ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

С.В.ЮШКОВ Изменения в десятичной системе управления

Перейти вниз

С.В.ЮШКОВ Изменения в десятичной системе управления  Empty С.В.ЮШКОВ Изменения в десятичной системе управления

Сообщение  Белов Пн Дек 17, 2018 1:09 am

(Общественно политический строй и право Киевского государства)

Как нами установлено, в период формирования феодальных отношений получила распространение «десятичная» система управления. Десятичная система была своего рода военно-административной системой.
Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Киевской Руси. Само собой разумеется, что эта система по мере развития процесса феодализации должна была подвергнуться серьезным изменениям. Прежде всего десятичная система управления должна была перерасти в систему феодальной администрации. А превращаясь в феодальный аппарат, естественно, и должностные лица этой системы (тысяцкие, сотские, десятские) должны были изменять свои функции.
Другим моментом, характерным для этого периода, является организация дворцово-вотчинной системы, которую называют иногда дворовой, княжеской, противополагая ее численной, десятичной. Сущность этой системы заключалась в том, что отдельные отрасли княжеского хозяйства управлялись особыми придворными чинами — так называемыми министериалами. На местах же эта система была не чем иным, как системой кормления, окончательно оформившейся в Московском государстве и тождественной, как было уже сказано, fief-office западноевропейского средневековья. Эта дворцово-вотчинная система стала постепенно вытеснять десятичную систему. Более или менее крупные остатки её сохранились только в основных центрах; на местах же система кормления окончательно ее вытеснила.
Перейдем к характеристике изменений в десятичной системе.
В литературе вопрос о десятичной системе управления в рассматриваемый период оживленно обсуждался* Здесь главным образом интересовались вопросом, к какой системе — княжеской или земской — надо отнести эту систему и относится ли она к общей или специально городской администрации). 364
Владимирский-Буданов, как было указано, называл десятичную систему земской, противополагая ее дворцовой, княжеской. Он считал, что имелись два рода тысяцких — земские и княжеские. Тысяцкие земские, по его мнению, являлись как бы народными трибунами, уравнивавшими власть князя.
Пресняков подверг решительной критике это мнение Владимирского-Буданова. Он пересмотрел весь «имеющийся материал по этому вопросу и пришел к заключению, что тысяцкие и сотские на юге не являлись народными должностными лицами, а были представителями княжей власти. В самом деле, летописные тексты исчерпывающим образом подтверждают это. Возьмём летописный рассказ о пирах Владимира: «Се же паки творяще людем своим: по вся неделя устави на дворе, в гриднице пир творити и приходити боляром и гридем, и соцьким, и десяцьским, и нарочитым мужем, при князе и без князя; бываше множество от мяс, от скота и от зверины, бяше по изобилию от всего... Бе бо Владимер любя дружину и с ними думая о строи земленем и о ратех и о уставе земленем».
«Если взять эту страничку летописи отдельно, — говорит А. Е. Пресняков, 1 — как она есть, и спросить себя, кого тут летописец считает дружиной, с которой князь совещается обо всех делах и доискивается всякого добра, то пришлось бы ответить: бояр и гридей, сотских, десятских, нарочитых людей».
Тот факт, что тысяцкие и сотские являются представителями княжеской власти, доказывается и известием летописи о восстании 1113 г., когда киевляне, недовольные княжеской администрацией, грабили дворы тысяцких и сотских. Необходимо, кроме того, отметить, что тысяцкие выступают как представители князя на различных совещаниях. Например, Устав о резах был принят Владимиром Мономахом по согласованию с тысяцкими других князей. Наконец, что тысяцкий был княжим органом власти, доказывается постепенным превращением его в воеводу, в особый придворный чин.
Что же касается тысяцких и сотских в Новгороде, то они действительно сделались представителями новгородской феодальной верхушки, не связанной с князем. Но это является как раз особенностью новгородского строя, возникшей в результате его эволюции.
Посмотрим, какие доводы приводятся Владимирским-Будановым 2 в защиту мнения, что тысяцкий «всегда оставался представителем народа».
1. В 1043 г. князь Ярослав отправил сына своего Владимира в поход на Византию; предводителем народного ополчения был тысяцкий Вышата; предводителем же дружины был Иван Творимирыч; когда буря разбила русские корабли и выбросила воинов на берег, то народное ополчение решило возвратиться в Русь сухим путем, «но не идяще с ними никто же от дружины княжее. И рече Вышата: «аз пойду с ними»; и выйде ис корабля к ним и рече: «аще жив буду, то с ними, аще погыну, то с дружиною».
Но, прежде всего, Владимирский-Буданов неправильно толкует известие летописи. В ней говорится: «Посла Ярослав сына своего Володимера на Греки и вда ему вой многи, а воеводьство поручи Вышате, отцю Яневи». Летопись не говорит о «народном ополчении», а о воях, которые могли быть наняты князем Ярославом или же входили в состав феодальных ополчений. Вышата потому пошел с воями, что он был главным предводителем всего войска, а не потому, что он был представителем интересов народа. Да из самого рассказа явствует, что Вышата не был с «народным ополчением». Он был в княжеской дружине и вылез из корабля, где она находилась («вышед ис корабля»).
2. По рассказу Татищева, киевский тысяцкий Улеб в 1146 г., когда Всеволод Ольгович старался передать киевский стол своему брату Игорю, заявил, что киевляне привержены к Мономаховичам, а не к Ольговичам и что князь Изяслав Мстиславич есть сущий и прямой наследник.
«Сим ответом Всеволод весьма озлобился». Но кого надо понимать под киевлянами, мы уже хорошо знаем после выяснения вопроса о вече. Это, несомненно, одна из феодальных группировок, а не «народ», не широкие народные массы. Данной феодальной группировке, связанной с Мономаховичами, вовсе не интересен был приезд в Киев окружения Ольговичей; они теряли многое, будучи принуждены уступать новым людям.
Свою мысль о тысяцких как представителях «интересов» народа Владимирский-Буданов пытался доказать на новгородских данных; но мы уже указали, что положение и круг деятельности тысяцких и сотских в Новгороде являются особенностью новгородского политического строя.
Что касается мнения о существовании двух видов тысяцких — земских и княжих, то Владимирский-Буданов не мог обосновать его на источниках.
Другое мнение было высказано о тысяцких М. Н. Покровским, который считал их представителями и защитниками торгово-промышленной демократии. Но это мнение он строил на новгородских данных и не учитывал специфики новгородской административной системы. И в Новгороде тысяцкие были представителями феодальной власти.
Обратимся к изучению десятичной системы в той ее стадии, которая отражена в наших источниках XI—-XII вв. В рассматриваемое время десятичная система утратила своё реальное математическое содержание, которое она, несомненно, имела ранее. Тысяча сделалась уже территориальным понятием. Тысяча есть округ, подчиненный тысяцкому, который держит в Ш нем воеводство и «весь ряд». О превращении тысячи в территориальную единицу говорят многие летописные тексты. Когда Игорь Святославич занял Киев, то сказал Улебу: «Держи ты тысячу, как еси у брата моего держал». Рассказывая о тех или иных событиях, летописец указывает, кто в каком городе держал тысячу, например: «Яронови же тогда тысящю держаще в Перемышли», «воеводство держаще Кыевськыя тысяща Яневи», воеводство тогда держащю имеящая Кыевськая Иоану Славновичу». Исчерпывающее доказательство того, что тысяча сделалась территориальным округом, дает Ипатьевская летопись под 1149 г* Там мы читаем: «Курск с посемьем и Сьновьскую тысячу». По мере то- го как происходит размещение князей по городам, тысячи и тысяцкие утрачивают и территориальное значение, превращаясь в своего рода военные отделы княжеского управления. Тысяцкие начинают называться теперь не по городам [тысяцкий киевский, тысяцкий переяславский и т. д.), а по князьям («Воротислав — Андреев тысяцкий, Иванко — Вячеславль»)
Печерский Патерик сообщает, что Мономах дал в управление Суздальскую землю «своему тысяцкому»—варягу Георгию, которого летопись называет тысяцким ростовским.
Каковы были функции тысяцких в XI—XII вв.? Нам думается, что в рассматриваемое время тысяцкие, являясь, прежде всего, руководителями военных сил данного княжения или округа, сосредоточивают в своих руках всю административную власть— финансовую, судебную, полицейскую, т. е. по своим функциям близки к воеводам Московского государства. Тысяцкие являются ближайшими помощниками князя по управлению. Как было уже отмечено, они участвуют в обсуждении проектов новых законов (Устав о резах).
Если бы тысяцкие были только руководителями военных сил и не имели никакого отношения к общей администрации, то непонятно, почему киевляне, недовольные княжеским управлением, в первую очередь напали на дворы тысяцкого и сотских. Полицейско-административная функция особенно стала развиваться у новгородских тысяцких, где они должны были, согласно грамоте, «управляти всякая дела торговая и гостиная и суд торговый». Вероятно, эти функции в определенной части принадлежали тысяцким на юге. Что касается функций сотских, то первоначально сотские, несомненно, были прямыми помощниками тысяцких и командирами сотен как военных частей. По мере того как тысяча начинает утрачивать реальное математическое значение, превращаясь в определенные территориальные округа, сотйики также превращаются в особые финансово-административные и судебные органы. Наиболее ярко выражен этот процесс в Новгороде. Здесь сотни (Устав князя Ярослава о мостах) — это особые администра- тивные единицы, отличавшиеся как от погостов, так и от других городских административных единиц — улиц. Здесь они являются организацией торгово-промышленных кругов — новгородских купцов («а купец пойдет в свое сто, а смерд в свой погост»). Исследователи без особых колебаний, считают сотни XI—XIII вв. городской организацией или же, как это было в некоторых местах (например, в Берестье), организацией пригородного люда.
Считая, что тысячи, сотни и десятки являются первой политической формой властвования над покорёнными племенами и крестьянством, нельзя и предполагать, что сельское население было разбито на сотни и десятки. Десятки, вероятно, существовали в волостях, но это была организация господствующих групп — крупных местных землевладельцев и торговцев.
Процесс дальнейшей феодализации — рост княжеского церковного и боярского землевладения, развитие вассалитета, — все это обусловило вытеснение органов десятичной системы в волостях. Оформляющийся класс феодалов нашёл к этому времени уже новые формы политического властвования.

С.В.ЮШКОВ. КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СССР / Общественно политический строй и право Киевского государства. 1949

https://knigi.link/prava-gosudarstva-istoriya/kurs-istorii-gosudarstva-prava-sssr.html
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения