ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Основы библейского мировоззрения (т.з. иудаизма)

Перейти вниз

Основы библейского мировоззрения (т.з. иудаизма) Empty Основы библейского мировоззрения (т.з. иудаизма)

Сообщение  Белов Пн Мар 21, 2016 11:06 pm


Несмотря на то, что библейская литература создавалась на протяжении многих веков, Библия в ее окончательной редакции проникнута единым мировоззрением, основанным на идее единого Бога, Творца Вселенной и ее полного Властелина.
Первые два раздела Библии - от книги Бытия до второй книги Царей - всецело посвящены истории взаимоотношений между Богом и человечеством и между Ним и избранным Им народом Израиля.
Библейское повествование - в Торе - начинается с сотворения мира. Бог задумал мир как место жизни и деятельности человека и создал мир так, чтобы человек был обеспечен всем необходимым для счастья. Бог сделал человека господином над всеми творениями, сторожем рая, Эдемского божьего сада. Однако в человеке - творении Бога - имеется также свобода и возможность не повиноваться своему Создателю. Наделив человека рассудком, свободой воли и выбора, как господина над всеми творениями, Бог предполагал и такую потенциальную возможность как неповиновение.
Первая человеческая чета преступила границы, установленные Богом, и была изгнана из рая. Продолжатели рода человеческого вели себя все хуже и хуже. И это привело, в результате, к общему развращению всех живых существ. Поэтому Бог вынужден был всех их стереть с лица земли (всемирным потопом), а потом начать все сначала. Однако новое поколение вновь проявило честолюбивые стремления и решило построить "башню высотою до небес". На этот раз, чтобы расстроить общий замысел людей, Бог рассеял их по земле и дал им разные языки.
В мире исчезла гармония между человеком и природой, а также согласие между самими людьми. Отказавшись признать себя лишь творением Бога, человек потерял не только рай, но и лишился покоя и удовлетворения, которые получал от единства и содружества всего рода человеческого. В мире появились разные нации, и человечество раскололось на воюющие и соперничающие между собой группы.
Однако Бог все же продолжал стремиться к осуществлению Своего первоначального замысла и для этого избрал на земле, среди всех прочих, один особый народ, которому суждено будет стать общиной Бога на земле, и через который "благословятся все племена земные" (Бытие 12:3). В качестве его прародителей Бог избрал патриархов - Авраама, Ицхака (Исаака) и Яакова - и предрек им славную участь стать родоначальниками этого народа. Он также пообещал отдать им во владение землю Ханаанскую [на которой это предназначение будет реализовано].
История патриархов, страдания их потомков в Египте и впечатляющее избавление от рабства под предводительством великого вождя и пророка Моисея, - все это составляет конец книги Бытия и первую часть книги Исхода. Смысл исхода из Египта полностью проявился лишь после того, когда Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Бог предложил, Израилю прислушаться к Его голосу (Исход, гл. 19) и принять требования Завета, или договора, который Бог намеревается заключить с евреями. Народ принял это предложение, и Бог явил Себя всему Израилю и провозгласил десять принципов ("Десять заповедей"). На этих принципах, а также на законах и предписаниях, которым евреи должны были отныне следовать, должно было покоиться новое, созданное Им общество. Особенность этих принципов заключается в том, что впервые в истории они сформулированы не как обращение Бога только к царю и владыке, а как обращение сразу к целому народу, к Израилю, как изъявление Его воли, которая должна стать общественным достоянием.
После того как остановка у горы Синай закончилась, Бог приказал народу Израиля идти в обетованную землю, в Ханаан. Однако замысел Бога вновь натолкнулся на неповиновение. Народ Израиля забыл о том могуществе, какое явил Бог, выведя его из Египта, и усомнился в Его способности одержать победу над ханаанеями, жившими в хорошо укрепленных городах. Поэтому целое поколение было осуждено умереть в пустыне. Завоевать Ханаан предстояло поколению, рожденному и выросшему на свободе. Так начались скитания в Синайской пустыне, которые продолжались 40 лет, пока не возмужало новое поколение. Бог и в этот раз показал Свою благосклонность и спас народ там, где природа обрекла бы его на гибель. Бог преподал евреям урок, что "не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа жив человек" (Второзаконие 8:3).
После завоевания Ханаана развитие Израиля, на внешний взгляд, мало чем отличалось от истории многочисленных народов Древнего Востока, обретших родину и основавших свое государство. Однако исторические книги Библии, описывающие эти события, проникнуты идеей, что история Израиля является отражением воли Божьей. Ключ к пониманию смысла всех событий, происшедших с Израилем, лежит в его отношениях с Богом. Пока Израиль сохранял верность обязательствам, которые, приняв Завет, взял на себя, он процветал и был надежно защищен от врагов, даже значительно более сильных, чем он сам. Но стоит Израилю нарушить верность Богу, отступить от Его велений и начать поклоняться другим богам, как никакой союз с могущественными державами того времени не может спасти Израиль от поражения. С помощью Бога маленький Израиль может противостоять большому и могущественному врагу и победить его. Но если Бог отделяется от Израиля, то народ попадает под действие общих закономерностей и становится жертвой сильных врагов. Эти мысли с исключительной силой выражены в проповедях Поздних Пророков.
После завоевания Ханаана израильтяне образовали в нем союз различных племен (эпоха Судей - ок. 1200-1025 до н.э.). Затем эти племена объединились в единое государство, просуществовавшее сто лет. В 928 оно распалось на два царства: Северное (Израиль) и Южное (Иудея). Первое было разрушено Ассирией в 720 г. а второе - Вавилонией в 586 году до н.э., а жители их были изгнаны и уведены в плен.
В Библии история следующих друг за другом поражений евреев и падения их государственности трактуется как осуществление пророчеств. Израиль и Иудея пали не потому, что враг превосходил их численно. Прискорбный конец ждал монархии исключительно из-за отказа царей соблюдать условия Завета и прислушиваться к речам Пророков. Из этого, однако, следовал и другой важный вывод: если Израиль вновь обратится к Богу и будет поклоняться Ему одному и выполнять Его веления, Бог может вновь даровать ему Свое милосердие и вернуть ему родину и независимость. Под влиянием живших в изгнании Пророков эта идея нашла признание у евреев, находившихся в Вавилонском пленении, и вскоре после их возвращения на родину Тора была провозглашена данной Богом конституцией еврейского народа, а книги Пророков - священными.
В библейской литературе, как и в творчестве других народов древности, сохранились свидетельства о рабском положении одного человека у другого, о колдовстве и магии, о человеческих жертвоприношениях, о жестоком отношении к побежденному врагу, о приниженном положении женщин и т.п. Однако особенностью Библии и ее отличительной чертой в сравнении с другими литературными памятниками древности является то, что в ней ярко выражена противоположная тенденция - тенденция все более и более усиливающейся гуманности, подчеркивающая моральную и социальную сознательность коллектива и отдельной личности. Ее высший императив - "К справедливости, к справедливости стремись" (Второзаконие 16:20). Эта тенденция видит в стремлении к справедливости вершину нравственных взаимоотношений между людьми, а также между отдельной личностью и тем коллективом, в котором она живет.
В библейском законодательстве эти принципы легли в основу разветвленной юридической системы и выразились в таких положениях, как, например, закон об обязательном дне отдыха даже для рабов, предписания о защите рабов, о различных видах помощи беднякам, о равенстве перед законом, о справедливом отношении к чужестранцу и о помощи ему.
Все это резко контрастирует с законами и обычаями других народов библейской эпохи, когда в восточных деспотиях рядовой человек считался лишь рабочей силой, и ни в коем случае не мог быть носителем духовных ценностей - каким, по библейскому мировоззрению, должен был стать каждый еврей. Идея избранности не провозглашала господства евреев над другими народами, а налагала на еврейский народ тяжелые обязанности соблюдать строгие и высокие этические и моральные императивы.
В то время как в Египте и в Месопотамии, а также в древней Греции пророки (и пророчицы) были только предсказателями будущего или придворными прорицателями, в еврейском народе пророчество развилось и возвысилось до степени политической, социальной и нравственной миссии. Творчество пророков в той форме, в какой оно отображено в Библии, не является созданием замкнутой, эзотерической группы; оно выражает наиболее совершенные общественные, религиозные и моральные идеи, которые созрели в древнееврейском обществе. Речи Пророков (начиная с 8 в. до н.э. и до возвращения из Вавилонского пленения) сохранились в более или менее дословной форме. Их отличает не только высокая образность и яркость выражения мыслей, но и дерзновенное бунтарство против общепринятых условностей своей эпохи. Эти пророчества отрицают абсолютизацию культа, как важнейшего элемента еврейской религии, и обличают преклонение перед религиозными культами других народов и военной мощью великих держав Египта, Ассирии, Вавилонии. Пророки объявляют непримиримую войну социальной несправедливости и эксплуатации, лжи и ханжеству в отношениях между людьми. Впервые в истории Пророки (в особенности Исайя и Миха) возвели моральное поведение и добрые деяния в степень решающего исторического фактора в жизни народов и государств. Они предвещали водворение вечного мира между всеми народами земли и конечное торжество добродетели и справедливости.
http://www.machanaim.org/kurs/epoch/02-bible.htm

МАХАНАИМ - еврейский культурно-религиозный центр
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения