Пробудить восторг перед чудом Русского Языка
Страница 1 из 1
Пробудить восторг перед чудом Русского Языка
Выступление на Фестивале Русского Языка, г. Москва, 19 октября 2007 г.
Языкознание как наука о языке всегда влекло меня своим неслыханным богатством и многообразием до сих пор не решённых вопросов. А если добавить сюда и многочисленные тайны Русского Языка, – заниматься этим можно не одну жизнь.
Все годы учёбы в университете мы добросовестно изучали современный русский литературный язык. Но мне всегда хотелось знать русский язык не так, как его преподают в школах и университетах. Как – я не могла тогда этого понять и объяснить. Но в самой методике преподавания мне всегда чувствовался… если не подвох, то какая-то недосказанность. Да и скучно его у нас порой преподавали. Так скучно, что даже те, кто искренне желал посвятить свою жизнь языкознанию, порой не могли на занятиях скрыть своей зевоты.
Иные учебники написаны таким языком, что кажется, их писали… равнодушные люди. И нужно очень любить язык, чтобы преодолеть эту скуку и докопаться до его подлинной красоты. Но пока до неё докопаешься – жизнь пройдёт. И потому особенно страшно, что таковыми у нас частенько являются, прежде всего, школьные учебники. Иногда кажется, что кто-то поставил цель – задавить ребёнка и объёмом учебного материала, и нарочито запутанным изложением, и обилием научных, а чаще псевдонаучных терминов. Кем они писаны? Кем составлены грамматические правила, которые лишь запутывают сознание ребенка, ставят его в тупик. Какие неинтересные здесь приведены упражнения, а какие нелепые предъявляются требования! И вполне простые и доступные детскому пониманию правила превращаются в нечто устрашающее. Ей-Богу, иные университетские учебники написаны более доступным языком.
Любой ребёнок в такой ситуации, при такой нагрузке и такой системе чувствует себя неспособным к обучению, а уж бедные родители тем более оказываются в нелепейшем положении. Каким родителям хочется думать, что они породили бесталанного человека? Разве это не ранит и не задевает их самолюбия?
Каковы пути выхода из этого порочного круга?
Они, несомненно, есть.
Нужны нормальные учебники.
Но как быть сейчас, в конкретной ситуации? Разводят руками бедные родители. Кто может – объясняет сам учебный материал. Кто не может – оставляет, как есть. А бедные учителя бьются, пытаясь как-то исправить ситуацию. Уставшие от ежедневных проблем, низких зарплат, невозможности раскрыть свои творческие способности в полном объёме, они всё-таки пытаются вложить в детскую душу основы красоты и нравственности.
Мне всегда слово Учитель хотелось написать с прописной буквы, что я сейчас и делаю. И потому сейчас я даже… произношу слово Учитель с прописной буквы! И произношу здравицу в их честь! Они тащат на своих плечах груз неимоверной тяжести. Слава тебе, Учитель Русского Языка!
И слава Богу, что у нас были и есть такие педагоги – влюблённые в язык, литературу, величайшее искусство Слова!
Какое это счастье – что у нас вообще существует наука о языке и есть люди, которые посвящают ей свои драгоценные жизни, и что они выбирают этот путь из одной только любви к Слову. И я думаю, что они – необыкновенные и очень чуткие люди, поскольку они подсознательно чувствуют, что за Словом стоит нечто большее.
Но мне всегда казалось, что даже эти необыкновенно чуткие люди словно находятся в плену неких условностей, и будто они что-то недоговаривают. И не потому, что сознательно скрывают от нас тайны, а потому, что сами блуждают в лабиринтах языковых тайн. А в них действительно легко заблудиться.
Может быть, именно потому многие преподаватели русского языка кажутся нам излишне строгими и педантичными. А ведь изучать русский язык весело! Я это подчёркиваю: ве-се-ло!
Сколько здесь яркой мудрости, цветастой образности, народного юмора и тонких наблюдений! Да одни фразеологизмы чего стоят, все эти меткие народные выражения!
Раньше скажет цирюльник: с пальцем девять, с огурцом пятнадцать – и всё человеку ясно. А сейчас? Кто из молодёжи знает, что это значит? Ведь русский язык – это живая система, живой организм, который постоянно обновляется, развивается и движется вперёд. И вместе с тем, это такая древняя структура, древнее которой вряд ли что можно найти на Земле.
Точно мы знаем лишь то, что был когда-то на нашей планете единый язык, появившийся задолго до всех остальных, тех же романо-германских и даже санскрита. И появился он в силу необходимости, и этот древнейший язык дошёл до наших дней, правда, в очень и очень изменённом виде. Это наш с вами драгоценный Русский Язык! И это уже не гипотеза.
Разумеется, много миллионов лет тому назад предки наши говорили не так, как современные русские люди. И то, что сохранилось сегодня от того праязыка – всего лишь его жалкие останки. Но даже и сейчас чувствуется его величие и мощь.
Осталась неизменной его основа. Сохранились его фонетические особенности, грамматический строй, морфологические признаки, способы словообразования, синтаксические законы.
А главное – сохранилась душа языка, которую человек чувствует, даже не будучи специалистом в области языкознания. Мы именно чувствуем её как древнюю сущность, которую и объяснить-то толком не можем. Это в генах наших, в крови, в каждой клеточке организма.
Это происходит потому, что Русский Язык словно пробуждает спящее в человеке чувство красоты, гармонии, согласия со всем миром. Можно сказать, что Русский Язык – язык-творец, созидатель, язык красоты, мира и любви. И разве это не волшебство?
В моей жизни тоже произошло волшебство, связанное с Русским Языком. В какой-то светлый день и час я начала писать «Волшебный букварь». Это был дивный и упоительный труд!
Конечно, для того, чтобы написать книгу, нужны знания и опыт. Если это не просто книга, а книга для детей, нужна ещё и великая любовь к ним. Но если это букварь – то здесь нужны знания, опыт и любовь вместе взятые, плюс терпение и абсолютная искренность.
Мне захотелось показать детям, что Русский Язык – великое, непостижимое чудо! Мне захотелось рассказать о каждой букве как о великом таинстве, которая хранит в себе секреты и загадки чудесной, почти сказочной для нас старины.
Мы привыкли учить алфавит скучно и неинтересно, а между тем каждая буква имеет своё имя, «лицо», свой нрав.
Мне захотелось рассказать историю происхождения каждой буквы и показать величие Русского Языка и Русской Литературы.
Для этого я обратилась к мифологии, русским пословицам, поговоркам, и вместе с детишками, их родителями и вами, дорогие учителя, мы окунулись в далёкое прошлое нашего народа. Всё было очень просто – я придумала хитрую игру, зарифмовала загадки, ввела рубрику «Литературные имена», в которой очень коротко рассказала о замечательных поэтах и писателях, с которыми необходимо познакомиться каждому культурному и мыслящему человеку. Мы провели этимологический анализ родственных слов, поговорили о звуках и буквах, провели викторину, рассказали о том, что означает само слово букварь и даже рассказали об «умных» знаках препинания.
Да, мне хотелось, чтобы этот букварь дети читали вместе с мамами и бабушками. Мне хотелось возродить давно забытую традицию семейного чтения и пробудить в душе ребёнка восторг перед чудом Русского Языка.
Ведь Русский язык можно уподобить сказочному яйцу, в котором заключено сначала что-то одно, потом другое, потом третье и так – до самой сути.
Но даже утратив и забыв многое о своём родном языке, – то, что мы имеем сегодня – неисчерпаемая сокровищница. А представляете, какой была когда-то эта сокровищница!
Благодаря Слову, языку Бог сотворил мир!
И благодаря Слову, языку человек, по образу Божиему, творит уже свой мир.
Слово имеет огромную созидательную силу!
Слово, произнесённое вслух, становится реальностью!
Я верю, что это так было и есть, и что это никакие не сказки.
И только с такой верой в Русский Язык можно идти к детям и учить их этому чуду. Человек, владеющий Русским Языком, становится настоящим волшебником.
Кажется, что всё это странно и непонятно сейчас современному человеку, что в суете мегаполисов нет места восторгу перед чудом Русского Языка и Литературы, но это не так. И мы с вами, чиновники, писатели, педагоги, родители, издатели должны всё делать для того, чтобы этот восторг пробудить!
И я очень благодарна культурному центру «Гармония», деятельность которого весьма многогранна, который на свои средства издал эту книгу в таком красивом, таком сказочном виде. И то, что они сегодня делают для поддержания и развития русского языка, неоценимо. Мы говорим сейчас о том, что Президент РФ В. В. Путин объявил этот год Годом Русского языка, и в этом свете деятельность культурного центра «Гармония» очень актуальна. Но я знаю и то, что эти люди – Вадим и Татьяна Горпинченко уже давно ведут большую просветительскую и культурную работу, они не только издают обучающие книги, но и безвозмездно их рассылают по школам, детским домам. Не коммерческий интерес ими движет, а забота о том, в каком мире будут жить наши дети.
Сегодня, когда наша молодёжь, увы, ориентируется на западные ценности, мы все, прежде всего, должны встать на защиту Русского Языка. Мы видим на улицах наших городов ночные клубы, игровые автоматы, – именно туда спешит сегодня молодёжь. А между тем наша великая русская культура остаётся, если не на обочине, то по крайней мере, невостребованной нашими детьми. И это наша всеобщая боль.
Президент России В. В. Путин уже сказал о том, что следующий год будет Годом Семьи. Я мечтаю о том, чтобы и мой «Волшебный букварь» не только пробуждал любовь к русскому Слову, но и способствовал укреплению семьи, так как эта книга задумывалась и для семейного чтения.
После выхода букваря мне стали приходить письма от читателей, стали обращаться и учителя с просьбами написать методические рекомендации по работе с книгой. Прошло немного времени, и вот эти методические рекомендации написаны. Дай Бог, чтобы и новое издание букваря стало… каплей мёда в большой бочке мёда российской словесности.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Какими таинствами полнится наш мир!
Какое чудо нам дарует Космос!
Звучат на высоте десятки лир,
а на Земле произрастает колос.
И среди этих тайн живёт одна –
древнейшая, как видимо, загадка.
Она исконного величия полна,
и высшего, наверное, порядка.
Откуда к нам пришёл родной язык,
какие силы нам его послали?!
В какой счастливый и чудесный миг
они его с любовью создавали?!
О Русский, солнечный, сияющий Язык!
Певучий, как река в своём теченье!
Ты до сих пор хранишь и Божий лик,
и золотое мудрое сеченье!
Хранишь в себе незыблемость основ
и высшей математики начала.
О Русский мой Язык! Язык Богов!
Тобою вся Природа зазвучала!
Ты в голосе и шёпоте ветров,
ты в шелесте полей зеленооких,
ты в пенье птиц, ты в яви наших снов!
О Русский мой Язык! В тебе – истоки!
Да, ты хранишь основы тех начал
заложенные со времён творенья.
О, если б каждый силу твою знал
и осознал твоё предназначенье!
Космическую сущность языка!
И звёздную высокую причину!
Кто это понял – жизнь того легка,
тот не согнёт перед врагами спину.
О Русский мой, божественный Язык!
Сколь велика под Солнцем твоя слава!
Пока ты есть – отраден каждый миг!
Пока ты есть – жива моя Держава!
2007 г.
Языкознание как наука о языке всегда влекло меня своим неслыханным богатством и многообразием до сих пор не решённых вопросов. А если добавить сюда и многочисленные тайны Русского Языка, – заниматься этим можно не одну жизнь.
Все годы учёбы в университете мы добросовестно изучали современный русский литературный язык. Но мне всегда хотелось знать русский язык не так, как его преподают в школах и университетах. Как – я не могла тогда этого понять и объяснить. Но в самой методике преподавания мне всегда чувствовался… если не подвох, то какая-то недосказанность. Да и скучно его у нас порой преподавали. Так скучно, что даже те, кто искренне желал посвятить свою жизнь языкознанию, порой не могли на занятиях скрыть своей зевоты.
Иные учебники написаны таким языком, что кажется, их писали… равнодушные люди. И нужно очень любить язык, чтобы преодолеть эту скуку и докопаться до его подлинной красоты. Но пока до неё докопаешься – жизнь пройдёт. И потому особенно страшно, что таковыми у нас частенько являются, прежде всего, школьные учебники. Иногда кажется, что кто-то поставил цель – задавить ребёнка и объёмом учебного материала, и нарочито запутанным изложением, и обилием научных, а чаще псевдонаучных терминов. Кем они писаны? Кем составлены грамматические правила, которые лишь запутывают сознание ребенка, ставят его в тупик. Какие неинтересные здесь приведены упражнения, а какие нелепые предъявляются требования! И вполне простые и доступные детскому пониманию правила превращаются в нечто устрашающее. Ей-Богу, иные университетские учебники написаны более доступным языком.
Любой ребёнок в такой ситуации, при такой нагрузке и такой системе чувствует себя неспособным к обучению, а уж бедные родители тем более оказываются в нелепейшем положении. Каким родителям хочется думать, что они породили бесталанного человека? Разве это не ранит и не задевает их самолюбия?
Каковы пути выхода из этого порочного круга?
Они, несомненно, есть.
Нужны нормальные учебники.
Но как быть сейчас, в конкретной ситуации? Разводят руками бедные родители. Кто может – объясняет сам учебный материал. Кто не может – оставляет, как есть. А бедные учителя бьются, пытаясь как-то исправить ситуацию. Уставшие от ежедневных проблем, низких зарплат, невозможности раскрыть свои творческие способности в полном объёме, они всё-таки пытаются вложить в детскую душу основы красоты и нравственности.
Мне всегда слово Учитель хотелось написать с прописной буквы, что я сейчас и делаю. И потому сейчас я даже… произношу слово Учитель с прописной буквы! И произношу здравицу в их честь! Они тащат на своих плечах груз неимоверной тяжести. Слава тебе, Учитель Русского Языка!
И слава Богу, что у нас были и есть такие педагоги – влюблённые в язык, литературу, величайшее искусство Слова!
Какое это счастье – что у нас вообще существует наука о языке и есть люди, которые посвящают ей свои драгоценные жизни, и что они выбирают этот путь из одной только любви к Слову. И я думаю, что они – необыкновенные и очень чуткие люди, поскольку они подсознательно чувствуют, что за Словом стоит нечто большее.
Но мне всегда казалось, что даже эти необыкновенно чуткие люди словно находятся в плену неких условностей, и будто они что-то недоговаривают. И не потому, что сознательно скрывают от нас тайны, а потому, что сами блуждают в лабиринтах языковых тайн. А в них действительно легко заблудиться.
Может быть, именно потому многие преподаватели русского языка кажутся нам излишне строгими и педантичными. А ведь изучать русский язык весело! Я это подчёркиваю: ве-се-ло!
Сколько здесь яркой мудрости, цветастой образности, народного юмора и тонких наблюдений! Да одни фразеологизмы чего стоят, все эти меткие народные выражения!
Раньше скажет цирюльник: с пальцем девять, с огурцом пятнадцать – и всё человеку ясно. А сейчас? Кто из молодёжи знает, что это значит? Ведь русский язык – это живая система, живой организм, который постоянно обновляется, развивается и движется вперёд. И вместе с тем, это такая древняя структура, древнее которой вряд ли что можно найти на Земле.
Точно мы знаем лишь то, что был когда-то на нашей планете единый язык, появившийся задолго до всех остальных, тех же романо-германских и даже санскрита. И появился он в силу необходимости, и этот древнейший язык дошёл до наших дней, правда, в очень и очень изменённом виде. Это наш с вами драгоценный Русский Язык! И это уже не гипотеза.
Разумеется, много миллионов лет тому назад предки наши говорили не так, как современные русские люди. И то, что сохранилось сегодня от того праязыка – всего лишь его жалкие останки. Но даже и сейчас чувствуется его величие и мощь.
Осталась неизменной его основа. Сохранились его фонетические особенности, грамматический строй, морфологические признаки, способы словообразования, синтаксические законы.
А главное – сохранилась душа языка, которую человек чувствует, даже не будучи специалистом в области языкознания. Мы именно чувствуем её как древнюю сущность, которую и объяснить-то толком не можем. Это в генах наших, в крови, в каждой клеточке организма.
Это происходит потому, что Русский Язык словно пробуждает спящее в человеке чувство красоты, гармонии, согласия со всем миром. Можно сказать, что Русский Язык – язык-творец, созидатель, язык красоты, мира и любви. И разве это не волшебство?
В моей жизни тоже произошло волшебство, связанное с Русским Языком. В какой-то светлый день и час я начала писать «Волшебный букварь». Это был дивный и упоительный труд!
Конечно, для того, чтобы написать книгу, нужны знания и опыт. Если это не просто книга, а книга для детей, нужна ещё и великая любовь к ним. Но если это букварь – то здесь нужны знания, опыт и любовь вместе взятые, плюс терпение и абсолютная искренность.
Мне захотелось показать детям, что Русский Язык – великое, непостижимое чудо! Мне захотелось рассказать о каждой букве как о великом таинстве, которая хранит в себе секреты и загадки чудесной, почти сказочной для нас старины.
Мы привыкли учить алфавит скучно и неинтересно, а между тем каждая буква имеет своё имя, «лицо», свой нрав.
Мне захотелось рассказать историю происхождения каждой буквы и показать величие Русского Языка и Русской Литературы.
Для этого я обратилась к мифологии, русским пословицам, поговоркам, и вместе с детишками, их родителями и вами, дорогие учителя, мы окунулись в далёкое прошлое нашего народа. Всё было очень просто – я придумала хитрую игру, зарифмовала загадки, ввела рубрику «Литературные имена», в которой очень коротко рассказала о замечательных поэтах и писателях, с которыми необходимо познакомиться каждому культурному и мыслящему человеку. Мы провели этимологический анализ родственных слов, поговорили о звуках и буквах, провели викторину, рассказали о том, что означает само слово букварь и даже рассказали об «умных» знаках препинания.
Да, мне хотелось, чтобы этот букварь дети читали вместе с мамами и бабушками. Мне хотелось возродить давно забытую традицию семейного чтения и пробудить в душе ребёнка восторг перед чудом Русского Языка.
Ведь Русский язык можно уподобить сказочному яйцу, в котором заключено сначала что-то одно, потом другое, потом третье и так – до самой сути.
Но даже утратив и забыв многое о своём родном языке, – то, что мы имеем сегодня – неисчерпаемая сокровищница. А представляете, какой была когда-то эта сокровищница!
Благодаря Слову, языку Бог сотворил мир!
И благодаря Слову, языку человек, по образу Божиему, творит уже свой мир.
Слово имеет огромную созидательную силу!
Слово, произнесённое вслух, становится реальностью!
Я верю, что это так было и есть, и что это никакие не сказки.
И только с такой верой в Русский Язык можно идти к детям и учить их этому чуду. Человек, владеющий Русским Языком, становится настоящим волшебником.
Кажется, что всё это странно и непонятно сейчас современному человеку, что в суете мегаполисов нет места восторгу перед чудом Русского Языка и Литературы, но это не так. И мы с вами, чиновники, писатели, педагоги, родители, издатели должны всё делать для того, чтобы этот восторг пробудить!
И я очень благодарна культурному центру «Гармония», деятельность которого весьма многогранна, который на свои средства издал эту книгу в таком красивом, таком сказочном виде. И то, что они сегодня делают для поддержания и развития русского языка, неоценимо. Мы говорим сейчас о том, что Президент РФ В. В. Путин объявил этот год Годом Русского языка, и в этом свете деятельность культурного центра «Гармония» очень актуальна. Но я знаю и то, что эти люди – Вадим и Татьяна Горпинченко уже давно ведут большую просветительскую и культурную работу, они не только издают обучающие книги, но и безвозмездно их рассылают по школам, детским домам. Не коммерческий интерес ими движет, а забота о том, в каком мире будут жить наши дети.
Сегодня, когда наша молодёжь, увы, ориентируется на западные ценности, мы все, прежде всего, должны встать на защиту Русского Языка. Мы видим на улицах наших городов ночные клубы, игровые автоматы, – именно туда спешит сегодня молодёжь. А между тем наша великая русская культура остаётся, если не на обочине, то по крайней мере, невостребованной нашими детьми. И это наша всеобщая боль.
Президент России В. В. Путин уже сказал о том, что следующий год будет Годом Семьи. Я мечтаю о том, чтобы и мой «Волшебный букварь» не только пробуждал любовь к русскому Слову, но и способствовал укреплению семьи, так как эта книга задумывалась и для семейного чтения.
После выхода букваря мне стали приходить письма от читателей, стали обращаться и учителя с просьбами написать методические рекомендации по работе с книгой. Прошло немного времени, и вот эти методические рекомендации написаны. Дай Бог, чтобы и новое издание букваря стало… каплей мёда в большой бочке мёда российской словесности.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Какими таинствами полнится наш мир!
Какое чудо нам дарует Космос!
Звучат на высоте десятки лир,
а на Земле произрастает колос.
И среди этих тайн живёт одна –
древнейшая, как видимо, загадка.
Она исконного величия полна,
и высшего, наверное, порядка.
Откуда к нам пришёл родной язык,
какие силы нам его послали?!
В какой счастливый и чудесный миг
они его с любовью создавали?!
О Русский, солнечный, сияющий Язык!
Певучий, как река в своём теченье!
Ты до сих пор хранишь и Божий лик,
и золотое мудрое сеченье!
Хранишь в себе незыблемость основ
и высшей математики начала.
О Русский мой Язык! Язык Богов!
Тобою вся Природа зазвучала!
Ты в голосе и шёпоте ветров,
ты в шелесте полей зеленооких,
ты в пенье птиц, ты в яви наших снов!
О Русский мой Язык! В тебе – истоки!
Да, ты хранишь основы тех начал
заложенные со времён творенья.
О, если б каждый силу твою знал
и осознал твоё предназначенье!
Космическую сущность языка!
И звёздную высокую причину!
Кто это понял – жизнь того легка,
тот не согнёт перед врагами спину.
О Русский мой, божественный Язык!
Сколь велика под Солнцем твоя слава!
Пока ты есть – отраден каждый миг!
Пока ты есть – жива моя Держава!
2007 г.
Любовь Рыжкова- Пользователь
- Сообщения : 13
Репутация : 12
Дата регистрации : 2017-09-04
Похожие темы
» Пожилой Человек Русским языком
» Чудинов В А Об истории Русского языка
» А. Шевцов О силе русского языка
» Борис Мельц У русского языка нет будущего
» Владимир Говоров о тайнах русского языка
» Чудинов В А Об истории Русского языка
» А. Шевцов О силе русского языка
» Борис Мельц У русского языка нет будущего
» Владимир Говоров о тайнах русского языка
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|