Геворкян А.Р. ФИЛОСОФИЯ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Страница 1 из 1
Геворкян А.Р. ФИЛОСОФИЯ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Современное познание мира на первый план выдвигает проблемы метафизики (греч. metaphysic — после физики) как науки о сверхчувственных началах его бытия. Глобальный кризис современной философии обусловлен её погружением в постмодернизм, увлечением его «проблемами». Понятно, что точка падения философии, если не довести дело до её уничтожения, должна привести к
преодолению кризиса в мышлении путем приобщения его к классическому наследию. Однако сам по себе классический материал без реанимации спекулятивного мышления как предельного вида философской рефлексии и теоретического анализа конечных оснований бытия, вывести философию из кризиса не в состоянии. Этим и обусловлено то, что возвращение философии к самой себе и есть возвращение её к своим метафизическим истокам. Вместе с тем попытка возрождения метафизики в начале XXI века есть не что иное, как преодоление философствования, которое лежит в самом основании кризисных явлений, начиная с позитивизма и заканчивая постмодернизмом.
Уже такая достаточно широко поставленная проблема требует синтетического подхода к философии и поиска единого основания, тем более, что философия выступает в своей изначальной заданности на поиск, а не на получение окончательного ответа. А поскольку в данном случае вопрос ставится в метафизической парадигме, то речь идёт ещё об одном возрождении наследия прошлого. В этом отношении показательна новая работа профессора Ю.М. Хрусталёва «Философия. Метафизические начала креативного мышления». М., 2015.
Она является событием в нашей исследовательской литературе по проблемам философского знания. Уже название книги не только определяет интерес к ней, но и показывает то сущностное, что дано в ней и значимо для философского познания. Появление этой книги во многом обусловлено противоречиями нашего времени и необходимостью философского ответа на сложные вопросы современности. Тем самым философия выступает в качестве практического инструментария данного в своем метафизическом содержании. Выявление метафизического значения философии придает книге особую интеллектуальную напряженность и теоретическую актуальность. Именно здесь дан весь новаторский потенциал «Метафизических начал креативного мышления». В книге раскрывается глубина синтетического принципа философского сознания через раскрытие скрытых и сакральных потенций метафизики, что позволяет творчески по-новому подойти к истокам нашего времени. «Метафизические размышления - это уникальный вид теоретического исследования явлений и процессов в мире, которые строятся на особом разумно-креативном способе мышления. Сегодня нет сферы в познании, будь то наука, медицина, искусство и т. д., которые бы не имели свою метафизику. Как бы разумно ни рассуждали люди по поводу развития естественной природы и общества, они не могут не касаться метафизических парадигм»1.
Поскольку единство рациональности и внерациональности задано
в метафизике, то её теория нацелена на исследование первооснов всего сущего и, следовательно, в ней даны все виды человеческого знания, связанные как с познанием мира, так и с любомудрием. «Метафизика в современном значении имеет важное смысловое значение
(1Хрусталев Ю.М. Философия. Метафизические начала креативного
мышления. М., 2015. С. 15.)
как вневременное креативно разумное пространство мыслей в жизни и деятельности людей. Это мыслительное пространство человечества весьма проблематично и в целом как бы задано его врожденной мыслительной природой, возможностью вести постоянный диалог как с ныне живущими философами, так и с давно умершими... Поэтому-то философское (креативное) мышление в познании мира являет собой феноменальное звено как уникальное стремление к нахождению его метафизической роли в осмыслении приобретенных знаний»1.
Основанием исследования является постулат о том, что метафизический
подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А самой формой формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности, относительно самых разнообразных проявлений бытия и мира. В таком теоретическом положении в свернутом виде дана не только теоретическая, но и историко-философская канва философского знания. И хотя непосредственно в книге не рассматривается проблема кризиса философии, она не только имплицитно присутствует в ней, но и преодолевается в ходе построения метафизической концепции философии и выхода на новые рубежи спекулятивного мышления в период становления двадцать первого столетия. «Философия, не являясь наукой в традиционном понимании, все же есть наука о мыслительной деятельности. Она - главный метафизический креативный вектор в науке, точнее в интеллектуально-нравственном познании и объяснении мира»2.
Именно этим обстоятельством обусловлен особый теоретический
подход, позволяющий возрождающейся метафизике по-новому ставить вопрос взаимоотношений науки, религии, философии, в поисках
новых оснований интегральных онтологических моделей и цельного
знания. Выявление метафизической сущности философии сводит на
нет позитивистскую интерпретацию проблемы обоснования и открывает совершенно новые возможности интегральных процессов философского и научного знания, что является совершенно немыслимым с
позиции рассудочности «научной» методологии. С этой точки зрения
является правомерной постановка вопроса о потенциальных возможностях идеи космической информации, идеи сознания как уникальной
трактовки универсума, идеи откровенного познания, включающего в
себя научную форму познания. «Можно уверенно сказать, что у Вселенной в целом, благодаря сложнейшей структуре физического вакуума, есть ряд признаков системы, способной к самопознанию. Не исключено, что Вселенная как система не только самоорганизована, но и жива, и даже разумна в силу наличия в ней активного элемента (вакуума), способного функционировать в режиме, свойственном Разуму. Такая философская концепция вполне совместима с результа-
(1Хрусталев Ю.М. Там же. С. 23.
2Хрусталев Ю.М. Там же. С. 22.)
тами современной фундаментальной физики и космологии»1. И такое снятие теоретического знания как самоцели для реализации сакральных потенций философии как практического знания возможно только благодаря реанимации метафизики и её творческого осмысления.
(1Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные час-тицы и Вселенная. М., 2001. С 198.)
Геворкян А.Р., к.ф.н., доц. (Москва)
преодолению кризиса в мышлении путем приобщения его к классическому наследию. Однако сам по себе классический материал без реанимации спекулятивного мышления как предельного вида философской рефлексии и теоретического анализа конечных оснований бытия, вывести философию из кризиса не в состоянии. Этим и обусловлено то, что возвращение философии к самой себе и есть возвращение её к своим метафизическим истокам. Вместе с тем попытка возрождения метафизики в начале XXI века есть не что иное, как преодоление философствования, которое лежит в самом основании кризисных явлений, начиная с позитивизма и заканчивая постмодернизмом.
Уже такая достаточно широко поставленная проблема требует синтетического подхода к философии и поиска единого основания, тем более, что философия выступает в своей изначальной заданности на поиск, а не на получение окончательного ответа. А поскольку в данном случае вопрос ставится в метафизической парадигме, то речь идёт ещё об одном возрождении наследия прошлого. В этом отношении показательна новая работа профессора Ю.М. Хрусталёва «Философия. Метафизические начала креативного мышления». М., 2015.
Она является событием в нашей исследовательской литературе по проблемам философского знания. Уже название книги не только определяет интерес к ней, но и показывает то сущностное, что дано в ней и значимо для философского познания. Появление этой книги во многом обусловлено противоречиями нашего времени и необходимостью философского ответа на сложные вопросы современности. Тем самым философия выступает в качестве практического инструментария данного в своем метафизическом содержании. Выявление метафизического значения философии придает книге особую интеллектуальную напряженность и теоретическую актуальность. Именно здесь дан весь новаторский потенциал «Метафизических начал креативного мышления». В книге раскрывается глубина синтетического принципа философского сознания через раскрытие скрытых и сакральных потенций метафизики, что позволяет творчески по-новому подойти к истокам нашего времени. «Метафизические размышления - это уникальный вид теоретического исследования явлений и процессов в мире, которые строятся на особом разумно-креативном способе мышления. Сегодня нет сферы в познании, будь то наука, медицина, искусство и т. д., которые бы не имели свою метафизику. Как бы разумно ни рассуждали люди по поводу развития естественной природы и общества, они не могут не касаться метафизических парадигм»1.
Поскольку единство рациональности и внерациональности задано
в метафизике, то её теория нацелена на исследование первооснов всего сущего и, следовательно, в ней даны все виды человеческого знания, связанные как с познанием мира, так и с любомудрием. «Метафизика в современном значении имеет важное смысловое значение
(1Хрусталев Ю.М. Философия. Метафизические начала креативного
мышления. М., 2015. С. 15.)
как вневременное креативно разумное пространство мыслей в жизни и деятельности людей. Это мыслительное пространство человечества весьма проблематично и в целом как бы задано его врожденной мыслительной природой, возможностью вести постоянный диалог как с ныне живущими философами, так и с давно умершими... Поэтому-то философское (креативное) мышление в познании мира являет собой феноменальное звено как уникальное стремление к нахождению его метафизической роли в осмыслении приобретенных знаний»1.
Основанием исследования является постулат о том, что метафизический
подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А самой формой формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности, относительно самых разнообразных проявлений бытия и мира. В таком теоретическом положении в свернутом виде дана не только теоретическая, но и историко-философская канва философского знания. И хотя непосредственно в книге не рассматривается проблема кризиса философии, она не только имплицитно присутствует в ней, но и преодолевается в ходе построения метафизической концепции философии и выхода на новые рубежи спекулятивного мышления в период становления двадцать первого столетия. «Философия, не являясь наукой в традиционном понимании, все же есть наука о мыслительной деятельности. Она - главный метафизический креативный вектор в науке, точнее в интеллектуально-нравственном познании и объяснении мира»2.
Именно этим обстоятельством обусловлен особый теоретический
подход, позволяющий возрождающейся метафизике по-новому ставить вопрос взаимоотношений науки, религии, философии, в поисках
новых оснований интегральных онтологических моделей и цельного
знания. Выявление метафизической сущности философии сводит на
нет позитивистскую интерпретацию проблемы обоснования и открывает совершенно новые возможности интегральных процессов философского и научного знания, что является совершенно немыслимым с
позиции рассудочности «научной» методологии. С этой точки зрения
является правомерной постановка вопроса о потенциальных возможностях идеи космической информации, идеи сознания как уникальной
трактовки универсума, идеи откровенного познания, включающего в
себя научную форму познания. «Можно уверенно сказать, что у Вселенной в целом, благодаря сложнейшей структуре физического вакуума, есть ряд признаков системы, способной к самопознанию. Не исключено, что Вселенная как система не только самоорганизована, но и жива, и даже разумна в силу наличия в ней активного элемента (вакуума), способного функционировать в режиме, свойственном Разуму. Такая философская концепция вполне совместима с результа-
(1Хрусталев Ю.М. Там же. С. 23.
2Хрусталев Ю.М. Там же. С. 22.)
тами современной фундаментальной физики и космологии»1. И такое снятие теоретического знания как самоцели для реализации сакральных потенций философии как практического знания возможно только благодаря реанимации метафизики и её творческого осмысления.
(1Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные час-тицы и Вселенная. М., 2001. С 198.)
Геворкян А.Р., к.ф.н., доц. (Москва)
Похожие темы
» Канке В. Философия ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
» А.А. Радугин ФИЛОСОФИЯ
» Философия природы
» Гончарова Т. А. ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ
» Чанышев А.Н. Философия — вид мировоззрения
» А.А. Радугин ФИЛОСОФИЯ
» Философия природы
» Гончарова Т. А. ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ
» Чанышев А.Н. Философия — вид мировоззрения
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения