Александров И. А. (Москва) ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА И КРИЗИС ФИЛОСОФИИ
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Российские философские конгрессы :: V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" 25–28 августа 2009 г. г. Новосибирск
Страница 1 из 1
Александров И. А. (Москва) ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА И КРИЗИС ФИЛОСОФИИ
В мировой и отечественной философской литературе проблема кризиса культуры и цивилизации
не получила до сих пор своего объективного познания и осмысления из-за того, что марксистская философия рассматривала кризис общественных систем как явление, свойственное только буржуазно -
му сознанию и капиталистическому обществу, а западная философия отрицала кризисные явления
как характерные для системы капитализма. Теперь, после экономического кризиса мировой капита
листической системы и политического кризиса мировой социалистической системы в XX веке, а так -
же после охватившего весь мир финансового кризиса капитализма в XXI веке, можно уже говорить
о кризисе как о естественном состоянии бытия и развития все го сущего в мире, в том числе и о кризи
се культуры и цивилизации.
Основанием для объективного познания и осмысления философии кризиса является методология
философского системного познания, позволяющая понять метафизику и диалектику кризиса — внут
ренине и внешние факторы его становления, бытия и развития.
Метафизика кризиса может быть представлена следующей тетрадной структурой: катастрофи
ческая ситуация — сознание философского кризиса — философское сознание кризиса — революция.
Данная структура воспроизводит бытие кризиса как единого на основе единства и тождества (ЕТ) ис
ходных философских понятий бытия единого: бытие — сущее — мысль — единое.
Диалектика кризиса может быть представлена следующей пентадной структурой: кризис бы -
тия — кризис сознания — кризис мышления — кризис развития — кризис воспроизводства. Данная
структура воспроизводит развитие кризиса как единого на основе единства изменения (ЕИ) исход -
ных философских понятий развития единого: тождество — сходство — различие — полярность —
поляризованное тождество.
Философское системное познание кризиса позволяет понять следующие закономерности кризис -
ных явлений: во-первых, кризис — это не про стое, а сложное явление, связанное с осознанием катас -
трофической ситуации и с разрешением ее в революции; во-вторых, в процессе становления, бытия
и развития кризиса про исходит его раздвоение на две взаимосвязанные фор мы кризиса — сознания
философ кого кризиса и философского осознания кризиса, которые применительно к процессу по -
знания кризиса следует понимать как кризис сознания и кризис мышления, или кризис рефлексии
и саморефлексии философии, и, в-третьих, кризис меняется в процессе его развития от тождества са -
мому себе до сходства, различия и полярности с формированием новой формы кризиса, воспроизво -
дящей в единстве кризис познания и кризис мышления.
Кризис философии — это кризисная ситуация в современной философии, связанная с тем, что пост -
неклассическая философия уже не в состоянии понять и осмыслить социально-культурные и культур -
но-исторические процессы в современном взаимосвязанном, глобальном мире, а также закономер -
ности бытия и развития самого философского знания. Разрешение кризисной ситуации возможно
уже только на основе революционных изменений в теоретическом основании философии, в переходе
от методологии системного познания к методологии философского системного познания, или от фи -
лософии систем к системной философии, воспроизводящей целостную картину познания Мира, Че -
ловека и Космического абсолюта и отвечающей не только на традиционные вопросы классической
философии, но и на проблемные вопросы кризисных явлений современно го мира. В этом и заключа -
ется основной вызов истории в переосмыслении философии — ее ценностей, методов познания и
способов мышления.
Системная философия обладает свойством познания систем «извне», в отличие от классической,
неклассической и постнеклассической философии, познающих системы «изнутри» и неспособных,
поэтому понять истинную сущность явлений и процессов реальной действительности. ÔÈËÎÑÎÔÈß
Похожие темы
» Александров И. А. ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА И КРИЗИС ФИЛОСОФИИ
» Белоусов С. Н. (Москва) От российской философии к Русскому Мироведению
» Как философия выполняет свою роль. Главные понятия и проблемы философии
» Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
» Весь Мир Людской погряз в БЕЗумье
» Белоусов С. Н. (Москва) От российской философии к Русскому Мироведению
» Как философия выполняет свою роль. Главные понятия и проблемы философии
» Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
» Весь Мир Людской погряз в БЕЗумье
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Российские философские конгрессы :: V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" 25–28 августа 2009 г. г. Новосибирск
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|