Иоганн Корб О русской вере
Страница 1 из 1
Иоганн Корб О русской вере
Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство.
________________________________________
Я уже прежде сказал об изменении способа креститься. Вероятно ли, чтобы это было важно касательно правил истинной веры, как кто крестится — одним ли, двумя или тремя перстами либо подняв всю руку? Тем не менее сомнение русского патриарха, как должно креститься, показалось столь важным москвитянам, что, по его решению, с огромными издержками пригласили в Москву константинопольского патриарха с двумя другими, жившими в Александрии. Но и то правда, что у москвитян вся вера и все средство к спасению состоит в способе креститься, так как весьма мало между ними таких, которые бы знали самые обыкновенные и самые краткие молитвы. «Отче наш» или «Богородице Дево».
В Московии нет даже таких училищ, в которых бы русские могли изучить то, что взрослому человеку знать и прилично и необходимо для своего спасения. Я сего никак понять не могу, и москвитяне, когда их о том спросишь, либо не хотят, либо не могут отвечать о том, какими доводами руководствовались вышеупомянутые верховные судьи вероисповедного вопроса, уничтожая, вопреки желанию простого народа, исконный и в продолжение многих столетий употребляемый и позволенный способ креститься тремя перстами, подкрепляя это запрещение жестоким законом. Принятие строгих мер считалось необходимым, так как чернь была того мнения, что это запрещение лишало ее неба и вечного блаженства и что одно лишь духовенство будет наслаждаться небесными радостями, умея одно оно креститься тремя перстами. Многие воспротивились решению патриархов, как бы безбожному и противному благоговению к Богу, и лучше желали пасть от топора палача, чем отступить от исконного обычая слагать крест.
Было бы гораздо полезнее и спасительнее учредить школы, назначить учителей, чтобы обучать молодежь, просвещать невежественных, наводить пропащих людей с дороги заблуждения на путь истинного спасения. Поистине замечательно, сколь слабо у москвитян знание религии и с какой гордостью гнушаются они пользоваться какой бы то ни было наукой иноземцев. Таким образом, стыдясь выйти из мрака невежества, они и потомкам своим застилают свет.
Крещение
Русские не признают истинно крещенными и христианами тех, кто, по римскому обряду, одним только обливанием воды, во имя Пресвятейшей Троицы, возрождается во Христе. Москвитяне, по упрямому суеверию, утверждают, что крещение должно производиться через погружение в воду, так как нужно прежнего человека утопить в воде, а это можно сделать только погружая его в воду, а не обливая оной. Придерживаясь упорно этого заблуждения, русские к возобновлению крещения допускают и христиан, какого бы они ни были вероисповедания, в случаях, когда те добровольно принимают русский раскол, либо (как это водится обыкновенно) по принуждению, таких вторично крестят погружением в воду или (по нынешнему обыкновению) обливая все тело от головы до пят. И так как в Божестве три лица, то считают необходимым крестить через тройное погружение в воду.
Обедня
Обедню отправляют по греческому обряду. При этом употребляют просфору и красное вино Хлеб и священное вино в лжице подносят вместе за один раз. Хотя обыкновенно красное вино хранят для обедни, однако ж держатся и того мнения, что за недостатком его можно употребить и другое.
Иностранцы, не придерживающиеся веры москвитян, почти совсем не допускаются в их храмы либо с трудом могут в них входить. Католикам, впрочем, которых зовут римлянами, москвитяне охотнее позволяют посещать свои церкви, нежели лютеранам или кальвинистам Может быть, это оттого, что первые, по их замечанию, более к ним приближаются касательно веры, и знают, что мы чтим иконы святых и святые мощи, которых лютеране и кальвинисты не признают.
Об иконах
Москвитяне воздают честь только писанным иконам, а не изваянным или каким-либо другим способом изображенным, на том основании, как утверждают русские, что в десяти заповедях Господних находится запрещение поклоняться всему тому, что изваяно. Но эта заповедь осуждает предметы поклонения, как писанные, так и изваянные, в том смысле, в каком надо понимать идолопоклонство.
Проповедь
Русские до сих пор всегда осуждали звание проповедников, утверждая, что те, которые должны говорить речь с кафедры, стараются более блеснуть красноречием, чем проповедовать слово Божие. Но теперь, кажется, русским нравится наш способ изъяснять Евангелие, так как и между ними находятся уже священники, которые, опираясь на свое знание, предпочитают говорить всенародно в церкви речь, пленяющую красноречием, приобретенным наукой или развитием врожденного таланта, чтению Евангелия, или Священного Писания, как до сих пор бывало.
Поклонение Богородице
Пресвятую Богородицу чтут с особенной набожностью, также и к святым Господним заявлять благоговение считают справедливым и полезным Св. Николая наиболее уважают и чтят, поэтому дважды в продолжение года торжественно празднуют день этого святого.
Чистилище
Русские веруют в третье место, в котором содержатся до Страшного суда души всех людей. Они веруют, что только по приговору последнего и всеобщего суда можно взойти на небо, и те только удостоятся этого, которые будут признаны заслуживающими небесной награды. Для того, говорят, нужна помощь, и потому молиться за усопших правоверных или творить добрые дела считают полезным и весьма богоугодным.
Патриарх
Патриарх — видимая глава Русской Церкви. В его ведении находятся митрополиты, архиепископы, епископы и архимандриты. При шествовании патриарха несут перед ним пастырский посох с крестом Патриарх должен быть не женатый, так как только монахи избираются в патриархи.
Монастыри
У москвитян есть монахи и монахини. Их жизнь строже, чем наших монахов, более постов, монастырский закон суровее, жизнь беднее, но менее, чем у наших, благочестия. В пост русские монахи и монахини до того умерщвляют свое тело, что даже больные не принимают лекарств, но как скоро кончился пост, они погружаются во всякого рода распутство, причем более на гуляк, чем на монахов, похожи, пьяные шалят на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предаются там же сладострастию. Одежду монахов и монахинь составляет длинная черная ряса с клобуком, концы коего спускаются на шею. На всех одежда бедная, но занимающие в монастырях должности одеваются лучше. Русские монахи дают также три обета: целомудрия, бедности и послушания. Наук не знают, впрочем, иногда поляки, принявшие их раскол, встречаются в их обществах; такого я нашел в шести милях от Москвы, в монастыре, называемом обыкновенно Иерусалимом.
Попы и священники
Жалуют священством, возлагая руки на голову возводимого в это звание и надевая ему на голову, освященную патриархом, шапочку, называемую скуфьей. Священник должен ее весьма заботливо беречь, потому что он считался бы в противном случае не достойным священного звания. Мирянин в драке со священником обязан более всего заботиться о том, чтобы не замарать его шапочки, кто хочет бить попа, тот обязан с должным почтением снять с его головы шапочку, положить в приличном месте, а потом может уже безнаказанно и сколько ему угодно колотить попа. Поколотивший священника не подвергается никакой ответственности перед законом, никакому наказанию или отлучению от церкви, если только после драки с должным почтением вновь наденет на попа снятую с него прежде шапочку Таким образом, если было оказано уважение к шапочке, то уважение к званию пресвитера не было, значит, нарушено, и колотивший по дьявольскому наущению попа бил не священника, а только воздух, и возмездие сделано личности человека.
Каждый поп должен быть женат и не может исправлять обязанностей священнических, не будучи сочетай браком, жениться же священник может только на девице или на вдове какого-нибудь попа. Если же священник женится на вдове кого-либо другого, то есть не священника, то он считается по этой причине в состоянии неправильном и человеком не способным. Овдовев, поп не может другой раз жениться, а вместе с тем ему, как не женатому, уже запрещается служить обедню и пользоваться духовным местом, вдовый священник может только петь вечерню и исправлять другие низшие церковные обязанности, но к службе у престола не допускается. Таким образом, в русской церкви жена составляет существенное условие, чтобы иметь право исправлять обязанности пресвитера; это правило не касается, однако же, монахов, которые, по самому их обету, должны жить в уединении и без супруги. К монашескому званию причисляются: патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и некоторые другие духовные лица, которые назначаются из монахов. Попы, однако же, отказавшись от пресвитерского звания, могут жениться и в другой раз; поэтому очень часто случается, что тех, которых ты в нынешнем году уважал как священников, в следующем видишь портными, сапожниками и палачами.
Простолюдины, встречаясь на улицах с попами, почтительно их просят дать им поцеловать крест и благословить их, что те, гордясь своим священным саном, и допускают их всенародно исполнять этот обряд. Несмотря на то сами священники едва ли степеннее черни; поведение их, от частого шатанья в пьяном виде на перекрестках улиц, является более предосудительным, чем поведение прочих людей, так как по самому уже своему званию попы должны собственным примером наставлять других на путь добродетели и благочестия.
Без креста попы и шага нигде не делают, хотя иногда попадается он им и под ноги. Жаль, что драгоценнейший знак нашего Спасителя находится в руках недостойнейших людишек, которые, ослабев и шатаясь от излишнего употребления водки, часто таскают крест по нечистоте и грязи. Я думаю, что ни один народ в свете не отличается толиким числом внешних знаков, выражающих истинное благочестие, толиким числом благовидных личин честности, как этот, который в то же время, без сомнения, далеко превосходит народы всего света лицемерием, обманом, вероломством и необузданным дерзновением на всякого рода преступления. И это я говорю не из ненависти: это правдивое, естественное свидетельство, в истине которого каждый несомненно уверится, кто только будет иметь случай войти с русскими в более частые сношения.
В столице Московии считают четыре тысячи попов, из которых каждый может прилично содержаться на собственные доходы.
Праздники
В России считают почти столько же праздников, сколько дней в году, что не мешает, впрочем, праздновать эти дни поочередно в разных частях города, так, чтобы в продолжение дня, свободного от работы в одной части, жители других частей могли заниматься своим делом, но большие праздники, как то: Рождество, Воскресение, Вознесение Господне и проч., празднуют все вместе; торжество сих дней сопровождается беспрерывным и неприятным колокольным звоном. Если звук колоколов и богомольство, выражаемое крестным знамением, удовлетворяют требования христианского благочестия, то церковь наша имеет в москвитянах самых лучших христиан.
В праздничные дни русские только по утрам не занимаются работой, причем отправляют свои празднества на рассвете и даже по большей части во мраке перед рассветом; днем же, если не занимаются работой, предаются пьянству, так что когда русские отправляют праздник или (как они говорят) «бражник», то всегда надо ожидать пожара.
Погребение
Русские хоронят мертвых со многими церемониями: они нанимают женщин равно суеверных, как и нечестивых, которые с купленными воплями проводят тело покойника. В гроб кладут препоручительное письмо к св. Николаю, которого считают привратником рая; патриарх свидетельствует в этом письме, что покойник вел христианскую жизнь и скончался, сохраняя похвальную верность православной русской вере. Когда тело опустят в землю, поп, сказав краткую речь о неизбежности смерти, первый начинает погребение, бросив на гроб горсть земли; кроме молитв за усопших, когда уже труп предан земле, и перед самым совершением погребения нанятые женщины выражают скорбь пронзительными воплями и с громкими причитаниями, по языческому обычаю, обращаются к умершим: «Зачем они умерли? Зачем так скоро покинули милых жен и любезнейшее потомство? В чем нуждались? В пище ли, в напитках ли?» Потом приносят на гроб разные кушанья, которые и разделяют между нищими, обыкновенно в огромном множестве стоящими около гроба; таковую раздачу пищи из любви и нежности к усопшим [родные их] повторяют несколько раз в год.
Масленица
Масленицу итальянцы называют карнавалом, латинцы — вакханалиями, наши же немцы, живущие в Московии, — die Butterwoche, так как в продолжение этой недели мясо запрещено, но с коровьим маслом кушать позволяется; в остальное же время сорокадневного поста употребляют кушанья, приготовленные только с деревянным маслом.
Говенье и пост
По средам и пятницам русские вообще не едят мяса; кроме этих дней они постятся еще четыре раза в год: 1. От воскресения сорокадневного поста до Пасхи. 2. От воскресения после Пятидесятницы до праздника святых апостолов Петра и Павла. 3. От 1 августа до праздника Успения Пресвятой Богородицы, и 4. От 10 ноября до Рождества Христова. Первый из сих постов самый строгий; его зовут Великим постом, так как он долее прочих продолжается. В пост не позволяется употреблять в пищу ни яиц, ни коровьего масла, ни сыра; от этого не делается отступления ни ради возраста, ни ради слабости здоровья. Русские считают делом более богоугодным умереть, сохраняя пост, нежели, подкрепив свои силы употреблением в пищу яиц или мяса, спасти свою жизнь. По этой причине даже врачи, прежде чем получать позволение заниматься практикой, под присягой должны дать обязательство, что в пост не будут давать больным москвитянам такого лекарства, для составления которого надо употребить яйца, мясо, молоко или коровье масло, даже и в тех случаях, когда они ясно увидят, что больной без употребления и прописания такого лекарства должен умереть в самом скорейшем времени. Ввиду столь строгого и неразборчивого наблюдения предписания касательно поста делают тот справедливый вывод, что Русская Церковь не истинная и природная мать, но мачеха и прелюбодеица.
Корб И.Г. Дневник путешествия в Московское государство, 1698 г.
Похожие темы
» В.Д.Соловей «КРОВЬ» И «ПОЧВА» РУССКОЙ ИСТОРИИ Загадка русской истории
» О вере духовных слепцов
» Павел Свиридов О вере русских
» Сергей Алексеев. О вере, религии, литературе
» Стихотворные КВАДРИГИ
» О вере духовных слепцов
» Павел Свиридов О вере русских
» Сергей Алексеев. О вере, религии, литературе
» Стихотворные КВАДРИГИ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения