Жилински К. История астрологии
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философское и мифологическое мировоззрение
Страница 1 из 1
Жилински К. История астрологии
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это - книга об истории идеи, идеи одновременно простой и глубо
кой, которая прослеживается во многих культурах и религиозных на
правлениях. Эта идея - в том, что человек, так или иначе, соотносится,
органически связан, с окружающей его Вселенной. Эта идея не так уж
необычна, и в наши дни она все так же присутствует в некоторых науч
ных и философских кругах. Но, что .касается определенных ранних ци
вилизаций, тогда пути развития этой идеи были особенными и непред
сказуемыми. Считалось, что между человеком и Небесами есть взаимо
связь, при правильном понимании которой можно получить ключ к
характеру человека и его судьбе. Изучение этой взаимосвязи было сутью
такой науки, как астрология. С самого начала предметом спора являлось
то, обладают ли небесные тела некой силой, влияющей на человеческую
судьбу, или они просто служат знаками на ее пути. Отличительной чер
той этой идеи было то, что она не предназначалась для того, чтобы
стать основой философского течения в обычном смысле, но стала от
правным пунктом системы, которая являлась технической, математиче
ской, и, на уровне своего времени, научной. Сейчас уже невозможно
сказать, каким образом связь между человеком и звездами приобрела
свое математическое выражение - комплексной системы геометриче
ских взаимодействий. История астрологии подобна отдаленному ланд
шафту, когда хорошо заметны лишь выдающиеся его черты, а отдельные
детали смазаны, или затенены. Главная загадка - когда, и каким образом
возникли многие из ее ключевых доктрин. Установлено, что рождение
астрологии связано с концепцией сферической модели неба, но кто бы
ли те люди, что вывели ее правила, и каковы были принципы, которыми
руководствовались эти люди, история не сохранила.
Очень часто выдвигались утверждения, что астрология принадле
жит глубокой древности, и что она существовала в развитой форме уже
5000 лет назад у таких цивилизаций, как Египетская и Месопотамская.
Сущность астрологии заключается в возможности вычисления конфи
гураций неба для любого желаемого мгновения, преимущественно -
момента чьего-либо рождения. Только при условии использования пра
вил математической астрономии возможно определить местоположение
Солнца, Луны, планет и знаков Зодиака в определенный момент. Следо
вательно, то, что настоящая астрология не могла существовать и не су
ществовала до возникновения такой науки, как математическая астро
номия, является аксиомой. Эта наука развилась не ранее, чем в пятом
веке нашей эры, на закате Вавилонской цивилизации, и приобрела свою
6 Предисловие
геометрическую составляющую два, или три века спустя, благодаря
Греческим математикам. Поэтому, астрология гороскопа, а также карта
неба и связанные с ней вычисления, на которых основан гороскоп, по
своему характеру - Греческие, хотя и базируются на более ранней Ва
вилонской основе. В древнем Египте не было равноценной системы ма
тематической астрономии. Астрология родилась в эру Эллинов, когда
обретали форму и другие доктрины, а также философские направления.
В древности астрология получила распространение на Ближнем Востоке, а
в начале средних веков пришла в Европу вместе с Исламской традицией.
Астрология обладает двумя характерными чертами: целостностью и
многообразием. Она сложилась, как система к первому веку нашей эры,
и лишь очень немногое даже в современной астрологии показалось бы
новым специалисту тех времен. Методы, при помощи которых опреде
ляется положение небесного тела, а также толкование этого положения
следуют тем же самым принципам, которые впервые возникли почти
2000 лет назад, и никогда значительно не изменялись. С другой сторо
ны, возникнув, как языческая наука, она всегда обладала ощутимым ре
лигиозным оттенком. Она доказала свою совместимость как с ранними
религиозными мистериями, так и с философией Неоплатоников, а также
Исламской и Христианской теологией, а также оккультизмом Ренессан
са. Эта совместимость достойна нашего внимания, поскольку она гово
рит о том, что астрология избежала смерти, так как своим возникнове
нием обязана некой вечной человеческой потребности. Легко можно
найти такой довод, как то, что мотивом ее возникновения было просто
желание заглянуть в будущее, но астрология всегда предоставляла та
кую интеллектуальную информацию, которую едва ли можно сравнить
с предсказанием, или гаданием на хрустальном шаре. Историческая
роль астрологии заключается в том, что она срывает пелену с социальных и
интеллектуальных аспектов истории в науке, религии, философии, полити
ке и искусстве. Астрология была тем зеркалом, в котором отражался из
менчивый дух каждого века, интеллектуальным исследованием, к которому
едва ли кто-нибудь из классических мыслителей, умов средневековья или
Ренессанса оставался равнодушным. Она претерпела необычный про
цесс демократизации, из религиозного, королевского, политического
искусства превратившись в универсальное руководство к познанию че
ловеческого характера. Ее кончина под натиском новой науки семна
дцатого столетия казалась логичной и окончательной, но древняя идея о
связи человека и Космоса оказалась сильнее логики, хотя, возможно, ас
трология никогда не вернет себе прежнее положение в потоке интеллек
туальной информации. Тем не менее, она веками пользовалась преиму
ществами своего положения полу-религии - полу-науки, и в этой книге
нами сделана попытка осветить некоторые причины этого.
Глава первая
Вавилон:
рассвет АстрологииСвященные писания
Место - Ниневия, столица Ассирийской Империи, время - 672 год
до Рождества Христова. Ассаргадон, великий царь, покоритель Египта,
в то время - самый могущественный человек в мире, знает, что его
смерть близка, и сокрушается о будущем своей великой империи.
Его здоровье оставляет желать лучшего, его выводят из себя поли
тические интриги, и в большей степени - предзнаменования и знаки,
особенно небесные - затмения и падающие звезды. Он - религиоз
ный и очень суеверный человек, его ум хранит ужас, связанный с
событиями его юности, когда его отец Сеннахериб был убит братья
ми Ассаргадона, в результате чего началась гражданская война. Те
перь царь желает предотвратить подобные бедственные события, он
созывает совет, на котором будут присутствовать не только его ми
нистры и придворные, но также предсказатели и духовные лица. Эти
люди - «умману», «эксперты» или «ученые», были необыкновенно
влиятельными в эпоху Месопотамских цивилизаций, объединяя в
одном лице роли священника и ученого, и без их ежедневных сове
тов царь не совершал ни одного действия, касающегося государства.
8 Глава Первая
И теперь Ассаргадон и эти советники создают схему для обеспече
ния безопасного будущего; один из его сыновей, Ашурбанипал, будет
владеть троном Ассирии, в то время, как другой, Шамаш-шумуким,
будет правителем в Вавилоне. Один из советников царя одобрил
план такими словами:
«Ваше Величество совершили на земле то, что не может
быть совершено даже на Небесах... Вы облекли Вашего младшего
сына королевскими регалиями и поставили его на царство в земле
Ассирии. Вашего старшего сына Вы сделали царем Вавилона. Сле
ва и справа, куда ни бросишь взгляд, противники Вашего Величе
ства из менее великих царей говорят, что царь сотворил благо
для Ассирии. И теперь Бог Асур даровал Вам мир от места, где
восходит Солнце, до того места, где оно садится. Смотрите на
Ваших прекрасных сыновей, и пусть Ваше сердце радуется».
И этот план, действительно, был успешным - некоторое время.
Когда в 669 г.до н.э. Ассаргадон умер, его завещание соблюдалось
неукоснительно, и шестнадцать лет братья правили в согласии. Но
затем, по неизвестным причинам, началась междоусобная воина, и
Ашурбанипал повел войска против своего мятежного брата, который
погиб впоследствии в 648 г. до н.э., во время резни в горящем Вави
лоне. Тем не менее, годы мира доказали правоту советников и пред
сказателей, поэтому Ассаргадон поступил мудро, поверив им. Тра
гическое повторение конфликта было обусловлено испорченной
природой сыновей, в чем нет вины предсказателей. Так или иначе,
советники в значительной степени лишились влияния, и Ашурбани
пал заявил, что, при обучении управлению царством, он «овладел
тайной мудростью... позволяющей толковать предзнаменования Не
бес и Земли...и принимать участие в советах «имману».
Что именно делали «имману», и почему они стояли у истоков
истории астрологии? Ответы на эти вопросы можно получить, сло
жив вместе отрывки из тысяч текстов-предсказаний, собранных са
мим Ашурбанипалом для библиотеки его царства в Ниневии между
660 и 630 гг. до н.э. Задача этих специалистов, этих ученых-
исследователей, состояла в том, чтобы изучить лик природы для то
го, чтобы сперва найти значимые отметки, а затем выяснить, каково
их следствие; после всего требовалось вникнуть в смысл значения
полученного. В число рассматриваемых вещей входили: траектории
полета птиц, внутренности принесенных в жертву животных, дви
жение масла, пролитого в воду, и, помимо этого, возможно, небес
ный свод - соединения, затмения, пульсирующие звезды, свечения.
Вавилон: Рассвет Астрологии 9
кометы, формы облаков и тому подобное. Из руководств предсказа
телей мы знаем, почему они таким образом исследовали природу;
это происходило благодаря их верованию в то, что боги наделили
природу и Небеса особыми знаками для того, чтобы предупредить
человечество о грядущих событиях, хороших и плохих, таким обра
зом дав человеку шанс повлиять на будущее. Небо и природа были
страницами, на которых боги писали свои законы на чудесном, но
обладающем системой, языке. Один из ученых написал: «Знаки на
Земле, так же, как и знаки на Небесах, служат для нас сигналами».
«Небо и Земля дают нам предзнаменования; кажущиеся отделенны
ми друг от друга, они не разделены, Небо и Земля едины».
Таким образом, в Месопотамии существовала мысль о близкой
связи божественной реальности и реальности природы и человека.
Более того, существовала обретенная мудрость, свод правил, наука,
при помощи которой можно было познать эту связь, и эта наука бы
ла областью действия «имману». Но на этой стадии «имману» были
исключительно царскими советниками; ни их особая мудрость, ни
изучаемые события не касались всех людей, а лишь царя. Предзна
менования относились к его действиям, его семье, его врагам, его
царству, его урожаю и тому подобному. Здесь, вне сомнений, содер
жится зерно доктрины о связи микрокосма и макрокосма, но эта
связь была ограничена и сфокусирована на личности царя. Почему
это было так? В Месопотамии считалось, что царь поддерживает
божественный мировой порядок, являясь представителем богов на
Земле. Мудрость и правление царя на Земле были отражением тако
вых, присущих богам в отношении всей Вселенной. Для равновесия
в мирском царстве требовалась чистота царя, его усердное следова
ние моральным и религиозным нормам. Хорошей иллюстрацией
этого принципа служит тема Священного Древа, за которым ухажи
вает сам царь, и которое соединяет Небеса и Землю. Конечно, все
понимали, что царь, будучи человеком, может часто совершать
ошибки в своих суждениях, или поступках, и эти царские прегреше
ния в действительности нарушали божественный порядок, являясь
причиной возмездия богов. Но, что существенно, это возмездие не
приходило без предупреждения. Боги использовали сны, предзнаме
нования и знаки для того, чтобы предостеречь царя от ошибок и
опасности. Здесь наступал черед «имману»: их обязанностью было
обнаружение таких знаков природы, всего, что выходило за рамки
нормы, поскольку в данной традиции любые отклонения могли
иметь какое-либо значение. Еще одна их роль была в том, чтобы,
10 Глава Первая
при помощи ритуалов, которые должны очистить царя от грехов и
устранить предзнаменования, сообщить ему о надлежащем решении.
Откуда взялись эти идеи о космическом царстве, и мудрость для
их истолкования? Месопотамская традиция, а именно тексты из биб
лиотеки Ашурбанипала, рассказывает нам о божественных учителях,
в древние времена посетивших Землю, и давших людям науку, фи
лософию, закон и другие знания. Высказывания ученых Месопотамии о
том, что их наука дана божественными учителями, перекликаются с
Греческими верованиями в Гермеса и Египетским культом Тота.
Важность «имману» и сущность их эзотерической деятельности
также находит независимое подтверждение в отдельных отрывках
Ветхого Завета, касающихся того времени, когда Израильтяне имели
достаточную возможность изучать эти культы. Хорошо известно
презрительное высказывание Исайи о Вавилонских астрономах и
предсказателях (Исайя 47:12-13), еще более яркие очерки встреча
ются в Книге Даниила (Даниил 5:11-12):
«Есть в Вашем царстве человек, наделенный духом богов, че
ловек, который во времена Вашего отца был известен, как обла
дающий ясным пониманием и божественной мудростью. Царь На
вуходоносор, Ваш отец, поставил его во главе магов, экзорцистов,
астрологов и предсказателей. В этом Данииле явно присутству
ет дух, знание и понимание, он обладает даром толкования снов,
разгадывания загадок и снятия чар».
Это - замечательное свидетельство, говорящее о действиях первых
астрологов, «умману»; оно подтверждает веру в эзотерическое учение,
имеющее божественное происхождение, позволявшее им толковать зна
ки, оставленные богами на лике природы; библейский образ «письмен на
стене» во дворце Навуходоносора является, фактически, буквенным
выражением этой доктрины. Тогда каким образом эти принципы
космического царствования и имеющие высшую божественную природу
знамения, приняли форму прото-астрологии в Месопотамии?
(далее см. https://yadi.sk/i/Xg35685H3P8gq8 )
Это - книга об истории идеи, идеи одновременно простой и глубо
кой, которая прослеживается во многих культурах и религиозных на
правлениях. Эта идея - в том, что человек, так или иначе, соотносится,
органически связан, с окружающей его Вселенной. Эта идея не так уж
необычна, и в наши дни она все так же присутствует в некоторых науч
ных и философских кругах. Но, что .касается определенных ранних ци
вилизаций, тогда пути развития этой идеи были особенными и непред
сказуемыми. Считалось, что между человеком и Небесами есть взаимо
связь, при правильном понимании которой можно получить ключ к
характеру человека и его судьбе. Изучение этой взаимосвязи было сутью
такой науки, как астрология. С самого начала предметом спора являлось
то, обладают ли небесные тела некой силой, влияющей на человеческую
судьбу, или они просто служат знаками на ее пути. Отличительной чер
той этой идеи было то, что она не предназначалась для того, чтобы
стать основой философского течения в обычном смысле, но стала от
правным пунктом системы, которая являлась технической, математиче
ской, и, на уровне своего времени, научной. Сейчас уже невозможно
сказать, каким образом связь между человеком и звездами приобрела
свое математическое выражение - комплексной системы геометриче
ских взаимодействий. История астрологии подобна отдаленному ланд
шафту, когда хорошо заметны лишь выдающиеся его черты, а отдельные
детали смазаны, или затенены. Главная загадка - когда, и каким образом
возникли многие из ее ключевых доктрин. Установлено, что рождение
астрологии связано с концепцией сферической модели неба, но кто бы
ли те люди, что вывели ее правила, и каковы были принципы, которыми
руководствовались эти люди, история не сохранила.
Очень часто выдвигались утверждения, что астрология принадле
жит глубокой древности, и что она существовала в развитой форме уже
5000 лет назад у таких цивилизаций, как Египетская и Месопотамская.
Сущность астрологии заключается в возможности вычисления конфи
гураций неба для любого желаемого мгновения, преимущественно -
момента чьего-либо рождения. Только при условии использования пра
вил математической астрономии возможно определить местоположение
Солнца, Луны, планет и знаков Зодиака в определенный момент. Следо
вательно, то, что настоящая астрология не могла существовать и не су
ществовала до возникновения такой науки, как математическая астро
номия, является аксиомой. Эта наука развилась не ранее, чем в пятом
веке нашей эры, на закате Вавилонской цивилизации, и приобрела свою
6 Предисловие
геометрическую составляющую два, или три века спустя, благодаря
Греческим математикам. Поэтому, астрология гороскопа, а также карта
неба и связанные с ней вычисления, на которых основан гороскоп, по
своему характеру - Греческие, хотя и базируются на более ранней Ва
вилонской основе. В древнем Египте не было равноценной системы ма
тематической астрономии. Астрология родилась в эру Эллинов, когда
обретали форму и другие доктрины, а также философские направления.
В древности астрология получила распространение на Ближнем Востоке, а
в начале средних веков пришла в Европу вместе с Исламской традицией.
Астрология обладает двумя характерными чертами: целостностью и
многообразием. Она сложилась, как система к первому веку нашей эры,
и лишь очень немногое даже в современной астрологии показалось бы
новым специалисту тех времен. Методы, при помощи которых опреде
ляется положение небесного тела, а также толкование этого положения
следуют тем же самым принципам, которые впервые возникли почти
2000 лет назад, и никогда значительно не изменялись. С другой сторо
ны, возникнув, как языческая наука, она всегда обладала ощутимым ре
лигиозным оттенком. Она доказала свою совместимость как с ранними
религиозными мистериями, так и с философией Неоплатоников, а также
Исламской и Христианской теологией, а также оккультизмом Ренессан
са. Эта совместимость достойна нашего внимания, поскольку она гово
рит о том, что астрология избежала смерти, так как своим возникнове
нием обязана некой вечной человеческой потребности. Легко можно
найти такой довод, как то, что мотивом ее возникновения было просто
желание заглянуть в будущее, но астрология всегда предоставляла та
кую интеллектуальную информацию, которую едва ли можно сравнить
с предсказанием, или гаданием на хрустальном шаре. Историческая
роль астрологии заключается в том, что она срывает пелену с социальных и
интеллектуальных аспектов истории в науке, религии, философии, полити
ке и искусстве. Астрология была тем зеркалом, в котором отражался из
менчивый дух каждого века, интеллектуальным исследованием, к которому
едва ли кто-нибудь из классических мыслителей, умов средневековья или
Ренессанса оставался равнодушным. Она претерпела необычный про
цесс демократизации, из религиозного, королевского, политического
искусства превратившись в универсальное руководство к познанию че
ловеческого характера. Ее кончина под натиском новой науки семна
дцатого столетия казалась логичной и окончательной, но древняя идея о
связи человека и Космоса оказалась сильнее логики, хотя, возможно, ас
трология никогда не вернет себе прежнее положение в потоке интеллек
туальной информации. Тем не менее, она веками пользовалась преиму
ществами своего положения полу-религии - полу-науки, и в этой книге
нами сделана попытка осветить некоторые причины этого.
Глава первая
Вавилон:
рассвет АстрологииСвященные писания
Место - Ниневия, столица Ассирийской Империи, время - 672 год
до Рождества Христова. Ассаргадон, великий царь, покоритель Египта,
в то время - самый могущественный человек в мире, знает, что его
смерть близка, и сокрушается о будущем своей великой империи.
Его здоровье оставляет желать лучшего, его выводят из себя поли
тические интриги, и в большей степени - предзнаменования и знаки,
особенно небесные - затмения и падающие звезды. Он - религиоз
ный и очень суеверный человек, его ум хранит ужас, связанный с
событиями его юности, когда его отец Сеннахериб был убит братья
ми Ассаргадона, в результате чего началась гражданская война. Те
перь царь желает предотвратить подобные бедственные события, он
созывает совет, на котором будут присутствовать не только его ми
нистры и придворные, но также предсказатели и духовные лица. Эти
люди - «умману», «эксперты» или «ученые», были необыкновенно
влиятельными в эпоху Месопотамских цивилизаций, объединяя в
одном лице роли священника и ученого, и без их ежедневных сове
тов царь не совершал ни одного действия, касающегося государства.
8 Глава Первая
И теперь Ассаргадон и эти советники создают схему для обеспече
ния безопасного будущего; один из его сыновей, Ашурбанипал, будет
владеть троном Ассирии, в то время, как другой, Шамаш-шумуким,
будет правителем в Вавилоне. Один из советников царя одобрил
план такими словами:
«Ваше Величество совершили на земле то, что не может
быть совершено даже на Небесах... Вы облекли Вашего младшего
сына королевскими регалиями и поставили его на царство в земле
Ассирии. Вашего старшего сына Вы сделали царем Вавилона. Сле
ва и справа, куда ни бросишь взгляд, противники Вашего Величе
ства из менее великих царей говорят, что царь сотворил благо
для Ассирии. И теперь Бог Асур даровал Вам мир от места, где
восходит Солнце, до того места, где оно садится. Смотрите на
Ваших прекрасных сыновей, и пусть Ваше сердце радуется».
И этот план, действительно, был успешным - некоторое время.
Когда в 669 г.до н.э. Ассаргадон умер, его завещание соблюдалось
неукоснительно, и шестнадцать лет братья правили в согласии. Но
затем, по неизвестным причинам, началась междоусобная воина, и
Ашурбанипал повел войска против своего мятежного брата, который
погиб впоследствии в 648 г. до н.э., во время резни в горящем Вави
лоне. Тем не менее, годы мира доказали правоту советников и пред
сказателей, поэтому Ассаргадон поступил мудро, поверив им. Тра
гическое повторение конфликта было обусловлено испорченной
природой сыновей, в чем нет вины предсказателей. Так или иначе,
советники в значительной степени лишились влияния, и Ашурбани
пал заявил, что, при обучении управлению царством, он «овладел
тайной мудростью... позволяющей толковать предзнаменования Не
бес и Земли...и принимать участие в советах «имману».
Что именно делали «имману», и почему они стояли у истоков
истории астрологии? Ответы на эти вопросы можно получить, сло
жив вместе отрывки из тысяч текстов-предсказаний, собранных са
мим Ашурбанипалом для библиотеки его царства в Ниневии между
660 и 630 гг. до н.э. Задача этих специалистов, этих ученых-
исследователей, состояла в том, чтобы изучить лик природы для то
го, чтобы сперва найти значимые отметки, а затем выяснить, каково
их следствие; после всего требовалось вникнуть в смысл значения
полученного. В число рассматриваемых вещей входили: траектории
полета птиц, внутренности принесенных в жертву животных, дви
жение масла, пролитого в воду, и, помимо этого, возможно, небес
ный свод - соединения, затмения, пульсирующие звезды, свечения.
Вавилон: Рассвет Астрологии 9
кометы, формы облаков и тому подобное. Из руководств предсказа
телей мы знаем, почему они таким образом исследовали природу;
это происходило благодаря их верованию в то, что боги наделили
природу и Небеса особыми знаками для того, чтобы предупредить
человечество о грядущих событиях, хороших и плохих, таким обра
зом дав человеку шанс повлиять на будущее. Небо и природа были
страницами, на которых боги писали свои законы на чудесном, но
обладающем системой, языке. Один из ученых написал: «Знаки на
Земле, так же, как и знаки на Небесах, служат для нас сигналами».
«Небо и Земля дают нам предзнаменования; кажущиеся отделенны
ми друг от друга, они не разделены, Небо и Земля едины».
Таким образом, в Месопотамии существовала мысль о близкой
связи божественной реальности и реальности природы и человека.
Более того, существовала обретенная мудрость, свод правил, наука,
при помощи которой можно было познать эту связь, и эта наука бы
ла областью действия «имману». Но на этой стадии «имману» были
исключительно царскими советниками; ни их особая мудрость, ни
изучаемые события не касались всех людей, а лишь царя. Предзна
менования относились к его действиям, его семье, его врагам, его
царству, его урожаю и тому подобному. Здесь, вне сомнений, содер
жится зерно доктрины о связи микрокосма и макрокосма, но эта
связь была ограничена и сфокусирована на личности царя. Почему
это было так? В Месопотамии считалось, что царь поддерживает
божественный мировой порядок, являясь представителем богов на
Земле. Мудрость и правление царя на Земле были отражением тако
вых, присущих богам в отношении всей Вселенной. Для равновесия
в мирском царстве требовалась чистота царя, его усердное следова
ние моральным и религиозным нормам. Хорошей иллюстрацией
этого принципа служит тема Священного Древа, за которым ухажи
вает сам царь, и которое соединяет Небеса и Землю. Конечно, все
понимали, что царь, будучи человеком, может часто совершать
ошибки в своих суждениях, или поступках, и эти царские прегреше
ния в действительности нарушали божественный порядок, являясь
причиной возмездия богов. Но, что существенно, это возмездие не
приходило без предупреждения. Боги использовали сны, предзнаме
нования и знаки для того, чтобы предостеречь царя от ошибок и
опасности. Здесь наступал черед «имману»: их обязанностью было
обнаружение таких знаков природы, всего, что выходило за рамки
нормы, поскольку в данной традиции любые отклонения могли
иметь какое-либо значение. Еще одна их роль была в том, чтобы,
10 Глава Первая
при помощи ритуалов, которые должны очистить царя от грехов и
устранить предзнаменования, сообщить ему о надлежащем решении.
Откуда взялись эти идеи о космическом царстве, и мудрость для
их истолкования? Месопотамская традиция, а именно тексты из биб
лиотеки Ашурбанипала, рассказывает нам о божественных учителях,
в древние времена посетивших Землю, и давших людям науку, фи
лософию, закон и другие знания. Высказывания ученых Месопотамии о
том, что их наука дана божественными учителями, перекликаются с
Греческими верованиями в Гермеса и Египетским культом Тота.
Важность «имману» и сущность их эзотерической деятельности
также находит независимое подтверждение в отдельных отрывках
Ветхого Завета, касающихся того времени, когда Израильтяне имели
достаточную возможность изучать эти культы. Хорошо известно
презрительное высказывание Исайи о Вавилонских астрономах и
предсказателях (Исайя 47:12-13), еще более яркие очерки встреча
ются в Книге Даниила (Даниил 5:11-12):
«Есть в Вашем царстве человек, наделенный духом богов, че
ловек, который во времена Вашего отца был известен, как обла
дающий ясным пониманием и божественной мудростью. Царь На
вуходоносор, Ваш отец, поставил его во главе магов, экзорцистов,
астрологов и предсказателей. В этом Данииле явно присутству
ет дух, знание и понимание, он обладает даром толкования снов,
разгадывания загадок и снятия чар».
Это - замечательное свидетельство, говорящее о действиях первых
астрологов, «умману»; оно подтверждает веру в эзотерическое учение,
имеющее божественное происхождение, позволявшее им толковать зна
ки, оставленные богами на лике природы; библейский образ «письмен на
стене» во дворце Навуходоносора является, фактически, буквенным
выражением этой доктрины. Тогда каким образом эти принципы
космического царствования и имеющие высшую божественную природу
знамения, приняли форму прото-астрологии в Месопотамии?
(далее см. https://yadi.sk/i/Xg35685H3P8gq8 )
В.П.Николаев- Пользователь
- Сообщения : 341
Репутация : 285
Дата регистрации : 2016-03-19
Похожие темы
» Жилински К. - История астрологии
» ИЗ ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ
» На нашей Астрологии базарной Творец давно поставил Жирный Крест.
» В РАН объяснили опасность астрологии
» В поисках основ Сакральной Астрологии
» ИЗ ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ
» На нашей Астрологии базарной Творец давно поставил Жирный Крест.
» В РАН объяснили опасность астрологии
» В поисках основ Сакральной Астрологии
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философское и мифологическое мировоззрение
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения