Людмила Туровская ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА «РУСЬ»
Участников: 2
Страница 1 из 1
Людмила Туровская ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА «РУСЬ»
(Людмила Туровская «Ветер бытия. Книга вторая»)
Вопрос возникновения слова и понятия Русь (русь) чрезвычайно сложен. Никто сегодня не может дать на него однозначного ответа. Дискуссии по этому поводу ведутся не один век, но ясности не становится больше. Наоборот - появляются новые гипотезы, и вопрос всё более усложняется.
Одни считают, что слово это произошло от индоиранского слова «рукш», что означает «белый», «светлый». Другие видят его истоки в балтийских языках по аналогии с называниями неславянских племён «водь», «чудь», «корсь» (курши), «жмудь» (жемайты), «черемис», или считают производным от финского слова «routsi», что значит «гребцы», «участники военно-морских походов». Третьи вспоминают древнеславянское слово «руса» - «река». Вернадский же выводил его от иранского «рухс», то есть «красный». Толкованиям слова «русь» нет числа. Даже солидные этимологические словари не дают точного ответа на этот вопрос. В этиологическом словаре современного русского языка сказано: «Русь либо восходит к праславянскому роудси (roudsi), либо это заимствованный этноним северо-причерноморского происхождения rauksi (раукси) - светлый».
Одни (наиболее поверхностные) толкователи слова «русь», считают исторической тачкой отсчета византийские источники и русские летописи. Другие (более глубокие) учитывают сведения, хранящуюся в арабских и западно-европейских источниках. Третьи толкователи используют информацию из Велесовой Книги, подлинность которой сегодня оспаривается официальной наукой, хотя уже опубликованы результаты независимой экспертизы, с поморью новой науки ДНК-генеалогии доказавшей подлинность этого древнего источника.
Обозначив лишь три основных истерических слоя изучения слова и понятия «русь», попробуем отобразить их в нашей работе. Рассмотрим лишь несколько версий, наиболее распространённых сегодня среди исследователей.
Сторонники германо-балтийского происхождения слова «русь» находят его корни в восточногерманском племени ругов, живших на острове Рюген (Руян) в Балтийском море. Сегодня этот остров принадлежит Германии. В западноевропейских древних источниках Рюген назывался «остров Русия» («Русция»). В X веке Магдебурские анналы называли жителей Рюгена «русцами». Ругов именовали также «руссами». Русская терминология была известна в Константинополе лучше славянской и применялась чаще.
В некоторых источниках есть сведения, что в VII—XI веках русы населяли район Линца (на Одере или Эльбе). Они были ветвью ругов, отделившихся от венедов и происходили из Вагрии (область вандалов). Русы в те века переселялись вместе с вандалами. Их путь в Восточную Европу шёл в основном по южному побережью Балтики.
В Балтийских землях существовал город русов Остград. Русы вместе с греками, полянами, волохами входили в войско Атиллы. Они опоминаются в «Песне о Нибелунгах», написанной в VIII веке о событиях V века. Под разными гименами - rugi, ruzzi, ross и др. - русы отмечаются в Европе задолго до появления в византийских источниках, то есть до VI века. В I веке в Галлии существовало античное племя рутенов.
Балтийская Русь окончательно была покроена германцами в 1168 году, когда пала её знаменитая столица Аркона.
Другая, весьма многочисленная, группа исследователей проповедует скандинаво-финское происхождения слова «русь». В финском языке существует слово «routsi» (роутси), а в шведском «rops» (ропс). И означает оно «гребцы», участники военных морских походов. Истерикам хорошо известно, что в древности существовали скандинавские дружины гребцов, в которые входили русы и славяне.
Финны и сейчас называют шведов - routsi (роутси), а Швецию Routsalainen (Роутсалайнен). Одна часть исследователей этого наплавления считает, что слово «русь» усвоено славянами от финнов. Другая, наоборот, что финны усвоили слово «русь» от славян. Возможно, это произошло в VI—VII в форме слова «routsi» и позже финны перенесли его на шведов. Швецию эстонцы до сих пор называют Roots (Руутс).
В Швеции существует область Rosslagen (Рослаген), что переводится как «кочевье Руссов». Русы на этой территории жили во врем войны, грабительства или торговли. Здесь была одна из баз военно-торговой корпорации «Русь». Самая же крупная база существовала на острове Рюген. В одном из шведских книжных источников новгородская земля назевается «Rytza land» (Рутса ланд). Наши угро-финские племена меря и чудь называли выходцев из Скандинавии «рууси» или «рооси».
Эту скандинаво-финскую версию подкрепляют многочисленные топонимы в скандинавских странах.
Исследователями установлено, что миграция русов шла из южнобалтийских областей широкой полосой вдоль побережья Варяжского моря на восток. В Норвегии есть географические названия: Russe (Руссе) и Russines (Руссинес). В Дании отмель называется Rusmundsbanke (Русмундсбанке). В Финляндии и сегодня существуют топонимы: Russaro (Руссаро), Rusko (Руско), Rusi (Руси), Rusilankanava (Русилан-канава) - канал. В финском языке есть слова с буквосочетанием «рус»: rusakka (русака)-заяц, rusk (руск) - коричневый. В датском и норвежском языках слово Rusisk (русиск) означает «русский язык».
В современной Норвегии и сегодня живут русские люди, не знающие русского языка и откуда пришли их предки. Но они твердо узнают, что они русские. В Германии живут потомки
славян - лужичане. Некоторые из них помнят о своих славянских предках, хотя с момента завоевания лужичан германцами прошло 800 лет.
Надо отметить, что в Скандинавии термина «русь» как этнического не существует. Как нет в России этноса «инженеры» или «врачи». В рамках этой концепции «русь» - это не относ, а вид деятельности. Как (читаем в словаре В.И. Даля) «варяжить» или «варять» - «засниматься развозной торговлей по селениям», так и «русить» - «хотеть быть русаком, рисским».
Ряд исследователей высказывает предположений, что слово «русь» имеет кельтские корна. Они опираются на кельтский этноним Rut(h)-eni (рутхени). Так в древности называлось одно из галльских племён. В Австро-Венгрии в XIX-XX веках «рутенами» называли русинов (Галисия, Буковина, Закарпатье).
С точки зрения этих исследователей этноним «рос/рус», имея кельтское происхождение, означает - «лес», «лесное озеро» или «реку», любимые места обитания русов. На острове Рюген (Руян) жили руяны, раны, руги. Византийцы же называли русов скифами и тавроскифами.
О серьёзном кельтском влиянии на язык славян и русов пишет в своих трудах историк С.В. Цветков.
Существует также готская (древнегерманская) версия происхождения слова «русь». Сторонними её утверждают, что в готском языке бытовало слово «hroth» (роз), и означало оно «славу». От него и выводят исследователи итого направления слово «русь». Родиной готов считается южная Скандинавия (Готия) – остров Готланд и, возможно, Ютландия Во II веке готы двинулись к Днепру и в Северное Причернорье, где они жили в III-VIII веках. Готских дев, звенящих на берегу моря русским золотом, Мы встречаем в «Слове о полку Игореве» (12 в.) В XV веке османы завоевали крымское христианское княжество Феодор, которое имело второе название - «Готия».
Другие исследователи прибавляют к выше¬сказанному, что в древнегерманском языке су¬ществовало слово «Rotru» (ротру) - «гребля», «весло», «плаванье на гребных судах».
Однако у этих северных этимологических гипотез немало ниспровергателей, которые уверяют, что слово «русь» пришло к нам не с севера, а через Иран с юга. Они выводят его из индоиранского слова «rauks» (рукш), что значит «белый», «светлый». Возможно, имеется в виду светлый цвет волос и кожи. Исследователи по¬лагают, что «rauks» (рукш) было первоисточни¬ком праславянского «русь». И переводят слово «роксоланы» как «светлые аланы», а «роксомоны» - «светлые мужи».
Другой взгляд в рамках этой же концепции предполагает происхождение слова «русь» от диалектного, народного варианта «рус». В осе¬тинском языке есть слово «ruzs» (рузс), то есть «светлый», «белый».
Сторонники этой версии предполагают, что Русь как протогосударство зародилась, возмож¬но, в устье Кубани либо Дуная. И представляла собой полуразбойничье-полукупеческое госу¬дарство, наподобие Хазарии, только меньших размеров. Земледелием русы не занимались, главным их делом были разбой и торговля. Правителем их был каган, а не конунг или князь.
С этой точки зрения, слова «русь», «русан», «русский» пришли в Поднепровье и Причерноморье с юга, затем распространились на север до Балтики и Белого моря. А Киевская Русь стала называться по имени племени русинов. В качестве доказательства исследователи напоминают, что в V веке существовало славянское племя «русынов» (сокращенно, возможно «русь»). Жившие западнее Днепра и южнее Киева русыны (их вождём был Одоакр), почти пят¬надцать лет владели Римом. Они были весь¬ма тесно связаны с Римом и Грецией, поэтому были культурнее восточных славян.
Известно, что, кроме балтийского, в древности существовал и второй маршрут миграции русов. Он был балканским. Путь проходил через современную Румынию, Украину, верхнее тече¬ние Дона и Днепра на Печору и заканчивался на Оби. Здесь в топонимах можно обнаружить буквосочетание «русан». В Румынии - Rusani (Русани), Rusanesti (Русанешти), на Украине - Русановцы, Русановка, Русаново. Исследова¬тели этого толка называют балканских русов «русанами».
В последнее время появляется всё больше сторонников славянского происхождения сло¬ва «русь». Его истоком считают слово «русло», то есть - дно реки. Опираясь на то, что в древнеславянском языке слово «руса» обозначало «реку», исследователи уверяют, что русы - это Речные люди, жители речных долин. Так считает, например, исследователь Д.Иловайский и его последователи. Он сообщает, что двигаясь с запада на восток по рекам-руслам, славяне почитали реки за отдельных богов. От соседей они получили имя «русы», то есть «речники» Люди, плавающие по руслам рек - «русящие». (Хотя Даль расшифровывает слово «русить» как «хотеть быть русаком»). Отсюда и слова «русалка» (речная дева), «ручей». В украинском языке слово «рухати» означает «двигаться». В качестве подтверждения своей гипотезы исследователи этого направления напоминают, что на севере России и сегодня существует река Руса и город Старая Русса.
В славянских языках любое слово, содержащее буквосочетание «рус», означает «русский» или «русый». В чешском - rusk (руск), в болгар¬ском - рус, русин, руснак, в польском - ruski (ру-ски), rusy (руси) - «рыжеватый», в сербско-хор¬ватском - рус, а руса, русавица - это растение чистотел, сок которого рыжего цвета.
По Страбону русы (русаки, русичи) жили между Доном и Днепром, у озера Ильмень, в верховьях Днепра и Волги в VIII веке, куда вер¬нулись после распада гуннской империи.
В европейской части России (в северных районах европейской её части, Поволжье, на Северном Кавказе) существует большое коли¬чество «рус»-топонимов. Есть они и в Сибири. Прилагательное «русский» порой сочетается с местными тюркскими или угро-финскими названиями.
Внимание! На Украине же, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике их всего несколько. В центре России они практически отсутствуют. Сконцентрированы «рус»-топонимы в северо-западных областях.
В германоговорящих странах многие топонимы двухкоренные: первый корень - русский, второй - местный. С территории нынешней Германии по северному побережью Европы протянулась вереница «рус»-топонимов.
В Голландии существует Russenlanden (Руссенланден), в Бельгии - RUSSon (Руссон) во Франции - Russ (Русс), Russange (Руссанже), Russy (Русси), Russac (Руссак); в Испании - Rus (рус), Rus rio (Рус рио) (река), в Португалии -Russo (Руссо), в Италии - Russi (Русси), Russo (Руссо), Rusellae (Русселае).Русы в VIII веке на Аппенинском полуострове населяли район близ Вероны). И даже в Африке находится Rusadir (Русадир).
Районом локализации русов в первом ты¬сячелетии н.э. были исконные земли западных славян - нынешние Германия и Польша. Отсю¬да они двинулись в четыре стороны света: на запад, в Скандинавию, на Балканы и Восточную Европу.
Северные русы осваивали восточную При¬балтику, Приильменье, направились в Киев. Но Киев с другой стороны накрыла волна «руса-нов», переселившихся с Балкан. Пути русов юга и запада пересеклись в центре Восточной Евро¬пы. Русы, как воины, стали главенствовать над полянами и другими славянскими племенами. Ситуация похожа на болгарскую, когда тюркоязычные волжские булгары покорили балкан¬ских славян и стали называться болгарами, вос¬приняв славянский язык. Подобное случилось и с бриттами (кельтские племена), покоренными германскими народами англов и саксов, и Юго-Восточная часть Британских островов стала называться Англией. Германский народ франки подчинил себе галлов, и государство стало называться Францией. Славяне в государствен¬ном отношении подчинились русам.
Самостоятельная концепция по поводу сло¬ва «русь» существует у писателя Ю.Петухова. Он оспаривает все предыдущие версии. Рас¬суждая об изначальном суперэтносе русов, он однозначно считает слово «рус» этнонимом и переводит его как «светлый», «хороший», «кра¬сивый», «свой». По мнению этого исследовате¬ля, этноним «рус»/«рос» из праиндоевропей-ского языка в значении «светлый» перекочевал в иранские языки, а оттуда попал на Русь. Пра¬родиной руссов-индоевропейцев Петухов счи¬тает Ближний Восток, Малую Азию, Балканы, Средиземноморье и всю Европу. В его трактов¬ке слово «русы» - древнейшее самоназвание праэтноса или суперэтноса.
Как видим, эта концепция полностью проти¬воположна той, которая утверждает, что слово «русь» этносом никогда не было.
В этой неразберихе противоречивых мне¬ний очевидно одно - слово «русь» связано с понятием красного цвета. Греки называли рус¬сов по внешнему виду «русиос», т.е. «красные». По всей видимости, русы в основном были ры¬жеволосыми с красноватым оттенком кожи (ру¬мянец). Они носили красные плащи. В красный цвет красили щиты и корабли. Красный - это цвет воинов, князей, королей, цвет военного мо¬гущества. Красный корабль - царский корабль. Воинское сословие было у индоариев, иран¬цев и кельтов. В Индии каста воинов называ¬лась «кшатрии». Красные треугольные знамена были в Киевской Руси. В красный цвет красили не только боевые корабли но и лица воинов (бо¬евая раскраска). Это древнейшая индоевропей¬ская символика.
Кастовым цветом воинов был красный, ду¬ховенства - белый, торговцев-ремесленников -жёлтый, низшего трудового слоя - чёрный.
Восточный автор Абу-Мансур в X веке пи¬сал: «Славяне - племя красного цвета, имею¬щее русые волосы». Ибн-Фадлан подтверждал это наблюдение: «Они подобны пальмам, румя¬ны, красны»*.
В литовском языке слово «ШЗУЭЗ» (русвас) означает тёмно-красный цвет. В латышском «гиза» (руса) - ржавчина. В карельском языке слово «рушкии» - «красный». В финском шзкх» (руско) - заря, шзКойаа (рускотаа) - алеть. Их семантическая общность включает светлокрас-ный или рыжий цвет. Есть в этих словах ана¬логия с польским шзу (руси) - рыжеватый. И в латинском «шззиз» (руссус) также означает красный, рыжий цвет.
Римские авторы называли рутенов из Гал¬лии «красными» или «рыжими». В диалектах кельтского языка красный цвет обозначался как гиао1, гис!, гиг. Во французском языке «крас¬ный» звучит как «гоиде» (руж), в итальянском -«гоззо» (россо), в испанском - «гор» (рохо). Во всех этих словах корень общеевропейской ос¬новы - шз-/ шс!-. Красный цвет символизировал власть и кровь. Отсюда вполне закономерный вывод: русы - мужи крови, воинская общность,
• Подтверждение этому автор этого очерка получил в наши дни, беседуя с русским человеком, больше 30 лет жившим в Ка¬захстане. Он рассказал, что ещё в детстве, играя во дворе с детьми-казахами, воспринимал своих русских соотечественни¬ков «красными». Объяснить причину этой «красности» он за¬труднялся. Скорее всего, имелся в виду румянец, проступаю¬щий сквозь белую кожу.
в традиции которой неприязнь и презрение к подневольному труду.
На Руси слово «русь» в ХII-ХIII веках не име¬ло этнического значения. Русские летописцы употребляют его в значении «княжеская дружи¬на», не имея в виду славян, хазар или финнов.
Многие современные исследователи счита¬ют, что «русь» - это военно-торговая корпора¬ция без государственного устройства. Она кон¬тролировала речные и морские торговые пути (в древних источниках часто встречаются све¬дения о кораблях руссов). А степные военные корпорации (орды) контролировали сухопутные торговые пути - караванные дороги. Поэтому военный «козырь» степняков-ордынцев - кон¬ница, кавалерия.
Здесь же стоит упомянуть, что понятие «орда» - не этническое, а военно-организаци¬онное. В латинском языке есть лово «огс!о», оз¬начающее «строй», «порядок», «корпорация». Орда - это армия, созданная в противовес во¬енным структурам, подчиненным Ватикану, ко¬торые назывались «ордены» (мальтийский, тев¬тонский).
В казахском языке существует слово «орус», в татарском - «урус», в чувашском - «вурус». Означает оно не только «русские», но и «бит¬ва», «борьба», «доля». И это также подтверж¬дает догадку о том, что русы занимались вой¬ной, пиратством, торговлей.
Много путаницы и споров существует се¬годня при сопоставлении лексических корней
«рус» и «рос». В прежие века киевляне писали «Русь», новгородцы - «Роусь». В летописях пи¬салось «Роусь». «Правда Русская» известна и как «Правда Роуськая». Постепенно (в XIII веке) форма «оу» стала утрачивать своё значение. В XVI веке ещё встречаются обе формы написа¬ния слова «Русь».
Форму «рос» ввели византийцы до XVI века. Так им слышалось слово «рус». Племени Рос нет даже в сагах. Благодаря грекам это название за¬крепилось за Россией в Западной Европе. Фор¬ма «рос» появилась в письменных источниках в XVII веке. Общепринятой она стала в XVIII веке. В XVIII веке слово «Русь» трансформировалось в «Рос» и появилось слово «великоросс».
Слово «Россия» - греческого происхожде¬ния. Оно имело в основном политическое зна¬чение, обозначая государство, земли народов, образовавших некое целое. Им пользовалось духовенство (почти все митрополиты были гре¬ками). Высшие чины церкви (ставленники Царь-града греки) принесли с собой на славянские земли и распространили термин «Росия», заим¬ствовав его у греческого патриарха. Скорее все¬го, ударение в этом слове падало на букву «о». Иван Грозный писал слова «Росийский» и «Ро¬сия» с одной буквой «с», подражая греческому их начертанию. Когда Петр I в 1721 году провоз¬гласил Российскую империю, слово «Россия» стало писаться с двумя буквами «с». После разрушения монголами Киевской Руси центр государства переместился из Киева в Москву. Государство стало называться «Московское царство» или «Московия». Жители Московии назывались «московиты» (а не русы или вели¬короссы). Сейчас на Украине их называют «мо¬скалями».
Иногда приходится слышать наставления о том, что вместо слова «Россия» следует упо¬треблять слово «Русия». Чтобы разобраться в этом вопросе, заглянем в историю. Почему Пётр I предпочёл лексический корень «Рос» кор¬ню «Рус»? Скорее всего, дело в том, что в ла¬тинском языке существовало слово «гиз», кото¬рое означало «деревню». При Петре Алексее¬виче наше государство выходило на мировую арену, где часто употреблялась латынь. По¬этому слово «Русия» могло ассоциироваться у иностранцев с деревней. Наверняка Пётр I это учитывал, отдав предпочтение корню «Рос». Тем более, что оно соответствовало греческо¬му звучанию.
Вспомним, что перед первой главой «Евге¬ния Онегина» есть эпиграф, состоящий из двух строк. В первой латинскими буквами написано - «О Риз!». Переводим с латинского: «О, дерев¬ня!». Читаем строку ниже, написанную кирилли¬цей: «О, Русь!». Куда уехал Евгений Онегин из Петербурга? В деревню.
Во времена Екатерины II Державин написал слова государственного гимна Российской им¬перии:
Гром победы, раздавайся!
Веселися, гордый росс!
Ныне русов (россов) и славян в России на¬зывают «россиянами». Россияне - это не только русские, а всё русскоязычное население России.
Законопослушный эстрадный певец Олег Газманов поёт:
Офицеры, россияне,
Пусть свобода воссияет!
Итак, мы видим, что единого объективного толкования слова «русь» сегодня не существу¬ет. Существует лишь пестрота субъективных мнений, противоречащих друг другу. Сегод¬ня мы можем дать лишь обзор некоторых из многочисленных исследовательских работ, по¬священных этой непростой теме. И обозначив проблему, надеяться, что новые поколения ис¬следователей, которые будут иметь больше, чем мы, информации на эту тему, придут к бо¬лее конкретному выводу.
А пока читатель волен сам выбирать наибо¬лее понравившуюся этимологическую версию из перечисленных в нашем очерке.
2016
Вопрос возникновения слова и понятия Русь (русь) чрезвычайно сложен. Никто сегодня не может дать на него однозначного ответа. Дискуссии по этому поводу ведутся не один век, но ясности не становится больше. Наоборот - появляются новые гипотезы, и вопрос всё более усложняется.
Одни считают, что слово это произошло от индоиранского слова «рукш», что означает «белый», «светлый». Другие видят его истоки в балтийских языках по аналогии с называниями неславянских племён «водь», «чудь», «корсь» (курши), «жмудь» (жемайты), «черемис», или считают производным от финского слова «routsi», что значит «гребцы», «участники военно-морских походов». Третьи вспоминают древнеславянское слово «руса» - «река». Вернадский же выводил его от иранского «рухс», то есть «красный». Толкованиям слова «русь» нет числа. Даже солидные этимологические словари не дают точного ответа на этот вопрос. В этиологическом словаре современного русского языка сказано: «Русь либо восходит к праславянскому роудси (roudsi), либо это заимствованный этноним северо-причерноморского происхождения rauksi (раукси) - светлый».
Одни (наиболее поверхностные) толкователи слова «русь», считают исторической тачкой отсчета византийские источники и русские летописи. Другие (более глубокие) учитывают сведения, хранящуюся в арабских и западно-европейских источниках. Третьи толкователи используют информацию из Велесовой Книги, подлинность которой сегодня оспаривается официальной наукой, хотя уже опубликованы результаты независимой экспертизы, с поморью новой науки ДНК-генеалогии доказавшей подлинность этого древнего источника.
Обозначив лишь три основных истерических слоя изучения слова и понятия «русь», попробуем отобразить их в нашей работе. Рассмотрим лишь несколько версий, наиболее распространённых сегодня среди исследователей.
Сторонники германо-балтийского происхождения слова «русь» находят его корни в восточногерманском племени ругов, живших на острове Рюген (Руян) в Балтийском море. Сегодня этот остров принадлежит Германии. В западноевропейских древних источниках Рюген назывался «остров Русия» («Русция»). В X веке Магдебурские анналы называли жителей Рюгена «русцами». Ругов именовали также «руссами». Русская терминология была известна в Константинополе лучше славянской и применялась чаще.
В некоторых источниках есть сведения, что в VII—XI веках русы населяли район Линца (на Одере или Эльбе). Они были ветвью ругов, отделившихся от венедов и происходили из Вагрии (область вандалов). Русы в те века переселялись вместе с вандалами. Их путь в Восточную Европу шёл в основном по южному побережью Балтики.
В Балтийских землях существовал город русов Остград. Русы вместе с греками, полянами, волохами входили в войско Атиллы. Они опоминаются в «Песне о Нибелунгах», написанной в VIII веке о событиях V века. Под разными гименами - rugi, ruzzi, ross и др. - русы отмечаются в Европе задолго до появления в византийских источниках, то есть до VI века. В I веке в Галлии существовало античное племя рутенов.
Балтийская Русь окончательно была покроена германцами в 1168 году, когда пала её знаменитая столица Аркона.
Другая, весьма многочисленная, группа исследователей проповедует скандинаво-финское происхождения слова «русь». В финском языке существует слово «routsi» (роутси), а в шведском «rops» (ропс). И означает оно «гребцы», участники военных морских походов. Истерикам хорошо известно, что в древности существовали скандинавские дружины гребцов, в которые входили русы и славяне.
Финны и сейчас называют шведов - routsi (роутси), а Швецию Routsalainen (Роутсалайнен). Одна часть исследователей этого наплавления считает, что слово «русь» усвоено славянами от финнов. Другая, наоборот, что финны усвоили слово «русь» от славян. Возможно, это произошло в VI—VII в форме слова «routsi» и позже финны перенесли его на шведов. Швецию эстонцы до сих пор называют Roots (Руутс).
В Швеции существует область Rosslagen (Рослаген), что переводится как «кочевье Руссов». Русы на этой территории жили во врем войны, грабительства или торговли. Здесь была одна из баз военно-торговой корпорации «Русь». Самая же крупная база существовала на острове Рюген. В одном из шведских книжных источников новгородская земля назевается «Rytza land» (Рутса ланд). Наши угро-финские племена меря и чудь называли выходцев из Скандинавии «рууси» или «рооси».
Эту скандинаво-финскую версию подкрепляют многочисленные топонимы в скандинавских странах.
Исследователями установлено, что миграция русов шла из южнобалтийских областей широкой полосой вдоль побережья Варяжского моря на восток. В Норвегии есть географические названия: Russe (Руссе) и Russines (Руссинес). В Дании отмель называется Rusmundsbanke (Русмундсбанке). В Финляндии и сегодня существуют топонимы: Russaro (Руссаро), Rusko (Руско), Rusi (Руси), Rusilankanava (Русилан-канава) - канал. В финском языке есть слова с буквосочетанием «рус»: rusakka (русака)-заяц, rusk (руск) - коричневый. В датском и норвежском языках слово Rusisk (русиск) означает «русский язык».
В современной Норвегии и сегодня живут русские люди, не знающие русского языка и откуда пришли их предки. Но они твердо узнают, что они русские. В Германии живут потомки
славян - лужичане. Некоторые из них помнят о своих славянских предках, хотя с момента завоевания лужичан германцами прошло 800 лет.
Надо отметить, что в Скандинавии термина «русь» как этнического не существует. Как нет в России этноса «инженеры» или «врачи». В рамках этой концепции «русь» - это не относ, а вид деятельности. Как (читаем в словаре В.И. Даля) «варяжить» или «варять» - «засниматься развозной торговлей по селениям», так и «русить» - «хотеть быть русаком, рисским».
Ряд исследователей высказывает предположений, что слово «русь» имеет кельтские корна. Они опираются на кельтский этноним Rut(h)-eni (рутхени). Так в древности называлось одно из галльских племён. В Австро-Венгрии в XIX-XX веках «рутенами» называли русинов (Галисия, Буковина, Закарпатье).
С точки зрения этих исследователей этноним «рос/рус», имея кельтское происхождение, означает - «лес», «лесное озеро» или «реку», любимые места обитания русов. На острове Рюген (Руян) жили руяны, раны, руги. Византийцы же называли русов скифами и тавроскифами.
О серьёзном кельтском влиянии на язык славян и русов пишет в своих трудах историк С.В. Цветков.
Существует также готская (древнегерманская) версия происхождения слова «русь». Сторонними её утверждают, что в готском языке бытовало слово «hroth» (роз), и означало оно «славу». От него и выводят исследователи итого направления слово «русь». Родиной готов считается южная Скандинавия (Готия) – остров Готланд и, возможно, Ютландия Во II веке готы двинулись к Днепру и в Северное Причернорье, где они жили в III-VIII веках. Готских дев, звенящих на берегу моря русским золотом, Мы встречаем в «Слове о полку Игореве» (12 в.) В XV веке османы завоевали крымское христианское княжество Феодор, которое имело второе название - «Готия».
Другие исследователи прибавляют к выше¬сказанному, что в древнегерманском языке су¬ществовало слово «Rotru» (ротру) - «гребля», «весло», «плаванье на гребных судах».
Однако у этих северных этимологических гипотез немало ниспровергателей, которые уверяют, что слово «русь» пришло к нам не с севера, а через Иран с юга. Они выводят его из индоиранского слова «rauks» (рукш), что значит «белый», «светлый». Возможно, имеется в виду светлый цвет волос и кожи. Исследователи по¬лагают, что «rauks» (рукш) было первоисточни¬ком праславянского «русь». И переводят слово «роксоланы» как «светлые аланы», а «роксомоны» - «светлые мужи».
Другой взгляд в рамках этой же концепции предполагает происхождение слова «русь» от диалектного, народного варианта «рус». В осе¬тинском языке есть слово «ruzs» (рузс), то есть «светлый», «белый».
Сторонники этой версии предполагают, что Русь как протогосударство зародилась, возмож¬но, в устье Кубани либо Дуная. И представляла собой полуразбойничье-полукупеческое госу¬дарство, наподобие Хазарии, только меньших размеров. Земледелием русы не занимались, главным их делом были разбой и торговля. Правителем их был каган, а не конунг или князь.
С этой точки зрения, слова «русь», «русан», «русский» пришли в Поднепровье и Причерноморье с юга, затем распространились на север до Балтики и Белого моря. А Киевская Русь стала называться по имени племени русинов. В качестве доказательства исследователи напоминают, что в V веке существовало славянское племя «русынов» (сокращенно, возможно «русь»). Жившие западнее Днепра и южнее Киева русыны (их вождём был Одоакр), почти пят¬надцать лет владели Римом. Они были весь¬ма тесно связаны с Римом и Грецией, поэтому были культурнее восточных славян.
Известно, что, кроме балтийского, в древности существовал и второй маршрут миграции русов. Он был балканским. Путь проходил через современную Румынию, Украину, верхнее тече¬ние Дона и Днепра на Печору и заканчивался на Оби. Здесь в топонимах можно обнаружить буквосочетание «русан». В Румынии - Rusani (Русани), Rusanesti (Русанешти), на Украине - Русановцы, Русановка, Русаново. Исследова¬тели этого толка называют балканских русов «русанами».
В последнее время появляется всё больше сторонников славянского происхождения сло¬ва «русь». Его истоком считают слово «русло», то есть - дно реки. Опираясь на то, что в древнеславянском языке слово «руса» обозначало «реку», исследователи уверяют, что русы - это Речные люди, жители речных долин. Так считает, например, исследователь Д.Иловайский и его последователи. Он сообщает, что двигаясь с запада на восток по рекам-руслам, славяне почитали реки за отдельных богов. От соседей они получили имя «русы», то есть «речники» Люди, плавающие по руслам рек - «русящие». (Хотя Даль расшифровывает слово «русить» как «хотеть быть русаком»). Отсюда и слова «русалка» (речная дева), «ручей». В украинском языке слово «рухати» означает «двигаться». В качестве подтверждения своей гипотезы исследователи этого направления напоминают, что на севере России и сегодня существует река Руса и город Старая Русса.
В славянских языках любое слово, содержащее буквосочетание «рус», означает «русский» или «русый». В чешском - rusk (руск), в болгар¬ском - рус, русин, руснак, в польском - ruski (ру-ски), rusy (руси) - «рыжеватый», в сербско-хор¬ватском - рус, а руса, русавица - это растение чистотел, сок которого рыжего цвета.
По Страбону русы (русаки, русичи) жили между Доном и Днепром, у озера Ильмень, в верховьях Днепра и Волги в VIII веке, куда вер¬нулись после распада гуннской империи.
В европейской части России (в северных районах европейской её части, Поволжье, на Северном Кавказе) существует большое коли¬чество «рус»-топонимов. Есть они и в Сибири. Прилагательное «русский» порой сочетается с местными тюркскими или угро-финскими названиями.
Внимание! На Украине же, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтике их всего несколько. В центре России они практически отсутствуют. Сконцентрированы «рус»-топонимы в северо-западных областях.
В германоговорящих странах многие топонимы двухкоренные: первый корень - русский, второй - местный. С территории нынешней Германии по северному побережью Европы протянулась вереница «рус»-топонимов.
В Голландии существует Russenlanden (Руссенланден), в Бельгии - RUSSon (Руссон) во Франции - Russ (Русс), Russange (Руссанже), Russy (Русси), Russac (Руссак); в Испании - Rus (рус), Rus rio (Рус рио) (река), в Португалии -Russo (Руссо), в Италии - Russi (Русси), Russo (Руссо), Rusellae (Русселае).Русы в VIII веке на Аппенинском полуострове населяли район близ Вероны). И даже в Африке находится Rusadir (Русадир).
Районом локализации русов в первом ты¬сячелетии н.э. были исконные земли западных славян - нынешние Германия и Польша. Отсю¬да они двинулись в четыре стороны света: на запад, в Скандинавию, на Балканы и Восточную Европу.
Северные русы осваивали восточную При¬балтику, Приильменье, направились в Киев. Но Киев с другой стороны накрыла волна «руса-нов», переселившихся с Балкан. Пути русов юга и запада пересеклись в центре Восточной Евро¬пы. Русы, как воины, стали главенствовать над полянами и другими славянскими племенами. Ситуация похожа на болгарскую, когда тюркоязычные волжские булгары покорили балкан¬ских славян и стали называться болгарами, вос¬приняв славянский язык. Подобное случилось и с бриттами (кельтские племена), покоренными германскими народами англов и саксов, и Юго-Восточная часть Британских островов стала называться Англией. Германский народ франки подчинил себе галлов, и государство стало называться Францией. Славяне в государствен¬ном отношении подчинились русам.
Самостоятельная концепция по поводу сло¬ва «русь» существует у писателя Ю.Петухова. Он оспаривает все предыдущие версии. Рас¬суждая об изначальном суперэтносе русов, он однозначно считает слово «рус» этнонимом и переводит его как «светлый», «хороший», «кра¬сивый», «свой». По мнению этого исследовате¬ля, этноним «рус»/«рос» из праиндоевропей-ского языка в значении «светлый» перекочевал в иранские языки, а оттуда попал на Русь. Пра¬родиной руссов-индоевропейцев Петухов счи¬тает Ближний Восток, Малую Азию, Балканы, Средиземноморье и всю Европу. В его трактов¬ке слово «русы» - древнейшее самоназвание праэтноса или суперэтноса.
Как видим, эта концепция полностью проти¬воположна той, которая утверждает, что слово «русь» этносом никогда не было.
В этой неразберихе противоречивых мне¬ний очевидно одно - слово «русь» связано с понятием красного цвета. Греки называли рус¬сов по внешнему виду «русиос», т.е. «красные». По всей видимости, русы в основном были ры¬жеволосыми с красноватым оттенком кожи (ру¬мянец). Они носили красные плащи. В красный цвет красили щиты и корабли. Красный - это цвет воинов, князей, королей, цвет военного мо¬гущества. Красный корабль - царский корабль. Воинское сословие было у индоариев, иран¬цев и кельтов. В Индии каста воинов называ¬лась «кшатрии». Красные треугольные знамена были в Киевской Руси. В красный цвет красили не только боевые корабли но и лица воинов (бо¬евая раскраска). Это древнейшая индоевропей¬ская символика.
Кастовым цветом воинов был красный, ду¬ховенства - белый, торговцев-ремесленников -жёлтый, низшего трудового слоя - чёрный.
Восточный автор Абу-Мансур в X веке пи¬сал: «Славяне - племя красного цвета, имею¬щее русые волосы». Ибн-Фадлан подтверждал это наблюдение: «Они подобны пальмам, румя¬ны, красны»*.
В литовском языке слово «ШЗУЭЗ» (русвас) означает тёмно-красный цвет. В латышском «гиза» (руса) - ржавчина. В карельском языке слово «рушкии» - «красный». В финском шзкх» (руско) - заря, шзКойаа (рускотаа) - алеть. Их семантическая общность включает светлокрас-ный или рыжий цвет. Есть в этих словах ана¬логия с польским шзу (руси) - рыжеватый. И в латинском «шззиз» (руссус) также означает красный, рыжий цвет.
Римские авторы называли рутенов из Гал¬лии «красными» или «рыжими». В диалектах кельтского языка красный цвет обозначался как гиао1, гис!, гиг. Во французском языке «крас¬ный» звучит как «гоиде» (руж), в итальянском -«гоззо» (россо), в испанском - «гор» (рохо). Во всех этих словах корень общеевропейской ос¬новы - шз-/ шс!-. Красный цвет символизировал власть и кровь. Отсюда вполне закономерный вывод: русы - мужи крови, воинская общность,
• Подтверждение этому автор этого очерка получил в наши дни, беседуя с русским человеком, больше 30 лет жившим в Ка¬захстане. Он рассказал, что ещё в детстве, играя во дворе с детьми-казахами, воспринимал своих русских соотечественни¬ков «красными». Объяснить причину этой «красности» он за¬труднялся. Скорее всего, имелся в виду румянец, проступаю¬щий сквозь белую кожу.
в традиции которой неприязнь и презрение к подневольному труду.
На Руси слово «русь» в ХII-ХIII веках не име¬ло этнического значения. Русские летописцы употребляют его в значении «княжеская дружи¬на», не имея в виду славян, хазар или финнов.
Многие современные исследователи счита¬ют, что «русь» - это военно-торговая корпора¬ция без государственного устройства. Она кон¬тролировала речные и морские торговые пути (в древних источниках часто встречаются све¬дения о кораблях руссов). А степные военные корпорации (орды) контролировали сухопутные торговые пути - караванные дороги. Поэтому военный «козырь» степняков-ордынцев - кон¬ница, кавалерия.
Здесь же стоит упомянуть, что понятие «орда» - не этническое, а военно-организаци¬онное. В латинском языке есть лово «огс!о», оз¬начающее «строй», «порядок», «корпорация». Орда - это армия, созданная в противовес во¬енным структурам, подчиненным Ватикану, ко¬торые назывались «ордены» (мальтийский, тев¬тонский).
В казахском языке существует слово «орус», в татарском - «урус», в чувашском - «вурус». Означает оно не только «русские», но и «бит¬ва», «борьба», «доля». И это также подтверж¬дает догадку о том, что русы занимались вой¬ной, пиратством, торговлей.
Много путаницы и споров существует се¬годня при сопоставлении лексических корней
«рус» и «рос». В прежие века киевляне писали «Русь», новгородцы - «Роусь». В летописях пи¬салось «Роусь». «Правда Русская» известна и как «Правда Роуськая». Постепенно (в XIII веке) форма «оу» стала утрачивать своё значение. В XVI веке ещё встречаются обе формы написа¬ния слова «Русь».
Форму «рос» ввели византийцы до XVI века. Так им слышалось слово «рус». Племени Рос нет даже в сагах. Благодаря грекам это название за¬крепилось за Россией в Западной Европе. Фор¬ма «рос» появилась в письменных источниках в XVII веке. Общепринятой она стала в XVIII веке. В XVIII веке слово «Русь» трансформировалось в «Рос» и появилось слово «великоросс».
Слово «Россия» - греческого происхожде¬ния. Оно имело в основном политическое зна¬чение, обозначая государство, земли народов, образовавших некое целое. Им пользовалось духовенство (почти все митрополиты были гре¬ками). Высшие чины церкви (ставленники Царь-града греки) принесли с собой на славянские земли и распространили термин «Росия», заим¬ствовав его у греческого патриарха. Скорее все¬го, ударение в этом слове падало на букву «о». Иван Грозный писал слова «Росийский» и «Ро¬сия» с одной буквой «с», подражая греческому их начертанию. Когда Петр I в 1721 году провоз¬гласил Российскую империю, слово «Россия» стало писаться с двумя буквами «с». После разрушения монголами Киевской Руси центр государства переместился из Киева в Москву. Государство стало называться «Московское царство» или «Московия». Жители Московии назывались «московиты» (а не русы или вели¬короссы). Сейчас на Украине их называют «мо¬скалями».
Иногда приходится слышать наставления о том, что вместо слова «Россия» следует упо¬треблять слово «Русия». Чтобы разобраться в этом вопросе, заглянем в историю. Почему Пётр I предпочёл лексический корень «Рос» кор¬ню «Рус»? Скорее всего, дело в том, что в ла¬тинском языке существовало слово «гиз», кото¬рое означало «деревню». При Петре Алексее¬виче наше государство выходило на мировую арену, где часто употреблялась латынь. По¬этому слово «Русия» могло ассоциироваться у иностранцев с деревней. Наверняка Пётр I это учитывал, отдав предпочтение корню «Рос». Тем более, что оно соответствовало греческо¬му звучанию.
Вспомним, что перед первой главой «Евге¬ния Онегина» есть эпиграф, состоящий из двух строк. В первой латинскими буквами написано - «О Риз!». Переводим с латинского: «О, дерев¬ня!». Читаем строку ниже, написанную кирилли¬цей: «О, Русь!». Куда уехал Евгений Онегин из Петербурга? В деревню.
Во времена Екатерины II Державин написал слова государственного гимна Российской им¬перии:
Гром победы, раздавайся!
Веселися, гордый росс!
Ныне русов (россов) и славян в России на¬зывают «россиянами». Россияне - это не только русские, а всё русскоязычное население России.
Законопослушный эстрадный певец Олег Газманов поёт:
Офицеры, россияне,
Пусть свобода воссияет!
Итак, мы видим, что единого объективного толкования слова «русь» сегодня не существу¬ет. Существует лишь пестрота субъективных мнений, противоречащих друг другу. Сегод¬ня мы можем дать лишь обзор некоторых из многочисленных исследовательских работ, по¬священных этой непростой теме. И обозначив проблему, надеяться, что новые поколения ис¬следователей, которые будут иметь больше, чем мы, информации на эту тему, придут к бо¬лее конкретному выводу.
А пока читатель волен сам выбирать наибо¬лее понравившуюся этимологическую версию из перечисленных в нашем очерке.
2016
Сергеев- Активист
- Сообщения : 198
Репутация : 128
Дата регистрации : 2016-03-12
Об очерке Людмилы Туровской ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА «РУСЬ»
Автор пишет: «Вопрос возникновения слова и понятия Русь (русь) чрезвычайно сложен. Никто сегодня не может дать на него однозначного ответа. Дискуссии по этому поводу ведутся не один век, но ясности не становится больше. Наоборот - появляются новые гипотезы, и вопрос всё более усложняется.»
Если «ясности не становится больше. Наоборот - появляются новые гипотезы, и вопрос всё более усложняется», значит ясности становится всё меньше? А у наших далёких Предков тысячелетней (и более) давности была ясность (в отсутствии многовековых дискуссий и новообразующихся гипотез) в понимании слова и понятия РУСЬ? И если ясность была, то на основе какого Мировосприятия?
Заканчивая свой пространный обзор, Автор резюмирует: «единого объективного толкования слова «русь» сегодня не существует. Существует лишь пестрота субъективных мнений, противоречащих друг другу.»
Т.е. есть куча мнений и версий, а есть ли среди них правильные – неизвестно, т.к. отсутствуют чёткие и определённые т.н. критерии истинности…
Не ответив на вопрос «Кто виноват?» (и что является причиной такого положения дел), на вопрос «Что делать?» автор даёт ответ: «Читатель волен сам выбирать наиболее понравившуюся этимологическую версию".
Какой смысл выбирать из «пестроты субъективных мнений» любое, если оно может оказаться неправильным? И разве критерий «нравится – не нравится» является определяющим в процессе поиска т.н. истинной сути?
Автор в конце своего исследования констатирует: «Сегод¬ня мы можем дать лишь обзор некоторых из многочисленных исследовательских работ, по¬священных этой непростой теме. И обозначив проблему, надеяться, что новые поколения ис¬следователей, которые будут иметь больше, чем мы, информации на эту тему, придут к бо¬лее конкретному выводу.»
Имеется ввиду – чем больше информации, тем лучше? Есть надежда, что сработает пресловутый Закон перехода количества в качество?
Какую ещё информацию и в каком объёме надо иметь после многовековых поисков различных исследователей для того, чтобы «придти к бо¬лее конкретному выводу» (если нет даже менее конкретного и вообще никакого конкретного вывода по этому вопросу кроме «пестроты субъективных мнений»)?
Не является ли это свидетельством Духовного бессилия и несостоятельности в поиске ответа на главный – определяющий вопрос Русской жизни на Русской земле?
Чем вообще – В ПРИНЦИПЕ! – определяется возможность докопаться до Глубинной – Духовной сути любого Жизненно важного вопроса? Каковы критерии ЖИЗНЕПРИГОДНОСТИ любого используемого людьми Мировоззрения?
И последний вопрос:
Чего стоят все эти научные дискуссии, полемики, разговоры и политические споры в токшоу вокруг
русскости,
русского духа,
русской традиции,
русской культуры,
русского мира,
русского языка (и т.п.)
если ЖИЗНЕННОЙ – т.е. САКРАЛЬНОЙ сути того,
ЧТО ТАКОЕ РУСЬ НИКТО НЕ ЗНАЕТ???
(а каждый борец за свою – единственно верную точку зрения пытается отстоять своё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение и навязать его всем в качестве ОБЪЕКТИВНОЙ дежурной истины правящей ОБЩЕЙ доктрины с позиции той или иной ЧАСТНОЙ идеологии, того или иного ЧАСТНОГО (веро)учения?)
Если «ясности не становится больше. Наоборот - появляются новые гипотезы, и вопрос всё более усложняется», значит ясности становится всё меньше? А у наших далёких Предков тысячелетней (и более) давности была ясность (в отсутствии многовековых дискуссий и новообразующихся гипотез) в понимании слова и понятия РУСЬ? И если ясность была, то на основе какого Мировосприятия?
Заканчивая свой пространный обзор, Автор резюмирует: «единого объективного толкования слова «русь» сегодня не существует. Существует лишь пестрота субъективных мнений, противоречащих друг другу.»
Т.е. есть куча мнений и версий, а есть ли среди них правильные – неизвестно, т.к. отсутствуют чёткие и определённые т.н. критерии истинности…
Не ответив на вопрос «Кто виноват?» (и что является причиной такого положения дел), на вопрос «Что делать?» автор даёт ответ: «Читатель волен сам выбирать наиболее понравившуюся этимологическую версию".
Какой смысл выбирать из «пестроты субъективных мнений» любое, если оно может оказаться неправильным? И разве критерий «нравится – не нравится» является определяющим в процессе поиска т.н. истинной сути?
Автор в конце своего исследования констатирует: «Сегод¬ня мы можем дать лишь обзор некоторых из многочисленных исследовательских работ, по¬священных этой непростой теме. И обозначив проблему, надеяться, что новые поколения ис¬следователей, которые будут иметь больше, чем мы, информации на эту тему, придут к бо¬лее конкретному выводу.»
Имеется ввиду – чем больше информации, тем лучше? Есть надежда, что сработает пресловутый Закон перехода количества в качество?
Какую ещё информацию и в каком объёме надо иметь после многовековых поисков различных исследователей для того, чтобы «придти к бо¬лее конкретному выводу» (если нет даже менее конкретного и вообще никакого конкретного вывода по этому вопросу кроме «пестроты субъективных мнений»)?
Не является ли это свидетельством Духовного бессилия и несостоятельности в поиске ответа на главный – определяющий вопрос Русской жизни на Русской земле?
Чем вообще – В ПРИНЦИПЕ! – определяется возможность докопаться до Глубинной – Духовной сути любого Жизненно важного вопроса? Каковы критерии ЖИЗНЕПРИГОДНОСТИ любого используемого людьми Мировоззрения?
И последний вопрос:
Чего стоят все эти научные дискуссии, полемики, разговоры и политические споры в токшоу вокруг
русскости,
русского духа,
русской традиции,
русской культуры,
русского мира,
русского языка (и т.п.)
если ЖИЗНЕННОЙ – т.е. САКРАЛЬНОЙ сути того,
ЧТО ТАКОЕ РУСЬ НИКТО НЕ ЗНАЕТ???
(а каждый борец за свою – единственно верную точку зрения пытается отстоять своё СУБЪЕКТИВНОЕ мнение и навязать его всем в качестве ОБЪЕКТИВНОЙ дежурной истины правящей ОБЩЕЙ доктрины с позиции той или иной ЧАСТНОЙ идеологии, того или иного ЧАСТНОГО (веро)учения?)
Корнеев В.П.- Пользователь
- Сообщения : 122
Репутация : 104
Дата регистрации : 2017-04-06
Похожие темы
» Председатель СНТ Святая Русь, Великая и Малая Русь - это церковные термины.
» Иерархия (разные толкования)
» Людмила Зыкина Ах, если бы Земля
» Береснева Н. И. Философия языка: проблемы бесконечности
» РУССКИЕ СКАЗКИ (опыт толкования пророческих русских народных сказок)
» Иерархия (разные толкования)
» Людмила Зыкина Ах, если бы Земля
» Береснева Н. И. Философия языка: проблемы бесконечности
» РУССКИЕ СКАЗКИ (опыт толкования пророческих русских народных сказок)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|