Скибицкий М.М. Философия экономики: подняться с обочины
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философия, история (официальная, альтернативная), право, экономика, техника
Страница 1 из 1
Скибицкий М.М. Философия экономики: подняться с обочины
Философии экономики не повезло. Типы философского дисципли-
нарного знания (философия культуры, философия сознания, философия
техники и др.) получили довольно обстоятельное научное освещение. А
философия экономики – нет. Почему? Может быть, философы считают,
что философия экономики является научным полем для экономистов.
Явное заблуждение. Философия экономики представляют собою специ-
ализированное философское знание, которое в настоящее время имеет
существенное теоретико-методологическое и социально-практическое
значение. Из изданий по данной научной проблематике можно выде-
лить солидное исследование В.А. Канке2, содержательную работу
А.И. Самсина3. Настоящим событием в научной жизни можно считать
выход в свет подготовленной Д. Хаусманом фундаментальной Антоло-
гии, содержащей и фрагменты классических трудов Миля, Маркса, Ве-
бера, Роббинса, Найта, Веблена, и статьи по методологии экономиче-
ской науки ведущих современных ученых, включая 5 лауреатов Нобе-
левской премии по экономике. Антология разделена на 4 части и
(1 См.: Колмогоров А.Н. Проблемы теории вероятностей и математической ста-
тистики // Вестник АН СССР. 1965. № 5; он же: К логическим основам теории ин-
формации и теории вероятностей // Проблемы передачи информации. 1969. Т. V.
Вып. 3.
2 Канке В.А. Философия экономической науки: Учебное пособие. – М.: ИН-
ФРА-М, 2007 – 384 с.
3 Самсин А.И. Основы философии экономики: Учебное пособие. – М.: ЮНИ-
ТИ, 2003 – 270 с.)
22 главы1. Особенно интересной представляется четвертая часть
«Направления в экономической методологии». Антологии предпослано
обширное, очень содержательное предисловие Д. Хаусмана. Многие
теоретико-методологические проблемы философии экономики требуют
разработки, в первую очередь, определение ее предмета, времени ста-
новления как специализированного философского знания, необходим
также анализ специфики структуры этого знания и его основных функ-
ций в современных условиях. Предмет философии экономики можно
определить как междисциплинарное знание о производящей экономике,
сверхсложной самоорганизующейся системе как сущности экономическо-
го бытия, цивилизационном Благе, универсальных законах его развития,
связи с социально-нравственным началом, проектировании гуманистиче-
ски ориентированных моделей субъектов хозяйственной деятельности и
форм ведения хозяйства на основе принципов биосферосовместимости,
справедливости, эффективности. В определение философии экономики
введено понятие «Благо», основополагающее понятие средиземноморско-
европейской (иудео-христианской) культуры, которое впоследствии вы-
теснялось учениями о ценностях. Всемирно-историческое значение воз-
никновения производящей экономики как цивилизационного Блага со-
стоит в том, что она создала возможность противоречивого нелинейного
прогресса человечества в формах материальной и духовной культуры,
который реализуется через социальные антагонизмы, эксплуатацию чело-
века человеком, в условиях раскола цивилизации, экономических кризи-
сов и войн. Задача философии экономики состоит в том, чтобы выявить
смысл этого всемирно-исторического процесса как движение к идеалу,
благосостоянию общества, социальной справедливости, к гармониза-
ций отношений с природой.
Л. Эрхард, выдающийся экономист, творец «немецкого чуда» так
писал о цели экономической деятельности: «Экономические концепции
и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям,
однако, вечной остается цель экономической деятельности – служить и
содействовать благосостоянию людей».2 «Благосостояние для всех»,
«Собственность для всех», – вот гуманистические принципы, провоз-
глашенные Л. Эрхардом. Известный немецкий экономист и философ
П. Козловски, стремясь обосновать единство экономики и этики, фор-
мулирует хозяйственно-этический императив: «Поступай так, чтобы
твоя хозяйственная деятельность соответствовала двойственной функ-
ции экономики – эффективному снабжению людей благами и предо-
ставлению им возможности самореализации».3
(1 Философия экономики. Антология [Текст] под ред. Дэниела Хаусмана. – М.:
Изд. Института Гайдара, 2012 – 520 с.
2 Эрхард Л. Полвека размышлений. Речи и статьи. – М.: Наука; ТОО «Ордын-
ка», 1996. С. 30.
3 Козловски П. Принципы этической экономики. – СПб.: Экономическая шко-
ла, 1999. С. 311.)
Однако, достигнутые новые философские и экономические знания
об обществе и человеке явно недостаточны, чтобы способствовать вы-
живанию цивилизации. Возникла настоятельная потребность в новой
оценке сущности человека, роли человека и его экономической дея-
тельности в современном мире в условиях глобального экологического
кризиса, развертывания противоречивых всемирно-исторических про-
цессов информатизации и глобализации, нарастания саморазрушения
мировой социально-экономической системы. Система становится весь-
ма чувствительной к флуктуациям, случайным отклонениям мгновен-
ных значений величин от их средних значений, показатель хаотичности
процессов на микроуровне системы. Об этом свидетельствует ката-
строфа ипотечного рынка в США (флуктуация выше среднего), которая
подтолкнула всю нестабильную мировую социально-экономическую
систему к первому глобальному финансово-экономическому кризису
2008-2009 гг. Мы живем в запредельном мире: все допустимые пределы
воздействия техногенных факторов на человека и природу как реально-
го и потенциального Блага превзойдены. Поэтому пагубно смотреть на
чрезвычайно сложный, противоречивый антропогенно перегруженный
мир сквозь биржевые сводки. Мировоззренческая функция философии
экономики ориентирует экономическую науку на глобальное видение
мира, на преодоление его фрагментарного восприятия, отказ от измере-
ния жизни животных и растений в понятиях товарных ценностей. Фи-
лософия экономики подчеркивает, что в современной ситуации произ-
водящая экономика не является автономной сферой. Поэтому гармони-
ческое единство и взаимодействие как единой системы трех основных
сфер деятельности человека – экологической, экономической и соци-
альной – выступают важнейшим императивом для выживания челове-
чества. Человек, субъект экономической деятельности – вот альфа и
омега, ключевое звено философии экономики. Создатель Римского
клуба, выдающийся мыслитель ХХ века А. Печчеи писал: «Ведь имен-
но в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосре-
доточены все наши устремления и чаяния, в нем все начала и все концы
и в нем же основы наших надежд. И если мы хотим ощутить глобаль-
ность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная
человеческая личность и ее возможности».1
В этих условиях при исследовании функционирования сверхслож-
ных самоорганизующихся человекоразмерных систем философия эко-
номики опирается на принципы постнеклассической науки: плюрализм,
целостность, консенсуальность, эффективность, полипарадигмальность,
целесообразность научных решений, гуманистическую проектно-
поисковую направленность. В философии экономики применяются две
исследовательские программы. Натуралистическая исследовательская
(1 Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. С. 214.)
программа сформировалась на основе развития естественных наук в ХVII – XVIII столетиях и опирается на методологическую установку
объяснения. Эта программа позволяет исследовать общие законы про-
изводящей экономики. Культурцентристская программа, которая сфор-
мировалась на рубеже XIX-XX столетий в сфере социально-
гуманитарного знания, опирается на методологическую установку по-
нимания, позволяет понимать индивидуальные мотивы, ценностные
ориентации, предпочтения индивидов в сфере экономического поведе-
ния. Все более широко применяется сценарная методология при реше-
нии проблем в условиях предельной неопределенности, невозможности
осуществления моделирования и проектирования. Преимущество сце-
нарной методологии состоит в том, что она делает акцент на поиск но-
вых целей, в то время как программная – на достижение уже известных
целей.1
Философия экономики имеет своей целью гуманизацию экономики
и гуманитаризацию экономической науки. Развитие философии эконо-
мики важно для формирования в России социально-ориентированной
инновационной модели хозяйства.
(1 См.: Пригожин А.И. Дезорганизация: причины, виды, преодоление. – М.:
Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 35, 301.)
Скибицкий М.М., д.ф.н., проф. кафедры «Философия» Финансово-
го университета при Правительстве Российской Федерации (Москва)
Похожие темы
» Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
» Философия природы
» А.А. Радугин ФИЛОСОФИЯ
» Софистика + Философия = ФИЛОСОФистика?
» НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы)
» Философия природы
» А.А. Радугин ФИЛОСОФИЯ
» Софистика + Философия = ФИЛОСОФистика?
» НАТУРФИЛОСОФИЯ (философия природы)
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: В поисках Мировоззрения Жизни :: Философия, история (официальная, альтернативная), право, экономика, техника
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения