Только ЧЕЛОВЕК удостоился чести быть сотворенным по образу Божию
Страница 1 из 1
Только ЧЕЛОВЕК удостоился чести быть сотворенным по образу Божию
По образу и подобию
Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.
— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?
— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.
— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?
— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.
Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.
Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеет в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.
— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?
— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).
— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».
— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.
Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.
— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…
— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.
— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?
— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.
Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.
— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?
— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?
Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.
— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?
— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.
— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?
— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.
Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.
Беседовал Денис Каменщиков
http://www.pravmir.ru/po-obrazu-i-podobiyu/
В каком смысле человек создан" по образу Бога"?
Евника [5.9K]
3 года назад
Естественно, что мы не можем походить на Бога физически, ведь Библия говорит, что Бог имеет духовное тело, а как выглядит на самом деле духовное тело, человек не знает. Библия писалась для людей, а значит, этими словами Бог хотел что-то важное донести до нас. Когда родителям говорят, что их дети на них похожи, не обязательно под этим подразумеваются физические признаки. Например, дети могут проявлять такие же качества как их родители, иметь схожее мнение.
Бог обладает множеством качеств, но самые главные из них - любовь, справедливость, мудрость и сила. Эти самые качества имеет и человек. Мы можем в той или иной степени их проявлять. У животных есть сила, единственное, качество из перечисленного. Остальными качествами обладает только человек(на земле из всех творений Бога).
Александр13 [142K]
3 года назад
У меня своя трактовка этой фразы. Как бы не называли богов люди, которые в них верят, насколько бы не были одинаковыми слова, ими произносимые, какие бы одинаковые обряды они не совершали и походи молитвы, каждый представляет бога каким-то "своим". Называть бога можно одинаково, но у каждого он свой. И каждый видит его по-своему. И то, какой это бог, зависит только от того, каков сам человек, который в него верит.
И, в итоге, получается, что это мы создаем бога по своему образу и подобию. Ну, и, соответственно, сами похожи на то, что создали.
в избранное ссылка отблагодарить
варвара201¬4 [305]
Я с Вами не согласна.Не может быть у каждого свой Бог. Священное писание хорошо освящает этот вопрос:" Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос,Которым все, и мы Им".1Коринф.8:6 — 3 года назад
Александр1¬3 [142K]
Варвара, вы может быть несогласны - это ваше право. Но это несогласие ничего не изменит. И ваше "доказательство" -наглядный тому пример. Когда в качестве аргумента используются строки из священных книг, это говорит только об одном -человек, их приводящий, считает именно свое прочтение единственно верным. И, значит, считает, что именно он понимает это правильно, то есть представляет самого себя богом))) При этом кто-то другой трактует их по-своему)
Наглядный пример. Я как-то услышал от поклонницы уринотерапии, что даже в библии сказано, что надо пить мочу: пей из источника своего)))— 3 года назад
[пользоват¬ель заблокиров¬ан] [316]
Священное писание тем, кому открыто понимание Является АВТОРИТЕТОМ. А поскольку для самого Иисуса - Сына Бога Оно являлось АВТОРИТЕТОМ, то тем более оно должно быть Им для каждого верующего.Ни один человек не в праве считать себя богом, даже сам Сын Бога не претендовал на эту роль.А Библия трактует сама себя.Моча, это отходы организма. которые человек не должен принимать( 4 Царств.18:27), кроме как в наказание.Для того, чтоб не извращать Священного Писания, необходимо Его исследовать. — 3 года назад
Александр1¬3 [142K]
В ответ можно сказать только одно: с теми, кто совершенно всерьёз себя ассоциируют с богом и поэтому ЗНАЮТ, что, как и почему написано в священных книгах. разговаривать всерьёз невозможно))) Ну как разговаривать с человеком, который уверен, что говорит от имени бога?) Если бы этой уверенности не было, то были бы сомнения. — 3 года назад
[пользоват¬ель заблокиров¬ан] [316]
Могут говорить от имени Бога те, кто опирается на Его Слово( Священное Писание),как на авторитет, кто доверяет Его Слову, и живёт по его Слову.( Деяние 15:14.)Бог... обратил внимание на другие народы, чтобы собрать из них народ во ИМЯ СВОЁ. У меня сомнений нет. — 3 года назад
Exaudeus [46.7K]
3 года назад
Это не внешнее подобие, а подобие по сути. А суть в том, что Бог дал человеку свое главное качество - свободу выбора. И речь идет не о физическом выборе (съесть сыр или колбасу, поехать в отпуск в деревню или на Багамы), а о нравственном, моральном выборе, выборе между добром и злом, между правильным и неправильным. Этого нет у животных; они всегда поступают правильно, для них это значит "целесообразно с точки зрения выживания".
А человек может, зная, как правильно (а правильно так, как хочет Бог), поступить наоборот, не послушаться.
Человек создан «по образу Бога» в том смысле, что у него есть такие же нравственные качества, как и у Бога, а именно любовь и справедливость. (Сравните Колоссянам 3:10.) Кроме того, по своим способностям и мудрости он намного превосходит животных. Поэтому он может делать и ценить то же, что и Бог, например понимать прекрасное, в том числе и произведения искусства, говорить и рассуждать. Эти и подобные процессы, происходящие в разуме и сердце, не присущи животным. Более того, у человека есть тяга к духовному, он способен узнавать о Боге и общаться с ним (1 Коринфянам 2:11—16; Евреям 12:9). Благодаря всему этому человек стал подходящим представителем Бога, чтобы господствовать над всеми живыми существами на земле. — 3 года назад tico [115K]
3 года назад
Мне в данном случае ближе такая трактовка: в Бытие 1: 26 сказано что Бог задумал сотворить человека по Образу Своему и Подобию. В Б 1:27 сказано что Бог сотворил человека по Образу Своему, подобия здесь не указывается. Многие трактовки говорят о том что Образ и Подобие суть одно и тоже дополняющее друг друга. Однако есть не мало объяснений, где указывается что разница в наличии и отсутствии слова - подобие, говорит о том, что Бог сотворил человека по Образу своему в смысле духовном - дав ему свободу выбора,творчества,совести, бессмертия души. Подобие же (отсутствующее в Б 1:27), говорит о том, что человек своей жизнью может стать подобным Богу, дана ему такая возможность, но это уж как он ей распорядится.
Вот как - то так..)
в избранное ссылка отблагодарить
[пользоват¬ель заблокиров¬ан] [316]
Бессмертной души Бог никому не давал, даже ангелам.Вечность в корне отличается от бессмертия. — 3 года назад
[пользоват¬ель заблокиров¬ан] [316]
Но если бы Адаму и Еве грозило мучение в огненном аду, разве Бог не предупредил бы их об этом? Однако он ничего не говорил о каких-либо страданиях после смерти. Да и как они могли страдать, если у них не было души, которая продолжала бы жить после смерти? Библия говорит совершенно определенно: «Душа, которая грешит, та умрет» (Иезекииль 18:4)*.
Жизнедатель Бог все досконально знает о жизни и смерти. И в своем Слове, Библии, он говорит, что «мертвые ничего не знают» (Экклезиаст 9:5). Вот почему Адам и Ева не могли мучиться после смерти в аду. Они просто обратились в прах и перестали существовать. Они уже «ничего не знают».
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/988874-v-kakom-smysle-chelovek-sozdan-po-obrazu-boga.html
Похожие темы
» КАИ Кто такой Человек? ( …по образу Своему и подобию…)
» Быть иль не быть – вопрос извечный Думрец
» Академик Н.Н. Моисеев «Быть или не быть…человечеству»
» Вячеслав Васин ТОЛЬКО ТАК
» ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ Л. Дербенев
» Быть иль не быть – вопрос извечный Думрец
» Академик Н.Н. Моисеев «Быть или не быть…человечеству»
» Вячеслав Васин ТОЛЬКО ТАК
» ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ Л. Дербенев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения