корневой смысл слова НЕДЕЛЯ с позиции Древнерусского Мировоззрения, на основе которого и сложились названия всех дней СЕДЬМИЦЫ? СЕДЬМИЦЕЙ называлось у наших БелоСветных Предков то, что мы с помощью нашего сегодняшнего безжизненного российского языка, менталитета и мировоззрения называем НЕДЕЛЕЙ.

Наши Предки предложили землянам два способа наименования последовательных семи стадий четвертинки Лунного (духовного) цикла в его проекции на земные процессы.
1) По названиям Планетарных управителей каждого дня (день Солнца, день Луны и т.д.)
2) По названиям порядковых числительных в русском языке - Вторник (Второк), Среда (Средок или Середок – середина цикла, причём середина Золотая, а не вычисленная чисто механически с помощью т.н. голово количества, чем занимается современная математика), Четверг (Четверток), Пятница (Пяток), Шесток (после иудо-христианского крещения день стал называься Суббота – адаптированное «шабат» богоизбранных), Неделя – т.е. Не-Деля – то есть не-делимая (как единое целое) семёрка - седьмой день важного для жизни души лунного цикла (после иудо-христианского крещения – Воскресенье) и Понедельник (По-Неделя – первый день СЕДЬМИЦЫ).
В день Не-Дели не бездельничали, поскольку дух халявы и паразитизма не был присущ Древней Руси!

Воскресать Душой нашим Белосветным Пращурам не требовалось ни в какой день Седьмицы по одной простой причине – до 10 века новой иудо-христианской эры Русы душой не гасли, не тухли и не умирали!

На Руси душевно и напевно
Предков поминали ежедневно:
В Понедельник, Вторник и Средок,
Четверток, Пяток и во Шесток,
И в Неделю - в день любой СЕДМИЦЫ
Предкам надо было поклониться.

А в пору Иудо-христианства
Нет уже былого Русского Крестьянства,
И теперь, который век подряд,
Поминаем Предков лишь в родительский «шаббат» –
В День, запретный у евреев для работы,
Переделанный для россиян в «субботу».


Корнеев В.П.
Корнеев В.П.
Пользователь

Сообщения : 122
Репутация : 102
Дата регистрации : 2017-04-06

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения