Закон перехода количественных изменений в качественные
Участников: 4
Страница 1 из 1
Закон перехода количественных изменений в качественные
А. Г. Спиркин Переход количественных изменений в качественные
Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистич. основе Гегелем. Творч. развитие на базе диалектич. материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма.
Закон П. к. и. в к. носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количеств. изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лить путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 385). Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.
Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 256). Переход явления из одного качеств. состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Единство и борьба противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон).
Переход одного явления в другое есть взаимодействие количеств. и качеств. изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных — как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.
В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некрый процесс определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космич. процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей место ранее закономерности количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или социальная революция в обществе.
Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.
Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, напр. рождение и смерть организма. Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химич. свойства атома или молекулы.
Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. значение, обязывая изучать объект и с качеств., и с количеств. сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ. развитии — от субъективистского авантюризма.
Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий «качество» и «количество», М., 1972; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979; Основы марксистсколенинской философии, M., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.
А. Г. Спиркин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития. Впервые он был сформулирован на объективно-идеалистич. основе Гегелем. Творч. развитие на базе диалектич. материализма получил в трудах классиков марксизма-ленинизма.
Закон П. к. и. в к. носит объективный и всеобщий характер. Его содержание раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количеств. изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лить путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 385). Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.
Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок. Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 256). Переход явления из одного качеств. состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Единство и борьба противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон).
Переход одного явления в другое есть взаимодействие количеств. и качеств. изменений, проходящих через ряд промежуточных фаз. При этом различные фазы изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот переход выступает во времени как нечто постепенное, а со стороны качественных — как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает образование единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция.
В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некрый процесс определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет — в космич. процессах и сотни тысяч лет — в образовании видов животных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей место ранее закономерности количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или социальная революция в обществе.
Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.
Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена граница перехода, напр. рождение и смерть организма. Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, которые включаются в сам процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химич. свойства атома или молекулы.
Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. значение, обязывая изучать объект и с качеств., и с количеств. сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ. развитии — от субъективистского авантюризма.
Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий «качество» и «количество», М., 1972; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979; Основы марксистсколенинской философии, M., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.
А. Г. Спиркин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
В.П.Николаев- Пользователь
- Сообщения : 341
Репутация : 285
Дата регистрации : 2016-03-19
karlsonmarxx О т.н. "Гегелевском" законе перехода количества в качество ...
karlsonmarxx О т.н. "Гегелевском" законе перехода количества в качество ...
"Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Следует заметить, что само по себе КОЛИЧЕСТВО НЕ ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом."
"Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса.
Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.
https://new-rabochy.livejournal.com/617677.html
"Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству[2].
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Следует заметить, что само по себе КОЛИЧЕСТВО НЕ ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом."
"Закон сформулирован Фридрихом Энгельсом в результате интерпретации логики Гегеля и философских работ Карла Маркса.
Формулировка закона была дана Ф. Энгельсом.
https://new-rabochy.livejournal.com/617677.html
Сергеев- Активист
- Сообщения : 198
Репутация : 128
Дата регистрации : 2016-03-12
Александр Ивашкевич Как возникает куча или о переходе количества в качество
Александр Ивашкевич Как возникает куча или о переходе количества в качество
Когда возникает куча или о пресловутом переходе количества в качество…
"Если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?" Евбулид (из Милета; IV век до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы.
Так с какого же по счёту элемента множества объектов начинается "куча"?
Два зерна или четыре песчинки песка кучи не составят. Это очевидно для всех. Три, четыре, пять шесть, семь, десять... - также!
С какой же величины n рассматриваемых объектов можно сказать, что из отдельных счётных объектов возникла новое образование, система под названием "куча"?
Или, выражаясь философски, - с какого именно шага изменения количества объектов (элементов) множества возникает качественно новый предмет (система) со своими специфическими особенностями, свойствами, качествами, отличающими его от простой суммы составляющих, его образующих частей? И когда этот новый объект обретает новое качественное наименование - "куча"?
Под словом "куча" в бытовом смысле, обычно, подразумевают большое количество каких-нибудь объектов, предметов наваленных в одном месте в форме горки. Куча мусора. Куча песка. Куча говна... "Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно." Крылов. "Царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу." Пушкин. Бывает куча листвы или цветов. И даже мыслей...
Куча - это беспорядочное, хаотичное нагромождение, груда разных предметов, расположенных в одном месте.
Возникновение "кучи" из отдельных объектов - это, по существу, демонстрация проявления пресловутого закона диалектики о "переходе количества в качество".
Давайте разберёмся. Проведём мысленный эксперимент. Начнём прибавлять к одному объекту другие – один, два, три, четыре, десять и так далее до n-ного количества. Вопрос: на какой величине n мы сможем уверенно сказать, что у нас возник некий новый объект под названием "куча" или под другим каким-то названием, если возникает нечто более упорядоченное (фаза, кристалл, капля, ассоциат и так далее)?
Мы можем ясно, чётко и однозначно различить один или много объектов находятся в рассматриваемом месте пространства. Это умение нам дано от рождения.
Много – это когда пересчитывать наличие присутствия всего придётся очень долго. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже в этом тривиальном моменте проявляется чувственная взаимосвязь между пространством (много частиц, расположенных в данном месте) и временем (чтобы сосчитать количество объектов в этой области пространства необходимо затратить много времени), на что впервые было указано и количественно оформлено в специальной теории относительности Эйнштейна в трактовке Минковского.
Понятие "много" - это чисто качественное, антропное понятие, как и понятие "куча". Чтобы они стали понятийно определёнными и исчислимыми, т.е. научными, необходимо дать строгое определение, экспликацию этих терминов.
Очевидно, что понятие "много" - это относительная, оценочная характеристика состояния ситуации: кому здесь и сейчас тысяча рублей будет представляться как "много", а кому – как весьма мало.
Тысяча песчинок или зёрен – это много или мало, это уже "куча" или ещё нет? А миллион песчинок и зёрен? А миллиард? Определённые качественные характеристики состояния систем будут обуславливаться тем, какое содержание, определение для слова "куча" мы используем и каков размер используемых песчинок и зёрен в данных обстоятельствах.
Для муравья или тли объект, состоящий из тысяч песчинок морского песка, скорее всего, будет представляться кучей. А жук или мышь такой объект просто не заметят. Перешагнут…
Давайте определим "кучу" как такой целостный объект, который образован из множества элементов ("песчинок") n, когда добавление следующего элемента ("песчинки") n+1 к этому множеству практически (!) никак не повлияет на качества - нами оцениваемых - возникшего нового объекта.
В человеческом представлении "куча" - это некий такой объект, который имеет высоту, площадь основания и определённый угол наклона поверхности, который обладает определённой массой, объёмом, плотностью вещества, строением, формой поверхности и другими физико-химическими параметрами. Для человека кучей будет выступать лишь такой объект, который он может различить визуально и который может помешать его перемещению в пространстве, о который он может споткнуться, на который он может наступить, или который может переступить или обойти.
Итак, "куча" - это такое образование из неких объектов, которое однозначно и конкретно выделяется человеком в окружающей его среде и которое может оказать заметное воздействие на человека; имеющее определённую форму горы или конуса и определённые размеры и массу.
Теперь можно дать достаточно однозначное определение и объяснение - с какого момента множество элементов (песчинок, зёрен) превращается в "кучу".
Куча возникает тогда и только так, когда последний из добавляемых элементов к их множеству перестаёт влиять на качества данного образовавшегося объекта. Перестаёт его изменять. Это утверждение можно рассматривать как теорему. А теоремы следует доказывать.
Путь доказательства очевиден, исходя из выше изложенного.
Итак, к некоему элементу (объекту) n(0) добавляется элемент n(1), а к ним далее - n(2), n(3), n(4) и так далее. Если мы рассматриваем вариант образования некой "кучи", то должны задаться определёнными качественными и количественным особенностями добавляемых элементов – размером, формой поверхности, особенностями взаимодействия между ними (адгезия, сыпучесть, влажность и т.д). От этого будет зависеть форма образующейся кучи и начало её "возникновения".
Каждая из добавляемых "песчинок" - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10, 11, 12 и так далее,- очевидно, будут изменять основные качественные и количественные параметры вновь образуемого объекта - форма, вид основания, его размер, высота, форма, структура поверхности и так далее. Это несложно себе представить или наблюдать экспериментально.
Допустим, что новые элементы поступают сверху в одном направлении и с одной высоты. Наша объект непрерывно, по мере добавления новых элементов (песчинок, зёрен), будет качественно изменять свой вид - занимаемую площадь на поверхности, высоту, угол склона, форму поверхности и т.д., - и количественные характеристики: массу, объём, плотность.
В какой-то момент возникнет ситуация, когда последний добавляемый элемент на возникшее множество элементов перестанет заметно для нас изменять его и влиять на его качественные характеристики и особенности. Это легко представить и проверить экспериментально. Возникнет некая горка и каждая вновь добавляемая частица не будет заметно изменять вид и параметры этой горки. Именно этот момент и следует считать началом возникновения нового объекта – "кучи". Эта куча начинает самостоятельное существование. Количественные изменения числа добавленных частиц песка, зерна или чего-либо другого привели к возникновению нового качества у вновь возникшего объекта и последующие добавления песчинок, зёрен, элементов, частиц уже заметно не изменяют качественный вид и наблюдаемые параметры новообразования – кучи. "Куча" состоялась.
Надеюсь, что вы заметили, что никакого "перехода, преобразования количества в качество" в нашем мысленном эксперименте не произошло! Это в принципе невозможно! Что можно увидеть и в любых других качественных изменениях. Новые качества возникают ни как "переход" количества в качество, а как естественная эмерджентность - возникновение у какой-либо системы новых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. Кто говорит о "переходе" количества в качество – тот элементарно, но сильно заблуждается. Никогда, ни в одном природном процессе не происходит перехода количества в качество. Это оксюморон! Просто количественные изменения обязательно приводят к качественным изменениям вновь образуемого множества.
Классики марксизма-ленинизма в этом вопросе явно ошиблись.
Вопрос: сколько именно частиц, песчинок, зёрен, элементов необходимо соединить, чтобы возникли качественные изменения в образующемся множестве? Это будет, очевидно, определяться имеющимися характеристиками, физико-химическими и иными свойствами самих суммируемых элементов (песчинок, зёрен, элементов) и качествами той поверхности , на которой они собираются вместе. Бытие нового образования будет полностью определяться природой, размерами, формой, массой элементов, частей системы, силами связи между ними (механические связи, физические связи, адгезия, адсорбция, химические связи, электрические связи), а также внешними условиями: высотой их падения, влажностью среды, ветром, поверхностным натяжением поверхности, на которую они попадают, температурой, давлением и т.д..
Если использовать некие средние параметры участников процесса, то можно оценить на каком именно номере частицы, образующей множество, может возникнуть новая качественно система "куча" в данных условиях.
Представим самый идеальный случай формирования новой сущности (кучи) – соединяются круглые частицы, взаимодействующие между собой только механически и физически. Можно представить следующую картину.
Вокруг данного шара физически возможно разместить при непосредственном касании только шесть других шаров такого же размера. Ну так устроен наш мир. Возникает семиричное множественное образование. Поверхность в определённом смысле.
Над этими семью шарами выше могут быть естественно расположены ещё 3 шара. Ещё выше – 1. Всего получается 11 шаров. Это минимальное число шаров, образующих кучу в идеале в виде горки?!
11-й шар, брошенный на эту кучу, изменит её качественный вид? Скорее всего разрушит нашу теоретическую идиллию. Реальная куча, скорее всего, возникнет лишь на тысячном шаре… Как нам кажется... Это в принципе возможно рассчитать? Для нашего рассмотрения это сейчас не обязательно.
Главное, что куча обязательно возникнет и будет некоторое время по форме неизменной. Произошёл качественный "скачок" - отдельные шары создали новую систему - кучу!
В принципе, если шаров будет достаточно много, то может возникнуть новое тело вплоть до космических масштабов: холм, гора, астероид или планета. При дальнейшем увеличении количества шаров возможно образование звезды или даже "чёрной дыры". Это можно элементарно подсчитать с достаточной точностью – при какой именно массе (количестве шаров) и размере начнётся коллапс объекта превращающий его в "чёрную дыру". Можно воспользоваться уравнением Шварцшильда…
Таким образом, мы рассмотрели возможную эволюцию системы объектов в зависимости от количества образующих её элементов. Никаких "переходов" количества в качество происходить не будет – это ненаучный бред - будет наблюдаться качественное изменение состояния системы при изменении количества, образующих её элементов.
Такая картина наблюдается для всех качественных переходах, когда количественные изменения состава системы приводят к качественному её изменению.
Ярчайший пример этого демонстрирует система периодического изменения химических свойств химических элементов и их соединений, отражённая в Таблице химических элементов Менделеева.
https://proza.ru/2017/05/06/2044
Когда возникает куча или о пресловутом переходе количества в качество…
"Если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?" Евбулид (из Милета; IV век до н. э.) - древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы.
Так с какого же по счёту элемента множества объектов начинается "куча"?
Два зерна или четыре песчинки песка кучи не составят. Это очевидно для всех. Три, четыре, пять шесть, семь, десять... - также!
С какой же величины n рассматриваемых объектов можно сказать, что из отдельных счётных объектов возникла новое образование, система под названием "куча"?
Или, выражаясь философски, - с какого именно шага изменения количества объектов (элементов) множества возникает качественно новый предмет (система) со своими специфическими особенностями, свойствами, качествами, отличающими его от простой суммы составляющих, его образующих частей? И когда этот новый объект обретает новое качественное наименование - "куча"?
Под словом "куча" в бытовом смысле, обычно, подразумевают большое количество каких-нибудь объектов, предметов наваленных в одном месте в форме горки. Куча мусора. Куча песка. Куча говна... "Навозну кучу разрывая, петух нашел жемчужное зерно." Крылов. "Царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу." Пушкин. Бывает куча листвы или цветов. И даже мыслей...
Куча - это беспорядочное, хаотичное нагромождение, груда разных предметов, расположенных в одном месте.
Возникновение "кучи" из отдельных объектов - это, по существу, демонстрация проявления пресловутого закона диалектики о "переходе количества в качество".
Давайте разберёмся. Проведём мысленный эксперимент. Начнём прибавлять к одному объекту другие – один, два, три, четыре, десять и так далее до n-ного количества. Вопрос: на какой величине n мы сможем уверенно сказать, что у нас возник некий новый объект под названием "куча" или под другим каким-то названием, если возникает нечто более упорядоченное (фаза, кристалл, капля, ассоциат и так далее)?
Мы можем ясно, чётко и однозначно различить один или много объектов находятся в рассматриваемом месте пространства. Это умение нам дано от рождения.
Много – это когда пересчитывать наличие присутствия всего придётся очень долго. Хочу обратить ваше внимание на то, что уже в этом тривиальном моменте проявляется чувственная взаимосвязь между пространством (много частиц, расположенных в данном месте) и временем (чтобы сосчитать количество объектов в этой области пространства необходимо затратить много времени), на что впервые было указано и количественно оформлено в специальной теории относительности Эйнштейна в трактовке Минковского.
Понятие "много" - это чисто качественное, антропное понятие, как и понятие "куча". Чтобы они стали понятийно определёнными и исчислимыми, т.е. научными, необходимо дать строгое определение, экспликацию этих терминов.
Очевидно, что понятие "много" - это относительная, оценочная характеристика состояния ситуации: кому здесь и сейчас тысяча рублей будет представляться как "много", а кому – как весьма мало.
Тысяча песчинок или зёрен – это много или мало, это уже "куча" или ещё нет? А миллион песчинок и зёрен? А миллиард? Определённые качественные характеристики состояния систем будут обуславливаться тем, какое содержание, определение для слова "куча" мы используем и каков размер используемых песчинок и зёрен в данных обстоятельствах.
Для муравья или тли объект, состоящий из тысяч песчинок морского песка, скорее всего, будет представляться кучей. А жук или мышь такой объект просто не заметят. Перешагнут…
Давайте определим "кучу" как такой целостный объект, который образован из множества элементов ("песчинок") n, когда добавление следующего элемента ("песчинки") n+1 к этому множеству практически (!) никак не повлияет на качества - нами оцениваемых - возникшего нового объекта.
В человеческом представлении "куча" - это некий такой объект, который имеет высоту, площадь основания и определённый угол наклона поверхности, который обладает определённой массой, объёмом, плотностью вещества, строением, формой поверхности и другими физико-химическими параметрами. Для человека кучей будет выступать лишь такой объект, который он может различить визуально и который может помешать его перемещению в пространстве, о который он может споткнуться, на который он может наступить, или который может переступить или обойти.
Итак, "куча" - это такое образование из неких объектов, которое однозначно и конкретно выделяется человеком в окружающей его среде и которое может оказать заметное воздействие на человека; имеющее определённую форму горы или конуса и определённые размеры и массу.
Теперь можно дать достаточно однозначное определение и объяснение - с какого момента множество элементов (песчинок, зёрен) превращается в "кучу".
Куча возникает тогда и только так, когда последний из добавляемых элементов к их множеству перестаёт влиять на качества данного образовавшегося объекта. Перестаёт его изменять. Это утверждение можно рассматривать как теорему. А теоремы следует доказывать.
Путь доказательства очевиден, исходя из выше изложенного.
Итак, к некоему элементу (объекту) n(0) добавляется элемент n(1), а к ним далее - n(2), n(3), n(4) и так далее. Если мы рассматриваем вариант образования некой "кучи", то должны задаться определёнными качественными и количественным особенностями добавляемых элементов – размером, формой поверхности, особенностями взаимодействия между ними (адгезия, сыпучесть, влажность и т.д). От этого будет зависеть форма образующейся кучи и начало её "возникновения".
Каждая из добавляемых "песчинок" - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10, 11, 12 и так далее,- очевидно, будут изменять основные качественные и количественные параметры вновь образуемого объекта - форма, вид основания, его размер, высота, форма, структура поверхности и так далее. Это несложно себе представить или наблюдать экспериментально.
Допустим, что новые элементы поступают сверху в одном направлении и с одной высоты. Наша объект непрерывно, по мере добавления новых элементов (песчинок, зёрен), будет качественно изменять свой вид - занимаемую площадь на поверхности, высоту, угол склона, форму поверхности и т.д., - и количественные характеристики: массу, объём, плотность.
В какой-то момент возникнет ситуация, когда последний добавляемый элемент на возникшее множество элементов перестанет заметно для нас изменять его и влиять на его качественные характеристики и особенности. Это легко представить и проверить экспериментально. Возникнет некая горка и каждая вновь добавляемая частица не будет заметно изменять вид и параметры этой горки. Именно этот момент и следует считать началом возникновения нового объекта – "кучи". Эта куча начинает самостоятельное существование. Количественные изменения числа добавленных частиц песка, зерна или чего-либо другого привели к возникновению нового качества у вновь возникшего объекта и последующие добавления песчинок, зёрен, элементов, частиц уже заметно не изменяют качественный вид и наблюдаемые параметры новообразования – кучи. "Куча" состоялась.
Надеюсь, что вы заметили, что никакого "перехода, преобразования количества в качество" в нашем мысленном эксперименте не произошло! Это в принципе невозможно! Что можно увидеть и в любых других качественных изменениях. Новые качества возникают ни как "переход" количества в качество, а как естественная эмерджентность - возникновение у какой-либо системы новых свойств, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями. Кто говорит о "переходе" количества в качество – тот элементарно, но сильно заблуждается. Никогда, ни в одном природном процессе не происходит перехода количества в качество. Это оксюморон! Просто количественные изменения обязательно приводят к качественным изменениям вновь образуемого множества.
Классики марксизма-ленинизма в этом вопросе явно ошиблись.
Вопрос: сколько именно частиц, песчинок, зёрен, элементов необходимо соединить, чтобы возникли качественные изменения в образующемся множестве? Это будет, очевидно, определяться имеющимися характеристиками, физико-химическими и иными свойствами самих суммируемых элементов (песчинок, зёрен, элементов) и качествами той поверхности , на которой они собираются вместе. Бытие нового образования будет полностью определяться природой, размерами, формой, массой элементов, частей системы, силами связи между ними (механические связи, физические связи, адгезия, адсорбция, химические связи, электрические связи), а также внешними условиями: высотой их падения, влажностью среды, ветром, поверхностным натяжением поверхности, на которую они попадают, температурой, давлением и т.д..
Если использовать некие средние параметры участников процесса, то можно оценить на каком именно номере частицы, образующей множество, может возникнуть новая качественно система "куча" в данных условиях.
Представим самый идеальный случай формирования новой сущности (кучи) – соединяются круглые частицы, взаимодействующие между собой только механически и физически. Можно представить следующую картину.
Вокруг данного шара физически возможно разместить при непосредственном касании только шесть других шаров такого же размера. Ну так устроен наш мир. Возникает семиричное множественное образование. Поверхность в определённом смысле.
Над этими семью шарами выше могут быть естественно расположены ещё 3 шара. Ещё выше – 1. Всего получается 11 шаров. Это минимальное число шаров, образующих кучу в идеале в виде горки?!
11-й шар, брошенный на эту кучу, изменит её качественный вид? Скорее всего разрушит нашу теоретическую идиллию. Реальная куча, скорее всего, возникнет лишь на тысячном шаре… Как нам кажется... Это в принципе возможно рассчитать? Для нашего рассмотрения это сейчас не обязательно.
Главное, что куча обязательно возникнет и будет некоторое время по форме неизменной. Произошёл качественный "скачок" - отдельные шары создали новую систему - кучу!
В принципе, если шаров будет достаточно много, то может возникнуть новое тело вплоть до космических масштабов: холм, гора, астероид или планета. При дальнейшем увеличении количества шаров возможно образование звезды или даже "чёрной дыры". Это можно элементарно подсчитать с достаточной точностью – при какой именно массе (количестве шаров) и размере начнётся коллапс объекта превращающий его в "чёрную дыру". Можно воспользоваться уравнением Шварцшильда…
Таким образом, мы рассмотрели возможную эволюцию системы объектов в зависимости от количества образующих её элементов. Никаких "переходов" количества в качество происходить не будет – это ненаучный бред - будет наблюдаться качественное изменение состояния системы при изменении количества, образующих её элементов.
Такая картина наблюдается для всех качественных переходах, когда количественные изменения состава системы приводят к качественному её изменению.
Ярчайший пример этого демонстрирует система периодического изменения химических свойств химических элементов и их соединений, отражённая в Таблице химических элементов Менделеева.
https://proza.ru/2017/05/06/2044
Сергеев- Активист
- Сообщения : 198
Репутация : 128
Дата регистрации : 2016-03-12
Природная взаимосвязь КАЧЕСТВА и КОЛИЧЕСТВА и механизм реализации этой взаимосвязи
Природная взаимосвязь КАЧЕСТВА и КОЛИЧЕСТВА и механизм реализации этой взаимосвязи
Т.н. «Закон ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО» утверждает, что на определённом этапе, увеличение или уменьшение какого-то количества элементов в системе обязательно приводит к изменению её качества.
Обычно в этом случае приводят пример с водой, точнее: изменение её агрегатного состояния по мере роста её температуры.
До нуля градусов Цельсия это твёрдое вещество – лёд, от нуля до ста градусов – жидкость, а свыше ста градусов – газообразное вещество.
Данный пример в общем впечатляет. Но это, как говорится, хотя и гвоздь, но от другой стенки. Потому что речь здесь идёт не об изменении КОЛИЧЕСТВА ТОЖДЕСТВЕННЫХ элементов, которыми оперирует Математика, в данном случае – молекулах воды, а об изменении ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА этих молекул. То есть, о той свободной энергии, привносимой в систему (в воду) извне, которая, собственно, и является причиной ОРГАНИЗАЦИОННОЙ перестройки молекул в веществе.
Если мы возьмём в одинаковых условиях чашку с водой, бочку, цистерну и так далее, то независимо от её количества, содержащегося в этих емкостях, вода в них останется водой. Поэтому закон перехода количества в качество в современной трактовке его философией – неверен.
Да, в Природе нет ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ. Все конкретные процессы и явления Проявленного Мира имеют своё начало и конец, и, в этом смысле, ограничены. Но в ней не действует и ЗАКОН КУЧИ. Из того, что мы сначала насыплем маленькую кучу песка, затем большую, а потом огромную, совсем не следует, что огромная куча песка, в конце концов, превратится в золотой слиток.
Поэтому закон перехода количества в качество в таком варианте хотя и не укрепляет здание Математики, зато неуклюже пытается прикрыть её изначально однобокий, а потому и ЛОЖНЫЙ фундамент.
Самое смешное в этой защите Математики философией состоит в том, что философы делают вид, будто они не замечают, что именно Математика, постоянно оперируя с ДУРНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ, приходит к тем ошеломляющим выводам, на благодатной почве которых впоследствии произрастают все БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ, стремящиеся покорить сначала Интеллектуальный, а затем и Вещественный Мир.
Это: идея происхождения человека от обезьяны; идея вечной борьбы за существование; путешествие во времени; тепловая смерть Вселенной; связь светлого будущего человечества с развитием атомной энергетики и так далее.
Никакое голое КОЛИЧЕСТВО элементов само по себе никогда не перейдёт в новое КАЧЕСТВО, не превратится из кучи в систему. Для того, чтобы это произошло, в неё обязательно нужно привнести какое-то ОРГАНИЗУЮЩЕЕ начало. Извне или изнутри – это вопрос второй. Как только это начало будет привнесено в данное множество элементов, … КУЧА элементов начинает превращаться в СИСТЕМУ. Именно в этот момент включается процесс превращения определённого КОЛИЧЕСТВА в НЕОБХОДИМО СВЯЗАННОЕ с ним вполне определённое КАЧЕСТВО.
Начинает работать действительный Закон перехода Количества в Качество.
ИноПланетянин- Пользователь
- Сообщения : 57
Репутация : 91
Дата регистрации : 2011-11-27
Правдоискатель поставил(а) лайк
Какова взаимосвязь понятий и слов - Жизнь, Время, Пространство, Количество, Качество…?
Какова взаимосвязь понятий и слов - Жизнь, Время, Пространство, Количество, Качество…?
М.б. для жизнеспособных размышлений о КОЛИЧЕСТВЕ и КАЧЕСТВЕ необходимо иметь не только правильное представление о Природном Смысле этих Мировоззренческих ПОНЯТИЙ, но и правильное представление о корневом (т.н. этимологическом) смысле самих этих слов?
М.б. не случайно в русском языкознании есть понятие ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ в двух вариантах – КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ и ПОРЯДКОВЫЕ?
Есть ли смысловая и корневая разница слов ЧИСЛО, НОМЕР, ЦИФРА?
Существует ли в Природе натуральный ряд Чисел, Номеров и Цифр?
Почему современная людская математика занимается исключительно КОЛИЧЕСТВОМ, а древняя НУМЕРОЛОГИЯ – КАЧЕСТВОМ?
Почему Творца на древних иконах иногда изображают Геометром, а среди эзотерических наук особое место занимает т.н. Сакральная геометрия?
Если справедлив главный постулат т.н. пифагореизма «Всё есть Число, Всё – из Числа» (а также формула «Где нет Числа и Меры, там Хаос и химеры»), то почему базовое понятие Числа в современной математике неопределимо?
Если в Бытии присутствует и реально действует т.н. Натуральный – т.е. ПРИРОДНЫЙ ряд чисел, то означает ли это, что Природа как Живое Существо умеет считать и владеет своей Природной Математикой (системой счисления и измерения)?
Как связаны понятия КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО с базовыми мировоззренческими понятиями (и словами) ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО?
Можно ли обойтись в размышлениях на эти темы без ИСКУССТВЕННОЙ научной терминологии и познать жизненную суть базовых Жизнеутверждающих понятий (и слов) на Живом – ЕСТЕСТВЕННОМ Языке?
Возможно ли рассматривать все эти вопросы не с узко-частных позиций земных людей (т.е. чисто Антропоцентрического Мировоззрения), а со ВСЕОБЩИХ ПОЗИЦИЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЖИЗНИ?
М.б. для жизнеспособных размышлений о КОЛИЧЕСТВЕ и КАЧЕСТВЕ необходимо иметь не только правильное представление о Природном Смысле этих Мировоззренческих ПОНЯТИЙ, но и правильное представление о корневом (т.н. этимологическом) смысле самих этих слов?
М.б. не случайно в русском языкознании есть понятие ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ в двух вариантах – КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ и ПОРЯДКОВЫЕ?
Есть ли смысловая и корневая разница слов ЧИСЛО, НОМЕР, ЦИФРА?
Существует ли в Природе натуральный ряд Чисел, Номеров и Цифр?
Почему современная людская математика занимается исключительно КОЛИЧЕСТВОМ, а древняя НУМЕРОЛОГИЯ – КАЧЕСТВОМ?
Почему Творца на древних иконах иногда изображают Геометром, а среди эзотерических наук особое место занимает т.н. Сакральная геометрия?
Если справедлив главный постулат т.н. пифагореизма «Всё есть Число, Всё – из Числа» (а также формула «Где нет Числа и Меры, там Хаос и химеры»), то почему базовое понятие Числа в современной математике неопределимо?
Если в Бытии присутствует и реально действует т.н. Натуральный – т.е. ПРИРОДНЫЙ ряд чисел, то означает ли это, что Природа как Живое Существо умеет считать и владеет своей Природной Математикой (системой счисления и измерения)?
Как связаны понятия КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО с базовыми мировоззренческими понятиями (и словами) ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО?
Можно ли обойтись в размышлениях на эти темы без ИСКУССТВЕННОЙ научной терминологии и познать жизненную суть базовых Жизнеутверждающих понятий (и слов) на Живом – ЕСТЕСТВЕННОМ Языке?
Возможно ли рассматривать все эти вопросы не с узко-частных позиций земных людей (т.е. чисто Антропоцентрического Мировоззрения), а со ВСЕОБЩИХ ПОЗИЦИЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЖИЗНИ?
Корнеев В.П.- Пользователь
- Сообщения : 122
Репутация : 104
Дата регистрации : 2017-04-06
Похожие темы
» О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
» ВОПРОС РЕБРОМ
» Закон сохранения заблуждений
» Э.С. Демиденко Философское осмысление глобального перехода жизни на Земле
» Закон времени
» ВОПРОС РЕБРОМ
» Закон сохранения заблуждений
» Э.С. Демиденко Философское осмысление глобального перехода жизни на Земле
» Закон времени
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|