Круглый стол «Судьба русского языка — судьба народа»
Страница 1 из 1
Круглый стол «Судьба русского языка — судьба народа»
Круглый стол «Судьба русского языка — судьба народа», посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя Ивана Тургенева, прошёл в Государственной Думе 15 ноября.
«Цель наших слушаний в том, чтобы показать верность для современной России вывода Ивана Сергеевича о неразрывной связи величия русского языка и русского народа с их нелёгкой судьбой на родной земле. Я уверен, что великое русское слово всегда нам помогало в самые трудные времена, поэтому только сегодня мы завершаем две недели празднования 200-летия великого писателя», — сказал глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов, открывая мероприятие.
Политик отметил, что необходимо продолжать начатое Тургеневым дело по защите русского языка и русского народа от внешних и внутренних угнетателей.
Первый заместитель Комитет по международным делам Дмитрий Новиков добавил, что Тургенев, как один из самых видных представителей русской литературы, продолжает оставаться популярным и востребованным.
«Писателя всегда отличало истинное стремление к глубокому изучению русского народа и будущего России. Он хорошо знал и чувствовал народную душу, мог разглядеть в русском мужике сострадание и ум, которые пробивались сквозь распространённую в то время безграмотность и внешнее безразличие. Может быть, поэтому его продолжают изучать в школах и университетах, и сегодня его произведения издаются и активно приобретаются нашими гражданами в книжных магазинах», — сказал он.
По словам члена Комитета Госдумы по международным делам Сергея Шаргунова, Тургенев на протяжении всей своей жизни делал всё, чтобы прославить русскую литературу во всём мире.
«Тургеневский зачаровывающий язык не постареет и не потускнеет, как и те вопросы, которые он поднимал своим глубоким умом и словом. Однажды в Англии на обеде, где Тургенева обдало холодом подавляющей торжественности и мурашки пробежали по телу, он вышел из терпения, ударил по столу кулаком и стал кричать русские слова: «редька», «кобыла», «речка». То есть на том самом великом и могучем языке, который сегодня находится в опасности. Поэтому нам нужно внять заветам писателя и встать на защиту русского языка», — сказал он.
Первый зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в русской культуре идея свободы всегда шла с идей о справедливости. «Тот, кто хочет быть наследником русской культуры, должен следовать обеим этим идеям. Тургенев был таким человеком. И несмотря на то что слыл господином с репутацией либерала, но всегда воспевал революционные идеи о свободе, равенстве и братстве», — сказал он.
Депутат также призвал присутствующую на слушаниях молодёжь больше читать Тургенева. «Мы, взрослые, очень хотим, чтобы вы были мудрее и начитаннее, чем были мы», — добавил он.
Русский писатель, поэт, публицист и драматург Иван Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орловской губернии. Его произведения являются обязательной частью общеобразовательных школьных программ России: рассказ «Муму», цикл рассказов «Записки охотника», повесть «Ася», романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА 15 ноября 2018
В.С. Никитин: «Заветы Тургенева и действия Движение «Русский Лад» в условиях языковой войны Запада против русской цивилизации»
В.С. Никитин: «Заветы Тургенева и действия Движение «Русский Лад» в условиях языковой войны Запада против русской цивилизации»
Выступление на «круглом столе» в Государственной Думе Российской Федерации 15 ноября 2018 года.
Движение «Русский Лад» считает, что Тургенев, как мыслитель, опережал свое время и его творческое наследие очень современно и поучительно для нас. Для спасения России в период усиливающейся глобальной агрессии Запада необходимо по-тургеневски воспринимать Россию как неразрывное триединство русской земли, русского народа и русского языка.
Мы благодарны фракции КПРФ в Государственной Думе за выбор темы «круглого стола» «Судьба русского языка – судьба народа». Действительно, судьбы русского языка и русского народа тесно связаны и неразрывны. Язык рождается и умирает вместе с народом. Но и народ гибнет, если язык теряет его дух и не выражает его мировоззрение. Мировоззрение также как и язык рождается и умирает вместе с народом. Тургенев, как никто другой из его современников понимал живую связь мировоззрения и языка с родной землей. Он знал, что климат и природные условия во многом определяют особенности языка, судьбу и характер народа.
Наша природа – широка, привольна, раздольна, бесконечна. Эти её свойства нашли отражение в характере народа и в русском языке. Например, как подметил академик Д.С. Лихачев, слово «воля» - есть только у нас. Для русских воля больше, чем свобода. Воля – это свобода, соединенная с безоглядными просторами русской земли. Поэтому русский хочет не только свободы – он хочет воли. Хочет вволю погулять на воле, да раззадориться, да проявить удаль молодецкую. А русская удаль – это не просто мужество, смелость, храбрость. Удаль – это храбрость в широком поле. Это полное игнорирование расчета, т.е. счета врагов – да сколько угодно. Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе, и только к победе, и никуда иначе. Вот так русский характер отражен в русском языке.
Один из важнейших заветов Тургенева - хочешь познать глубинный смысл характера и судьбы народа, его неразрывную связь с родной землей – подними своё мышление на мировоззренческий уровень, изучай и береги русский язык, познавай глубокий смысл его корневых слов. Живой одухотворенный великорусский язык – это душа России. Русский язык – это духовная основа сплочения всех народов нашей страны. Без русского языка не будет России.
Тургенев в своём творчестве утверждал и завещал потомкам, что для укрепления России и вывода её на передовые позиции в мире нужно осознать и поддерживать величие русского народа и русского языка. Он боролся и призывал потомков бороться против внешней и внутренней русофобии, воспитывать русскомыслящее молодое поколение, нацеленное не на наживу и безграничное потребление, а на разумный достаток.
Сегодня очевидно, что заветы И.С. Тургенева в должной мере не восприняты российской властью. При её попустительстве уже почти 30 лет происходит целенаправленный процесс разрыва в сознании людей триединства русской земли, русского народа и русского языка. Цель нашего «круглого стола» - показать соотечественникам, как сейчас на наших глазах изощренно ведется захват русской земли и расчистка её от русского народа путем уничтожения русского языка. Самое опасное, что в условиях усиления агрессивности Запада по всем направлениям современной гибридной войны именно опасность языковой войны недооценивают ни российская власть, ни российское общество. Это не случайно. Ведь чтобы осознать реальную опасность уничтожения языка и увидеть изощренные методы агрессоров надо по-тургеневски подняться на более высокий уровень мышления – на цивилизационно-мировоззренческий уровень.
Сейчас это веление времени. Почему? Потому что в 2013 году Евросоюз под давлением США совершил настоящую цивилизационную агрессию против Русского Мира. Он нарушил цивилизационные границы Русского Мира, проходящие на территории Украины по левому берегу Днепра. На Донбассе против носителей русского языка и русского мировоззрения начат настоящий геноцид с физическим уничтожением. А население Крыма, чтобы избежать этого, обратилось к России с просьбой о воссоединении. После этого русофобия, как характерное оружие цивилизационно-мировоззренческой войны, приняла глобальный характер. В условиях западной агрессии для сохранения русского языка и Русского Мира власть должна подняться на цивилизационно-мировоззренческий уровень мышления и опереться на мировоззрение русского народа, составляющего более 80 процентов населения России. Но, несмотря на патриотическую риторику власти, Россия остается мировоззренчески «разорванной» страной, где народ сохраняет родное мировоззрение, а власть навязывает ему чужое - западное. Россия так и не стала стержневой страной Русского мира, в которой у власти и народа единое мировоззрение.
Это видно из программных статей и речей президента Путина и в 2012, и в 2016 годах. Статья «Россия: национальный вопрос» 2012 года не содержит четких понятий и определений, необходимых для мировоззренческого уровня. Вызывает тревогу, что в ней так и не названо имя мировоззрения, скрепляющего нашу цивилизацию. Не названо имя и самой полиэтнической цивилизации. В статье ни разу не упоминается родное для русской души слово «держава». А ведь державность – это характерная черта коренных народов России. Она означает их ответственность за содержание и развитие огромного евразийского пространства. И наконец, в статье нет ни одной ссылки на князя Александра Невского, на универсального русского гения Михаила Ломоносова, на великого русского поэта Александра Пушкина. А ведь именно они были главными сторонниками развития России на основе русского мировоззрения
Автор книги «Государственный язык, как орудие власти» В.В. Рыбин, анализируя выступление Путина 26 мая 2016 года на Учредительном собрании «Общества русской словесности» делает такой же вывод. В речи, во-первых, не поставлена задача о защите русского языка от главной угрозы – от нашествия иноязычных слов, а также задача о возрождении русского словообразования, которое в России прекращено. Во-вторых, среди стран, с которых президент предложил брать пример, нет Франции, хотя именно она ведёт наиболее успешную оборонительную языковую политику по защите родного языка от размывания английскими словами.
К сожалению, в современной России даже принятые властью полумеры по защите русского языка саботируются западномыслящим чиновничеством. День русского языка, как государственный праздник, в должной мере не проводится. Советы по русскому языку при Президенте и Правительстве работают неэффективно. Сочинение, возвращенное в школу, оторвано от изучаемых классических произведений. Финансирование Россотрудничества не увеличено. Русский язык продолжает терять позиции в России и за рубежом. Сегодня русский язык самый англизированный из 10-ти наиболее распространенных языков в мире. По прогнозам Комитета по образованию Госдумы число знающих русский язык в мире сократится к 2025 году до 150 млн. человек, т.е. до уровня 1913 года, а в Российской Федерации их останется 110 млн. человек. Русский язык по статусу опередят такие языки как: французский, урду, арабский, португальский и бенгали. Видя, как умирает русский язык, и, не веря в успешное будущее России, уже перешли с кириллицы на латиницу Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, заявил о переходе Казахстан, была попытка перехода даже у Татарстана. Такая политика ведет к поражению в цивилизационно-мировоззренческой войне.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», проявляя заботу о сохранении целостности России, считает необходимым предложить Президенту Путину: во-первых, перенацелить государственную языковую, национальную и образовательную политику на эффективную защиту и развитие русского языка, на восстановление равноправия русского народа среди народов России, на воспитание русскомыслящего молодого поколения. Во- вторых,включить в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» раздел «противодействие языковой агрессии» и определить важнейшей задачей государства – защиту русского языка, как духовной основы российской государственности. И, в-третьих, потребовать исполнения Указа Президента «О Дне русского языка» от 6 июня 2011 года №705 и проводить его как полноценный государственный праздник, раскрывающий смысл величия русского языка, как главной святыни русского народа и основы сплочения всех коренных народов России».
Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение темы позволит всем русскомыслящим соотечественникам, независимо от национальности, объединить усилия для защиты русского языка и русской земли – России, нашей многонациональной Родины.
Никитин Владимир Степанович
Член Президиума ЦК КПРФ, руководитель ВСД "Русский лад"
Выступление на «круглом столе» в Государственной Думе Российской Федерации 15 ноября 2018 года.
Движение «Русский Лад» считает, что Тургенев, как мыслитель, опережал свое время и его творческое наследие очень современно и поучительно для нас. Для спасения России в период усиливающейся глобальной агрессии Запада необходимо по-тургеневски воспринимать Россию как неразрывное триединство русской земли, русского народа и русского языка.
Мы благодарны фракции КПРФ в Государственной Думе за выбор темы «круглого стола» «Судьба русского языка – судьба народа». Действительно, судьбы русского языка и русского народа тесно связаны и неразрывны. Язык рождается и умирает вместе с народом. Но и народ гибнет, если язык теряет его дух и не выражает его мировоззрение. Мировоззрение также как и язык рождается и умирает вместе с народом. Тургенев, как никто другой из его современников понимал живую связь мировоззрения и языка с родной землей. Он знал, что климат и природные условия во многом определяют особенности языка, судьбу и характер народа.
Наша природа – широка, привольна, раздольна, бесконечна. Эти её свойства нашли отражение в характере народа и в русском языке. Например, как подметил академик Д.С. Лихачев, слово «воля» - есть только у нас. Для русских воля больше, чем свобода. Воля – это свобода, соединенная с безоглядными просторами русской земли. Поэтому русский хочет не только свободы – он хочет воли. Хочет вволю погулять на воле, да раззадориться, да проявить удаль молодецкую. А русская удаль – это не просто мужество, смелость, храбрость. Удаль – это храбрость в широком поле. Это полное игнорирование расчета, т.е. счета врагов – да сколько угодно. Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе, и только к победе, и никуда иначе. Вот так русский характер отражен в русском языке.
Один из важнейших заветов Тургенева - хочешь познать глубинный смысл характера и судьбы народа, его неразрывную связь с родной землей – подними своё мышление на мировоззренческий уровень, изучай и береги русский язык, познавай глубокий смысл его корневых слов. Живой одухотворенный великорусский язык – это душа России. Русский язык – это духовная основа сплочения всех народов нашей страны. Без русского языка не будет России.
Тургенев в своём творчестве утверждал и завещал потомкам, что для укрепления России и вывода её на передовые позиции в мире нужно осознать и поддерживать величие русского народа и русского языка. Он боролся и призывал потомков бороться против внешней и внутренней русофобии, воспитывать русскомыслящее молодое поколение, нацеленное не на наживу и безграничное потребление, а на разумный достаток.
Сегодня очевидно, что заветы И.С. Тургенева в должной мере не восприняты российской властью. При её попустительстве уже почти 30 лет происходит целенаправленный процесс разрыва в сознании людей триединства русской земли, русского народа и русского языка. Цель нашего «круглого стола» - показать соотечественникам, как сейчас на наших глазах изощренно ведется захват русской земли и расчистка её от русского народа путем уничтожения русского языка. Самое опасное, что в условиях усиления агрессивности Запада по всем направлениям современной гибридной войны именно опасность языковой войны недооценивают ни российская власть, ни российское общество. Это не случайно. Ведь чтобы осознать реальную опасность уничтожения языка и увидеть изощренные методы агрессоров надо по-тургеневски подняться на более высокий уровень мышления – на цивилизационно-мировоззренческий уровень.
Сейчас это веление времени. Почему? Потому что в 2013 году Евросоюз под давлением США совершил настоящую цивилизационную агрессию против Русского Мира. Он нарушил цивилизационные границы Русского Мира, проходящие на территории Украины по левому берегу Днепра. На Донбассе против носителей русского языка и русского мировоззрения начат настоящий геноцид с физическим уничтожением. А население Крыма, чтобы избежать этого, обратилось к России с просьбой о воссоединении. После этого русофобия, как характерное оружие цивилизационно-мировоззренческой войны, приняла глобальный характер. В условиях западной агрессии для сохранения русского языка и Русского Мира власть должна подняться на цивилизационно-мировоззренческий уровень мышления и опереться на мировоззрение русского народа, составляющего более 80 процентов населения России. Но, несмотря на патриотическую риторику власти, Россия остается мировоззренчески «разорванной» страной, где народ сохраняет родное мировоззрение, а власть навязывает ему чужое - западное. Россия так и не стала стержневой страной Русского мира, в которой у власти и народа единое мировоззрение.
Это видно из программных статей и речей президента Путина и в 2012, и в 2016 годах. Статья «Россия: национальный вопрос» 2012 года не содержит четких понятий и определений, необходимых для мировоззренческого уровня. Вызывает тревогу, что в ней так и не названо имя мировоззрения, скрепляющего нашу цивилизацию. Не названо имя и самой полиэтнической цивилизации. В статье ни разу не упоминается родное для русской души слово «держава». А ведь державность – это характерная черта коренных народов России. Она означает их ответственность за содержание и развитие огромного евразийского пространства. И наконец, в статье нет ни одной ссылки на князя Александра Невского, на универсального русского гения Михаила Ломоносова, на великого русского поэта Александра Пушкина. А ведь именно они были главными сторонниками развития России на основе русского мировоззрения
Автор книги «Государственный язык, как орудие власти» В.В. Рыбин, анализируя выступление Путина 26 мая 2016 года на Учредительном собрании «Общества русской словесности» делает такой же вывод. В речи, во-первых, не поставлена задача о защите русского языка от главной угрозы – от нашествия иноязычных слов, а также задача о возрождении русского словообразования, которое в России прекращено. Во-вторых, среди стран, с которых президент предложил брать пример, нет Франции, хотя именно она ведёт наиболее успешную оборонительную языковую политику по защите родного языка от размывания английскими словами.
К сожалению, в современной России даже принятые властью полумеры по защите русского языка саботируются западномыслящим чиновничеством. День русского языка, как государственный праздник, в должной мере не проводится. Советы по русскому языку при Президенте и Правительстве работают неэффективно. Сочинение, возвращенное в школу, оторвано от изучаемых классических произведений. Финансирование Россотрудничества не увеличено. Русский язык продолжает терять позиции в России и за рубежом. Сегодня русский язык самый англизированный из 10-ти наиболее распространенных языков в мире. По прогнозам Комитета по образованию Госдумы число знающих русский язык в мире сократится к 2025 году до 150 млн. человек, т.е. до уровня 1913 года, а в Российской Федерации их останется 110 млн. человек. Русский язык по статусу опередят такие языки как: французский, урду, арабский, португальский и бенгали. Видя, как умирает русский язык, и, не веря в успешное будущее России, уже перешли с кириллицы на латиницу Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, заявил о переходе Казахстан, была попытка перехода даже у Татарстана. Такая политика ведет к поражению в цивилизационно-мировоззренческой войне.
Всероссийское созидательное движение «Русский Лад», проявляя заботу о сохранении целостности России, считает необходимым предложить Президенту Путину: во-первых, перенацелить государственную языковую, национальную и образовательную политику на эффективную защиту и развитие русского языка, на восстановление равноправия русского народа среди народов России, на воспитание русскомыслящего молодого поколения. Во- вторых,включить в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» раздел «противодействие языковой агрессии» и определить важнейшей задачей государства – защиту русского языка, как духовной основы российской государственности. И, в-третьих, потребовать исполнения Указа Президента «О Дне русского языка» от 6 июня 2011 года №705 и проводить его как полноценный государственный праздник, раскрывающий смысл величия русского языка, как главной святыни русского народа и основы сплочения всех коренных народов России».
Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение темы позволит всем русскомыслящим соотечественникам, независимо от национальности, объединить усилия для защиты русского языка и русской земли – России, нашей многонациональной Родины.
Никитин Владимир Степанович
Член Президиума ЦК КПРФ, руководитель ВСД "Русский лад"
В.Ю. Троицкий Отступать некуда!
...Родина требует защиты прежде всего от врага внутреннего...
Валентин Распутин
Нынешняя школа в России, отказавшаяся от здравого образовательного стержня, то есть грамотно поставленных гуманитарных дисциплин, в целом утратила роль учреждения, формирующего основы знаний, то есть осмысленных и осмысленно связанных между собой основополагающих понятий и представлений. Более того, базовые понятия дисциплин, являвшие начала научной картины их содержания и смысла, сегодня нередко подменяются словесными пустышками, безграмотными потугами кустарной "самостоятельности", лишённой основополагающих сведений о предмете изучения. Такого рода "образовательная стратегия" прикрывается словами о новациях, идеями "творческого подхода" и самообучения, но на самом деле лишена и научной основы и сколько-нибудь ясно определённого образовательного содержания.
Отступать некуда!
Налицо - созданное с помощью информационного оружия "вавилонское столпотворение" в сознании многих и многих граждан России. Стало реальностью бесконтрольное и цинически-наглое "продвижение" английского языка в условиях колониального угнетения - русского, государственного языка России. Несомненно осуществлённое недругами разрушение полноценного отечественного образования и продолжающееся "выстраивание" его по чужим губительным образцам, прежде всего в области гуманитарных дисциплин. Очевидно - полное отсутствие озабоченного и созидательного отношения к состоянию школы у руководящего большинства...
Да, одна из самых больших бед России - недостоинство или чужемыслие значительной части "руководящих кадров". Говорят, кадры - решают всё. Вопрос в том, каковы эти кадры: невежественны или образованы, честно служат России или дышат изменой, преследуют цели, не отвечающие её интересам.
Современное состояние образования - не "ошибка", но следствие преступлений государственного уровня, связанных с заведомо порочными, разрушительными установками, заложенными в "перестроечных" документах, оторванных от интересов государства, от живого и богатого наследия нашей культуры и отечественного просвещения. Всё это даёт основания утверждать: сегодня открыты пути духовному геноциду народа России.
Нелишне вспомнить ВТ.Белинского: "Человек силён и обеспечен только в обществе; но чтобы и общество в свою очередь было сильно и обеспечено, ему необходима внутренняя , непосредственная, органическая связь - национальность...Даже и тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование у другого, он тем не менее совершается национально. Иначе нет прогресса. Когда народ поддаётся напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их силою собственной национальности в собственную же сущность, - тогда он гибнет политически".
Не забудем при этом, что России не было, нет и не может быть без русского начала, без русского духа, без Православия и русской культуры. Корневая черта русского духа - общероссийское государственное самосознание. Русская традиционная культура, устоявшаяся на православной веротерпимости, русский язык и русская школа служили и служат объединяющими началами сплочённости многонациональной России. Подрывать эти начала - значит идти к гибели.
Станем ли покорно дожидаться гибели? Может, наконец отвергнем "дары" тайных и видимых недругов и подтвердим достоинство великого и героического прошлого России?
Язык - основа жизни и душа народа. Языковой уровень в сущности соответствует уровню культуры и образования страны.
Сегодня изучение русского языка усилиями слуг глобализма из сферы образования и вражеской агентуры ВШЭ позорно снижено как в научном отношении, так и со стороны системности, научно-образовательной целесообразности и воспитательной ценности. "Изменения к лучшему" в самые последние годы имеют косметический характер и ничего принципиально не изменили и изменить не могут.
Не так давно администраторы-космополиты распорядились в метрополитене столицы России ввести объявления станций на языке своих хозяев. Им не стыдно! Однако в реальных условиях "деидеологизации образования" (то есть его обессмысливания) вред от этого исчисляется не рублями и долларами, но незримым оскорблением и растлением души народа!
Состояние и уровень преподавания русской словесности ныне отвечают условиям "оккупированной территории". Программы школы сокращены под стать программам колониальных учебных заведений. Сокращены так, чтобы народ (в массе) не владел русским литературным языком, как это по преимуществу было в лучшие для школы годы XX века. Сокращены так, чтобы у окончивших школу не могло сформироваться должного для свободного человека независимой страны запаса культурной памяти в виде знания традиционного объёма произведений русской классики, того «школьного литературного канона», который был «не вся классика, но ворота в неё» (АВ.Фёдоров). Без всего этого, как и без изучения правдивой истории Отечества, немыслимо формирование патриотического сознания гражданина независимой страны. Этого и добиваются слуги глобализма.
Под фальшивым знаменем инноваций программы лишили содержания, без которого не может быть элементарно грамотного человека в России. Образование превратилось в дрессировку, в натаскивание по нелепым тестам, что при освоении гуманитарных дисциплин совершенно непригодно или крайне ограничено по возможностям.
6 созданных обстоятельствах необходимо возвращение русскому языку и литературе в школе научных основ, на которых строилось ранее их изучение, а также научной методики преподавания этих предметов. Этого достичь не легко, если учесть проведённую глобализаторами работу по разрушению основ и программ грамотного преподавания гуманитарных дисциплин. А также - мероприятия по практическому уничтожению научных и образовательных учреждений, служивших арсеналом научно-исследовательской и образовательной работы в этой области.
Падение языкового уровня граждан определяет ещё одну беду: многие школьники в массе не только разучились грамотно говорить по-русски, но нередко оскверняют свою родную речь непотребными словами и почти перестали читать.
Говорить сегодня о каком-либо повышении культуры нелепо: значительная часть обывателей её почти лишена и продолжает терять под руководством наёмных СМИ...Ведь те, кто захватили власть, "с лёгкостью отдали телевидение и другие СМИ в руки антинациональньгх сил и нарекли это "свободой слова" (хотя на самом деле это есть не что иное, как подавление слова патриотического)"1. А то, что называют сейчас "культурными мероприятиями", весьма часто не имеет отношения к культуре (по основным её признакам). Это субкультура, антикультура и в лучшем случае, как теперь выражаются, "ликбез" или "развлекаловка".
Только начальник, убогий умом и лишённый самой малости понимания обстановки, может радоваться, как это нам недавно продемонстрировали, победе школьников России на международных олимпиадах по лакейской тематике: ремонт автомобилей, устроение и обслуживание гостиничных офисов и т.п. Что же с нами сделалось?
В.Г.Распутин отвечает:
Россия вталкивается в "оголённо циничный мир, где...права человека выше прав народа, ...где из всякого своеобразия, и прежде всего из национального, вырабатывается стандартный продукт.." 1
Бездействие "верхов" в таких обстоятельствах можно расценить только как следствие равнодушного невежества или преступного вредительства. Третьего не дано.
Что же делать, когда всякие попытки исправить положение буксуют благодаря массовому равнодушию, а также преступному саботажу мнимо усердствующих командиров и администраторов от образования?.. Может, с языком - подождём?
В.Г.Распутин отвечает:
"Нет, это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, и коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя. Сколько развелось ходов, украшенных патриотической символикой, гремящих правильными речами и обещающих скорые результаты, что ими легко соблазниться, ещё легче в случае разочарования из одного хода перебраться в другой, затем третий, и теряя порывы и годы, ни к чему не прийти. И сдаться на милость исчужа заведённой жизни. Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как напитать душу ребёнка добром, и как утешить старость в усталости и печали - когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времён оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно - и всё остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы."
Овладение родным словом подменено ныне формальным и механическим, часто обессмысленным ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. Исчезли уроки развития речи. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство её содержания и смыслов. Практически отсутствуют разделы культуры речи и языкового этикета, чрезвычайно важные в наших условиях.
За формализацией обучения и навязываемыми тестово-дрессировочными методами «освоения» родного языка - следует естественная скука и нелюбовь к родному слову. Чиновники от образования словно стараются, чтобы так и было. Например, из прежних стандартов средней школы, на определённом этапе, как известно, были выброшены, например, такие разделы (вдумайтесь: каково!): «Богатство, красота, выразительность русского языка», «Роль церковнославянского языка в развитии русского языка», «Однокоренные слова», «Этимологические словари русского языка», «Основные толковые словари русского языка», «Принципы русской орфографии», «Орфографические словари» и проч...
Необходимо помнить, что за годы "реформирования" образования - разрушена высококачественная научная и методическая система изучения словесности;
1) повреждены и во многом отвергнуты плодотворные методы традиционного научно и педагогически обоснованного обучения грамоте;
2) недопустимо обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здорового языкового мироощущения;
3) выведена за рамки изучения языка коренная задача - овладение ясным и точным смыслом слов, оттенками их значений; практически отсутствуют как жанр уроки по развитию речи;
4) губительно сокращено количество текстов классики, на которых только и можно утвердить полноценное знание литературного языка;
5) изъята, а затем заменена фактически суррогатом основная форма обучения письменной речи - сочинение. Тематика экзаменационных сочинений не связана, как ранее, с произведениями русской классики, не соотнесена зачастую с реальным возрастным жизненным опытом школьника и нередко напоминает завуалированный социально-психологический тест для ориентировочного определения некоторых склонности экзаменующегося.
7) пагубно деформирована направленность обучения: значительно сужена сфера получаемых знаний; систематическое изучение предмета подменено формированием механических навыков для выполнения типовых заданий по предлагаемым моделям;
вредительски сокращено количество часов по русскому языку и литературе;
9) старые учебники и пособия заменены новыми, многие из которых не выдерживают критики ни с научной ни с методической стороны, но активно внедряются через систему официального механизма разного рода «надёжных» рецензентов, весьма часто не исполняющих своих элементарных обязанностей на должном уровне;
10) фактически перестали принимать во внимание современное состояние языковой и культурной среды, испытавшей в последние 40 лет катастрофические изменения. СМИ и современная реклама весьма часто отучают от грамотной речи. Ибо несут ложь посредством: искажения и подмены смысла слов, неточного толкования их содержания, через изменение истинного значения слов, через ложное их употребление и даже -орфографическую неграмотность. Закон о языке в его настоящем виде не защищает от этих пороков.
Преподавание языка в целом подменено формальным и механическим, ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство содержания и смыслов русской речи.
Таким образом, ни одну из основных первоначальных задач обучения родному языку массовая школа в настоящее время, как должно, не решает. В этой области нормальное образование целом уничтожено. Задача состоит в том, чтобы восстановить преподавание русского языка на научной основе (с восстановлением утраченного содержания) и решительно увеличить количество учебных часов...
За четверть века квалифицированного и системного разрушения программ по словесности, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных условиях в школе невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир и смысл произведения, наконец - ценить и любить литературу...
Сегодня первостепенная задача образования в России -вернуть в школу знание отечественной словесности на научной и научно-методической основе. "Словесность, изучаемая в школе, должна сегодня вернуться к традициям обучения, возвращающим нашим современникам полноту изначальных смыслов слов, образующуюся лишь через личностное, живое восприятие в живом потоке времени." (Протоиерей Павел Карташов, к.ф.н.). Без этого прочие усилия - неуспешны и бесплодны. Наконец: нужно прекратить лгать о состоянии нашей школы. Кстати, более всего способствуют лжи "руководящие кадры", которым спокойнее руководить, если "всё в порядке".
Примечания
1. Т.Н.Морозова, О национальном достоинстве великороссов // Филология и школа. Выпуск II М. 2008. ИМЛИ РАН. С.380
2 В.Г.Распутин. Сегодня Родина ещё молчит. // Земский вестник, №2, 2002; с.9.
Валентин Распутин
Нынешняя школа в России, отказавшаяся от здравого образовательного стержня, то есть грамотно поставленных гуманитарных дисциплин, в целом утратила роль учреждения, формирующего основы знаний, то есть осмысленных и осмысленно связанных между собой основополагающих понятий и представлений. Более того, базовые понятия дисциплин, являвшие начала научной картины их содержания и смысла, сегодня нередко подменяются словесными пустышками, безграмотными потугами кустарной "самостоятельности", лишённой основополагающих сведений о предмете изучения. Такого рода "образовательная стратегия" прикрывается словами о новациях, идеями "творческого подхода" и самообучения, но на самом деле лишена и научной основы и сколько-нибудь ясно определённого образовательного содержания.
Отступать некуда!
Налицо - созданное с помощью информационного оружия "вавилонское столпотворение" в сознании многих и многих граждан России. Стало реальностью бесконтрольное и цинически-наглое "продвижение" английского языка в условиях колониального угнетения - русского, государственного языка России. Несомненно осуществлённое недругами разрушение полноценного отечественного образования и продолжающееся "выстраивание" его по чужим губительным образцам, прежде всего в области гуманитарных дисциплин. Очевидно - полное отсутствие озабоченного и созидательного отношения к состоянию школы у руководящего большинства...
Да, одна из самых больших бед России - недостоинство или чужемыслие значительной части "руководящих кадров". Говорят, кадры - решают всё. Вопрос в том, каковы эти кадры: невежественны или образованы, честно служат России или дышат изменой, преследуют цели, не отвечающие её интересам.
Современное состояние образования - не "ошибка", но следствие преступлений государственного уровня, связанных с заведомо порочными, разрушительными установками, заложенными в "перестроечных" документах, оторванных от интересов государства, от живого и богатого наследия нашей культуры и отечественного просвещения. Всё это даёт основания утверждать: сегодня открыты пути духовному геноциду народа России.
Нелишне вспомнить ВТ.Белинского: "Человек силён и обеспечен только в обществе; но чтобы и общество в свою очередь было сильно и обеспечено, ему необходима внутренняя , непосредственная, органическая связь - национальность...Даже и тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование у другого, он тем не менее совершается национально. Иначе нет прогресса. Когда народ поддаётся напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их силою собственной национальности в собственную же сущность, - тогда он гибнет политически".
Не забудем при этом, что России не было, нет и не может быть без русского начала, без русского духа, без Православия и русской культуры. Корневая черта русского духа - общероссийское государственное самосознание. Русская традиционная культура, устоявшаяся на православной веротерпимости, русский язык и русская школа служили и служат объединяющими началами сплочённости многонациональной России. Подрывать эти начала - значит идти к гибели.
Станем ли покорно дожидаться гибели? Может, наконец отвергнем "дары" тайных и видимых недругов и подтвердим достоинство великого и героического прошлого России?
Язык - основа жизни и душа народа. Языковой уровень в сущности соответствует уровню культуры и образования страны.
Сегодня изучение русского языка усилиями слуг глобализма из сферы образования и вражеской агентуры ВШЭ позорно снижено как в научном отношении, так и со стороны системности, научно-образовательной целесообразности и воспитательной ценности. "Изменения к лучшему" в самые последние годы имеют косметический характер и ничего принципиально не изменили и изменить не могут.
Не так давно администраторы-космополиты распорядились в метрополитене столицы России ввести объявления станций на языке своих хозяев. Им не стыдно! Однако в реальных условиях "деидеологизации образования" (то есть его обессмысливания) вред от этого исчисляется не рублями и долларами, но незримым оскорблением и растлением души народа!
Состояние и уровень преподавания русской словесности ныне отвечают условиям "оккупированной территории". Программы школы сокращены под стать программам колониальных учебных заведений. Сокращены так, чтобы народ (в массе) не владел русским литературным языком, как это по преимуществу было в лучшие для школы годы XX века. Сокращены так, чтобы у окончивших школу не могло сформироваться должного для свободного человека независимой страны запаса культурной памяти в виде знания традиционного объёма произведений русской классики, того «школьного литературного канона», который был «не вся классика, но ворота в неё» (АВ.Фёдоров). Без всего этого, как и без изучения правдивой истории Отечества, немыслимо формирование патриотического сознания гражданина независимой страны. Этого и добиваются слуги глобализма.
Под фальшивым знаменем инноваций программы лишили содержания, без которого не может быть элементарно грамотного человека в России. Образование превратилось в дрессировку, в натаскивание по нелепым тестам, что при освоении гуманитарных дисциплин совершенно непригодно или крайне ограничено по возможностям.
6 созданных обстоятельствах необходимо возвращение русскому языку и литературе в школе научных основ, на которых строилось ранее их изучение, а также научной методики преподавания этих предметов. Этого достичь не легко, если учесть проведённую глобализаторами работу по разрушению основ и программ грамотного преподавания гуманитарных дисциплин. А также - мероприятия по практическому уничтожению научных и образовательных учреждений, служивших арсеналом научно-исследовательской и образовательной работы в этой области.
Падение языкового уровня граждан определяет ещё одну беду: многие школьники в массе не только разучились грамотно говорить по-русски, но нередко оскверняют свою родную речь непотребными словами и почти перестали читать.
Говорить сегодня о каком-либо повышении культуры нелепо: значительная часть обывателей её почти лишена и продолжает терять под руководством наёмных СМИ...Ведь те, кто захватили власть, "с лёгкостью отдали телевидение и другие СМИ в руки антинациональньгх сил и нарекли это "свободой слова" (хотя на самом деле это есть не что иное, как подавление слова патриотического)"1. А то, что называют сейчас "культурными мероприятиями", весьма часто не имеет отношения к культуре (по основным её признакам). Это субкультура, антикультура и в лучшем случае, как теперь выражаются, "ликбез" или "развлекаловка".
Только начальник, убогий умом и лишённый самой малости понимания обстановки, может радоваться, как это нам недавно продемонстрировали, победе школьников России на международных олимпиадах по лакейской тематике: ремонт автомобилей, устроение и обслуживание гостиничных офисов и т.п. Что же с нами сделалось?
В.Г.Распутин отвечает:
Россия вталкивается в "оголённо циничный мир, где...права человека выше прав народа, ...где из всякого своеобразия, и прежде всего из национального, вырабатывается стандартный продукт.." 1
Бездействие "верхов" в таких обстоятельствах можно расценить только как следствие равнодушного невежества или преступного вредительства. Третьего не дано.
Что же делать, когда всякие попытки исправить положение буксуют благодаря массовому равнодушию, а также преступному саботажу мнимо усердствующих командиров и администраторов от образования?.. Может, с языком - подождём?
В.Г.Распутин отвечает:
"Нет, это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, и коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя. Сколько развелось ходов, украшенных патриотической символикой, гремящих правильными речами и обещающих скорые результаты, что ими легко соблазниться, ещё легче в случае разочарования из одного хода перебраться в другой, затем третий, и теряя порывы и годы, ни к чему не прийти. И сдаться на милость исчужа заведённой жизни. Но когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил; когда великим драгоценным закромом, никогда не убывающим и не теряющим сыта, содержится оно в тебе в необходимой полноте, всему-всему на свете зная подлинную цену; когда плачет оно, это слово, горькими слезами уводимых в полон и обвязанных одной вереей многоверстовой колонны молодых русских женщин; когда торжественной медью гремит во дни побед и стольных праздников; когда безошибочно знает оно, в какие минуты говорить страстно и в какие нежно, приготовляя такие речи, лучше которых нигде не сыскать, и как напитать душу ребёнка добром, и как утешить старость в усталости и печали - когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя. Оно, это слово, сильнее гимна и флага, клятвы и обета; с древнейших времён оно само по себе непорушимая клятва и присяга. Есть оно - и всё остальное есть, а нет - и нечем будет закрепить самые искренние порывы."
Овладение родным словом подменено ныне формальным и механическим, часто обессмысленным ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. Исчезли уроки развития речи. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство её содержания и смыслов. Практически отсутствуют разделы культуры речи и языкового этикета, чрезвычайно важные в наших условиях.
За формализацией обучения и навязываемыми тестово-дрессировочными методами «освоения» родного языка - следует естественная скука и нелюбовь к родному слову. Чиновники от образования словно стараются, чтобы так и было. Например, из прежних стандартов средней школы, на определённом этапе, как известно, были выброшены, например, такие разделы (вдумайтесь: каково!): «Богатство, красота, выразительность русского языка», «Роль церковнославянского языка в развитии русского языка», «Однокоренные слова», «Этимологические словари русского языка», «Основные толковые словари русского языка», «Принципы русской орфографии», «Орфографические словари» и проч...
Необходимо помнить, что за годы "реформирования" образования - разрушена высококачественная научная и методическая система изучения словесности;
1) повреждены и во многом отвергнуты плодотворные методы традиционного научно и педагогически обоснованного обучения грамоте;
2) недопустимо обеднено содержание осваиваемой лексики, необходимой для нормальной жизнедеятельности и здорового языкового мироощущения;
3) выведена за рамки изучения языка коренная задача - овладение ясным и точным смыслом слов, оттенками их значений; практически отсутствуют как жанр уроки по развитию речи;
4) губительно сокращено количество текстов классики, на которых только и можно утвердить полноценное знание литературного языка;
5) изъята, а затем заменена фактически суррогатом основная форма обучения письменной речи - сочинение. Тематика экзаменационных сочинений не связана, как ранее, с произведениями русской классики, не соотнесена зачастую с реальным возрастным жизненным опытом школьника и нередко напоминает завуалированный социально-психологический тест для ориентировочного определения некоторых склонности экзаменующегося.
7) пагубно деформирована направленность обучения: значительно сужена сфера получаемых знаний; систематическое изучение предмета подменено формированием механических навыков для выполнения типовых заданий по предлагаемым моделям;
вредительски сокращено количество часов по русскому языку и литературе;
9) старые учебники и пособия заменены новыми, многие из которых не выдерживают критики ни с научной ни с методической стороны, но активно внедряются через систему официального механизма разного рода «надёжных» рецензентов, весьма часто не исполняющих своих элементарных обязанностей на должном уровне;
10) фактически перестали принимать во внимание современное состояние языковой и культурной среды, испытавшей в последние 40 лет катастрофические изменения. СМИ и современная реклама весьма часто отучают от грамотной речи. Ибо несут ложь посредством: искажения и подмены смысла слов, неточного толкования их содержания, через изменение истинного значения слов, через ложное их употребление и даже -орфографическую неграмотность. Закон о языке в его настоящем виде не защищает от этих пороков.
Преподавание языка в целом подменено формальным и механическим, ознакомлением с основами орфографии и пунктуации. В рамках программы школьники лишены возможности познавать богатство содержания и смыслов русской речи.
Таким образом, ни одну из основных первоначальных задач обучения родному языку массовая школа в настоящее время, как должно, не решает. В этой области нормальное образование целом уничтожено. Задача состоит в том, чтобы восстановить преподавание русского языка на научной основе (с восстановлением утраченного содержания) и решительно увеличить количество учебных часов...
За четверть века квалифицированного и системного разрушения программ по словесности, мы потеряли литературу как научный предмет школьного изучения. В созданных условиях в школе невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир и смысл произведения, наконец - ценить и любить литературу...
Сегодня первостепенная задача образования в России -вернуть в школу знание отечественной словесности на научной и научно-методической основе. "Словесность, изучаемая в школе, должна сегодня вернуться к традициям обучения, возвращающим нашим современникам полноту изначальных смыслов слов, образующуюся лишь через личностное, живое восприятие в живом потоке времени." (Протоиерей Павел Карташов, к.ф.н.). Без этого прочие усилия - неуспешны и бесплодны. Наконец: нужно прекратить лгать о состоянии нашей школы. Кстати, более всего способствуют лжи "руководящие кадры", которым спокойнее руководить, если "всё в порядке".
Примечания
1. Т.Н.Морозова, О национальном достоинстве великороссов // Филология и школа. Выпуск II М. 2008. ИМЛИ РАН. С.380
2 В.Г.Распутин. Сегодня Родина ещё молчит. // Земский вестник, №2, 2002; с.9.
Похожие темы
» Мария Бурас, Максим Кронгауз Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности
» Приглашение на 6 РФК. Круглый стол "СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА"
» В.В.Парпура СУДЬБА
» Русский ЯЗЫК – хранитель Духовного опыта жизни Русского народа
» Пожилой Человек Русским языком
» Приглашение на 6 РФК. Круглый стол "СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА"
» В.В.Парпура СУДЬБА
» Русский ЯЗЫК – хранитель Духовного опыта жизни Русского народа
» Пожилой Человек Русским языком
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения