Ф.Рожанский Астрология и ее насущные проблемы
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Древние традиции и учения, современная эзотерика. Символика :: Астрология
Страница 1 из 1
20210729
Ф.Рожанский Астрология и ее насущные проблемы
Если еще четыре-пять лет назад появление в печати любого материала на астрологическую тему можно было считать событием ("Смотрите-ка: существует и астрология, и астрологи!"), то сейчас ситуация в корне изменилась. Печатным и непечатным астрологическим словом никого нынче не удивишь и не ошарашишь. И, возможно, настала пора более ответственно задуматься и разобраться, чем же все-таки занимаются столь многочисленные представители этой профессии. Разобраться - это, естественно, занятие нелегкое и небыстрое, а вот задуматься, пожалуй, самое время.
Поэтому в этой работе мы попытаемся сформулировать некоторые вопросы, которые, по-видимому, возникают не только у нас, но и у других астрологов. Мы не претендуем ни в коей мере ни на решение этих вопросов, ни на объективность высказываемых суждений. Возможно, кому-то наши проблемы покажутся слишком тривиальными - тут можно только позавидовать силе ума человеческого.
I
Кто-нибудь может решить, что вопрос "Что такое астрология?" уместен лишь в популярном издании. Однако, как показывает практика, даже у самых серьезных профессионалов нет единого ответа на этот вопрос. Одни считают, что астрология - это мировоззрение, другие - что это откровение, третьи - что это наука, а четвертые, пятые и шестые - что-либо еще. Чтобы проанализировать справедливость всех концепций, пожалуй, потребовался бы многотомный труд. Мы же кратко остановимся на астрологии-мировоззрении и астрологии-науке.
Если посмотреть на астрологию не только "здесь и сейчас", но и в ее эволюции, то вопрос об астрологии-мировоззрении вызовет замешательство. Ведь астрология существовала у египтян и персов, у индусов и вавилонян, арабов и христиан, а говорить о единстве их мировоззрения не приходится. Интересно, что не включив в этот список совершенно отличные астрологические культуры (например, майа и китайскую), мы вынуждены констатировать достаточную близость собственно астрологических методик. Конечно, у арабов были их любимые арабские точки, у египтян - звезды и деканаты, а у индусов - Кету и Раху, но в общем-то все имели представление о планетах и о важности восходов или заходов. Поэтому кажется более разумным говорить о эволюции астрологических методик параллельно с революциями мировоззрений. То есть, астрология всегда была некоторым кентавром - с одной стороны "беспартийные" методики, с другой - чистое мировоззрение, духовность и философия. Но не будем пока отвечать на вопрос, почему так случилось.
В наше время ситуация нисколько не изменилась. Базовым мировоззрением для европейской астрологической традиции (к которой относится не только собственно европейская астрология, но и американская, австралийская а, возможно, и целый ряд других) на этот раз стало так называемое "оккультное мировоззрение". Не вдаваясь в подробности, заметим, что оно является продуктом слияния европейских и восточных мистических и религиозных учений. Опорными столбами этого мировоззрения можно считать представления о карме и реинкарнациях, о способности человека развиваться в процессе жизни, о нескольких телах человека (физическом, астральном и кармическом - иногда этот список изрядно расширяют) и т.д. Формальной датой возникновения оккультного мировоззрения считается 1875 год, когда в Нью-Йорке было образовано "Теософское общество"(1) .
Однако, мы не возьмем на себя ответственность утверждать, что очередная смена мировоззрения качественным образом отразилась на астрологических методиках. Наоборот, создается впечатление, что методики, отдавая некоторые небольшие долги мировоззрению, остаются совершенно самостоятельными и независимыми. В чем же тогда причина существования этого кентавра, то есть, столь постоянного слияния мировоззрения и методик? С нашей точки зрения, ответ очень прост - сфера интересов и практического применения астрологии выходит за ее собственные рамки, вторгаясь в повседневную жизнь. Поясним на примерах. Возьмем биологию. Открытие какого-нибудь нового вида пауков или расшифровка значения еще одного гена ДНК, если и вызовут у вас интерес, то скорее абстрактный, чем животрепещущий. Это и понятно, ведь о существовании понятия "вид" или "ген" вы узнали из самой биологии, и, если не пытаться изобретать "практическое применение", то в общем-то можно утверждать, что открытие в этой науке ценно прежде всего с точки зрения ее самой. То же относится и к математике, физике или географии.
Совсем другое дело астрология. Она неизменно оперирует такими понятиями как "жизнь", "смерть", "судьба", "рождение", а попытайтесь-ка высказать что-то содержательное на эти темы оставаясь вне всякого мировоззрения! "Кентаврообразность" астрологии проистекает прежде всего из строения ее самой: с одной стороны - беспристрастные математические расчеты, с другой - выводы на самые волнующие и животрепещущие темы. Поэтому и оказывается, что астрология всегда надевает на себя "шубу" того мировоззрения, которое господствует в умах и сердцах людей.
Поэтому в этой работе мы попытаемся сформулировать некоторые вопросы, которые, по-видимому, возникают не только у нас, но и у других астрологов. Мы не претендуем ни в коей мере ни на решение этих вопросов, ни на объективность высказываемых суждений. Возможно, кому-то наши проблемы покажутся слишком тривиальными - тут можно только позавидовать силе ума человеческого.
I
Кто-нибудь может решить, что вопрос "Что такое астрология?" уместен лишь в популярном издании. Однако, как показывает практика, даже у самых серьезных профессионалов нет единого ответа на этот вопрос. Одни считают, что астрология - это мировоззрение, другие - что это откровение, третьи - что это наука, а четвертые, пятые и шестые - что-либо еще. Чтобы проанализировать справедливость всех концепций, пожалуй, потребовался бы многотомный труд. Мы же кратко остановимся на астрологии-мировоззрении и астрологии-науке.
Если посмотреть на астрологию не только "здесь и сейчас", но и в ее эволюции, то вопрос об астрологии-мировоззрении вызовет замешательство. Ведь астрология существовала у египтян и персов, у индусов и вавилонян, арабов и христиан, а говорить о единстве их мировоззрения не приходится. Интересно, что не включив в этот список совершенно отличные астрологические культуры (например, майа и китайскую), мы вынуждены констатировать достаточную близость собственно астрологических методик. Конечно, у арабов были их любимые арабские точки, у египтян - звезды и деканаты, а у индусов - Кету и Раху, но в общем-то все имели представление о планетах и о важности восходов или заходов. Поэтому кажется более разумным говорить о эволюции астрологических методик параллельно с революциями мировоззрений. То есть, астрология всегда была некоторым кентавром - с одной стороны "беспартийные" методики, с другой - чистое мировоззрение, духовность и философия. Но не будем пока отвечать на вопрос, почему так случилось.
В наше время ситуация нисколько не изменилась. Базовым мировоззрением для европейской астрологической традиции (к которой относится не только собственно европейская астрология, но и американская, австралийская а, возможно, и целый ряд других) на этот раз стало так называемое "оккультное мировоззрение". Не вдаваясь в подробности, заметим, что оно является продуктом слияния европейских и восточных мистических и религиозных учений. Опорными столбами этого мировоззрения можно считать представления о карме и реинкарнациях, о способности человека развиваться в процессе жизни, о нескольких телах человека (физическом, астральном и кармическом - иногда этот список изрядно расширяют) и т.д. Формальной датой возникновения оккультного мировоззрения считается 1875 год, когда в Нью-Йорке было образовано "Теософское общество"(1) .
Однако, мы не возьмем на себя ответственность утверждать, что очередная смена мировоззрения качественным образом отразилась на астрологических методиках. Наоборот, создается впечатление, что методики, отдавая некоторые небольшие долги мировоззрению, остаются совершенно самостоятельными и независимыми. В чем же тогда причина существования этого кентавра, то есть, столь постоянного слияния мировоззрения и методик? С нашей точки зрения, ответ очень прост - сфера интересов и практического применения астрологии выходит за ее собственные рамки, вторгаясь в повседневную жизнь. Поясним на примерах. Возьмем биологию. Открытие какого-нибудь нового вида пауков или расшифровка значения еще одного гена ДНК, если и вызовут у вас интерес, то скорее абстрактный, чем животрепещущий. Это и понятно, ведь о существовании понятия "вид" или "ген" вы узнали из самой биологии, и, если не пытаться изобретать "практическое применение", то в общем-то можно утверждать, что открытие в этой науке ценно прежде всего с точки зрения ее самой. То же относится и к математике, физике или географии.
Совсем другое дело астрология. Она неизменно оперирует такими понятиями как "жизнь", "смерть", "судьба", "рождение", а попытайтесь-ка высказать что-то содержательное на эти темы оставаясь вне всякого мировоззрения! "Кентаврообразность" астрологии проистекает прежде всего из строения ее самой: с одной стороны - беспристрастные математические расчеты, с другой - выводы на самые волнующие и животрепещущие темы. Поэтому и оказывается, что астрология всегда надевает на себя "шубу" того мировоззрения, которое господствует в умах и сердцах людей.
Похожие темы
» Мировоззрение и астрология
» Роберт А. Морей Астрология и Христианство
» Сергей Пузырев Астрология - наука или религия?
» Ю.А. Данилов. Гармония и астрология в трудах Кеплера
» Александр Афонин Астрология питания - продукты планет
» Роберт А. Морей Астрология и Христианство
» Сергей Пузырев Астрология - наука или религия?
» Ю.А. Данилов. Гармония и астрология в трудах Кеплера
» Александр Афонин Астрология питания - продукты планет
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|