ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Гавриил Попов Великая альтернатива XXI века

Перейти вниз

Гавриил Попов Великая альтернатива XXI века Empty Гавриил Попов Великая альтернатива XXI века

Сообщение  Белов Пт Апр 22, 2016 12:15 am


(заметки для российских интеллектуалов)

1. О проблемах будущего

Одна из главных характеристик человека — его желание и способность думать о Будущем. Именно этим он отличается от всего живого.
Но конкретное место Будущего в жизни человечества было разным.
В большинстве религиозных идеологий главной считается будущая вечная жизнь человека. Были эпохи, когда усилия по переходу к Будущему составляли главную часть жизни общества и человека. Достаточно вспомнить Великое переселение народов начала нашей эры.
Крах идеи пролетарской коммунистической перспективы марксистов. Позорный провал последней программы КПСС по строительству к 1981 году в СССР коммунизма. Разгром «Тысячелетнего Рейха» гитлеровских национал-социалистов. Все это существенно повлияло на тип мышления интеллектуалов XXI века. Даже христианские религии редко вспоминают об одном из столпов своей идеологии — о предстоящем (и близком) Конце Света.
Да и весь механизм нынешней популистской демократии, ориентированный на избираемые максимум на два срока, то есть 8–10 лет, представительную и исполнительную власти, делает «внесистемным» сам вопрос о далекой Перспективе.
В то же время в окружающем нас мире просматриваются глобальные долгосрочные процессы, которые нельзя игнорировать.
Это прежде всего демографические процессы в целом и в особенности рост численности населения планеты.
Несмотря на отдельные попытки ограничивать рождаемость (как в Китае) или стимулировать ее (как в России), в целом рождаемость на планете остается неуправляемым процессом. Рождаемость велика в наиболее отсталых (а то и нищих) странах. Грубо говоря, разбухают и растут далеко не лучшие участки «человеческого леса».
Лев Гумилев показал, что великое переселение народов начала нашей эры, ставшее одним из факторов гибели античной цивилизации, было связано с грандиозным изменением климата Азии — усыханием ее степей. В XXI веке усиливается перспектива затопления океаном огромных густонаселенных регионов. Итогом станут сотни миллионов «экологических» беженцев. Существующие политические, экономические и социальные структуры человечества к этому не готовы и с этим не справятся.
Хотя в ряде развитых стран неравенство уменьшается, в целом в мире неравенство растет. Возник великий рубеж «Север–Юг». Не видя никаких реальных перспектив в пределах своей жизни хотя бы как-то приблизиться к уровню жизни, стандартам и нормам Севера, одна часть отчаявшихся «южан» штурмует — под любыми предлогами — границы развитых стран. Как когда-то несколько столетий штурмовали Рим варвары, пока не овладели им, не разделили его богатства и не угробили великую античную цивилизацию. А другая часть Юга идет в террористы, чтобы уничтожить недосягаемый Запад как «соблазн» и модель жизни.
Целью экономики и всего общества является рост потребления. При этом все меньшую долю занимает то, что действительно нужно человеку. И все большая часть потребления связана с искусственно создаваемыми у людей потребностями. С тем, что называется модой. Даже тысячи бросающихся на двери магазинов при появлении новой модели мобильного телефона вроде бы образованных людей — это всего лишь потребители.
«Экономика потребления» ведет не только к нехватке ресурсов, но и к засорению планеты отходами. В том числе и такими, которые природа не может переработать. Когда-то потрясающий по привлекательности тысячекилометровый Большой Барьерный риф Австралии сегодня завален банками коки и пепси и пластиковыми пакетами.
Растет удельный вес предметов потребления (продуктов и особенно лекарств), в отношении которых не изучены все последствия их использования. Даже пластиковые игрушки превращаются в угрозу для детей. А туберкулезные микробы мутировали, перестали поддаваться лекарствам.
Растет объем пересадок органов человека. А параллельно растет количество преступлений в виде «охоты за органами». Увеличивается и количество людей с «встроенными» в них техническими устройствами, типа моего собственного кардиостимулятора. И надо видеть перспективу появления людей, у которых «техническая» часть станет преобладающей, — полулюдей-полуроботов, которые в мышлении и идеологии будут больше озабочены своей «технической» частью.
Несмотря на несомненный прогресс человечества в направлениях интернационализации и интеграции, в мире происходит грандиозный всплеск национальных конфликтов.
Распад многонациональных государств — СССР, Югославия, Чехословакия. Усиление движений за отделение в Испании, Италии, Великобритании. Бесконечные конфликты в Африке. Курс на мультикультурализм Меркель оборачивается в Европе появлением даже в столицах национальных гетто и резерваций.
Фундамент цивилизации — идея равенства каждого человека — оказался под ударами двух процессов. Во-первых, усреднения, «посерения» массы граждан. И во-вторых, необходимости поиска, выделения и развития талантов: в науке, культуре, спорте.
И главное выражение равенства — голосование большинства — становится малопригодным для выявления талантов даже в политической и государственной жизни. Невольно вспоминается древняя история первого преступления демократии: осуждение Сократа на смерть голосованием большинства свободных граждан античных Афин. Или уже современная история с призванием и отставкой Черчилля в Великобритании.
Наиболее опасно обмельчание элиты и ее изоляция. А ведь известно, что именно изоляция высших каст — жрецов, брахманов — была одной из причин гибели многих древних цивилизаций.
Современная цивилизация становится все более сложной. Это сопровождается развитием и разрастанием аппарата. И в итоге в элите современной цивилизации растет удельный вес бюрократии. Все большую роль играют не ее обязанности перед обществом, а собственные интересы бюрократии.
Но самая главная опасность состоит в «отмирании» фундамента цивилизации — семьи.
Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» убедительно показал, что современная цивилизация основана на том, что главным в жизни человека становился не род, не община, а семья. Семья, забота о ней вели к появлению частной собственности и государства.
Великий эксперимент ХХ века — попытка утвердить государственный социализм — был обречен не в последнюю очередь решением советской власти сохранить семью. Для нее — зарплату. Затем — квартиру. Затем — садовый участок и автомобиль.
Но теперь потребность человека в семье изменяется. Зачем десятилетия семейной жизни ради одного-двух детей? Непрерывно растущее число разводов. Три, четыре брака. Движения геев и лесбиянок.
Возникла перспектива «пределов роста» не только для человека, но и для всего живого.

2. О методах решения

В том, что сейчас человечество сталкивается с масштабными проблемами, ничего удивительного нет. Так было всегда. История человеческой цивилизации на нашей планете — это история проблем и их решений.
Обобщенно говоря, человечество выработало три «арсенала» решений.
Первый. В рамках существующей социальной системы. Так, например, циклические экономические кризисы — нормальный метод решения очередного комплекса проблем стихийной экономики.
Второй. Проблем становится так много и они становятся столь масштабными, что всего арсенала инструментов данного общественного строя оказывается недостаточно. И надо вообще отказаться от данной социальной системы и сформировать новую систему. И уже в ее рамках, ее инструментами разрешать все то, что оказалось «не по зубам» прошлому строю. Так, капитализм позволил решить основной комплекс проблем, перед которыми оказался бессилен феодализм.
И наконец, история человечества дает примеры и того, когда недостаточно заменить одну формацию другой. Грандиозность проблем требует сверхграндиозного — замены одной цивилизации другой. Так было, когда первобытную цивилизацию сменила цивилизация античности, основанная на владении людьми как рабами.
Сейчас мы живем в эпоху промышленной цивилизации. При ней были капитализм, империализм, государственно-бюрократический социализм. А в данный момент то, что называют постиндустриальным обществом.
Несомненно, что существующий постиндустриальный строй прилагает огромные усилия — в области технического прогресса и в области принятия экономических, административных и социальных мер — для преодоления проблем.
Но я принадлежу к тем аналитикам, которые допускают, хотя бы теоретически, такой вариант развития, при котором все меры, даже самые радикальные, в рамках постиндустриального общества могут оказаться неэффективными, не дающими решения кризисных проблем.
Более того, я считаю, что имеются основания для рассмотрения и такого варианта будущего, когда не только постиндустриальный строй, но и вообще любой строй в рамках современной цивилизации главных глобальных проблем не решит.
Эпохи, когда надо было переходить не к новому строю, а к новой цивилизации, исследовали А.Тойнби, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Э.Тоффлер.
Можно вспомнить, что идеологи пролетарского социализма Маркс и Энгельс писали о Предыстории человечества и его Истории. Они исходили из идеи смены цивилизаций.
И советские фантасты, прежде всего братья Стругацкие и Ефремов, развертывают свои сюжеты в рамках цивилизации Будущего.
Почему правомерно рассматривать вариант Новой Цивилизации?
Для ответа на этот вопрос надо вспомнить о фундаментах нашей нынешней цивилизации.
Первый ее краеугольный камень — Экономический Человек. У него есть и разум, и воля, и мораль. Но главное в нем — удовлетворение материальных потребностей.
Второй постулат. Чтобы удовлетворять растущие материальные потребности, необходим непрерывный рост производства.
Третий — равенство всех людей. Как бы ни были различны мужчины и женщины, взрослые и дети, люди разных рас и наций, главное в том, что они люди.
Четвертый постулат промышленной цивилизации — производство товаров и рынок с деньгами как инструменты взаимодействия.
Пятый — демократия как лучшая форма устройства государства.
Если сопоставить эти основы с теми кризисными проблемами, о которых шла речь выше, то выяснится, что кризис связан с фундаментом промышленной цивилизации.
Как, скажем, может не возникнуть нехватка ресурсов, если Экономический Человек должен удовлетворять свои безгранично растущие потребности? Как могут не возникнуть социальные проблемы, если все оформлено в деньгах, а мир денег живет своей жизнью? Как сопротивляться наплыву мигрантов, если все люди созданы Богом, все равны и все имеют равные права? Что важнее: думать о Будущем или уцелеть на рынке?
Поэтому правомерен и вывод: не только можно, но и нужно рассматривать наше Будущее в плане исчерпывания промышленной цивилизации и в свете необходимого перехода человечества к новой цивилизации.
В этом, на мой взгляд, и состоит Великая Альтернатива человеческой цивилизации в XXI веке.
3. О цивилизации XXI века

Какой могла бы быть цивилизация, способная «справиться» с глобальными проблемами, уже вставшими перед человечеством?
В докладе, который я представил очередному собранию Международного союза экономистов (на основе которого и написана эта статья), обозначены следующие «фундаменты» новой цивилизации.
Первый. Человек Разумный. Не Экономический, а Разумный. Разумный Человек заботится о себе и обо всем человечестве как главном факторе решения и личных, и общих проблем. В итоге — Разумный Эгоизм и Разумный Коллективизм.
Для Разумного Человека главное — не удовлетворение потребностей. Он, конечно, должен есть и одеваться, но прежде всего он должен думать. Как правильно есть? Как правильно одеваться? Как правильно жить?
Главной потребностью Разумного Человека является Развитие Интеллекта.
Второй фундамент новой цивилизации: человечество как семья. Важной чертой Разумного Человека является переход от идеи, что главное в его жизни своя Семья и свои Дети, к идее того, что главное для него — все человеческое сообщество (как это и предполагали, например, социалисты-утописты).
Вместе с расширением понятия Семьи до понятия все Человечество исчезнет главная основа частной собственности: необходимость создания ресурсов для своей семьи. Отпадет потребность в государстве.
Характерна логика Человечества. Сначала человек держится за свое стадо, свою орду, свой род — как главные факторы его выживания. Затем главным становится своя Семья. А в будущей Цивилизации все, что связано с заботой о Семье, переместится на все Человечество.
Размышляя о перспективе Семьи в будущей цивилизации, я хотел бы сделать четыре замечания.
Первое. Живая природа дает нам яркие примеры прекрасных парных семей — у тех же лебедей. Но природа полна примеров разных форм групповой семьи — у многих млекопитающих. Природа демонстрирует и примеры полного отсутствия и парной, и групповой семьи — у пчел или муравьев.
Второе. Считается, что Семья и Любовь неразрывны. Но в Ветхом Завете есть глава с прекрасными словами о Любви — Песня песней, в которой Семья не упоминается.
Третье. Даже нынешняя цивилизация сочетает Семью с безбрачием некоторых элитных слоев общества — в религиях или в слое евнухов (как было в Китае), с многоженством (как в некоторых мусульманских странах) или многомужеством (как в Тибете).
Четвертое. Семья прежде всего связана с наследованием власти или богатства. Что касается воспитания детей, то у нас в России такие несомненно озабоченные воспитанием наследников люди, как Екатерина II или граф Строганов, следовали идеям великого Жан-Жака Руссо, который был уверен в любви большинства родителей к своим детям, но не считал семью и родителей лучшим вариантом воспитания достойных людей. Поэтому он советовал нанимать воспитателей.
Третий «столп» новой цивилизации — лимиты. Прежде всего это лимиты рождаемости. Далее — лимиты научно обоснованного потребления — и в еде, и в одежде, и в образе жизни. Как следствие — лимиты накопления личного богатства и собственности. Никаких миллионеров в Новой Цивилизации не будет.
Общество установит лимиты и на добычу ресурсов из недр планеты. Страны, на территориях которых оказались независимо от их воли и заслуг полезные ископаемые, будут добывать их в размерах и по правилам, установленным человечеством.
Точно так же будут устанавливаться лимиты выбросов, отходов.
Четвертый «столп» — преодоление ограниченностей национализма.
Разнообразие национальных культур — один из резервов развития цивилизации. Новая цивилизация должна согласовать глобальную тенденцию к интеграции и интернационализации с сохранением позитивных ресурсов национального.
Главным для нации станут не «своя» страна и «свои» бюрократы, а организация своей нации в целом на планете. Если в любой точке мира человек будет иметь возможность изучать свой язык, культуру, историю, исповедовать свою религию — то национализм утратит многие негативные черты и сохранит позитивные.
Пятый «столп» — преодоление финансового капитала.
Деньги сыграли исключительную роль в развитии человечества. Они были первым символом единства человечества. Таким же позитивным было появление финансового капитала, банков, кредита.
Но на постиндустриальной стадии развития промышленной цивилизации на первое место вышли не положительные, а негативные стороны и финансового капитала, и денег как его основы. И преодоление финансового капитала, а в перспективе и денег — важная черта новой цивилизации. Банки, в значительной части ставшие центрами фиктивного капитала, будут упразднены. А основным видом денег станет нечто подобное сегодняшним биткоинам.
Шестой фундамент новой цивилизации: преодоление уравнительности.
В истории человечества позитивную роль играли как неравенство, так и равенство.
Выделение свободных и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих двигало цивилизацию вперед.
Но не меньше двигало цивилизацию и равенство, провозглашенное еще Иисусом Христом, ставшее знаменем буржуазных революций.
Но это равенство не преодолевало различий классовых, имущественных, возрастных, гендерных, расовых, интеллектуальных и вырождалось в формальное, декларативное.
Превращение Человека в Человека Разумного делает Интеллект главной его характеристикой. А Интеллект неразрывно связан с отличиями, то есть с Неравенством. И такое интеллектуальное неравенство более справедливо, чем формальное равенство.
Седьмой фундамент. На основе интеллектуального неравенства возникнут новые структуры общества.
Среди различных структур нового общества особенно важно выделение его элиты.
Элита будущего — это не избранный Богом какой-нибудь народ. Не выделенная Природой какая-то раса — белая или арийская. Не класс-гегемон с его исторической миссией. Не партия-рулевой — передовой отряд. Основа элиты будущего — это ее интеллектуальные качества. Элита — это «мозг» нации, лучшая часть интеллигенции общества.
Восьмой фундамент. Вместе с новой структурой общества изменятся его демократические институты. Современная популистская демократия с равноправным голосованием всех сограждан сосредоточится на вопросах, касающихся текущей жизни каждого гражданина. А все проблемы — долгосрочные, глобальные, перспективные — будут решаться тоже демократически, но в кругу тех, кто компетентен в этих вопросах.
Промышленная Цивилизация исключительно логична: свободный экономический человек-потребитель, равенство, рынок и конкуренция, демократия.
Но и Новая цивилизация — Альтернативная — тоже логична. Человек Разумный. Интеллектуальное неравенство. Новые социальные группы. Элита — как главное звено цивилизации Будущего. Новая демократия.
В свете Великой Альтернативы XXI века у России есть два пути.
Первый. Продолжать усилия по превращению страны в одну из великих держав постиндустриального общества. Второй. Стремясь стать одной из ведущих стран постиндустриального мира, сразу же начать прилагать усилия по формированию Альтернативной Цивилизации в России.
Ситуация в чем-то напоминает конец XIX — начало XX века. Тогда тоже была дилемма. Или России продолжать развитие в сторону лучших образцов капитализма. Или — в свете перспективы тупика капитализма — сразу начать с развития по социалистическому пути.
Как известно, выбор в 1917 году второго варианта предопределил и великие достижения России в ХХ веке и не менее великие ее трагедии.
Тем не менее я считаю, что и сейчас вполне реален для России вариант концентрации не только поиска лучших позиций в Настоящем, но и рывка в Будущее.
Важным доводом в пользу реальности этого варианта является то, что Россия уже внесла весомый вклад в перспективу Будущей Цивилизации.
Во-первых, по линии идеологии. Если марксизм был для России чем-то импортируемым, то и экзистенциализм, и анархизм неразрывно связаны с такими гигантами мысли из России, как Бердяев, Бакунин, Кропоткин.
Во-вторых, несмотря на неудачу исторической обреченной попытки утвердить в ХХ веке вариант государственного социализма, в ходе этого эксперимента в России были найдены и опробованы близкие Цивилизации Будущего механизмы и системы: экономика установленных целей, общенациональное планирование, деньги только как средство обслуживания экономики, сочетание интернационализма и национализма и другие нормы социальной жизни.
В-третьих, нынешние попытки России развивать постиндустриализм идут в условиях, когда уже очевидны его противоречия, его неразрешимые антиномии. Внедрять то, что будет только временным, не столь уж разумно.
Но не только с позиции Прошлого и Настоящего, но и с позиции будущего Россия исключительно заинтересована именно в Новой Цивилизации.
В своем докладе — «Великодержавность России в XXI веке» — на недавнем съезде Вольного Экономического общества, посвященном его 250-летию, я старался показать, что главным и решающим для будущей России является ее развитие в качестве одного из ведущих мировых центров науки.
Следовательно, внутренние интересы России требуют развития ее в направлении главной тенденции будущей цивилизации — интеллектуализации общества.
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения