Языковые игры в бытии искусства Бучило Н. Ф.
Страница 1 из 1
Языковые игры в бытии искусства Бучило Н. Ф.
Языковые игры в бытии искусства Бучило Н. Ф.
Бучило Нина Федоровна, д.ф.н., проф. Россия, . Москва
«…Предложение - картина действительности;
ибо, понимая предложение, я знаю изображенную
им возможную ситуацию»
Л. Витгенштейн
Эффективность понимания произведения искусства в значительной степени обусловлена особенностями языка данного вида искусства, сложностью языка конкретного вида искусства и языковым развитием реципиента, его способностью выявлять присущие образному языку значения и оперировать ими. Художественная идея воплощается в специфическом языке искусства, несущем два плана значений – буквальный, исторически сформировавшийся, и эстетический, условный. Язык искусства делает идею телесно воплощенной, а отраженную в нем действительность – одухотворенной. Поэтому художественная предметность принципиально отлична от структуры объекта непосредственного чувственного созерцания. Язык искусства является результатом эстетического преобразования знаковых средств внехудожественной коммуникации в сфере культуры, и связь между художественным и культурно-историческим значением знака может быть более или менее прозрачной. В искусстве любой знак языка, сохраняя присущее ему исторически сформировавшееся значение, может быть носителем существенно отличающегося от него значения художественного. Становясь средством художественной коммуникации, знаковые средства культуры приобретают новые, не свойственные им значения. При этом язык искусства несет как бы двойной пласт значений: и превоначальный, собственно культурный (который в восприятии произведения может трактоваться буквально), и метафорический, существенно отличающийся от буквального. «Игра смыслами» не уводит от реальности, но позволяет увидеть ее с совершенно неожиданной стороны. При этом конвенционально сложившиеся значения знаковых средств культуры остаются относительно неизменными. В искусстве названные значения могут сближаться, либо контрастировать друг другу, что также воспринимается как своеобразная игра.
В речевой коммуникации знак оказывается наделенным тремя функциями: знак – символ, в силу своей соотнесенности с предметами и положением вещей; знак – симптом – в силу своей зависимости от отправителя; знак –сигнал, в силу своей апелляции к адресату. В художественной коммуникации знак по преимуществу выступает как самовыражение художника, но в восприятии реципиента художественный знак выступает как сигнал, сообщающий нечто о нем самом. Отождествление себя с образом вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, а отстранение от него несет психологическую разрядку. В качестве символа произведение искусства сообщает нечто о реальности, а в качестве симптома оно выражает отношение художника к реальности и тем самым обнаруживает его ценностные ориентации.
Согласно классификации Ч. Пирса существуют три типа знаков: иконические знаки, действие которых основано на фактическом подобии означающего и означаемого; знаки-индексы, действие которых основано на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого; знаки – символы, их действие основано на конвенционально установленной смежности означающего и означаемого. Связь значений знаков-символов основана на правиле, и интерпретация символического знака возможна лишь при условии знания данного правила. Значимость правил языка позволяет Ф. Соссюру определять язык как систематизированную совокупность правил, необходимых для коммуникации. Однако в языке художественной коммуникации такое правило в значительной мере определяется автором произведения и может быть скрытым от адресата. Это создает возможность возрастания степени свободы в наделении субъектом смыслами произведения искусства. В то же время понимание произведения затруднятся, поскольку ограничиваются объективные возможности декодирования языка и его правил.
Исследователи констатируют неисчерпаемость творческого потенциала естественного языка по сравнению с какими-либо другими знаковыми системами. Их использование в искусстве является важнейшей предпосылкой художественного творчества. Однако в восприятии иногда создается иллюзия тождества знаковых средств культуры с аналогичными средствами искусства, что может создавать предпосылки редукции художественного символа к знаку внехудожественной коммуникации. Особенно часто подобная иллюзия возникает при восприятии произведений изобразительного искусства, поскольку его знаковая система предполагает обращение преимущественно к иконическим знакам. Физическое сходство образа и объекта ведет к утрате его эстетической значимости, изображаение получает ограниченный житейский облик.
Поскольку механизм символизации выходит за рамки однозначной интерпретации произведения, постольку активность реципиента отличается инициативностью, приобретает черты, свойственные художественному творчеству. Восприятие искусства есть сотворчество. Самоценный характер творчества сближает его с игрой. Искусство, как и игра, внеутилитарно, условно, эмоционально окрашено, реализуется в специфическом языке по соответствующим правилам. Стремление к игре определяют не внешние, но внутренние бескорыстные мотивы личности, ее интимные побуждения, связанные с наслаждением игровой деятельностью как таковой. Механизмы творческой и игровой деятельности общие. Секрет наслаждения, доставляемого искусством - в игре, которая представляет собой глубинное основание сотворчества, имеющего самоценный характер.
Постижение смысла художественной метафоры осуществляется как модель мысленного диалога художника и адресата, В игре человек может проигрывать разные роли, и это способствует преодолению рутины повседневности. Бескорыстное наслаждение искусством, о котором говорил в свое время И. Кант, позволяет человеку преодолевать свою одномерность, упрощенное видение жизненного мира, ограниченность взаимодействия людей друг с другом и миром искусства. Языковые игры в бытии искусства создают возможности естественности и свободы вхождения человека в игровое пространство и выхода из него. Только игровой аспект художественного восприятия создает условие свободного самоценного наслаждения искусством независимо от утилитарного результата, создает предпосылки органического самопроявления и самореализации личности. Игра – такая форма деятельности, при которой человек выходит за пределы своих обычных функций или утилитарного употребления вещей. Эмоциональное значение игры проявляется в том, что процесс игры сопровождается подъемом всех физических и духовных сил человека, игра приносит настоящую радость и разрядку от той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.
Игровая имитация предполагает создание относительно достоверной модели действительности. Игрок добровольно берет на себя роль, и его поведение регламентируется правилами, обусловленными этой ролью. В то же время игра допускает свободную импровизацию, индивидуальность выбора. Противоречие между регламентацией и свободой сообщает игре свойство релевантности. Динамика игры связана с взаимоизменением ее частников, логическим анализом и эмоциональным переживанием игровых ситуаций, психологической защитой и активным наступлением на партнера. Это объясняет известную неопределенность развития игровой деятельности и ее результата. Участие в игре предполагает признание реальности жизненных ситуаций, моделируемых игрой, и в то же время признание реальности самой игры. Поэтому участник игры частично отождествляет себя с принятой им ролью и в то же время осознает свое отличие от нее. Сложные чувства, которые порождает игра, объясняются этой двуплановостью: единством условности и реальности действий и переживаний.
В процессе игры создается игровой образ, непосредственно переживаемый игроками. Особенности игрового образа – выразительность, символическая природа, эмоциональная заразительность. Игра, имеющая большое значение в развитии человека, его творческих возможностей, принципиально внеутилитарна. Она не приводит к созданию предметов потребления, материальных благ, совершается не ради практического эффекта, не сводима к материальной пользе. Смысл игры находится в ней самой, ее смысл – свободное проявление жизненной активности человека, доставляющей ему радость. Игра раскрепощает человека от жестких стандартов повседневной жизни, активизирует его фантазию, стимулирует творческое отношение к труду и общению, организации быта и воспитанию детей, придает легкость и артистизм его поведению.
Бучило Нина Федоровна, д.ф.н., проф. Россия, . Москва
«…Предложение - картина действительности;
ибо, понимая предложение, я знаю изображенную
им возможную ситуацию»
Л. Витгенштейн
Эффективность понимания произведения искусства в значительной степени обусловлена особенностями языка данного вида искусства, сложностью языка конкретного вида искусства и языковым развитием реципиента, его способностью выявлять присущие образному языку значения и оперировать ими. Художественная идея воплощается в специфическом языке искусства, несущем два плана значений – буквальный, исторически сформировавшийся, и эстетический, условный. Язык искусства делает идею телесно воплощенной, а отраженную в нем действительность – одухотворенной. Поэтому художественная предметность принципиально отлична от структуры объекта непосредственного чувственного созерцания. Язык искусства является результатом эстетического преобразования знаковых средств внехудожественной коммуникации в сфере культуры, и связь между художественным и культурно-историческим значением знака может быть более или менее прозрачной. В искусстве любой знак языка, сохраняя присущее ему исторически сформировавшееся значение, может быть носителем существенно отличающегося от него значения художественного. Становясь средством художественной коммуникации, знаковые средства культуры приобретают новые, не свойственные им значения. При этом язык искусства несет как бы двойной пласт значений: и превоначальный, собственно культурный (который в восприятии произведения может трактоваться буквально), и метафорический, существенно отличающийся от буквального. «Игра смыслами» не уводит от реальности, но позволяет увидеть ее с совершенно неожиданной стороны. При этом конвенционально сложившиеся значения знаковых средств культуры остаются относительно неизменными. В искусстве названные значения могут сближаться, либо контрастировать друг другу, что также воспринимается как своеобразная игра.
В речевой коммуникации знак оказывается наделенным тремя функциями: знак – символ, в силу своей соотнесенности с предметами и положением вещей; знак – симптом – в силу своей зависимости от отправителя; знак –сигнал, в силу своей апелляции к адресату. В художественной коммуникации знак по преимуществу выступает как самовыражение художника, но в восприятии реципиента художественный знак выступает как сигнал, сообщающий нечто о нем самом. Отождествление себя с образом вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, а отстранение от него несет психологическую разрядку. В качестве символа произведение искусства сообщает нечто о реальности, а в качестве симптома оно выражает отношение художника к реальности и тем самым обнаруживает его ценностные ориентации.
Согласно классификации Ч. Пирса существуют три типа знаков: иконические знаки, действие которых основано на фактическом подобии означающего и означаемого; знаки-индексы, действие которых основано на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого; знаки – символы, их действие основано на конвенционально установленной смежности означающего и означаемого. Связь значений знаков-символов основана на правиле, и интерпретация символического знака возможна лишь при условии знания данного правила. Значимость правил языка позволяет Ф. Соссюру определять язык как систематизированную совокупность правил, необходимых для коммуникации. Однако в языке художественной коммуникации такое правило в значительной мере определяется автором произведения и может быть скрытым от адресата. Это создает возможность возрастания степени свободы в наделении субъектом смыслами произведения искусства. В то же время понимание произведения затруднятся, поскольку ограничиваются объективные возможности декодирования языка и его правил.
Исследователи констатируют неисчерпаемость творческого потенциала естественного языка по сравнению с какими-либо другими знаковыми системами. Их использование в искусстве является важнейшей предпосылкой художественного творчества. Однако в восприятии иногда создается иллюзия тождества знаковых средств культуры с аналогичными средствами искусства, что может создавать предпосылки редукции художественного символа к знаку внехудожественной коммуникации. Особенно часто подобная иллюзия возникает при восприятии произведений изобразительного искусства, поскольку его знаковая система предполагает обращение преимущественно к иконическим знакам. Физическое сходство образа и объекта ведет к утрате его эстетической значимости, изображаение получает ограниченный житейский облик.
Поскольку механизм символизации выходит за рамки однозначной интерпретации произведения, постольку активность реципиента отличается инициативностью, приобретает черты, свойственные художественному творчеству. Восприятие искусства есть сотворчество. Самоценный характер творчества сближает его с игрой. Искусство, как и игра, внеутилитарно, условно, эмоционально окрашено, реализуется в специфическом языке по соответствующим правилам. Стремление к игре определяют не внешние, но внутренние бескорыстные мотивы личности, ее интимные побуждения, связанные с наслаждением игровой деятельностью как таковой. Механизмы творческой и игровой деятельности общие. Секрет наслаждения, доставляемого искусством - в игре, которая представляет собой глубинное основание сотворчества, имеющего самоценный характер.
Постижение смысла художественной метафоры осуществляется как модель мысленного диалога художника и адресата, В игре человек может проигрывать разные роли, и это способствует преодолению рутины повседневности. Бескорыстное наслаждение искусством, о котором говорил в свое время И. Кант, позволяет человеку преодолевать свою одномерность, упрощенное видение жизненного мира, ограниченность взаимодействия людей друг с другом и миром искусства. Языковые игры в бытии искусства создают возможности естественности и свободы вхождения человека в игровое пространство и выхода из него. Только игровой аспект художественного восприятия создает условие свободного самоценного наслаждения искусством независимо от утилитарного результата, создает предпосылки органического самопроявления и самореализации личности. Игра – такая форма деятельности, при которой человек выходит за пределы своих обычных функций или утилитарного употребления вещей. Эмоциональное значение игры проявляется в том, что процесс игры сопровождается подъемом всех физических и духовных сил человека, игра приносит настоящую радость и разрядку от той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.
Игровая имитация предполагает создание относительно достоверной модели действительности. Игрок добровольно берет на себя роль, и его поведение регламентируется правилами, обусловленными этой ролью. В то же время игра допускает свободную импровизацию, индивидуальность выбора. Противоречие между регламентацией и свободой сообщает игре свойство релевантности. Динамика игры связана с взаимоизменением ее частников, логическим анализом и эмоциональным переживанием игровых ситуаций, психологической защитой и активным наступлением на партнера. Это объясняет известную неопределенность развития игровой деятельности и ее результата. Участие в игре предполагает признание реальности жизненных ситуаций, моделируемых игрой, и в то же время признание реальности самой игры. Поэтому участник игры частично отождествляет себя с принятой им ролью и в то же время осознает свое отличие от нее. Сложные чувства, которые порождает игра, объясняются этой двуплановостью: единством условности и реальности действий и переживаний.
В процессе игры создается игровой образ, непосредственно переживаемый игроками. Особенности игрового образа – выразительность, символическая природа, эмоциональная заразительность. Игра, имеющая большое значение в развитии человека, его творческих возможностей, принципиально внеутилитарна. Она не приводит к созданию предметов потребления, материальных благ, совершается не ради практического эффекта, не сводима к материальной пользе. Смысл игры находится в ней самой, ее смысл – свободное проявление жизненной активности человека, доставляющей ему радость. Игра раскрепощает человека от жестких стандартов повседневной жизни, активизирует его фантазию, стимулирует творческое отношение к труду и общению, организации быта и воспитанию детей, придает легкость и артистизм его поведению.
Похожие темы
» Прямолинейное и Плоское в Живом Объёмном Бытии
» Цикл бесед о ФИЛОСОФИИ и Философах на радио Маяк
» Спиркин А.Г. Эстетическое сознание и философия искусства
» Библейски-книжные познания Науки, Веры и Искусства – в стиле фЭнтези?
» Стихотворные КВАДРИГИ
» Цикл бесед о ФИЛОСОФИИ и Философах на радио Маяк
» Спиркин А.Г. Эстетическое сознание и философия искусства
» Библейски-книжные познания Науки, Веры и Искусства – в стиле фЭнтези?
» Стихотворные КВАДРИГИ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения