СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Страница 1 из 1
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
Воззрением на Святую Троицу
преодолевать ненавистную миру рознь.
Сергий Рáдонежский.
Имя Сергия Рáдонежского известно каждому на Руси, а носитель его почитается первым среди наших православных святых . Но чем он прославился, по большому счёту никому не известно. Нельзя же, в самом деле, считать достоверным источником информации житие от Епифания Премудрого, тем более правленое. А узнать негде, даже у академика Фоменко.
Ну как же, - возразят некоторые, - он же основал многие монастыри! Но таких под-вижников на Руси было множество. Алексий основал в Москве на Яузе Спасо-Андроников монастырь, Савва близ Звенигорода – Савво-Сторожевский, Кирилл - Кирилло-Белозерский, Сильвестр (Воскресенский Обнорский) и т.д., а первый монастырь был на Руси основан Ан-тонием и Феодосием Печерскими в Киеве (Киево-Печерская лавра).
Да, но Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву! Благословил? Да загляните в житие святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Ру-си; оттуда узнаете, что только благодаря «его чуткому руководству» была выиграна Кули-ковская битва. Киприан будто бы сделал так, что литовский князь Ягайло, спеша на помощь своему союзнику - хану Мамаю, опоздал на день . И это не всё! Из жития мы узнаем, что Киприан отвратил также и нашествие Тамерлана на Русь, устроив крестный ход с переносом иконы Владимирской Богоматери в Москву . Так что по «житиям» Сергий и в помётки не годится святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси. Тем не менее, кто сего-дня этого митрополита знает, кроме историков церкви? А Сергий чтится народом и до, и по-сле своей смерти Заступником земли Русской. Это потом церковь станет считать Сергия Ра-донежского преподобным, переиначив его славный титул на свой лад «игумен земли Рус-ской». Наверное, чтобы мы понимали: должность игумена (а по современному монастырско-го менеджера) равноценна великому титулу «Заступник» …. Так что вопрос остаётся откры-тым.
Как же выйти из подобной ситуации? Гумилёв Л.Н. предпочитал историю рассматри-вать с высоты «птичьего полёта»: лучше прослеживаются межсистемные связи и контакты. Мы так и сделаем, но сначала воспользуемся методом «психологической достоверности» и присмотримся к знаковым событиям биографии Сергия Радонежского в их церковном изло-жении.
Когда мальчику Варфоломею было 13 лет, отправил его как-то раз отец искать отбившихся от табуна жеребят. В конце длительных и безуспешных поисков Варфоломей встретил монаха, и на вопрос: Что тебе надобно, чадо? - ответил: Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют. Съев данную монахом просфору, Варфоломей начал бегло читать. Монах ещё якобы сказал: Отрок будет некогда обителью святой Троицы….
Что здесь является психологически недостоверным, не считая трафаретности этого эпи-зода? Примерно такая схема присутствует в житиях всех будущих святых. Но оставим это на совести авторов «житий» и патериков. А сами зададимся вопросом: Почему создатели мифа - а это, безусловно, миф, - думают, что люди, читающие их опусы, уже с первых страниц не помнят ничего из всего ранее прочитанного? Да испокон веков, со времен становления христианства в народе, встреча с монахом считалась плохой приметой. Монах может унести душу, что, кстати, буквально и изображает памятник в Радонеже . В ПВЛ за 1068 год есть такая возмущенная запись: «Это же по диавольскому научению такой приметы держаться: Если кто на пути встретит черноризника или свинью, то возвращается». Но что подела-ешь, из песни слово не выбросишь…. Эпос тоже не чествует клир. Вот описание сцены из былины «Илья Муромец», где главный герой «учит» Алёшу Поповича, оскорбившего гостей Ильи на пиру:
«Ах ты гой еси, нахал, собака поповская,
Не тебе меня учить да указывать».
Как ударил его в плечи богатырские
Да и раз, другой да во третьих.
Присогнулся Алёша, поскоробился,
Будто пьяный напился на честном пиру.
Вы скажете, что с того времени многое изменилось. Нет, не изменилось! Уже в XIX ве-ке мы находим в письме Белинского к Гоголю: «Неужели же, в самом деле, вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов...» .
Но церковь не оставляет попытки самореабилитации. Недавно клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал произведение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» якобы в соответствии с редакцией Жуковского, где поп заменён на купца. Вот отрывок из «армавирской» редакции:
Жил был купец Кузьма Остолоп
По прозванью осиновый лоб.
Пошёл Кузьма по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда .
Правка пушкинского Балды и по Жуковскому-то воспринимается с чувством неловко-сти, а уж со стороны церковников и вообще по пословице: На воре шапка горит. Но здесь они вообще, что называется, вляпались. Дело в том, что по словарю Даля скупой, скаредный, корыстный купец – ни что иное как жид, жидюга. А это, в современном понимании, изви-ните, уже попахивает экстремизмом.
Обитель на Маковце постепенно приобретает популярность. Слава Сергия доходит даже до Царьграда, в связи с чем существует официальная версия, что Вселенский Патриарх Фило-фей присылал Сергию с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Сергий с благословления митрополита Киевского и всея Руси Алексия вво-дит этот устав.
Версия явно притянута. Почему? А как Вы считаете, если пришло указание Вселенско-го Патриарха, и к нему добавилось ещё и благословление митрополита, то смогла бы в Тро-ицкой обители возникнуть оппозиция игумену Сергию по поводу введения устава? Нет, ко-нечно, оппозиционеры тут же попали бы под анафему и статью об отлучении от церкви. А она появилась…. И ещё. Нужно представлять, что собой представляла эта духовная визан-тийская элита. Интернациональная солянка, пропущенная через монастыри Афона, причём тогда особножительского (!) устава (особенности монастырских уставов рассмотрим позже).
Значит, вся эта версия о патриарших рекомендациях является поздней придумкой, имеющей целью продемонстрировать якобы менеджерские и селекционные способности церкви в поиске и взращивании талантов, ведь Сергию только что исполнилось 20 лет. На деле же была попытка реализовать принцип: Не можешь управлять процессом, возглавь его.
следующие очень важные вопросы. Какие-то странные иноки были у Сергия Радонежского? Иноки, которые смогли составить конкуренцию лучшим профессиональным поединщикам вражеских армий. На такое не способен чернец, который постится дважды в неделю и ежедневно читает многочасовые молитвы - нужны длительные тренировки и плотная еда! И ещё. Почему 20-ти летний Сергий в 1353 году дал согласие на назначение себя игуменом монастыря и произведение в сан священника (минуя несколько ступеней церковной «святости»: иподьякона, чтеца, дьякона и протодьякона), а в сорок с небольшим - 1375-76 годах - категорически отказался от предложения (исходившее, в том числе, и от князя Дмитрия) стать преемником Алексия на митрополичьем посту, сказав, что от юности не был златоносцем, и даже оскорбился, пригрозив, что уйдёт в дальние скиты, если они будут настаивать? Здесь «психологическая достоверность» не поможет, и ответить на такие вопро-сы, не поднявшись до необходимых высот «птичьего полёта», мы, пожалуй, не сможем.
Известный писатель Сергей Алексеев считает, что историческая периодичность жизни Русской цивилизации равна примерно трём столетиям. Вот и мы вслед за ним отмотаем от года назначения Сергия игуменом 300 лет и посмотрим, что тогда происходило в окружаю-щем нас мире.
В 1054 году Ярослав разделил Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Был дан старт более чем трёхсотлетнему витку удельщины и дробления, а с ними и гражданским войнам. Вспомним также, что этому собы-тию предшествовала ещё и христианизация населения, последствия которой были сопоста-вимы с европейской чумой . Русь тогда на треть обезлюдела и стала провинцией Византии. По-видимому, власть Рюриковичей, всё-таки была нелегитимной. Посмотрите, как они на-стойчиво брачевались с Европой и Византией. Даже Иван III на Софью Палеолог, принцессу уже несуществующего дома Византийских императоров, клюнул. Похоже, только привлече-нием христианства на свою сторону они и удержались у власти, а может, это и было услови-ем их существования….
Вообще говоря, христианство ни в одной стране не имело, и не будет иметь успеха как религия, если, конечно, под ней понимать связь с Богом - Творцом. История это подтвер-ждала многократно. Основы христианства зиждутся не на божественных канонах мирообра-зования, а на низменных, и потому самых действенных положениях (от слова ложь), так ска-зать, на гране искуса. Например, с помощью шулерских лозунгов: «Кесарево кесарю, а Бо-жие Богу», и «Всякая власть от Бога» христианская церковь вытащила из рукава даже не козырную карту, а джокер, с помощь которой смогла переманивать на свою сторону боль-шинство национальной элиты. Трагично, но именно элита не выдерживает искуса богатством и властью. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убе-дить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону во-ждей» . Именно с помощью этих прозелитов «золотого тельца», а также варяжских «ревни-телей порядка» и миссионеров – так называемых просветителей, братьев Солунских (Ки-рилла и Мефодия) удалось разрушить союз земель и городов древней Гардарики . Апофео-зом деятельности этой триады стало раздробление страны на удельные княжества, размером с деревню.
Волхвы, во избежание дальнейшего кровопролития и физического уничтожения насе-ления (инициированного исключительно этой так называемой элитой), ушли из активной жизни . Начался стихийный отток населения из обжитого центра на окраины. Основным на-правлением движения был северо-восток в сторону Владимира и Суздаля. Но с середины XII века и с юго-востока стали приходить слухи о появлении в евразийских степях какого-то го-сударства с «христианским» царём, отцом Иоанном. Слухи так бы и остались слухами, одна-ко…. Мы к этому вернёмся чуть позже. А пока обратим взгляд на Европу – эту колыбель христианской экспансии.
В том же 1054 году официально, взаимными анафемами, христианские церкви Рима и Константинополя оформили свой развод. А в 1204 году под предлогом помощи Византии в деле освобождения от мусульман Иерусалима – святой земли - крестоносцы 4-го крестового похода взяли Константинополь и пытались создать на месте Византии Латинскую Империю. Не совсем удачно для латинян, однако после этих событий Византия стала своеобразной фе-дерацией, лоскутным государством, и окончательно исчезло в 1453 году взятием турками-османами Константинополя.
Таким образом, главным политиком с начала XII века на европейской арене становится католицизм. И он направил свои взоры на Русскую равнину. Были созданы два ордена Ли-вонский и Тевтонский. Последний под лозунгом «помогать - защищать – лечить» оказал «эффективную помощь» местным языческим племенам пруссов и др. в деле перехода в иное бытиё, после чего, скоординировав свои действия с ливонцами и папой, начал готовиться к походу на северную Русь. И тут неожиданно из евразийских степей в Европе появляется не-большое, но высокопрофессиональное ордынское войско, руководимое Батыем (1241-1242гг.). Оно разделилось на отряды, прошло через Польшу, Венгрию и Чехию (заметим: все страны – «папистские»!) и, разгромив «цвет» среднеевропейского рыцарства, беспрепятст-венно дошло до Аппенин (резиденции папы), остановившись рядом с Венецией. Правители Европы были в панике. Один король-крестоносец – Людовик Французский – готовился при-нять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию. Другой – император Фридрих II – отправил даже посольство к Батыю, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства. Однако неожиданно ордынское войско ушло назад в Орду. Официальная история гласит, что только наличие в тылу у Батыя русских кня-жеств остановило это нашествие ордынцев на Европу. Мы же представляем читателю само-му сделать психологически достоверный вывод об этом событии. Добавим лишь, что одно-временно с походом Батыя, а может быть отца Иоанна(?), - отец по-русски - батя, - на севере Александр Невский - будущий побратим Сартака (сына Батыя) - разгромил на Чудском озере объединённое войско тевтонского и ливонского орденов.
Вернёмся в XIV век. На Русской равнине в то время действовали три видимых игрока: Орда, Литва и множество разрозненных княжеств северо-восточной Руси, зависимых адми-нистративно от Орды и идеологически от Византии.
В 1363 году Ольгерд Литовский громит ордынцев и присоединяет к Литве территории по Днепру, Днестру и Бугу. В Киеве сажает своего сына Владимира. В 1368 году подчиняет Смоленское княжество. В том же году жжёт посады Москвы, потом в 1370 году - ещё раз…. Но почему это оказалось возможным? А потому, что с 1359 по 1380 год в Орде была Великая замятня, когда на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов. Мамай, как наибо-лее сильный военачальник, стал контролировать земли к западу от Волги, а в Поволжье и на Востоке, сидели легитимные, но слабые ханы (в чём крайне были заинтересованы купече-ские волжские города).
То есть на Русской равнине уже практически не осталось ничего русского. Юго-западные земли были еще Даниилом Галицким перетянуты за обещанный королевский титул к католикам, правда неудачно, и после смерти князя они распались на отдельные населённые пункты.
Западные славяне частично были уничтожены, частично инвертировались в католиче-скую Европу, но как второсортная провинция.
Новгород в борьбе с Ганзейским союзом, Генуей и Венецией потерял своё торговое мо-гущество.
Орда окончательно ассимилировалась: население евразийских степей, при любых на-чальных условиях, всегда очень быстро приобретало азиато-тюркские черты. Это свойство всех пограничных областей Евразии: юг - многолюднее.
Только на северо-востоке ещё теплилась русская жизнь. Ходили слухи, что это Иван Калита, каким-то образом исхитрившись, сумел отхватить деньги разгромленного ордена тамплиеров, чем и обеспечил приток населения в Северную Русь. Но это было только насе-ление, а не народ! Ему для пробуждения, как в пушкинской сказке о спящей царевне и семи богатырях, был нужен королевич Елисей... Вот теперь мы и вернёмся к деятельности 20-ти летнего игумена Сергия Радонежского.
Выше мы затронули тему о монашеских уставах. Рассмотрим сейчас её подробнее. Первичным и основным смыслом существования монахов по всем вероучительным законам считалось и считается спасение ими собственной души посредством поста, молитв, смирения страстей и умерщвление плоти. Этим они всегда и занимались, уйдя из мира.
Во времена Сергия Радонежского в знаменитых Афонских монастырях властвовал мо-нашеский устав особножительного типа (что сохранилось и по настоящее времени, правда, только в скитах). Каждый поселенец имел собственную келью, еду, одежду и свои средства. В монастырях общежитийного устава наоборот - монахи все необходимые еду, одежду, обувь и прочее получают от монастыря. Труд монахов безвозмезден, результаты труда пол-ностью принадлежат монастырю.
Первый монастырь общежитийного устава был основан в IV веке Пахомием Великим, отшельником, в прошлом римском солдатом в 318 году (Южный Египет). Первый русский монастырь общежитийного устава создал Феодосий Печерский. Но этот устав не прижился в Киевской Руси. По этому поводу известный православный историк Голубинский писал: «Преподобный Сергий Радонежский восстановил у нас истинное монашество, но и после него не было так, чтобы монашество это осталось у нас навсегда. И после него, как после Феодосия, оно падало, а если после падений снова поднималось, то уже не достигало высо-ты, на которой было поставлено им».
О каких таких высотах общежитийного Сергиева монашества говорит историк? С фор-мальной стороны современный общежитийный устав полностью соответствует положениям устава Пахомия Великого. Но у Сергия было не совсем так.
Буддистские, да и христианские монахи, считая, что осуществляют молитвенную прак-тику не только за себя, но и за мирян тоже, живут подаянием последних. Сергий же запретил принимать подаяния и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. В то же время Сергий не отказывал пожертвованиям. Постепенно с ростом его славы; в обитель ста-ли обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю ну-жду пустынь обратилась в богатый монастырь. Дальше процесс монастырской колонизации пойдёт уже по нарастающей. Отшельники действовали весьма эффективно (было построено более 70 монастырей). Кстати Сергий их направлял не в какие-то необжитые дебри (это цер-ковный миф!), а, как правило, в стратегически важные точки (в основном - транспортные развязки у слияния рек и на волоках). На месте образовывалась дисциплинированная комму-на, которая немедленно приступала к хозяйственному освоению прилегающих территорий и к обработке сознания местных жителей. Троице-Сергиев монастырь приобрёл значение мо-настыря-метрополии, окруженного множеством монастырей-колоний, расположенных на великокняжеских и удельных землях северо-востока .
Вывод очевиден. Из эксперимента с общим житием в Троицком монастыре стало вы-растать нечто вроде государства Сергиевых монахов, которое по праву следует называть «Святой Русью» . Конечно, это было не классическое государство, а скорей сетевая струк-тура, узлы которой связывала своеобразная идеология, основанная на общежитийном уставе. Но в этой структуре всё было продумано до мелочей: были и свои органы управления, и своё право, и своя экономика. К середине XV века Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем страны .
А теперь, вспомните посольство Филофея в Троицу? Тогда возглавить не удалось! По-этому начались попытки подрыва «Святой Руси» путем дискредитации и Сергия, и его идей в глазах светской власти. Первые прикидки были приурочены к движению стригольников, которые отвергали церковные таинства, иерархию и всё монашество (именно всё, потому что открыто выступать против Сергия было опасно). Представители Русской Церкви в своих по-сланиях связывали идеологию еретиков с иудеями и с происками латинян . Это движение ещё при жизни Сергия было разгромлено в Новгороде, но сохранилось в городе Пскове, а в начале XV века распространилось и на Москву.
В XV веке в Новгороде и Москве появились «жидовствующие». «Новая» ересь достала уже даже до великого князя Ивана III, поскольку пыталась привязаться к сепаратизму Новго-рода, и привлекла на свою сторону нестяжателей. Эклектичное, по сути, объединение вре-менно нашло точки соприкосновения в своих составляющих, и под руководством «жидовст-вующих» нанесла серьёзный удар по официальной церкви (но истинное направление было конечно на «Святую Русь»). Сила удара увеличилась ещё и потому, что идеология общежи-тийного монастырства, после смерти Сергия достаточно быстро стала разбавляться стяжа-тельством. Иван III тоже вёл свою игру и попытался наложить руку на монастырские земли. Но тогда государство монахов было спасено усилиями Иосифа Волоцкого, утверждавшего, что монастыри могут эффективно выполнять свои социальные и сакральные функции, толь-ко если будут богаты .
В лихолетье «смутного времени» высокодуховные традиции Троицко-Сергиевской лавры ещё были сильны, благодаря чему она сыграла одну из ведущих ролей в восстановле-нии русской государственности. Монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов (в том числе и финансовым) Второго ополче-ния Минина и Пожарского .
«Святая Русь» (хотя, конечно, это была уже не «Святая» и не «Русь») была разгромлена в XVIII веке. При Петре III были подготовлены основные документы по секуляризации, а в 1764 году указом Екатерины II из 953 монастырей, наличествовавших тогда в России, было уничтожено 568 единиц.
Так кем же был Сергий? Пушкинским Елисеем?... Может быть! Александр Сергеевич тоже был не прост. Для него, по-видимому, не были тайной за семью печатями следующие слова польского историка и культурного деятеля Мацея Меховского (1457-1523): «Надо знать, что славяне произошли от Иавана, сына Иафета, через Елиса….» . Иначе говоря, мёртвую (или спящую) царевну-народ по Пушкину оживил или пробудил герой, являющийся воплощением первопредка.
преодолевать ненавистную миру рознь.
Сергий Рáдонежский.
Имя Сергия Рáдонежского известно каждому на Руси, а носитель его почитается первым среди наших православных святых . Но чем он прославился, по большому счёту никому не известно. Нельзя же, в самом деле, считать достоверным источником информации житие от Епифания Премудрого, тем более правленое. А узнать негде, даже у академика Фоменко.
Ну как же, - возразят некоторые, - он же основал многие монастыри! Но таких под-вижников на Руси было множество. Алексий основал в Москве на Яузе Спасо-Андроников монастырь, Савва близ Звенигорода – Савво-Сторожевский, Кирилл - Кирилло-Белозерский, Сильвестр (Воскресенский Обнорский) и т.д., а первый монастырь был на Руси основан Ан-тонием и Феодосием Печерскими в Киеве (Киево-Печерская лавра).
Да, но Сергий благословил Великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву! Благословил? Да загляните в житие святителя Киприана – митрополита Киевского и всея Ру-си; оттуда узнаете, что только благодаря «его чуткому руководству» была выиграна Кули-ковская битва. Киприан будто бы сделал так, что литовский князь Ягайло, спеша на помощь своему союзнику - хану Мамаю, опоздал на день . И это не всё! Из жития мы узнаем, что Киприан отвратил также и нашествие Тамерлана на Русь, устроив крестный ход с переносом иконы Владимирской Богоматери в Москву . Так что по «житиям» Сергий и в помётки не годится святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси. Тем не менее, кто сего-дня этого митрополита знает, кроме историков церкви? А Сергий чтится народом и до, и по-сле своей смерти Заступником земли Русской. Это потом церковь станет считать Сергия Ра-донежского преподобным, переиначив его славный титул на свой лад «игумен земли Рус-ской». Наверное, чтобы мы понимали: должность игумена (а по современному монастырско-го менеджера) равноценна великому титулу «Заступник» …. Так что вопрос остаётся откры-тым.
Как же выйти из подобной ситуации? Гумилёв Л.Н. предпочитал историю рассматри-вать с высоты «птичьего полёта»: лучше прослеживаются межсистемные связи и контакты. Мы так и сделаем, но сначала воспользуемся методом «психологической достоверности» и присмотримся к знаковым событиям биографии Сергия Радонежского в их церковном изло-жении.
Когда мальчику Варфоломею было 13 лет, отправил его как-то раз отец искать отбившихся от табуна жеребят. В конце длительных и безуспешных поисков Варфоломей встретил монаха, и на вопрос: Что тебе надобно, чадо? - ответил: Никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют. Съев данную монахом просфору, Варфоломей начал бегло читать. Монах ещё якобы сказал: Отрок будет некогда обителью святой Троицы….
Что здесь является психологически недостоверным, не считая трафаретности этого эпи-зода? Примерно такая схема присутствует в житиях всех будущих святых. Но оставим это на совести авторов «житий» и патериков. А сами зададимся вопросом: Почему создатели мифа - а это, безусловно, миф, - думают, что люди, читающие их опусы, уже с первых страниц не помнят ничего из всего ранее прочитанного? Да испокон веков, со времен становления христианства в народе, встреча с монахом считалась плохой приметой. Монах может унести душу, что, кстати, буквально и изображает памятник в Радонеже . В ПВЛ за 1068 год есть такая возмущенная запись: «Это же по диавольскому научению такой приметы держаться: Если кто на пути встретит черноризника или свинью, то возвращается». Но что подела-ешь, из песни слово не выбросишь…. Эпос тоже не чествует клир. Вот описание сцены из былины «Илья Муромец», где главный герой «учит» Алёшу Поповича, оскорбившего гостей Ильи на пиру:
«Ах ты гой еси, нахал, собака поповская,
Не тебе меня учить да указывать».
Как ударил его в плечи богатырские
Да и раз, другой да во третьих.
Присогнулся Алёша, поскоробился,
Будто пьяный напился на честном пиру.
Вы скажете, что с того времени многое изменилось. Нет, не изменилось! Уже в XIX ве-ке мы находим в письме Белинского к Гоголю: «Неужели же, в самом деле, вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, брюхаты жеребцы? Попов...» .
Но церковь не оставляет попытки самореабилитации. Недавно клирик Свято-Троицкого собора Армавира (Краснодарский край) отец Павел переиздал произведение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» якобы в соответствии с редакцией Жуковского, где поп заменён на купца. Вот отрывок из «армавирской» редакции:
Жил был купец Кузьма Остолоп
По прозванью осиновый лоб.
Пошёл Кузьма по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда .
Правка пушкинского Балды и по Жуковскому-то воспринимается с чувством неловко-сти, а уж со стороны церковников и вообще по пословице: На воре шапка горит. Но здесь они вообще, что называется, вляпались. Дело в том, что по словарю Даля скупой, скаредный, корыстный купец – ни что иное как жид, жидюга. А это, в современном понимании, изви-ните, уже попахивает экстремизмом.
Обитель на Маковце постепенно приобретает популярность. Слава Сергия доходит даже до Царьграда, в связи с чем существует официальная версия, что Вселенский Патриарх Фило-фей присылал Сергию с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Сергий с благословления митрополита Киевского и всея Руси Алексия вво-дит этот устав.
Версия явно притянута. Почему? А как Вы считаете, если пришло указание Вселенско-го Патриарха, и к нему добавилось ещё и благословление митрополита, то смогла бы в Тро-ицкой обители возникнуть оппозиция игумену Сергию по поводу введения устава? Нет, ко-нечно, оппозиционеры тут же попали бы под анафему и статью об отлучении от церкви. А она появилась…. И ещё. Нужно представлять, что собой представляла эта духовная визан-тийская элита. Интернациональная солянка, пропущенная через монастыри Афона, причём тогда особножительского (!) устава (особенности монастырских уставов рассмотрим позже).
Значит, вся эта версия о патриарших рекомендациях является поздней придумкой, имеющей целью продемонстрировать якобы менеджерские и селекционные способности церкви в поиске и взращивании талантов, ведь Сергию только что исполнилось 20 лет. На деле же была попытка реализовать принцип: Не можешь управлять процессом, возглавь его.
следующие очень важные вопросы. Какие-то странные иноки были у Сергия Радонежского? Иноки, которые смогли составить конкуренцию лучшим профессиональным поединщикам вражеских армий. На такое не способен чернец, который постится дважды в неделю и ежедневно читает многочасовые молитвы - нужны длительные тренировки и плотная еда! И ещё. Почему 20-ти летний Сергий в 1353 году дал согласие на назначение себя игуменом монастыря и произведение в сан священника (минуя несколько ступеней церковной «святости»: иподьякона, чтеца, дьякона и протодьякона), а в сорок с небольшим - 1375-76 годах - категорически отказался от предложения (исходившее, в том числе, и от князя Дмитрия) стать преемником Алексия на митрополичьем посту, сказав, что от юности не был златоносцем, и даже оскорбился, пригрозив, что уйдёт в дальние скиты, если они будут настаивать? Здесь «психологическая достоверность» не поможет, и ответить на такие вопро-сы, не поднявшись до необходимых высот «птичьего полёта», мы, пожалуй, не сможем.
Известный писатель Сергей Алексеев считает, что историческая периодичность жизни Русской цивилизации равна примерно трём столетиям. Вот и мы вслед за ним отмотаем от года назначения Сергия игуменом 300 лет и посмотрим, что тогда происходило в окружаю-щем нас мире.
В 1054 году Ярослав разделил Русь между тремя старшими на тот момент сыновьями - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Был дан старт более чем трёхсотлетнему витку удельщины и дробления, а с ними и гражданским войнам. Вспомним также, что этому собы-тию предшествовала ещё и христианизация населения, последствия которой были сопоста-вимы с европейской чумой . Русь тогда на треть обезлюдела и стала провинцией Византии. По-видимому, власть Рюриковичей, всё-таки была нелегитимной. Посмотрите, как они на-стойчиво брачевались с Европой и Византией. Даже Иван III на Софью Палеолог, принцессу уже несуществующего дома Византийских императоров, клюнул. Похоже, только привлече-нием христианства на свою сторону они и удержались у власти, а может, это и было услови-ем их существования….
Вообще говоря, христианство ни в одной стране не имело, и не будет иметь успеха как религия, если, конечно, под ней понимать связь с Богом - Творцом. История это подтвер-ждала многократно. Основы христианства зиждутся не на божественных канонах мирообра-зования, а на низменных, и потому самых действенных положениях (от слова ложь), так ска-зать, на гране искуса. Например, с помощью шулерских лозунгов: «Кесарево кесарю, а Бо-жие Богу», и «Всякая власть от Бога» христианская церковь вытащила из рукава даже не козырную карту, а джокер, с помощь которой смогла переманивать на свою сторону боль-шинство национальной элиты. Трагично, но именно элита не выдерживает искуса богатством и властью. Французский историк-медиевист Жак ле Гоф отмечает: «Христианская проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратиться к языческим народам и убе-дить массы. Но, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону во-ждей» . Именно с помощью этих прозелитов «золотого тельца», а также варяжских «ревни-телей порядка» и миссионеров – так называемых просветителей, братьев Солунских (Ки-рилла и Мефодия) удалось разрушить союз земель и городов древней Гардарики . Апофео-зом деятельности этой триады стало раздробление страны на удельные княжества, размером с деревню.
Волхвы, во избежание дальнейшего кровопролития и физического уничтожения насе-ления (инициированного исключительно этой так называемой элитой), ушли из активной жизни . Начался стихийный отток населения из обжитого центра на окраины. Основным на-правлением движения был северо-восток в сторону Владимира и Суздаля. Но с середины XII века и с юго-востока стали приходить слухи о появлении в евразийских степях какого-то го-сударства с «христианским» царём, отцом Иоанном. Слухи так бы и остались слухами, одна-ко…. Мы к этому вернёмся чуть позже. А пока обратим взгляд на Европу – эту колыбель христианской экспансии.
В том же 1054 году официально, взаимными анафемами, христианские церкви Рима и Константинополя оформили свой развод. А в 1204 году под предлогом помощи Византии в деле освобождения от мусульман Иерусалима – святой земли - крестоносцы 4-го крестового похода взяли Константинополь и пытались создать на месте Византии Латинскую Империю. Не совсем удачно для латинян, однако после этих событий Византия стала своеобразной фе-дерацией, лоскутным государством, и окончательно исчезло в 1453 году взятием турками-османами Константинополя.
Таким образом, главным политиком с начала XII века на европейской арене становится католицизм. И он направил свои взоры на Русскую равнину. Были созданы два ордена Ли-вонский и Тевтонский. Последний под лозунгом «помогать - защищать – лечить» оказал «эффективную помощь» местным языческим племенам пруссов и др. в деле перехода в иное бытиё, после чего, скоординировав свои действия с ливонцами и папой, начал готовиться к походу на северную Русь. И тут неожиданно из евразийских степей в Европе появляется не-большое, но высокопрофессиональное ордынское войско, руководимое Батыем (1241-1242гг.). Оно разделилось на отряды, прошло через Польшу, Венгрию и Чехию (заметим: все страны – «папистские»!) и, разгромив «цвет» среднеевропейского рыцарства, беспрепятст-венно дошло до Аппенин (резиденции папы), остановившись рядом с Венецией. Правители Европы были в панике. Один король-крестоносец – Людовик Французский – готовился при-нять мученический венец в случае вторжения варваров во Францию. Другой – император Фридрих II – отправил даже посольство к Батыю, одновременно готовя корабль для бегства в Палестину в случае неудачи этого посольства. Однако неожиданно ордынское войско ушло назад в Орду. Официальная история гласит, что только наличие в тылу у Батыя русских кня-жеств остановило это нашествие ордынцев на Европу. Мы же представляем читателю само-му сделать психологически достоверный вывод об этом событии. Добавим лишь, что одно-временно с походом Батыя, а может быть отца Иоанна(?), - отец по-русски - батя, - на севере Александр Невский - будущий побратим Сартака (сына Батыя) - разгромил на Чудском озере объединённое войско тевтонского и ливонского орденов.
Вернёмся в XIV век. На Русской равнине в то время действовали три видимых игрока: Орда, Литва и множество разрозненных княжеств северо-восточной Руси, зависимых адми-нистративно от Орды и идеологически от Византии.
В 1363 году Ольгерд Литовский громит ордынцев и присоединяет к Литве территории по Днепру, Днестру и Бугу. В Киеве сажает своего сына Владимира. В 1368 году подчиняет Смоленское княжество. В том же году жжёт посады Москвы, потом в 1370 году - ещё раз…. Но почему это оказалось возможным? А потому, что с 1359 по 1380 год в Орде была Великая замятня, когда на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов. Мамай, как наибо-лее сильный военачальник, стал контролировать земли к западу от Волги, а в Поволжье и на Востоке, сидели легитимные, но слабые ханы (в чём крайне были заинтересованы купече-ские волжские города).
То есть на Русской равнине уже практически не осталось ничего русского. Юго-западные земли были еще Даниилом Галицким перетянуты за обещанный королевский титул к католикам, правда неудачно, и после смерти князя они распались на отдельные населённые пункты.
Западные славяне частично были уничтожены, частично инвертировались в католиче-скую Европу, но как второсортная провинция.
Новгород в борьбе с Ганзейским союзом, Генуей и Венецией потерял своё торговое мо-гущество.
Орда окончательно ассимилировалась: население евразийских степей, при любых на-чальных условиях, всегда очень быстро приобретало азиато-тюркские черты. Это свойство всех пограничных областей Евразии: юг - многолюднее.
Только на северо-востоке ещё теплилась русская жизнь. Ходили слухи, что это Иван Калита, каким-то образом исхитрившись, сумел отхватить деньги разгромленного ордена тамплиеров, чем и обеспечил приток населения в Северную Русь. Но это было только насе-ление, а не народ! Ему для пробуждения, как в пушкинской сказке о спящей царевне и семи богатырях, был нужен королевич Елисей... Вот теперь мы и вернёмся к деятельности 20-ти летнего игумена Сергия Радонежского.
Выше мы затронули тему о монашеских уставах. Рассмотрим сейчас её подробнее. Первичным и основным смыслом существования монахов по всем вероучительным законам считалось и считается спасение ими собственной души посредством поста, молитв, смирения страстей и умерщвление плоти. Этим они всегда и занимались, уйдя из мира.
Во времена Сергия Радонежского в знаменитых Афонских монастырях властвовал мо-нашеский устав особножительного типа (что сохранилось и по настоящее времени, правда, только в скитах). Каждый поселенец имел собственную келью, еду, одежду и свои средства. В монастырях общежитийного устава наоборот - монахи все необходимые еду, одежду, обувь и прочее получают от монастыря. Труд монахов безвозмезден, результаты труда пол-ностью принадлежат монастырю.
Первый монастырь общежитийного устава был основан в IV веке Пахомием Великим, отшельником, в прошлом римском солдатом в 318 году (Южный Египет). Первый русский монастырь общежитийного устава создал Феодосий Печерский. Но этот устав не прижился в Киевской Руси. По этому поводу известный православный историк Голубинский писал: «Преподобный Сергий Радонежский восстановил у нас истинное монашество, но и после него не было так, чтобы монашество это осталось у нас навсегда. И после него, как после Феодосия, оно падало, а если после падений снова поднималось, то уже не достигало высо-ты, на которой было поставлено им».
О каких таких высотах общежитийного Сергиева монашества говорит историк? С фор-мальной стороны современный общежитийный устав полностью соответствует положениям устава Пахомия Великого. Но у Сергия было не совсем так.
Буддистские, да и христианские монахи, считая, что осуществляют молитвенную прак-тику не только за себя, но и за мирян тоже, живут подаянием последних. Сергий же запретил принимать подаяния и поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. В то же время Сергий не отказывал пожертвованиям. Постепенно с ростом его славы; в обитель ста-ли обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю ну-жду пустынь обратилась в богатый монастырь. Дальше процесс монастырской колонизации пойдёт уже по нарастающей. Отшельники действовали весьма эффективно (было построено более 70 монастырей). Кстати Сергий их направлял не в какие-то необжитые дебри (это цер-ковный миф!), а, как правило, в стратегически важные точки (в основном - транспортные развязки у слияния рек и на волоках). На месте образовывалась дисциплинированная комму-на, которая немедленно приступала к хозяйственному освоению прилегающих территорий и к обработке сознания местных жителей. Троице-Сергиев монастырь приобрёл значение мо-настыря-метрополии, окруженного множеством монастырей-колоний, расположенных на великокняжеских и удельных землях северо-востока .
Вывод очевиден. Из эксперимента с общим житием в Троицком монастыре стало вы-растать нечто вроде государства Сергиевых монахов, которое по праву следует называть «Святой Русью» . Конечно, это было не классическое государство, а скорей сетевая струк-тура, узлы которой связывала своеобразная идеология, основанная на общежитийном уставе. Но в этой структуре всё было продумано до мелочей: были и свои органы управления, и своё право, и своя экономика. К середине XV века Троице-Сергиев монастырь стал крупнейшим землевладельцем страны .
А теперь, вспомните посольство Филофея в Троицу? Тогда возглавить не удалось! По-этому начались попытки подрыва «Святой Руси» путем дискредитации и Сергия, и его идей в глазах светской власти. Первые прикидки были приурочены к движению стригольников, которые отвергали церковные таинства, иерархию и всё монашество (именно всё, потому что открыто выступать против Сергия было опасно). Представители Русской Церкви в своих по-сланиях связывали идеологию еретиков с иудеями и с происками латинян . Это движение ещё при жизни Сергия было разгромлено в Новгороде, но сохранилось в городе Пскове, а в начале XV века распространилось и на Москву.
В XV веке в Новгороде и Москве появились «жидовствующие». «Новая» ересь достала уже даже до великого князя Ивана III, поскольку пыталась привязаться к сепаратизму Новго-рода, и привлекла на свою сторону нестяжателей. Эклектичное, по сути, объединение вре-менно нашло точки соприкосновения в своих составляющих, и под руководством «жидовст-вующих» нанесла серьёзный удар по официальной церкви (но истинное направление было конечно на «Святую Русь»). Сила удара увеличилась ещё и потому, что идеология общежи-тийного монастырства, после смерти Сергия достаточно быстро стала разбавляться стяжа-тельством. Иван III тоже вёл свою игру и попытался наложить руку на монастырские земли. Но тогда государство монахов было спасено усилиями Иосифа Волоцкого, утверждавшего, что монастыри могут эффективно выполнять свои социальные и сакральные функции, толь-ко если будут богаты .
В лихолетье «смутного времени» высокодуховные традиции Троицко-Сергиевской лавры ещё были сильны, благодаря чему она сыграла одну из ведущих ролей в восстановле-нии русской государственности. Монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов (в том числе и финансовым) Второго ополче-ния Минина и Пожарского .
«Святая Русь» (хотя, конечно, это была уже не «Святая» и не «Русь») была разгромлена в XVIII веке. При Петре III были подготовлены основные документы по секуляризации, а в 1764 году указом Екатерины II из 953 монастырей, наличествовавших тогда в России, было уничтожено 568 единиц.
Так кем же был Сергий? Пушкинским Елисеем?... Может быть! Александр Сергеевич тоже был не прост. Для него, по-видимому, не были тайной за семью печатями следующие слова польского историка и культурного деятеля Мацея Меховского (1457-1523): «Надо знать, что славяне произошли от Иавана, сына Иафета, через Елиса….» . Иначе говоря, мёртвую (или спящую) царевну-народ по Пушкину оживил или пробудил герой, являющийся воплощением первопредка.
Последний раз редактировалось: Ю.Н.Д. (Пн Дек 04, 2023 1:27 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Ю.Н.Д.- Пользователь
- Сообщения : 49
Репутация : 27
Дата регистрации : 2017-08-05
(продолжение)
Но важно ещё другое. Сергий Радонежский, похоже, был первым в мировой истории деятелем, который применил стратегию использования сильнейшей стороны врага для побе-ды над ним. В спортивных единоборствах (особенно восточных) этот приём хорошо извес-тен, однако на столь высоком иерархическом уровне управления (мировоззренческом) он применён, пожалуй, впервые.
Поняв, что прямое противодействие мировоззренческой диверсии, важным инструмен-том которой, на том этапе, являлось христианство, не принесёт желаемых результатов, Сер-гий решил для восстановления разрушенной структуры системы «народ» использовать мона-стыри. Монастыри, которые внешне и формально были бы безупречно христианскими (то есть обеспечивали бы жаждущим спасение собственной души), но внутренне стали бы скре-пой, формирующей структуры будущей системы общежития. Задача в общем случае, до Сер-гия никем не решалась, и даже и не ставилась. На этом поприще Сергий полностью переиг-рал «инициаторов непрямых действий», что говорит о высочайшем статусе его личности .
Но для подъёма населения до уровня чувств народа нужно было какое-то общее дело (но уж конечно не построение Вавилонской башни , затеянное в своё время инициаторами в целях воспитания у населения чувства подчинения власти, что-то вроде «Стокгольмского синдрома» ), а такое дело, которое бы воспитало любовь к Родине.
Здесь нам поможет анализ Куликовской битвы и её итогов. В официальной истории этого события столько противоречий, что методу психологической достоверности одно раз-долье. Например, нам говорят, что в результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. А реальность показывает, что всё наоборот: Куликовская битва притушила гражданскую войну в Орде, Тохтамыш разгромил Мамая, через два года сжёг Москву и заставил её опять платить дань.
Есть также мнение, что Сергий своим благословлением способствовал Куликовской битве, которая обескровила северо-восточную Русь.
Да действительно, положительные политические дивиденды битвы был мизерными, и северо-восточная Русь была обескровлена, но почему много раз ходившие потом на Москву ордынские войска с тех пор стали избегать битвы с русскими в открытом поле? Я склонен согласиться здесь с Сергеем Алексеевым, который считал, что сбить состояние победной эй-фории на Куликовом поле с ордынского войска, уже видевшего перед собой панически от-ступающие полки князя Дмитрия, могли только войны невиданного до тех времён типа (точ-нее забытого). Войны, которые врукопашную, как нож в масло, прошли сквозь ордынцев и утопили их в крови. И эти войны были подготовлены где-то в недрах Сергиевой Святой Ру-си. И этого ордынцы уже не смогли забыть.
Сергий Радонежский был мистическим общинником, создателем «Святой Руси» и ор-ганизатором возрождения русского духа в народе. А кровь, пролитая на Куликове… что ж, она была жертвенной кровью в акте возрождения нации. На Куликово поле пришли костром-ские, суздальские, ярославские, псковские, тверские, смоленские…, а ушли – снова только русские!
Нам ещё осталось поговорить о Живоначальной Троице. Именно так была наречена церковь первой обители, построенной Сергием. Вопрос очень трудный. Христианская Троица, как символ, пониманию нормального человека не доступна. Да и специалисты при разъяснении указанного символа вынуждены применять трансцендентную логику . Не затрагивая бого-словскую сторону вопроса, рассмотрим генезис библейской символики Троицы в иконах.
Египетские триады.
Исторические корни библейской Троицы не могут быть оторваны от знаменитой триа-ды египетского пантеона Абидоса, состоявшей из Осириса, Исиды и Хора. На левом изобра-жении сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На правом - в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор (другое имя Исиды). Связь очевидна, поскольку Моисей – создатель пись-менной Библии – был воспитан при дворе фараона и посвящен «во всю мудрость египет-скую».
Сложности начинаются уже с трактовки египетской триады. Понятно, что это не просто дань памяти знаменитым правителям, поскольку изображены всё-таки божественные сущно-сти. Это триада, по идее, должна была бы символизировать главный принцип мироустройст-ва. Однако символы на изображении низкой степени обобщённости: это отец, мать и сын. Если повысить степень обобщения то получится следующий ряд: мужское начало, женское начало и…. Как в таком смысловом ряду назвать сына? Опять мужское начало? Но тогда по-лучается здесь только два, а не три начала. А мы видим три фигуры. Но может быть, под ни-ми надо понимать отцовское, материнское и сыновье начала? В этом случае, как говорят, вы-зывает интерес: Как эти начала, согласно Древу жизни, смогли образовать весь мир? Неу-жели как в Библии, где «находчивые» дочки Лота продолжили свой род от подпоенного отца с помощью инцеста (Быт. 19:30-38)? Если так, то, слава богу, что нашим предком был Иафет, а не пращур Лота Сим….
Вот куда может завести столь вольное обращение с символикой. И думается это не на-ша вина, и не египетских художников, а заказчиков .
Рассмотрим Троицу Ветхого Завета (иллюстрации ниже). Символика этой Троицы бо-лее корректна. Конечно, мы тоже видим три символа, но они, хотя бы, обезличены фигурами крылатых ангелов. Здесь другая трудность: если это правильно, то становятся не понятными рассуждения иконоведов и богословов на тему, какой ипостаси принадлежит та или иная фи-гура? И кто, с какой стороны должен сидеть? И почему каждой фигуре присовокупляют фо-новую, цветовую индивидуальность и мизансцену? Значит всё-таки ангельская обезличен-ность не обеспечивает необходимую полноту символики Троицы? Непонятно также, зачем столь высокую символику нагружают сценами перерезывания горла тельцу-барану и серви-ровкой стола? Почему на иконах с изображениям Троицы, то есть Трёх Начал, помещены конкретные фигуры Авраама и Сарры? Пусть их имена по исполнению Авраму 99 лет и бла-гословлению стали содержать по две буквы «а» и «р», соответственно (Быт. 17:5-15), но всё-таки это люди и грешные, чтобы им поклоняться в равной степени, как и Троице.
Короче говоря, даже безупречная, с точки зрения абсолютного большинства специали-стов, по качеству исполнения фреска Феофана Грека не даёт нам желанного удовлетворения. На мой взгляд, неудовлетворённость вызывается исходными данными символики ветхоза-ветной Троицы. Если жизнь является главным результатом деятельности Бога-Творца, то символы должны содержать принципы живого начала. А вот этого мы не можем рассмотреть на иконе ветхозаветной Троицы. Ведь не жертвой же пробавляется Творец….
Иконы Новозаветной Троицы оставляют самое худшее впечатление. Источником нега-тивной оценки Новозаветной Троицы, является, в том числе, существующий запрет на ико-нографию Бога Отца. Например, в восточной церкви запрет вынуждал иконописцев иноска-зательно изображать Первое Лицо Троицы в виде краткой эмблемы – десницы. Существова-ли варианты изображения Христа в виде агнца , Святого Духа в виде голубя и т. д.
Перейдём к Троице Рублёва. Это, пожалуй, единственная из икон, в присутствии кото-рой нужно молиться, но которой можно ещё и любоваться!
Андрей Рублёв начал свой путь иконописца в Троице-Сергиевом монастыре, некоторое время работал с Феофаном Греком. Знаменитую Троицу в «похвалу» Сергию заказал Анд-рею Рублёву Никон Радонежский, ученик и преемник Сергия . Не исключена возможность, что Андрей начал свою службу ещё при Сергии. В пользу такой версии говорит то обстоя-тельство, что хотя Троица написана в классической традиции (иначе бы она не была приня-та), но выполнена с глубоким пониманием «духа Сергия». Не претендуя на исчерпывающую трактовку, перечислим основные моменты, передающие воззрение Сергия Радонежского на Святую Троицу в исполнении Андрея Рублёва:
- минимум используемых средств и максимум символичности канона, убраны лишние фигуры и бытовые сцены;
- в Троице Феофана Грека изображение центрального ангела нарушает триединство ка-нона (ангел выше всех). Изображение плоское и фигуры все как бы прикноплены, круг разо-рван, его даже не замыкают фигуры Авраама и Сарры…. У Рублёва вроде бы в изображении ангелов всё то же самое, но эффект совсем другой. Применение обратной перспективы (впервые!) делает картину объёмной, и мы видим, что на самом деле это изображение круга, чем и достигается триединство в многообразии. Более того, фигуры вместе с чашей образуют (в горизонтальной плоскости) Животворящий крест (крест в круге), хотя формально чаша жертвенная!
- все толковники спорят о том, кто есть кто, а Рублёв в своей Троице максимально обезличил ангелов, зато фигурами обозначил их индивидуальность, посмотрите все фигуры показаны в ¾ оборота (тоже впервые!);
- три фигуры, три положения, три цвета и три фона образуют цифру 12, соответствую-щую числу знаков круга жизни (Зодиака).
То есть Ветхозаветная Троица по сути преобразована Андреем Рублёвым в Живона-чальную Святую Троицу, воззрением на которую мы преодолеем ненавистную рознь мира.
Поняв, что прямое противодействие мировоззренческой диверсии, важным инструмен-том которой, на том этапе, являлось христианство, не принесёт желаемых результатов, Сер-гий решил для восстановления разрушенной структуры системы «народ» использовать мона-стыри. Монастыри, которые внешне и формально были бы безупречно христианскими (то есть обеспечивали бы жаждущим спасение собственной души), но внутренне стали бы скре-пой, формирующей структуры будущей системы общежития. Задача в общем случае, до Сер-гия никем не решалась, и даже и не ставилась. На этом поприще Сергий полностью переиг-рал «инициаторов непрямых действий», что говорит о высочайшем статусе его личности .
Но для подъёма населения до уровня чувств народа нужно было какое-то общее дело (но уж конечно не построение Вавилонской башни , затеянное в своё время инициаторами в целях воспитания у населения чувства подчинения власти, что-то вроде «Стокгольмского синдрома» ), а такое дело, которое бы воспитало любовь к Родине.
Здесь нам поможет анализ Куликовской битвы и её итогов. В официальной истории этого события столько противоречий, что методу психологической достоверности одно раз-долье. Например, нам говорят, что в результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. А реальность показывает, что всё наоборот: Куликовская битва притушила гражданскую войну в Орде, Тохтамыш разгромил Мамая, через два года сжёг Москву и заставил её опять платить дань.
Есть также мнение, что Сергий своим благословлением способствовал Куликовской битве, которая обескровила северо-восточную Русь.
Да действительно, положительные политические дивиденды битвы был мизерными, и северо-восточная Русь была обескровлена, но почему много раз ходившие потом на Москву ордынские войска с тех пор стали избегать битвы с русскими в открытом поле? Я склонен согласиться здесь с Сергеем Алексеевым, который считал, что сбить состояние победной эй-фории на Куликовом поле с ордынского войска, уже видевшего перед собой панически от-ступающие полки князя Дмитрия, могли только войны невиданного до тех времён типа (точ-нее забытого). Войны, которые врукопашную, как нож в масло, прошли сквозь ордынцев и утопили их в крови. И эти войны были подготовлены где-то в недрах Сергиевой Святой Ру-си. И этого ордынцы уже не смогли забыть.
Сергий Радонежский был мистическим общинником, создателем «Святой Руси» и ор-ганизатором возрождения русского духа в народе. А кровь, пролитая на Куликове… что ж, она была жертвенной кровью в акте возрождения нации. На Куликово поле пришли костром-ские, суздальские, ярославские, псковские, тверские, смоленские…, а ушли – снова только русские!
Нам ещё осталось поговорить о Живоначальной Троице. Именно так была наречена церковь первой обители, построенной Сергием. Вопрос очень трудный. Христианская Троица, как символ, пониманию нормального человека не доступна. Да и специалисты при разъяснении указанного символа вынуждены применять трансцендентную логику . Не затрагивая бого-словскую сторону вопроса, рассмотрим генезис библейской символики Троицы в иконах.
Египетские триады.
Исторические корни библейской Троицы не могут быть оторваны от знаменитой триа-ды египетского пантеона Абидоса, состоявшей из Осириса, Исиды и Хора. На левом изобра-жении сидят (слева направо): Гор, Осирис, Исида. На правом - в том же порядке стоят: Гор, Осирис и Хатхор (другое имя Исиды). Связь очевидна, поскольку Моисей – создатель пись-менной Библии – был воспитан при дворе фараона и посвящен «во всю мудрость египет-скую».
Сложности начинаются уже с трактовки египетской триады. Понятно, что это не просто дань памяти знаменитым правителям, поскольку изображены всё-таки божественные сущно-сти. Это триада, по идее, должна была бы символизировать главный принцип мироустройст-ва. Однако символы на изображении низкой степени обобщённости: это отец, мать и сын. Если повысить степень обобщения то получится следующий ряд: мужское начало, женское начало и…. Как в таком смысловом ряду назвать сына? Опять мужское начало? Но тогда по-лучается здесь только два, а не три начала. А мы видим три фигуры. Но может быть, под ни-ми надо понимать отцовское, материнское и сыновье начала? В этом случае, как говорят, вы-зывает интерес: Как эти начала, согласно Древу жизни, смогли образовать весь мир? Неу-жели как в Библии, где «находчивые» дочки Лота продолжили свой род от подпоенного отца с помощью инцеста (Быт. 19:30-38)? Если так, то, слава богу, что нашим предком был Иафет, а не пращур Лота Сим….
Вот куда может завести столь вольное обращение с символикой. И думается это не на-ша вина, и не египетских художников, а заказчиков .
Рассмотрим Троицу Ветхого Завета (иллюстрации ниже). Символика этой Троицы бо-лее корректна. Конечно, мы тоже видим три символа, но они, хотя бы, обезличены фигурами крылатых ангелов. Здесь другая трудность: если это правильно, то становятся не понятными рассуждения иконоведов и богословов на тему, какой ипостаси принадлежит та или иная фи-гура? И кто, с какой стороны должен сидеть? И почему каждой фигуре присовокупляют фо-новую, цветовую индивидуальность и мизансцену? Значит всё-таки ангельская обезличен-ность не обеспечивает необходимую полноту символики Троицы? Непонятно также, зачем столь высокую символику нагружают сценами перерезывания горла тельцу-барану и серви-ровкой стола? Почему на иконах с изображениям Троицы, то есть Трёх Начал, помещены конкретные фигуры Авраама и Сарры? Пусть их имена по исполнению Авраму 99 лет и бла-гословлению стали содержать по две буквы «а» и «р», соответственно (Быт. 17:5-15), но всё-таки это люди и грешные, чтобы им поклоняться в равной степени, как и Троице.
Короче говоря, даже безупречная, с точки зрения абсолютного большинства специали-стов, по качеству исполнения фреска Феофана Грека не даёт нам желанного удовлетворения. На мой взгляд, неудовлетворённость вызывается исходными данными символики ветхоза-ветной Троицы. Если жизнь является главным результатом деятельности Бога-Творца, то символы должны содержать принципы живого начала. А вот этого мы не можем рассмотреть на иконе ветхозаветной Троицы. Ведь не жертвой же пробавляется Творец….
Иконы Новозаветной Троицы оставляют самое худшее впечатление. Источником нега-тивной оценки Новозаветной Троицы, является, в том числе, существующий запрет на ико-нографию Бога Отца. Например, в восточной церкви запрет вынуждал иконописцев иноска-зательно изображать Первое Лицо Троицы в виде краткой эмблемы – десницы. Существова-ли варианты изображения Христа в виде агнца , Святого Духа в виде голубя и т. д.
Перейдём к Троице Рублёва. Это, пожалуй, единственная из икон, в присутствии кото-рой нужно молиться, но которой можно ещё и любоваться!
Андрей Рублёв начал свой путь иконописца в Троице-Сергиевом монастыре, некоторое время работал с Феофаном Греком. Знаменитую Троицу в «похвалу» Сергию заказал Анд-рею Рублёву Никон Радонежский, ученик и преемник Сергия . Не исключена возможность, что Андрей начал свою службу ещё при Сергии. В пользу такой версии говорит то обстоя-тельство, что хотя Троица написана в классической традиции (иначе бы она не была приня-та), но выполнена с глубоким пониманием «духа Сергия». Не претендуя на исчерпывающую трактовку, перечислим основные моменты, передающие воззрение Сергия Радонежского на Святую Троицу в исполнении Андрея Рублёва:
- минимум используемых средств и максимум символичности канона, убраны лишние фигуры и бытовые сцены;
- в Троице Феофана Грека изображение центрального ангела нарушает триединство ка-нона (ангел выше всех). Изображение плоское и фигуры все как бы прикноплены, круг разо-рван, его даже не замыкают фигуры Авраама и Сарры…. У Рублёва вроде бы в изображении ангелов всё то же самое, но эффект совсем другой. Применение обратной перспективы (впервые!) делает картину объёмной, и мы видим, что на самом деле это изображение круга, чем и достигается триединство в многообразии. Более того, фигуры вместе с чашей образуют (в горизонтальной плоскости) Животворящий крест (крест в круге), хотя формально чаша жертвенная!
- все толковники спорят о том, кто есть кто, а Рублёв в своей Троице максимально обезличил ангелов, зато фигурами обозначил их индивидуальность, посмотрите все фигуры показаны в ¾ оборота (тоже впервые!);
- три фигуры, три положения, три цвета и три фона образуют цифру 12, соответствую-щую числу знаков круга жизни (Зодиака).
То есть Ветхозаветная Троица по сути преобразована Андреем Рублёвым в Живона-чальную Святую Троицу, воззрением на которую мы преодолеем ненавистную рознь мира.
Ю.Н.Д.- Пользователь
- Сообщения : 49
Репутация : 27
Дата регистрации : 2017-08-05
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения