Евгений Понасенков Что думали созидатели человечества о патриотизме
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Изящная словесность и публицистика, музыка и песни, кинематограф :: Публицистика
Страница 1 из 1
Евгений Понасенков Что думали созидатели человечества о патриотизме
– Надо потуже затянуть!
– Почему, зачем? С чего вдруг, ради кого?
– Надо! Потому что патриотизм.
Вот примерно такой диалог ведется между феодалами от бюджета – с домами и счетами за границей (или счета детей и жен там же) – и населением. Вернее, если кто-то еще пытается спрашивать «зачем» – это, конечно, не все население, а та его часть, у которой еще не атрофировалась способность мыслить.
Патриотизм – эффектное иностранное (опять-таки…) слово, которое, по меткому выражению Михаила Жванецкого, есть «чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, что мы должны жить хуже других». И действительно – все работает четко. Но это сатирик, а давайте мы для расширения кругозора и выявления сути предмета послушаем, что говорили на сей счет гении, без которых человечество ничего не означает – ибо именно их интеллектом создано все, чем прочее население пользуется (причем, во всех страна и не один век – то есть, над границами и эпохами).
Итак, например:
И.В. Гете: Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. Патриотизм портит мировую историю.
Альберт Эйнштейн: «Те, кто радостно маршируют в строю под музыку […] получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций».
Оскар Уайльд: Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило — люди злые.
Томас Пейн: Долг патриота — защищать свою страну от ее правительства.
Виссарион Белинский: Нападки (…) на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
Бернард Шоу: Патриотизм — разрушительная, психопатическая форма идиотизма.
Великий английский математик и философ Бертран Рассел: Патриотизм – готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин.
Клэренс Дэрроу (американский юрист и писатель): Настоящий патриот ненавидит несправедливость на своей земле больше, чем где-либо еще.
Безусловно, Гете и Эйнштейн – это те гении, на которых держится вся наша цивилизация: их творчество и есть то, что называется «достижениями человечества». Если вы изымите из мировой Истории псевдопатриотических писак и хапуг от бюджета – мир ничего не потеряет: только лжи будет меньше и лес на бумаге сэкономим (а так же бюджет государства и многих отдельных граждан). Даже если изымите из истории каких-либо генералов и партизан, чьими именами названы улочки и тупики, генералов – мы так же сегодня не заметим потери; если изымем, к примеру, царя Александра I – ну одним психически нездоровым бездарем, залившим Европу кровью (в 1805, в 1806, в 1807, в 1812-14 гг.) из-за своей маниакальной зависти к гениальному Наполеону (об этом см. подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=BrYvjuldx6c ), так же уменьшится – не беда (кстати, у царя еще было много братьев – заменять можно много раз). Повторяю: потерю для себя лично и для Истории человечества мы заметим только, если изымем из прошлого авторов вышеприведенных цитат – а это лучше всего свидетельствует о том, как мы должны ценить мысли выдающихся интеллектов.
Я думаю, что мало, кто будет оспаривать тезис о том, что Россия – это ее культура. А культура – это не нечто абстрактное, а, наоборот, конкретное – и конкретно те, кто ее создает. Так же неоспоримо, что, вне зависимости от литературных предпочтений, Лев Толстой – один из создателей русской культуры. Так вот я предлагаю обратиться к его суждению на тему патриотизма (подчеркиваю, я не солидаризируюсь с его или чьей-либо точкой зрения в данном вопросе, но лишь предлагаю сей документ для читательского обозрения).
Итак, Л.Н. Толстой в работе «Христианство и патриотизм» (1894 года) утверждал: «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм». Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Юбилейное издание (1828—1928). М.; Л.: 1928—1964, т. 39. С. 65.
Тот же Лев Толстой в статье «Патриотизм и правительство» уже негодовал (1900 г.): «Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием…». Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Юбилейное издание (1828—1928). М.; Л.: 1928—1964, т. 90. С. 424.
Любопытна судьба первых публикаций статьи великого писателя, который к тому времени уже считался одним из символов России. Статью "Патриотизм и правительство" впервые смогли опубликовать лишь за границей – в Англии (В. Г. Чертковым в изд. "Свободное слово" в Англии в 1900 г.) и затем переиздали берлинскими издательствами: Гуго Штейница (1903 г.) и Н. Саspari (без обозначения года). В России была перепечатана в 1906 г. в изд. "Обновление" в Петербурге, однако тираж конфисковали…
При этом лично мое мнение таково: подлинная, нелицемерная, не квасная (варварская, примитивная), не лицемерная (откормленная на распиле бюджета) любовь к своей стране заключается в непрестанном выявлении недостатков и столь же непрестанном исправлении их, в постоянной интеллектуальной «неуспокоенности». В перманентном поиске причин неудач и ошибок прошлого, чтобы избежать этих часто роковых ошибок в настоящем и будущем. Но для этого необходимо научиться выявлять, видеть и говорить правду, распознавать истинное положение дел сегодня и вчера. Иначе мы останемся заложниками незнания, которое неизбежно приведет к новым неудачам или катастрофам.
Пользуясь неказистой, но часто приводимой в пример квасными псевдопатриотами, аналогией родины с матерью, скажу: если вы видите, что ваша «мать» больна или лежит пьяная – то ваша любовь к ней заключается не в том, чтобы закрыть глаза на проблему или, что совсем уж маразматично (а, зачастую, так и происходит), кричать на всех перекрестках, что вот это и есть истинное здоровье и истинная «духовность», а незамедлительно начать лечение! Да, для подобного подхода (для «лечения») нужно неизмеримо больше интеллекта и сердечных сил, чем для полоумных криков (тем более, если эти крики приходятся «ко двору») – но тем оно и ценнее, и честнее, и достойнее звания Человека и Гражданина.
Похожие темы
» Евгений Понасенков: нацгвардия, оффшоры...
» Евгений Понасенков Самая ржавая "скрепа"
» Евгений Понасенков НОВЫЙ “СОВОК” В ЕВРОПЕ – ПИСЬМА ВОЗМУЩЕНИЯ И СТРАХА
» Российское Философское Общество
» Игорь Растеряев об идеологии и патриотизме в России
» Евгений Понасенков Самая ржавая "скрепа"
» Евгений Понасенков НОВЫЙ “СОВОК” В ЕВРОПЕ – ПИСЬМА ВОЗМУЩЕНИЯ И СТРАХА
» Российское Философское Общество
» Игорь Растеряев об идеологии и патриотизме в России
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Изящная словесность и публицистика, музыка и песни, кинематограф :: Публицистика
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|