Замилова Р.Р. РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философия, история (официальная, альтернативная), право, экономика, техника
Страница 1 из 1
Замилова Р.Р. РОЛЬ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
История воспитывает личность. Желание знать свое прошлое, свои
корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима
для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа — человек, который может мыслить самостоятельно,
его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю. Уроки
истории воспитывают волю, учат бдительности [1]. Об исторических
героях написано несметное количество книг. В своих трудах Геродот,
Фукидид, Плутарх, А. Тойнби, Н.А. Бердяев и Э. Фромма размышляли
о творческой активности человека, его подвиге, героизме. Интерес к
жизни и деятельности героических личностей никогда не угаснет, а
наоборот, каждый исследователь, представитель творческой сферы,
старался найти что-то новое, не замеченное, не раскрытое в поступках
исторических личностей. «История оригинального человека, – писал
Т. Карлейль, – достойна того, чтобы ее знать. Сила воли, вошедшая в
плоть и кровь существа, созданного одинаково с нами, имеет в себе
что-то привлекательное, так что мы сбегаемся со всех сторон, чтобы
быть свидетелями всех ее проявлений. О всяком человеке, который избрал себе особый путь жизни, уда бы, впрочем, этот путь ни привел, – и
прошел его с успехом, мы всего более стараемся узнать, как он совершил этот путь, и что ему на пути встречалось» [2, с. 263].
Конечно, исследователи ищут позитива в жизни и деятельности исторических личностей, чтобы показать их образцами нравственного
поведения, символами добродетелей, патриотами своей страны. Таковы
замечательные, великие люди, биографии которых изданы в сериях
«Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизни в искусстве», «Пе-дагогическая библиотека», «Философское наследие», «Этическая
мысль». Но время от времени появлялись сочинения об исторических
личностях, которые представлялись отрицательными героями. Такой
исторической личностью был граф Александр Калиостро, о котором
сочинялось много легенд, ходили невероятные слухи о его чудотворчестве. Т. Карлейль выбрал его героем для своего известного труда «Исторические и критические опыты». Вот как характеризует он Калиостро: «целитель всех болезней, восстановитель молодости, друг бедных и
беспомощных, гроссмейстер египетской ложи, заклинатель духов, великий кофта, пророк, фокусник и плут, лгун первой величины, знакомый со всеми тайнами лжи,- одним словом, царь лгунов» [2, с. 264].
Т. Карлейль однозначно утверждает: «Биографии всех выдающихся
людей, нравственны ли они или безнравственны, заслуживают быть
написанными» [2, с. 312]. Вероятно, философ исходит из того, что
«безнравственное учит нравственному лучше и эффективнее, чем нравственность, без нравственности не было бы и нравственности», т.к. «в
великой книге истории самый крупный пасквиль находится в чудесной
связи с самим героическим событием.
Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни,
подражает им, воспитывается на их примере. Генезис изучения героического поведения восходит к Геродоту. Каждая эпоха, каждое поколение исследователей вносило свою лепту в понятие «герой» и «героическое». Действительно, жизнь великих исторических личностей не только многогранно, но и противоречива. Вместе с тем они вошли в историю как деятели социально-исторического процесса, как люди, изменившие ход истории. Таким человеком был, например, великий Сахибкиран – полководец Амир Темур. «Говорят, – пишет И.А. Каримов –
что великие личности – это порождение истории, воскрешая в памяти
нелегкую жизнь нашего предка Сахибкирана. Это выражение можно
дополнить следующими словами: «Великие личности рождаются из
страданий нации, из боли народной, Амир Темур, видевший смысл своей жизни в том, чтобы «лечить недуг нации», стал великим сыном
нашего народа» [3]. Осмысление хода истории неизбежно вызывает
вопросы о роли в ней той или иной героической личности: изменила ли
она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что
случилось бы без этого деятеля? и т.п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли героической личности. В самом
деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится
он в тот или иной момент, вступит в брак с тем партнером или другим,
умрет рано или будет жить долго и т.п. С одной стороны, мы знаем
огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и переворотов)
не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства, о которых сказано далее, когда даже мелочь может стать
решающей.
Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в
правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг. Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий
воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте
своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям.
Литература
1. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому. Т., 1997.
2. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: ЭКОМО,
2008.
3. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего // Своё будущее мы
строим своими руками. Т. 7. Т., 1999.
Замилова Р.Р., ст. преподаватель (Наманган, Узбекистан)
«ВЕСТНИК Российского философского общества».
1(73), 2015.
корни присуще каждому человеку. Историческая память необходима
для возрождения духовности. Человек, знающий историю своей страны, своего народа — человек, который может мыслить самостоятельно,
его трудно сбить с истинного пути, навязать чуждую ему волю. Уроки
истории воспитывают волю, учат бдительности [1]. Об исторических
героях написано несметное количество книг. В своих трудах Геродот,
Фукидид, Плутарх, А. Тойнби, Н.А. Бердяев и Э. Фромма размышляли
о творческой активности человека, его подвиге, героизме. Интерес к
жизни и деятельности героических личностей никогда не угаснет, а
наоборот, каждый исследователь, представитель творческой сферы,
старался найти что-то новое, не замеченное, не раскрытое в поступках
исторических личностей. «История оригинального человека, – писал
Т. Карлейль, – достойна того, чтобы ее знать. Сила воли, вошедшая в
плоть и кровь существа, созданного одинаково с нами, имеет в себе
что-то привлекательное, так что мы сбегаемся со всех сторон, чтобы
быть свидетелями всех ее проявлений. О всяком человеке, который избрал себе особый путь жизни, уда бы, впрочем, этот путь ни привел, – и
прошел его с успехом, мы всего более стараемся узнать, как он совершил этот путь, и что ему на пути встречалось» [2, с. 263].
Конечно, исследователи ищут позитива в жизни и деятельности исторических личностей, чтобы показать их образцами нравственного
поведения, символами добродетелей, патриотами своей страны. Таковы
замечательные, великие люди, биографии которых изданы в сериях
«Жизнь замечательных людей», «Эврика», «Жизни в искусстве», «Пе-дагогическая библиотека», «Философское наследие», «Этическая
мысль». Но время от времени появлялись сочинения об исторических
личностях, которые представлялись отрицательными героями. Такой
исторической личностью был граф Александр Калиостро, о котором
сочинялось много легенд, ходили невероятные слухи о его чудотворчестве. Т. Карлейль выбрал его героем для своего известного труда «Исторические и критические опыты». Вот как характеризует он Калиостро: «целитель всех болезней, восстановитель молодости, друг бедных и
беспомощных, гроссмейстер египетской ложи, заклинатель духов, великий кофта, пророк, фокусник и плут, лгун первой величины, знакомый со всеми тайнами лжи,- одним словом, царь лгунов» [2, с. 264].
Т. Карлейль однозначно утверждает: «Биографии всех выдающихся
людей, нравственны ли они или безнравственны, заслуживают быть
написанными» [2, с. 312]. Вероятно, философ исходит из того, что
«безнравственное учит нравственному лучше и эффективнее, чем нравственность, без нравственности не было бы и нравственности», т.к. «в
великой книге истории самый крупный пасквиль находится в чудесной
связи с самим героическим событием.
Герои и героическое всегда привлекали внимание мыслителей. Молодое поколение выбирает героев и делает их своим идеалом жизни,
подражает им, воспитывается на их примере. Генезис изучения героического поведения восходит к Геродоту. Каждая эпоха, каждое поколение исследователей вносило свою лепту в понятие «герой» и «героическое». Действительно, жизнь великих исторических личностей не только многогранно, но и противоречива. Вместе с тем они вошли в историю как деятели социально-исторического процесса, как люди, изменившие ход истории. Таким человеком был, например, великий Сахибкиран – полководец Амир Темур. «Говорят, – пишет И.А. Каримов –
что великие личности – это порождение истории, воскрешая в памяти
нелегкую жизнь нашего предка Сахибкирана. Это выражение можно
дополнить следующими словами: «Великие личности рождаются из
страданий нации, из боли народной, Амир Темур, видевший смысл своей жизни в том, чтобы «лечить недуг нации», стал великим сыном
нашего народа» [3]. Осмысление хода истории неизбежно вызывает
вопросы о роли в ней той или иной героической личности: изменила ли
она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что
случилось бы без этого деятеля? и т.п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли героической личности. В самом
деле, жизнь любого человека всегда соткана из случайностей: родится
он в тот или иной момент, вступит в брак с тем партнером или другим,
умрет рано или будет жить долго и т.п. С одной стороны, мы знаем
огромное число случаев, когда смена личностей (даже при таких драматических обстоятельствах, как череда убийств монархов и переворотов)
не влекла решающих перемен. С другой стороны, бывают обстоятельства, о которых сказано далее, когда даже мелочь может стать
решающей.
Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в
правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг. Героизм и подвиг, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий
воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте
своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям.
Литература
1. Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому. Т., 1997.
2. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: ЭКОМО,
2008.
3. Каримов И.А. Без исторической памяти нет будущего // Своё будущее мы
строим своими руками. Т. 7. Т., 1999.
Замилова Р.Р., ст. преподаватель (Наманган, Узбекистан)
«ВЕСТНИК Российского философского общества».
1(73), 2015.
Похожие темы
» Классен Егор Иванович «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности, с легким очерком истории руссов до Рождества Христова»
» Классен Егор Иванович «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности, с легким очерком истории руссов до Рождества Христова»
» В.Д.Соловей «КРОВЬ» И «ПОЧВА» РУССКОЙ ИСТОРИИ Загадка русской истории
» МУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
» В.С. Никитин XXI век: Мировоззренческая революция и роль России
» Классен Егор Иванович «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности, с легким очерком истории руссов до Рождества Христова»
» В.Д.Соловей «КРОВЬ» И «ПОЧВА» РУССКОЙ ИСТОРИИ Загадка русской истории
» МУЛЬТ ЛИЧНОСТИ
» В.С. Никитин XXI век: Мировоззренческая революция и роль России
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философия, история (официальная, альтернативная), право, экономика, техника
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения