ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Б.Е. Большаков О.Л. Кузнецов П.Г. КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Перейти вниз

Б.Е. Большаков О.Л. Кузнецов П.Г. КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ Empty Б.Е. Большаков О.Л. Кузнецов П.Г. КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Сообщение  Белов Чт Фев 14, 2019 2:11 am

Б.Е. Большаков О.Л. Кузнецов П.Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития Человечества в системе природа—общество—человек

Доклад на международном симпозиуме
«Пространство и Время в эволюции глобальной
системы природа—общество—человек»,
посвященном светлой памяти выдающегося русского ученого
Побиска Георгиевича Кузнецова.
г. Москва, 14–15 декабря 2001 г.
Дубна, 2014 г.

2
Оглавление
Предисловие авторов
1. Введение
2. Реальный вызов
3. КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ
4. Суть идей П.Кузнецова
5. Что объединяет все работы П.Г.Кузнецова?
6. Истоки открытий П.Кузнецова.
7. Что нового по сравнению со своими Великими предшественниками сделал в науке П.Г.Кузнецов?
8. Почему нельзя обойтись без закона природы в решении проблем устойчивого развития Человечества?
9. Общий закон природы
10. Кто открыл закон сохранения мощности как общий закон природы?
11. Открытие универсальной системы общих законов природы
12. Закон развития Жизни
13. Инварианты исторического развития Человечества
14. Появление общего закона развития Жизни в историческом развитии общества
15. Развитие, Личность и Становление Разума Человеческой популяции
16. Как кратко можно назвать то, чем П.Кузнецов занимался всю свою жизнь?
17. Что нового внес П.Кузнецов в научное мировоззрение?
18. Как назвать мировоззрение П.Кузнецова?
19. Его действительное открытие
20. Заключение
21. Приложение 1. Страницы биографии
22. Приложение 2. Список публикаций П.Кузнецова
3

Предисловие авторов

Прошло немногим более года после выхода в свет книги: «Побиск Георгиевич Кузнецов: идеи и жизнь», выпущенной Аналитическим Центром Концепт (Москва) и Университетом «Дубна» (инициатор, составитель и редактор С.П.Никаноров). Это было уже второе издание, вышедшем еще при жизни П.Кузнецова, первое вышло в 1999г.
4 декабря 2000г. Побиск Георгиевич ушел из жизни, но его дух и идеи живут. Сейчас мы публикуем новую работу.
Почему мы решили ее выпустить?
Существует несколько причин.
Во-первых, — за прошедший год были опубликованы две монографии, которые были подготовлены нами совместно с П.Кузнецовым еще при его жизни, но вышли в свет после его смерти.
Одна из них: «Система природа—общество—человек: устойчивое развитие». Из-во «Ноосфера», М., 2000, 390 с.
Другая — «Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук». РАЕН — Университет «Дубна», 2001, 280 с. На английском языке был опубликован краткий вариант.
После выхода этих книг поступило много запросов с просьбой изложить свою позицию по ряду ключевых вопросов устойчивого развития. в их числе, например, и такой вопрос: Почему, несмотря на усилия ООН, не удается выйти из мирового кризиса?
Во-вторых, — в декабре 2001г. в Москве прошло два крупных мероприятия, посвященных памяти П.Кузнецова.
Первое из них состоялось 4 декабря в Государственной Думе. Проведенные слушания показали, что существует большая заинтересованность в осознании идей П.Кузнецова не только у научной общественности, но и у политиков. И мы хотели бы высказать свои соображения.
Второе крупное мероприятие состоялось 14-15 декабря, когда Schiller—Institut, Академия Развития культуры и образования и Фонд фундаментальных исследований РАН провели международный симпозиум «Пространство и Время в эволюции глобальной системы природа—общество—человек». В работе симпозиума принимали участие ученые из США, Германии, России, Украины, Казахстана, специалисты самых разных научных дисциплин — философы, математики, физики, химики, биологи, экологи, экономисты, психологи, юристы, социологи, политологи — все, кто изучает закономерности эволюции современной цивилизации в системе природа—общество—человек. Материалы о симпозиуме уже опубликованы в Вашингтоне.
Симпозиум показал, что существует огромный интерес в осмыслении идей П.Кузнецова для решения актуальных проблем перехода к устойчивому развитию.
4
На наш взгляд этот интерес обусловлен прежде всего тем, что идеи и открытия П.Кузнецова дают возможность принципиально ИНАЧЕ увидеть проблему так, что казалось бы невозможное становится возможным.
В-третьих, — в 2002г. намечается провести второй международный симпозиум с аналогичным названием и мы хотели бы обсудить эту позицию до его открытия.
Три ключевых вопроса будут предметом обсуждения: Почему мы считаем П.Кузнецова выдающимся ученым современности? Почему, оставаясь в рамках доминирующего в настоящее время мировоззрения, принципиально невозможно решить проблему устойчивого развития Человечества? Какое мировоззрение необходимо для перехода к устойчивому развитию?
В-четвертых, — в сентябре 2002г. в ЮАР намечается проведение Мирового саммита по проблемам устойчивого развития и мы полагаем, что обсуждение указанных вопросов является актуальным.
В-пятых, — в феврале 2002г. должен выйти наш учебник: «Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа—общество—человек». Учебник посвящен светлой памяти П.Кузнецова. Его идеи лежат в основе книги. Учебник является уникальным, так как в нем впервые мировоззрение, теория и метод образуют целостную систему, обеспечивающую проектирование в системе природа—общество—человек.
Мы хотим, чтобы учебник послужил «эстафетной палочкой» поколений и помог образованию людей, способных и реализующих свою способность творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию.

5
Забота живущих поколений о
поколениях будущих — образование
людей, способных и реализующих
свою способность к творчеству.
П.Г.Кузнецов

1. Введение
Прежде всего мы хотели бы обратить внимание, что само название симпозиума:
«ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ в эволюции глобальной системы природа—общество—
человек» правильно ориентирует и поэтому облегчает определение вклада
П.Г.Кузнецова в мировую науку.
Планка поднята именно на ту высоту, с которой можно и нужно обсуждать как
идеи П.Кузнецова, так и проблему устойчивого развития Человечества.
Выше этой планки — ТВОРЧЕСКИЙ РАЗУМ — ТВОРЕЦ.
Внутри — все естественные, социальные и духовные явления комопланетарной
системы, в которой мы живем.
Обсуждение актуальных проблем Человечества ведется как правило на уровне
бытового понижения и поэтому высоко поднятая планка как бы не замечается.
И тем не менее мы рискнем заявить, что универсальная суть идей П.Г.Кузнецова
и глубинная суть проблемы устойчивого развития Человечества есть две стороны
Универсума, где все изменяется и остается неизменным.
Все трудности, с которыми сталкивается мировая наука в решении актуальных
проблем синтеза естественных и гуманитарных знаний; все трудности, с которыми
сталкивается Человечество в преодолении угрозы «пределов роста» и ресурсных
ограничений — это трудности установления соразмерных связей реальных явлений и
проблем с Пространством—Временем, установления общих законов развития Жизни,
выраженных в пространственно-временных мерах.
Открытия П.Кузнецова дают Человечеству естественно-научные основания для
преодоления этих трудностей.
К их числу мы прежде всего относим три выдающихся открытия:
1. Пространственно-Временная система общих законов природы.
2. Инварианты естественно-исторического развития Жизни (включая
общественную жизнь) как Космического явления.
3. Тензорные принципы проектирования будущего мира с использованием
универсальных мер — законов.
Почему эти открытия мы считаем выдающимися?
Прежде всего потому, что без этих открытий принципиально невозможно решить
проблему устойчивого развития Человечества.
На чем основано столь серьезное заявление?
Ведь существует одобренная в 1987г. Генеральной Ассамблеей ООН и принятая в
РИО — 1992г. практически всеми странами мира концепция устойчивого развития
мирового сообщества, разработанная Международной Комиссией с привлечением
ведущих экспертов из более чем 100 стран.
Да, это действительно так. И это явилось большим достижением мирового
сообщества. И тем не менее мы утверждаем, что без указанных открытий невозможно
выйти из мирового кризиса и перейти к устойчивому развитию Человечества на
длительную перспективу.
Почему? Да потому, что существующее мировоззрение не адекватно реальному
миру. Отсутствует понимание глубинных причин и «масштаба бедствия». Это в
конечном счете и явилось причиной глобального кризиса.

КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Выработка правильного мировоззрения
имеет, конечно, первостепенную важность
для Человечества (будучи в прямом
смысле вопросом Жизни и Смерти).
Дж.Л.Синг

«Почему, несмотря на огромные усилия, не удается добиться успехов в
продвижении к устойчивому развитию мирового сообщества?».
Ниже мы приводим восемь соображений, из которых будет видно, насколько
серьезны проблемы, с которыми приходится иметь дело мировому сообществу. Мы
хотим показать, что перед этими проблемами политики, юристы, экономисты,
финансисты, экологи будут бессильны до тех пор, пока не будут располагать
адекватным мировоззрением и НАУЧНЫМ «ИНСТРУМЕНТОМ».
8
1. «Не хватает денег». Но тогда, как объяснить тот факт, что на протяжении
нескольких миллиардов лет Природа производит продукты, которыми пользуется
каждый человек (воду, воздух, продукты питания, энергию, материалы) и на которые
она не затратила ни одного цента. Почему природа не жалуется на нехватку денег,
но остро реагирует на наши бездумные действия? Понимаем ли мы язык, на котором
она с нами разговаривает? Можем ли мы свои действия и решения выразить на ее
языке?
2. «Не ясно: является ли мировой финансовый рынок силой,
поддерживающей или препятствующей устойчивому развитию?» Но как
финансовый рынок может поддерживать устойчивое развитие, если он не может
рассчитать последствий финансовых решений по этим проблемам? У него отсутствует
надежный, устойчивый измеритель окружающей среды, с которым он может
согласовать свои решения. Не ясен механизм защиты инвестиций от рисков
неэффективного управления при переходе к устойчивому развитию.
3. «Виновата близорукость политики». Но как политика может быть не
близорукой, если финансовая информация дает искаженное представление об
изменениях в окружающем мире, и поэтому в денежных показателях в принципе не
возможно оценивать долгосрочные последствия не только финансовых, но и
политических решений. Отсутствует устойчивый измеритель.
4. Говорят о неподготовленном сознании людей. Но как оно может быть
подготовлено, если единая система, в которой мы живем и которая называется
природа—общество—человек, оказалась разорванной в нашем сознании на «куски»
вавилонской башней профессиональных языков. В силу этого не только политики,
юристы, экономисты и финансисты, но и представители естественных и технических
наук оказались в крайне затруднительном положении. Профессиональные языки стали
не сближать людей, а разъединять и тем самым существенно осложнять понимание
проблемы в целом. Ответить на вопрос: «Как все «части» образуют единую систему?»
невозможно ни на одном «известном» профессиональном языке. Но тогда мы должны
спросить себя: «На каком же языке должна быть представлена система в целом?
Понимаем ли мы ее законы?
5. Международной Комиссией по окружающей среде и развитию было заявлено:
«Мы способны согласовать деятельность Человека с законами природы» с целью
перехода к Устойчивому развитию общества.
Однако, с какими законами и как согласовывать деятельность Человека с
естественными законами сказано не было. Предполагалось, что каждая страна и
регион самостоятельно разрабатывает свою концепцию и программу.
Прошло 14 лет, но вопросы сохранились.
6. Сложилась парадоксальная ситуация.
В науке известны фундаментальные законы сохранения. Но при чем тут
устойчивое развитие? Любое развитие — это всегда изменение «чего-то». Но как может
«что-то» изменяться и одновременно устойчиво сохраняться, то есть не изменяться?
В науке известны фундаментальные принципы изменения. В соответствии с
одним из них — мир движется к хаосу. В соответствии с другим — в ноосферу к
Разуму. Куда же движется мировое сообщество: к хаосу или к ноосфере? Какой
закон природы мы должны использовать, чтобы ответить на вопрос?
Каждый человек, народ и любая живая система является заложником своих начал:
1. НАКОПЛЕНИЯ свободной энергии,
2. РАССЕИВАНИЯ свободной энергии.
9
Борьба этих начал сопровождает всю жизнь: на этапе развитие доминирует
первое, а на этапе деградация — второе начало. Но может быть есть третье начало, под
контролем которого находятся эти.
Вывод Комиссии Брундтланд согласуется с необходимостью устранения
последствий рассеивания свободной энергии: необходимо «убирать» за собой, а чтобы
меньше «убирать» — нужно меньше «потреблять», а чтобы меньше «потреблять»
нужно меньше «размножаться» — нужны энергосберегающие технологии, а для их
производства требуются организационные изменения и перераспределение
направления инвестиций. Но их финансисты почему-то не спешат давать. В чем дело?
Если собрать все учебники Высшей школы от философии, математики, физики до
экономики и права, то обнаруживается удивительная вещь: Законов природы, с
которыми нужно согласовывать практическую деятельность, чтобы обеспечить
устойчивое развитие общества во взаимодействии с окружающей средой, в
учебниках просто нет.
Все хорошо известные законы сохранения справедливы для замкнутых систем.
Однако наш мир живой природы, включая Человека и Человечество в целом, — явно
открытая система.
Известен ли науке закон сохранения, справедливый для открытых систем, из
которого следуют указанные выше два фундаментальных принципа?
Если такого закона нет, то нет и никакой гарантии, что даже при наличии у всех
стран своих национальных программ развития — мир в целом будет устойчиво
развиваться.
Основания фундаментальной науки ХХ века составили две теории: квантовая
теория и теория относительности. В сочетании с известными законами естественных
наук, они определили суть доминирующего научного мировоззрения ХХ века, и тем не
менее «ничто не вечно под луной».
Показательно обзорное выступление академика М.М. Лаврентьева: «На пороге
нового века и нового тысячелетья, самая главная проблема, которая состоит перед
Наукой мира в целом — это обеспечение устойчивого исторического будущего
Человечества.
Становится очевидным, что большинство проблем порождено прямым или
косвенным, осознаваемым или неосознаваемым нарушением законов природы.
Выяснилось:
1. Принцип постоянства скорости света не играет той определяющей роли в
задании геометрии пространства—времени как это считалось ранее.
Нарушение законов классической механики и термодинамики наступает
значительно раньше и при других обстоятельствах, чем это следует из
специальной теории относительности.
2. Известный принцип Бора «соответствия» в квантовой механике оказывается
надуманным, ошибочным представлением, а Борновская теория —
формальная подгонка …
Не секрет, что изощренность математического описания позволяет в случае, когда
речь идет об отдельных экспериментах или наблюдениях, создать впечатление
соответствия теории фактическому материалу. Однако эта иллюзия немедленно
исчезает, когда фактический материал рассматривается не фрагментарно, а в целом.
10
Тогда, в случае неадекватности, сразу обнаруживается подгоночный характер
процедур.
Если модель только «объясняет», но ничего фактически не предсказывает, она не
может определить дальнейшие пути развития … Следовательно, она, в принципе, не
может содействовать прогрессу».
«Квантовая физика столкнулся с проблемами, которые она не в состоянии решить
и видимо зашла в тупик» (Л. де Бройль).
«Квантовая механика нам дорога, но истина дороже» (Р.Р. Ньютон).
«Волей-неволей, приходится констатировать факт крупной, «корпоративной»
научной необъективности, строго говоря — или не компетенции, или фальсификации.
В этих условиях чрезвычайно актуальна выработка правильного мировоззрения,
то есть мировоззрения, основанного на научной картине мира, которая
действительно адекватна реальности, где существует и действует Человек»* (М.М.
Лаврентьев, 2000г.).
Естественно, что правильное мировоззрение не может игнорировать общие
законы живой и неживой природы, выраженные на универсальном языке
Пространства—Времени. Система этих законов должна быть ядром научного
мировоззрения адекватного реальности. Но можем ли мы обнаружить такую систему в
рамках доминирующего мировоззрения?
7. Нет сомнения в том, что Земля и любая живая система, Человек и Человечество
в целом — открытые системы, непрерывно обменивающиеся с внешней средой
потоками энергии. И тем не менее все прогнозы основаны на законах и моделях,
описывающих глобальную систему как замкнутую. Естественно, что на таких моделях
всегда будет получаться предел роста.
И тем не менее Земля ограничена Пространством и Временем, а следовательно,
имеет ограниченные энергоресурсы.
В ситуации ускоренного роста их потребления и не возрастания потока лучистой
космической энергии, падающей на Землю, неизбежна критическая ситуация
космопланетарного масштаба.
8. Именно поэтому мы ставим вопрос: «Существуют ли законы естественно-
исторического развития Жизни, включая развитие Человечества?»
Если такие законы существуют, то нужно:
их предъявить и показать, как они связаны с фундаментальными законами
природы;
показать, как эти законы проявляются в истории Человечества и особенно в
критических ситуациях, конфликтах и войнах;
предъявить их в форме, допускающей согласование с ними практической
деятельности во всех предметных областях.
Если законы исторического развития не существуют, то, как показал еще
великий И.Кант, всегда можно доказать справедливость даже прямо противоположных
утверждений.
Это означает, что любую точку зрения на вопрос о том, куда движется
человечество, страна, регион, мы признаем столь же правильной, как и
противоположную ей. Здесь нет правых и неправых, но также нет и продвижения к
пониманию путей перехода к устойчивому развитию Человечества. Субъективное
* М.М. Лаврентьев Поиск математических закономерностей мироздания. Избранные труды Третьей
сибирской конференции, Новосибирск, 2001г.
11
управление неизбежно войдет в конфликт с Законом, что и проявляется в форме глобального системного кризиса.
Таким образом, существует фундаментальная научная проблема, от решения которой зависит судьба Земной цивилизации.
Оставаясь в рамках доминирующего мировоззрения невозможно преодолеть «пределы роста». Но если их невозможно преодолеть, то принципиально невозможно обеспечить и устойчивое развитие Человечества в долгосрочной перспективе.
Но если невозможно устойчивое развитие и невозможен предел роста, то невозможно избежать геноцидной политики.
Почему это невозможно? Потому, что доминирующее мировоззрение не имеет закона естественно-исторического развития Жизни как общего закона Природы.
Не столкнулось ли мировое сообщество с проблемой превращения невозможного в возможное?
Мы знаем, что для постановки и решения проблемы требуются адекватные идеи.

(далее см. https://yadi.sk/i/vXQVngC_iKSZjQ )
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения