Полуян П.В. ТИМАРХИЯ
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Мировоззрение, политика, идеология, конспирология, экология, футурология
Страница 1 из 1
Полуян П.В. ТИМАРХИЯ
Предлагаю ввести в политологический дискурс новый концепт
«Тимархия». Новое - хорошо забытое старое - понятиям «тимархия» и
«тимократия» более двух тысяч лет. Платон ввел их в трактате «Госу-
дарство» (Платон, Сочинения, Т. 3. Часть 1, М.: «Мысль», 1971,
с. 357), потом их использовали Аристотель и Ксенофонт... Однако
сейчас слово «тимархия» оказалось забыто. Почему же так произош-
ло?
Платон перечислил основные государственные формы: монархия
и тирания, олигархия, демократия и в этом же ряду – тимархия (тимо-
кратия). Аристотель в «Никомаховой этике» и «Политике» анализи-
ровал тот же политический ряд, и тимократия там также присутство-
вала. Оценки двух мыслителей разнились, но оба философа неизмен-
но использовали термин, связанный с греческим словом «тимос», что
означает «честь». Так они именовали вполне определенную модель
государства, которая существовала в Древней Греции наряду с теми,
что ныне обозначаются как монархия, деспотия, олигархия, аристо-
кратия, демократия. Тимархия – это Спарта. Общество, организован-
ное по образцу армии (ведь именно здесь выше всего ценятся честь,
доблесть и геройство). Монархия и тирания – власть одного лица,
аристократия и олигархия – власть группы, демократия – власть вы-
борных лиц, регулярно сменяемых голосованием. Наконец, тимархия
– это армия, ставшая государством. Понятно, что действующие вой-
ска напоминают государственную систему, хотя армия и отличается
от светского общества некоторыми особенностями. Соответственно,
нет ничего удивительного, если государство строится по армейскому
образцу. Во главе стоят военачальники, все граждане ранжированы
иерархией, подчиняются строгой дисциплине. Система ценностей
специфична: богатство презренно, а в чести физическая сила, сме-
лость и воинская доблесть. Осуждаются роскошь, разврат, пьянство и
праздность. Восхваляются героизм и самопожертвование во имя Ро-
дины. Нерадивые граждане нещадно наказываются, превращаются в
рабов и отправляются на каторгу.
В своем утопическом идеале государства Платон вывел эту самую
тимархию, но с условием, что власть там должны иметь не только
доблестные военные, но и разумные мудрецы. А поскольку по Плато-
ну реальная тимархия со временем неизбежно превращается в оли-
гархию («скопление золота в кладовых губит тимократию» с. 364), он
предлагает для правящего класса запрет частной собственности и се-
мьи (властители и стражи государства полностью живут за казенный
счет). У Платона также описан «тимократический человек» (с. 361) –
мужественный герой, презирающий материальные блага, но готовый
к жертвам и лишениям во имя высокой цели.
Короче говоря, тимархия – полноправная, самодостаточная форма
государства. В этом были согласны и Аристотель, и Платон. Впрочем,
из истории известно, что спартанское государство в период мира вы-
родилось в банальную олигархию и, как отмечает Аристотель, это
произошло потому, что герои-властители под влиянием своих слиш-
ком свободных жен стали предаваться роскоши и самодовольству.
Доблесть сменилась корыстью.
А теперь разберемся: почему же столь ясный термин исчез из на-
учного оборота? В политологии хозяева дискурса навязали нам мно-
жество негативных характеристик: авторитарное и тоталитарное об-
щество, коммунистическая диктатура, идеологическая тирания и пр.
Требовалось доказать: партийная власть в СССР - это противоестест-
венное извращение. Ведь если признать, что советское общество яв-
лялось вариантом тимархии, описанной еще Платоном и Аристоте-
лем, если принять, что предтечей СССР было военное общество древ-
ней Спарты, то для Запада складывается не слишком удобная ситуа-
ция. Во-первых, спартанское общество традиционно пользуется ува-
жением публики: героизм и аскетизм – суть доблести. А, во-вторых,
как известно из истории: демократические Афины проиграли Спарте
в войне, что очерчивало для блока НАТО не слишком красивую пер-
спективу.
Поэтому понятие о тимархии-тимократии было удалено из поли-
тического словаря. Сами хозяева дискурса прекрасно осознавали
осуществляемую фальсификацию. В книге Френсиса Фукуямы «Ко-
нец истории и последний человек» специально анализируется плато-
новский «тимос» – как дух справедливости. Но соотносится такой
«тимос» отнюдь не с воинами и революционерами, а с американскими
борцами за права негров под руководством Линкольна, с феминист-
ками и диссидентами. Смешно смотреть, как японофамильный аме-
риканец избегает говорить о конкретном тимократическом государст-
ве, зато тщится приписать дух «тимоса» лидерам западной демокра-
тии и антикоммунистическим активистам. И уж конечно, американцы
никогда не называли и не назовут тимархиями военные государства
современности – типа Ливии, Ирака или Сирии.
Давно пора восстановить в правах древнее, Платоном и Аристоте-
лем освященное, классическое понятие ТИМАРХИЯ. Тем более, что
это крайне важно для самоопределения нашей страны.
В России тимократические формы правления возникли историче-
ски – из-за постоянного военного противостояния агрессивным сосе-
дям. Государственные лидеры были одновременно строителями ар-
мий и военными вождями – таковы Александр Невский, Петр Первый
и другие. В СССР классическая тимархия была во времена Сталина. А
ярче всего она проявилась во время Великой Отечественной войны и
сразу после неё. Дальнейший этап – это разложение аутентичной ти-
мархии, когда, по словам Платона, «чем больше они ценят дальней-
шее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают доброде-
тель».
Российская тимархия возникла в ходе революционной смуты
именно потому, что доминирующий тип личности в нашей стране –
тот самый тимократический человек Платона. И эти качества прояв-
ляются и сейчас: не случайно именно военная Победа стала для со-
временной России истинной святыней, объединяющей всех. Стоило
современному Западу начать против нас агрессивные действия, как
только возникла военная угроза – наше общество сразу же мобилизо-
валось и обрело непоколебимое единство. Западные хозяева дискурса
обманулись и заморочили сами себя. Позабыли, что они имеют дело с
Россией – обществом тысячелетних воинских традиций. Жадная и
вырожденная олигархия в РФ просуществовала не долго, сменившись
вновь тимархией. Историческая практика показала – выборный Госу-
дарь для российской тимократии столь же естественен, как царь, ни-
спосланный судьбой.
Полуян П.В., к.ф.н., доц. (Красноярск). E-mail: olyan2002@mail.ru
«Тимархия». Новое - хорошо забытое старое - понятиям «тимархия» и
«тимократия» более двух тысяч лет. Платон ввел их в трактате «Госу-
дарство» (Платон, Сочинения, Т. 3. Часть 1, М.: «Мысль», 1971,
с. 357), потом их использовали Аристотель и Ксенофонт... Однако
сейчас слово «тимархия» оказалось забыто. Почему же так произош-
ло?
Платон перечислил основные государственные формы: монархия
и тирания, олигархия, демократия и в этом же ряду – тимархия (тимо-
кратия). Аристотель в «Никомаховой этике» и «Политике» анализи-
ровал тот же политический ряд, и тимократия там также присутство-
вала. Оценки двух мыслителей разнились, но оба философа неизмен-
но использовали термин, связанный с греческим словом «тимос», что
означает «честь». Так они именовали вполне определенную модель
государства, которая существовала в Древней Греции наряду с теми,
что ныне обозначаются как монархия, деспотия, олигархия, аристо-
кратия, демократия. Тимархия – это Спарта. Общество, организован-
ное по образцу армии (ведь именно здесь выше всего ценятся честь,
доблесть и геройство). Монархия и тирания – власть одного лица,
аристократия и олигархия – власть группы, демократия – власть вы-
борных лиц, регулярно сменяемых голосованием. Наконец, тимархия
– это армия, ставшая государством. Понятно, что действующие вой-
ска напоминают государственную систему, хотя армия и отличается
от светского общества некоторыми особенностями. Соответственно,
нет ничего удивительного, если государство строится по армейскому
образцу. Во главе стоят военачальники, все граждане ранжированы
иерархией, подчиняются строгой дисциплине. Система ценностей
специфична: богатство презренно, а в чести физическая сила, сме-
лость и воинская доблесть. Осуждаются роскошь, разврат, пьянство и
праздность. Восхваляются героизм и самопожертвование во имя Ро-
дины. Нерадивые граждане нещадно наказываются, превращаются в
рабов и отправляются на каторгу.
В своем утопическом идеале государства Платон вывел эту самую
тимархию, но с условием, что власть там должны иметь не только
доблестные военные, но и разумные мудрецы. А поскольку по Плато-
ну реальная тимархия со временем неизбежно превращается в оли-
гархию («скопление золота в кладовых губит тимократию» с. 364), он
предлагает для правящего класса запрет частной собственности и се-
мьи (властители и стражи государства полностью живут за казенный
счет). У Платона также описан «тимократический человек» (с. 361) –
мужественный герой, презирающий материальные блага, но готовый
к жертвам и лишениям во имя высокой цели.
Короче говоря, тимархия – полноправная, самодостаточная форма
государства. В этом были согласны и Аристотель, и Платон. Впрочем,
из истории известно, что спартанское государство в период мира вы-
родилось в банальную олигархию и, как отмечает Аристотель, это
произошло потому, что герои-властители под влиянием своих слиш-
ком свободных жен стали предаваться роскоши и самодовольству.
Доблесть сменилась корыстью.
А теперь разберемся: почему же столь ясный термин исчез из на-
учного оборота? В политологии хозяева дискурса навязали нам мно-
жество негативных характеристик: авторитарное и тоталитарное об-
щество, коммунистическая диктатура, идеологическая тирания и пр.
Требовалось доказать: партийная власть в СССР - это противоестест-
венное извращение. Ведь если признать, что советское общество яв-
лялось вариантом тимархии, описанной еще Платоном и Аристоте-
лем, если принять, что предтечей СССР было военное общество древ-
ней Спарты, то для Запада складывается не слишком удобная ситуа-
ция. Во-первых, спартанское общество традиционно пользуется ува-
жением публики: героизм и аскетизм – суть доблести. А, во-вторых,
как известно из истории: демократические Афины проиграли Спарте
в войне, что очерчивало для блока НАТО не слишком красивую пер-
спективу.
Поэтому понятие о тимархии-тимократии было удалено из поли-
тического словаря. Сами хозяева дискурса прекрасно осознавали
осуществляемую фальсификацию. В книге Френсиса Фукуямы «Ко-
нец истории и последний человек» специально анализируется плато-
новский «тимос» – как дух справедливости. Но соотносится такой
«тимос» отнюдь не с воинами и революционерами, а с американскими
борцами за права негров под руководством Линкольна, с феминист-
ками и диссидентами. Смешно смотреть, как японофамильный аме-
риканец избегает говорить о конкретном тимократическом государст-
ве, зато тщится приписать дух «тимоса» лидерам западной демокра-
тии и антикоммунистическим активистам. И уж конечно, американцы
никогда не называли и не назовут тимархиями военные государства
современности – типа Ливии, Ирака или Сирии.
Давно пора восстановить в правах древнее, Платоном и Аристоте-
лем освященное, классическое понятие ТИМАРХИЯ. Тем более, что
это крайне важно для самоопределения нашей страны.
В России тимократические формы правления возникли историче-
ски – из-за постоянного военного противостояния агрессивным сосе-
дям. Государственные лидеры были одновременно строителями ар-
мий и военными вождями – таковы Александр Невский, Петр Первый
и другие. В СССР классическая тимархия была во времена Сталина. А
ярче всего она проявилась во время Великой Отечественной войны и
сразу после неё. Дальнейший этап – это разложение аутентичной ти-
мархии, когда, по словам Платона, «чем больше они ценят дальней-
шее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают доброде-
тель».
Российская тимархия возникла в ходе революционной смуты
именно потому, что доминирующий тип личности в нашей стране –
тот самый тимократический человек Платона. И эти качества прояв-
ляются и сейчас: не случайно именно военная Победа стала для со-
временной России истинной святыней, объединяющей всех. Стоило
современному Западу начать против нас агрессивные действия, как
только возникла военная угроза – наше общество сразу же мобилизо-
валось и обрело непоколебимое единство. Западные хозяева дискурса
обманулись и заморочили сами себя. Позабыли, что они имеют дело с
Россией – обществом тысячелетних воинских традиций. Жадная и
вырожденная олигархия в РФ просуществовала не долго, сменившись
вновь тимархией. Историческая практика показала – выборный Госу-
дарь для российской тимократии столь же естественен, как царь, ни-
спосланный судьбой.
Полуян П.В., к.ф.н., доц. (Красноярск). E-mail: olyan2002@mail.ru
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Мировоззрение, политика, идеология, конспирология, экология, футурология
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|