ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Сказки Пушкина

Участников: 2

Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Сказки Пушкина

Сообщение  Белов Вс Фев 26, 2023 9:03 pm

Сказка о рыбаке и рыбке
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Михаил Казиник Что хотел сказать автор: смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

Сообщение  Белов Пн Фев 27, 2023 9:08 pm

Михаил Казиник Что хотел сказать автор: смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

Гениальные поэты, художники, композиторы — словно пришельцы из других миров. Они вынуждены пользоваться земными словами, созвучиями, образами для максимально возможного контакта с землянами. Но за, казалось бы, обычными словами и объяснимыми ситуациями часто скрыто иное. Постигая глубокие слои, скрытые значения, мы открываем для себя это иное, и мир вокруг становится шире, красочнее. В нашем мире все ограничено... кратковременностью пребывания. Мы практически не успеваем узнать, ни куда мы прибыли, ни где мы, ни зачем мы здесь. Большинство людей пройдут мимо даже самых доступных книг, музыкальных произведений, картин.
Многое из того, что создано гением, остается на уровне нашего подсознания. Мир становится совершенно иным, как только мы уходим в глубины. Попробуем увидеть это на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Посмотрим, сколько всевозможных идей и мыслей ускользает от нас при обыденном чтении, не давая нам постичь даже малой доли того, что написано гением, что выражено им при помощи простых слов и ситуаций.
Итак, на каком уровне мы воспринимаем пушкинскую сказку?

Первый уровень

Жадность старухи не знает границ. На протяжении сказки она обнаруживает страсть к потреблению, а затем волю к власти. Новое корыто, новый дом, дворянство, высшая, царская, власть. И наконец — последнее желание — овладеть всем миром, стать абсолютной владычицей над всем и всеми. Мораль сказки в этом варианте достаточно проста и вычитывается на бытовом уровне: жадность старухи и безропотное подчинение слабовольного, покорного старика привели к истокам — разбитому корыту. Беспредельная жадность наказана. Об этом — во всех учебниках, во всех анализах сказки.
А если на уровень глубже?

Второй уровень

А многие ли поняли, что… Это сказка о любви! О чуткости и отзывчивости старика. Он прожил с женой «тридцать лет и три года», его поведение — свидетельство огромной любви к ней. Часто говорят о покорности старика. Но ведь все его походы к рыбке, его беспрекословное подчинение желаниям жены, его радость, когда рыбка выполняет очередное ее желание («Чай, теперь твоя душенька довольна...»), его безропотность и готовность быть при ней конюхом («На конюшне служить его послала...»), затем вообще никем («На него старуха не взглянула, // Лишь с очей прогнать его велела...») — все говорит о беспредельной любви старика!!! Старик ведет себя со старухой, как с любимым и балованным ребенком — доставляет своему ребенку все новые и новые игрушки.


Третий уровень

Чудо! Вы никогда не задумывались о том, чем занималась старуха? Об этом Пушкин упоминает коротко и только один раз. С работой старика — «ловил неводом рыбу» — связана вся сказка. А вот деятельность старухи, которая «пряла свою пряжу», больше нигде не упоминается. Когда речь пойдет о выполнении рыбкой любого желания, то первым оказывается необходимость замены расколотого корыта на новое. А совсем не о новой прялке.
Зачем же в сказке старуха-пряха?
Вспомните античную легенду о богинях-парках, которые прядут нить человеческой судьбы. Когда нить обрывается — это означает смерть человека. Борьба старика за право старухи быть тем, кем она пожелает, — сродни античным образам. Старик подчиняется требованиям не потому, что слаб душой. А потому, что он борется со смертью. За право старухи — его судьбы — на жизнь. Ведь в момент встречи с золотой рыбкой его жизнь и жизнь его старухи прожита. Корыто разбито, землянка ветхая... Что может продлить эту жизнь? Иной статус, смена рода деятельности, сказочная атмосфера, вмешательство Высших сил. Рыбка «золотая», «голосом молвит человечьим», готова выполнить любое желание старика. Вначале старик не выказывает никаких желаний, не стремится воспользоваться открывшимися ему возможностями. Но... он спешит поделиться «великим чудом» с любимой, рассказать ей удивительную историю встречи с золотой рыбкой. Шутка ли! В монотонность их существования вошло чудо!!!
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».

Четвертый уровень

Сопряжение эпох. Новый уровень сказки. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Как мы уже говорили, старуха, которая прядет свою пряжу, — это символ античной парки, богини судьбы. Если сравнить деятельность старухи с занятием старика, то можно увидеть прямую связь Античности и христианства.
Все, что связано с рыбой (Ихтос — Иисус), с неводом (все ученики Христа были рыбаками), вычитывается как христианские мотивы. Здесь две Цивилизации — античная (старуха-прядильщица, нить Ариадны, нить судьбы, тканье Пенелопы) и христианская (старик-рыбак). Это связано и с двумя цивилизациями в творчестве Пушкина.
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
Сам поэт творчески находится на стыке двух эпох. Для него античность — не прошлое, а полнокровная и важная часть творчества. Он «ищет смысл» античности. Иногда открыто, как здесь: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон...» Великий античный бог, бог солнца, контактирует с поэтом, и тогда: «Тоскует он в забавах мира...», «Бежит он, дикий и суровый, // И звуков, и смятенья полн...».
Да и сама рифма («Рифма, звучная подруга...») рождена античной историей. Постоянные поиски высшего смысла в истории цивилизаций и религий — высшая идея творчества Пушкина.
Сказка о рыбаке и рыбке — не примитивная сказка о жадности, ненасытности старухи и безропотности и покорности старика.
Это история столкновения двух начал: античного рога изобилия (неограниченные потребности старухи) и христианской идеи «нищих духом», ограничения материальных потребностей (старик довольствуется малым).
Старик не становится дворянином при дворянке, царем при царице. Чем выше поднимается старуха, тем ниже опускается по социальной лестнице старик. Причем сохраняя любовь к старухе. Ведь он при любых оскорблениях готов продолжить исполнять свой долг. И даже когда старуха собирается стать «владычицей морскою», а рыбка, выполняющая любое желание, будет у нее «на посылках», старик послушно идет к рыбке. По сути, он приносит себя в жертву. Ведь он в этой иерархии не нужен, ибо перестает быть посредником между старухой и рыбкой. Старик добровольно идет на заклание — если рыбка сама будет исполнять все желания старухи, то старик должен исчезнуть. Ведь пока он у старухи «на посылках». Вот почему в ответ на желание старухи стать «владычицей морскою» ничего «не сказала рыбка, // Лишь хвостом по воде плеснула...». И ушла не в «синее», как раньше, а в «глубокое» море. Здесь в сказке наступает момент протяженности. Море глубокое, а старик — «долго у моря ждал он ответа...». Ведь, с точки зрения старика, решение вопроса о старухе как «владычице морской» требует времени и глубины.
Давайте остановимся на всех деталях, всех знаках сказки Пушкина.
Сюжет сказки не оригинален — было несколько вариантов до Пушкина. Но основной источник для Пушкина — сказка братьев Гримм. Итак, не Пушкин придумал сюжет сказки, он, как и Шекспир, воспользовался существовавшими до него новеллами, сказаниями, историями. И, как и Шекспир, Пушкин превратил сказку в Космос, в грандиозную нравственно-эпохальную идею, вышел не на уровень простой морали (каковой эту сказку и пытаются представить), а на уровень высших представлений о Добре и Зле. Не случайно сказку Пушкин написал в конце жизни, верлибром (белым стихом). Это как творения Гомера, где судьбы человеческие сопряжены с судьбами божественными. Это — одно из пушкинских завещаний. В конце жизни поэт искал новые пути русского стихосложения.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...
В этих двух строчках возникают два пушкинских чуда.Обычно в общении с людьми я провожу эксперимент-провокацию. Я начинаю читать сказку так:
Жили-были старик со старухой
У самого синего моря...
И спрашиваю, правильно ли я читаю начало сказки. Ответ в большинстве случаев один: «Правильно!» И только после этого я раскрываю секрет. Действительно, правильнее было бы начать сказку именно так. Ведь так начинаются все русские сказки. У Пушкина каждое слово имеет глубинный смысл. И здесь смысл намного глубже, чем простое и традиционное начало сказки. Жил старик со своею старухой. Словосочетание «со своею старухой» резко меняет смысл сказки. Своя старуха — это идея тесной связи, единства, взаимности. По мере того как желания старухи становятся все обширнее, она все меньше становится «своей» для старика. Хотя старик изо всех сил пытается называть ее своей. Мы обязательно проследим за тем, как старуха перестает быть своей.
Но во второй строке не меньшее пушкинское чудо! Я часто спрашиваю, что означает фраза «у самого синего моря»? И получаю такой естественный и правильный ответ: «Старик и старуха жили рядом с морем, у самого моря, на берегу моря». Ответ правильный. Но неполный.
Пушкин, как никто, владеет поэтической полифонией слова. Фразы и слова могут иметь двойной и даже тройной смысл.
Пример из «Евгения Онегина»:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Здесь «холодная краса» относится и к зиме, и к Татьяне. Чудная пушкинская полифония!
Кто-то, конечно, не согласится. Скажет, что определение «холодная краса» относится только к зиме. Но давайте проведем эксперимент. Переставим слова так, чтобы «холодная краса» действительно относилась только к зиме. Иначе строчки звучат явно неуклюже.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
Любила русскую зиму
С ее холодною красою.
Та же история со строчкой «у самого синего моря». Два значения. Первое — то, что все слышат сразу, — местоположение «ветхой лачужки» у «самого синего моря». А если услышать вторую мелодию словосочетания «самое синее», тогда речь идет не о месте жизни, но о самом синем море, что синеʹе всех остальных морей. Рождается поэтический образ моря, которое «самое синее».
По мере развития действия старуха перестает быть для старика «своей», а море меняет свой цвет.
Но здесь вычитывается и третий образ. Словосочетание «синее море» повторяется так часто, что становится названием моря. Как Черное море. Особенно там, где «почернело синее море». Думаю, когда юный Пушкин был в Тавриде у Черного моря, то ему вполне могла прийти в голову мысль о том, что Черное море на самом деле — Синее. Так через годы родилось «синее море» сказки. Причем заметьте, что первый вариант (жили у самого моря) — географический. Местоположение. Второй вариант — поэтический. Море «самое синее». И третий — название моря или признак моря, по которому оно узнается.
Не случайно через сто лет после сказки Пушкина появятся строки другого поэта:
«Самое синее в мире
Черное море мое...»*.
Итак: Жил старик со своею старухой У самого синего моря… Дальше чудеса продолжаются:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Излюбленная Пушкиным игра с цифрой «три»!
Как в «Сказке о царе Салтане». Там тоже бесконечная троичность. Более того, вся сказка построена на числе «три». И тридцать три богатыря, и три девицы под окном, и замена выбывшей сестры, которая стала царицей, на третью участницу интриг — бабу Бабариху. А три полета князя Гвидона! А три чуда! В «Салтане» такое количество троичностей, что этому нужно посвятить отдельную книгу.
*Песня для кинофильма «Матрос с “Кометы”». Слова М. Матусовского, музыка О. Фельцмана. 1958.
https://snob.ru/literature/chto-hotel-skazat-avtor-smysl-skazki-o-rybake-i-rybke-pushkina/
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Павел Проворов Пророчества в Сказке о рыбаке и рыбке

Сообщение  Белов Вт Фев 28, 2023 2:41 pm

Павел Проворов Пророчества в Сказке о рыбаке и рыбке

   В названиях сказок А.С. Пушкин указывает имена главных героев. Например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и его работнике Балде». Произведения  начинаются со слова «сказка», которым автор намекает, что в нем есть тайный смысл «Сказка лож, да в ней намёк.  Добрым молодцам урок!» .

          Рассмотрим  «Сказку о рыбаке и рыбке». В названии фигурируют рыбак и рыбка.  Как утверждает ряд исследователей, прообразом послужила сказка братьев Гримм, «Сказка о рыбаке и его жене», другие считают первоисточником русскую народную сказку «Жадная старуха». В том и другом случае старуха является главным персонажем, а у А.С. Пушкина нет. Старуха у него  персонаж второстепенный, хотя львиная часть текста посвящена ней.

          В тексте герой именуется стариком. Название сказки должно было бы звучать – «Сказка о старике и рыбке». Словом «рыбак» автор  концентрирует наше внимание на взаимосвязи старика и рыбки. Как бы намекая, что главные тайны скрыты в этих отношениях.

         С первых слов  начинается проглядывать тайный смысл. « Жил старик со своею старухой» - автор  подчеркивает, что между героями сложные отношения, нет душевной близости. Обычно сказка начинается словами: «Жили-были старик и старуха….», обозначая душевную близость, единение в целое героев.

            «Жили они в ветхой землянке». На первый взгляд складывается мнение, что речь идёт об очень бедных людях.  А может это намёк на аскетический праведный образ жизни старика. Многие святые жили в суровых условиях. Например, святой Александр Свирьский жил в расщелине скалы на острове Валааме.

               Землянка была «ветхой».  Земляные стены не ветшают. Только соломенная крыша ветшать может. Замена соломы – дело копеечное и не тяжёлое. Почему старик её не ремонтировал?  Значит, нужды в этом  не было.  В месте, где они жили, не бывало ураганов, ливней и прочей ярости непогоды, которая ветхую крышу мигом бы уничтожила. Райский уголок. Природа хранит старика.

            Другой аспект слова «ветхая» - древняя. В землянках славяне жили ещё задолго до пришествия Христа. « Ветхая  землянка» указывает на народные древние корни старика.

               Жили они там «Ровно тридцать лет и три года». Слово «Ровно» как гвоздём приколачивает  внимание читателя к сроку жизни в землянке. В тридцать лет Иисус Христос начал проповедовать и три года учил до Голгофы. Эта фраза указывает на то, что настал час  Голгофы старика.

        Старик кроток, аскетичен, не прихотлив, жил по законам Божьим. Он не выходил в море на лодке, чтобы наловить много рыбы. Он ловил с берега и довольствовался тем, что Бог посылал ему в невод. Почему старик ловил неводом, а не ставил сети? Невод забрасывать и тащить значительно тяжелее, чем поставить сеть и время от времени ее проверять. Наверно, он так поступал из желания не мучить рыбу долгими страданиями в сети.  Почему старик ловил в одиночку, ведь артелью ловить сподручней? Он вел образ жизни отшельника-праведника.

         Случилось чудо. Бог послал старику в невод могущественную говорящую человеческим голосом золотую рыбку. О случайности события не может быть и речи. Золотая рыбка в силу своего могущества  не попадётся в сети никому и никогда кроме того случая, когда это ей необходимо. Зачем рыбке нужно было быть пойманной? У меня есть два предположения:
     Бог  хотел искушением испытать праведность старика.
     Бог  хотели проверить действие Божьих законов в Миру.
Возможно, обе цели имели место.

        «Удивился старик, испугался», когда золотая рыбка заговорила. Чего старик испугался? Испугался чуда? Золотая рыбка не грозила старику расправой, не выказывала гнева. Нет причин старику бояться её. Учитывая, что испугался праведник и мудрец, то причиной  была боязнь греха, боязнь впасть в искушение всемогуществом.

        Осознав величие золотой рыбки, старик отпускает её с ласковым словом.
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо».
Хотя в этот день он остался без улова, без еды, старик спешит домой поделиться радостью со старухой о встречи с «великим чудом». Объясняя своё поведение, говорит старик:
«Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море».
На первый взгляд, старик  -простофиля   боится золотой рыбки, не смеет взять выкуп. Может быть, он боится разрушить мир своего райского уголка, основанного на  подчинении Божьей воле и полного Божьей благодати, и или не смеет старик  диктовать свою волю другим, чтобы не нарушать их свободы. Сказано в Святом Евангелие от Матфея глава 6 «26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их». «25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что вам пить, ни для тела вашего, во что одеться».

        По Божьим законам жил старик, но не старуха. Она начала его бранить. «Дурачина ты, простофиля!». Послала за тем, что первое на глаза попалось. И старик покорно пошел просить для старухи новое корыто. Почему старик ходил к морю? Хотел вернуть себе покой?  «Не даёт старику мне покою:» - объясняет свой приход золотой рыбке. Был он слабовольный? Если смотреть на старика как на праведного человека, то его поведение продиктовано Евангелием от Матфея глава 5 « 39. Я говорю вам: не противься злому… 41. Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».

         Почему золотая рыбка приплывала на зов старика? Он ведь её отпустил, от выкупа отказался. Она ему ничего больше не должна. Золотая рыбка  олицетворяет божественные силы, которые всегда приходят на помощь по зову христианина праведника. Евангелие от Матфея глава 18 «16. Аминь глаголю вам: если аще свяжите на земли, будет связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будет  разрешена на небесах», что означает то, что праведник решит на земле, то Бог исполнит и на небе.

          Старик,  обращаясь к золотой рыбке первый раз, говорит: «Моя старуха», затем «сварливая баба», «старуха вздурилась», «старуха бунтует», «Что мне делать с проклятою бабой?». Мы слышим в его голосе нарастание осуждения  старухи.

         Возвращаясь домой, старик молча слушает брань. Когда старуха «дожелала» до столбовой дворянки, старик ей говорит :
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В следующий раз старик спрашивает:
«Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»
Последняя фраза почти одна и та же, но первая начинается «Чай», вторая «Ну». Первая заканчивается «.», вторая – «?». В первом случае автор выражает надежду старика на то, что старуха достигла предела своих желаний. Во – втором, читается недоумение старика, когда же наступит предел желаний старухи.

         Старик часто пугается.

«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
………………………………………………………………
«Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство»».
……………………………………………………………

«Как увидел старик - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»

        В каждом случае старик пугается не за себя.
Первый испуг уже рассмотренный выше  был вызван  боязнью греха гордыни.
Второй раз старик испугался уже за царство:
«Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».

         Когда старик вернулся от золотой рыбки и увидел грозную царицу, испугался в третий раз, но не за себя, иначе не стал бы её спрашивать: « Ну, теперь твоя душенька довольна?». Испугался  за народ, который должен жить под грозной царицей;  за плоды своего ходатайства перед божественными силами; за то,  что старуха и на этом не остановится.

          Когда же старуха возжелала стать владычицей морскою,
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.»
Слушая волю грозной царицы, старик не пугался, молчал, понимая бессмысленность возражения старухе, так как предела желаниям старухи не будет. Слепое следование старика законам Евангелии, привело Божий мир к торжеству зла. Придя к золотой рыбке, он не просит исполнения желания старухи, а спрашивает у золотой рыбки совета: «Что мне делать с проклятою бабой?» Старается  найти выход  из  этой ситуации.

               Золотая рыбка всегда поддерживала старика.
«Не печалься, ступай себе с богом!».
Ласково его называла – «старче». В последней встрече золотая рыбка не ответила старику. Ощущение, что чаша терпения переполнилась и добрых слов для старика не осталось.  Голгофа старика закончилась его духовным крахом , его проклятием старухи, и говорить с ним было не о чём. А может, золотая рыбка не имела права говорить старику, что ему делать.  Молчание золотой рыбки можно истолковывать по разному.
« Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился»…

         Что стало со старухой, мы знаем. Что стало со стариком, с его верой? Старик не смог направить на путь Божий свою старуху. Показал свою несостоятельность как праведник - наставник. «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся» -сказал преподобный Серафим Саровский. Для того, чтобы  стяжать дух мирен, надо быть покорным воле Господней о нас, жить в любви и послушании Богу, любить людей, не  осуждать, не  злиться, не мстить,  не делать зло, бежать от любого греха, тогда наше сердце изменится, наш дух станет мирным, тогда  любовь Господня будет пребывать на нас! Люди начнут тянуться к нам, любить, уважать нас и сами отойдут от греховной жизни – так нас учит церковь. Старик всем этим требованиям соответствовал. Любовь Господа пребывает на нём, иначе золотая рыбка не попала бы ему в сети и не выполняла бы его просьбы.  Тогда что со стариком не так? Или старик не любил свою старуху или христианские догмы не совсем истинны  и не всегда приводят к победе добра или старик не прошёл испытание, не прошёл свою Голгофу.

               В сказке есть ещё один герой – море, природа. Море - это одно из первых творений Бога. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».(Книга бытия). Море как Божье творение чувствует и реагирует на энергетику жизни человеческой. Морю с самого начала не нравилось попрошайничество старика.

«Видит — море слегка разыгралось».

«(Помутилося синее море)».

«(Неспокойно синее море)».

«(Почернело синее море)».

«Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
               Старик через короткие интервалы приходит к морю  с новой просьбой. Негативная энергия  накапливалась в воде, не хватало времени морю самоочиститься.

        О чем нам - сегодняшним говорит  эта «сказка».
1. Духовная высота и праведность божьих людей не в состоянии направить на путь истины подавляющее большинство человечества, которое стремится повыше вскарабкаться, взять от жизни всё.
2. Мировая элита (образ старухи), владея 90% земных богатств, подошла к черте желания «стать владычицей морскою». Что нас ждёт дальше? Кризис и крах.
3. Природа Земли готова к уничтожению человечества. Цунами, наводнения, землетрясения, засухи и лесные пожары случаются все чаще. Чаша терпения «синего моря» переполнена.
          Сказка А.С.Пушкина это предупреждение - хватит заниматься ростом экономики и благосостояния. Пора о душе человеческой и экологии Земли всерьез позаботиться. Сказка А.С. Пушкина это пророчество конца цивилизации потребления, к которому мы спешим на гоночном автомобиле. Люди одумайтесь!!!

https://proza.ru/2018/10/02/1126
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Вирония Вальс Философский смысл Сказки о рыбаке и рыбке!

Сообщение  Белов Вт Фев 28, 2023 9:30 pm

Философский смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» можно подвести к древней мудрости:

 «Кто меньше всех возжелает, тот больше всех обретёт. А обретёт сколько захочется тот, кому захочется наименьшего. А стало быть, и богатство лучше исчислять не мерой поместий и прибыли, но мерою Души человеческой» — Апулей (древнеримский писатель, философ, ритор).

Апулей (древнеримский писатель, философ, ритор).

По сюжету сказки у нас получается звезда, данный символ – жизнь человеческая, т.е. ничего не даётся на халяву, всего надо добиваться своим трудом, или останешься у разбитого корыта.

РК — разбитое корыто
НК — новое корыто
НД — новый дом
СД — столбовая дворянка
ВЦ — вольная царица

Сказка о рыбаке и золотой рыбке
1. Жили старик со старухой 30 лет и 3 года. Образом числа 33 у нас очень много чего выражается – это и Мудрость и Заповеди и пр. (см. Священные числа).

2. Старик трижды забросил невод, и третий вытянул с золотой рыбкой, она взмолилась, просила, чтобы старик отпустил её, тогда получит всё что пожелает. Но старик просто отпустил золотую рыбку, не прося награды. Вернувшись домой, старик рассказал о произошедшем старухе, та удивилась и обругала старика, заставила вернуться к морю и потребовать у золотой рыбки новое корыто.

3. Когда человек получает что-то не вкладывая в это свою Душу, свой труд, эта халява начинает портить человека. Дальше старуха начала требовать новый дом. Но и этого ей мало, надоело быть вольной крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой. Затем вольною царицей, т.е. получила власть, слуг гоняет, охрана у неё и пр. А источник своего обогащения (старика) вообще послала служить на конюшню.

4. Затем старуха захотела стать владычицей морскою, и чтобы золотая рыбка была у неё на посылках. В результате осталась старуха у разбитого корыта.

Мораль: кто хочет всё получить на халяву, вернётся к исходной точке, т.е. будет сидеть у разбитого корыта.

Сказка о рыбаке и золотой рыбке.
Родная Сказочная КультУРА Руси.

http://stihi.ru/2020/11/11/9185
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Алексей Гадаев Проблемы счастья в сказках А.С.Пушкина (О рыбаке и рыбке) (фрагмент)

Сообщение  Белов Ср Мар 01, 2023 2:23 pm

Алексей Гадаев Проблемы счастья в сказках А.С.Пушкина (О рыбаке и рыбке)
(фрагмент)


Вот сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке
Старику, за его трудолюбие повезло - он случайно поймал золотую рыбку. Он благородно отпустил ее в море без выкупа за ее свободу:
"Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".

Благородный поступок старика был обруган старухой:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

Старик безропотно пошел к морю кликать золотую рыбку:
«Приплыла к нему рыбка и спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха, Не дает старику мне покою: Надобно ей новое корыто; Наше-то совсем раскололось".Отвечает золотая рыбка:"Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто". Все благополучие и покой старухи заключалось в новом корыте.
Вернулся старик ко старухе а она вдруг захотела избу:
"Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу".

Ну что ж, разумно решил старик, ведь изба лучше землянки:
Вот пошел он к синему морю,
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Ей старик с поклоном отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба".
Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет".Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты.
Старик был рад, что у него есть изба, а он крестьянин. Это разумное желание исполнилось.
Его же старуха стала требовать изменения статуса не для старика для неё лично. То есть, желания старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя (сначала для обоих, а потом только для себя) всё больше и больше:
* получить корыто;
* получить новую избу;

• быть столбовою дворянкой;
• быть «вольною царицей»;
• быть "владычицей морскою.
Море, к которому приходит старик, постепенно меняется от спокойного и синего к чёрному и бурному, и под конец к штормящему. Отношение старухи к старику тоже меняется: сначала она всё ещё ругает его, потом, став дворянкой, посылает на конюшню, а став царицей, и вовсе прогоняет. Под конец она призывает мужа обратно и требует, чтобы рыбка сделала её «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на очередную просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта.
"Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, корыто! Воротись, поклонися рыбке:

"Выпроси уж избу...
------------------------
"Не хочу быть черной крестьянкой"...
................
"Не хочу быть столбовою дворянкой"...
...............
"Не хочу быть вольною царицей"...
....................
"Я хочу быть римскою папой"...
...............
" Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках».

Счастье для рыбака заключалось в свободном труде, а для его старухи в её волевых нереальных требованиях.

В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.

В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара:
Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,Я хочу быть римскою папой!»
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.
«Добро, будет она римскою папой».
Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой верхней на макушке
Сидит его старая старуха.
На старухе сарачинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица.
Поклонился старик старухе,
Закричал он голосом громким:
«Здравствуй ты, старая баба,
Я, чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна,
Не хочу я быть римскою папой,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках».
— Бонди С. М. Новые страницы Пушкина. — М.: «Мир», 1931. — С. 53-56.
В окончательный вариант этот эпизод не вошёл, чтобы не лишать произведение русского колорита.
Однако Папа Римский фигурирует также и в некоторых других произведениях русского эпоса, например, в знаменитой Голубиной книге.

А Кривда Правду преодолела,
А Правда взята Богом на небо,
А Кривда пошла по всей земли,
По всей земли, по всей вселенныя,
И вселилась в люди лукавые…

Сказка учит тому, что нельзя требовать от жизни многого, надо довольствоваться тем, что тебе охотно дают. А если чересчур много захочешь, то можешь потерять все, как говорят, "остаться у разбитого корыта".

Счастье для рыбака заключалось в свободном труде, а для его старухи в её волевых нереальных требованиях.

https://www.chitalnya.ru/work/3398492/
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Кузнецова Наталья Сказка о золотой рыбке

Сообщение  Белов Чт Мар 02, 2023 10:14 pm

Кузнецова Наталья Сказка о золотой рыбке

Все сказочники владели ключом к познанию.
Михаил Плотников

Сказка о золотой рыбке – человек и социум

Сказка о золотой рыбке тоже символична. Старик и старуха – это не Филемон и Бавкида, это очень странная семья.
Старик. Ст-ар-ик. Разберем по образам буквицы (азбуки): ИК – Иже Како (который как), Арь – хранитель , СТ – Слово Твердо – сочетание, очень распространенное в разных языках (st). Слово Твердо – это устои, то, на что можно опираться. Устоев арь – устоев хранитель. Хранитель человечности, разума. Образ, показывающий предназначение человека. Он 30 лет и 3 года рыбачит на берегу моря. (море-стихия жизни). Старик – труженик. Невод – путь познания (невод – неведенье , что закидывается в океан жизни ), и в 33 года открывается у Человека Высший центр – центр Разума. В старой традиции он называется центр Сварога (ср. сварганить), центр творца, связи с Творцом. И Человек ловит свою золотую рыбку. То есть обретает силу разума, может желать всего, чего надо. Может управлять своей жизнью – всё, что запланирует, может исполнить. 33 года – возраст Христа. Так 30 лет и 3 года – это время, необходимое для раскрытия в человеке Христосознания.
Старуха. (Установленную арь руха – рушит) Интересно, что родителей своих никто так не называет, а говорят и в песне поют: «Дорогие мои старики». Этот женский образ олицетворяет историю цивилизации, развитие материальной культуры:
I этап. Ветхая землянка- древний (ветхий) период истории земли, когда человек живёт в согласии с живой природой. Женщина выполняет своё предназначение – «пряла свою пряжу», и море спокойно плещется.
II После того, как Разум вошёл в силу, или старик поймал золотую рыбку, появилось искушение. Новый ключевой образ – корыто. Он символизирует корысть. В корыте корысти немного, но вирус попал , и у старухи начались превращения.
Изба – черная крестьянка
Терем – столбовая дворянка
Дворец – вольная царица
Вот оно – развитие – всё роскошнее жизнь и власти всё больше.
Основные образы сказки – и второй смысловой ряд:
Старик ясный и трезвый ум человеческий, взращивающий Разум.
Старуха социальная материальная жизнь в её «историческом» развитии
Море божественное живое пространство, обладающее сознанием
Золотая рыбка истинная ценность, творческая сила. Эпитет золотая указывает на принадлежность золотому царству – царству Разума.
В сказочной традиции три царства:
• золотое • голова
• сознание
• веление
• серебряное • грудь
• чувства
• желание
• медное • живот
• плоть
• хотение
корыто корысть
На протяжении сказки мы наблюдаем такую картину: старуха (т. е. социум)преображается врем(я от времени, а старик не изменяется, потому что сохраняет свою суть, и конфликт Человек - Социум нарастает. Чем дальше идут изменения, тем больше страдает Человек, т.е. старик. Сперва старуха его забранила, потом ударила , а потом подвергла публичному осмеянию : «а народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа!.. Не садись не в свои сани!» (Это же с точностью до наоборот, что говорит старухе старик: «Ни ступить, ни молвить не умеешь ! Насмешишь ты целое царство.» ) Есть уже и угроза жизни: стража «топорами чуть не изрубила». Ничего старик с ней поделать не может, она не слышит его доводов, и все время его посылает. Интересно звучит в сказке тема царя и царицы. Старуха не собирается делать старика царем. Царь (разум) ей совсем не нужен, этой сумасшедшей цивилизации.
Но развитие не останавливается, движется дальше, и старуха перестает третировать мужа (подавлять разумное начало.
. И всё возвратится на круги своя.(Надо сказать, что конфликт старика и старухи не исключает их единства).
Сюжет взят Пушкиным из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Попробуем сравнить обе сказки и мы лучше поймем замысел Пушкина. Найдем сходства и отличия:
РЫБКА
1 Первое, что бросается в глаза – там нет золотой рыбки, представителя Золотого царства Разума, там действует камбала –заколдованный принц (частное лицо, насколько вообще уместно такое определение для сказочного персонажа).
СТАРИК
2 Иначе ведет себя старик. Он не дает старухе адекватных оценок, не может ее трезво оценить: «Как тебе идет, что ты царицею стала». Нет и конфликта неизменного старика и меняющейся старухи. Там старик живет вместе с ней, пользуется всеми новыми благами и очень доволен. Просто иногда ему бывает страшно.
СТАРУХА
3 А вот старухи в сказках очень похожи. И если искать в сказках символическое изображение мужчины и женщины, то в обеих сказках это можно найти. Не случайно сказка Пушкина у нас упоминается иногда как символ матриархата. В этой связи показательны цифры-сроки, связанные со стариком и старухой. Со стариком связано число 33, цифра «тройка» (это путь Ума), а старуха замкнута в месячном цикле:» Вот неделя, другая проходит», и еще раз «неделя , другая». Женщина хочет нарядов, домов, статуса, а мужчина должен ей все это обеспечить. Причем, матриархат принимает крайние формы, когда старуха желает сделаться Римской папою , и ее желание исполняется. Правда, Пушкин не включил этот эпизод в окончательную редакцию сказки, он остался в черновиках. Может быть потому, чтобы не заострять тему и дать место другим граням этого символического образа.
Тут будет уместным вспомнить, что сказка о рыбаке и рыбке создана той же осенью 1833 года, что и сказка о мертвой царевне. На 3 недели раньше. Нам представляется, что и старуха из одной сказки, и царевна из другой – есть развитие одной темы. Тут мы выходим на новый смысловой ряд, с социального уровня переходим на психологический, точно так же, как это произошло в предыдущей главе. Что дает нам основания для такого предположения?
О Жизнедеятельность старухи – это Желания Души. Душа живет в мире желаний. ЧТО бы мы были, если бы у нас не было желаний? И тот, кто не поменял свой «Запоржец» на «Москвич», пусть первым бросит в нее камень.
О Желания не всегда советуются с рассудком. Также и старуха не слушает доводов разумного старика.
О А состояние моря – это обратная связь от того, что происходит с Душой человека.
Итак, мы в поиске, какие смысловые пары образуют старик и старуха:
Рассудок и Желания Души,
Ум и Чувства,
Дух и Душа?
Трудно сформулировать так, чтобы это было однозначно и окончательно. Но старик и старуха – это один человек. Золотая рыбка – это тоже его взращенная составляющая. И берется она из Моря, из познания стихии жизни. А главный тут старик. Это Пушкин заявляет с самого начала: «Жил старик со своею старухой», хотя с таким же ритмическим успехом можно было сказать: «Жили-были старик и старуха у самого синего моря». Притяжательное местоимение подчеркивает суть дела. Со своею, а не просто со старухой. А у Пушкина лишних слов нет, особенно в первой строчке произведения, которая, как правило, особенно насыщена информацией.
Продолжаем сравнивать обе сказки.
КОРЫТО
4 В сказке братьев Гримм никакого корыта нет, корыто есть только у Пушкина. Теперь именно оно должно стать предметом наших длительных размышлений. Что значит корыто в хозяйстве? Все. В нем можно и месить тесто, и рубить капусту, и стирать белье, и купать детей, и кормить домашних животных. Корыто – это Быт, что не исключает и нашего раннего предположения: корыто – корысть.
- С чего все началось?
- «Надобно ей новое корыто».
Если тебе хочется новое корыто,- пожалуйста! Все, что она получает и на следующий раз. И потом, и , став царицей, - это все «новое корыто». Но если ты захотела стать владычицей морскою (богиней, управляющей жизненной стихией), надо увидеть это корыто разбитым и как-то это принять. Как хорошо сказано у Маяковского: «Он земной, но не из тех, кто рылом упирается в свое корыто, Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто».
Слава богу, старуха под защитой старика, который всегда возвращается к ней, и для него важно только, чтобы ее душенька была довольна. А пока перед нами остается символ разочарованной Души: старуха перед разбитым корытом. Теперь возможна уже качественная трансформация.

ФИНАЛ. ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ,
5 Обе сказки схожи в одном: и в той и в другой сказке рыбка возвращает старуху к исходному состоянию. Видимо, тут и есть ключ к ответу на запрос. Последние слова рыбы в немецкой сказке: «Будет ей ее желание». Возможно, именно этот момент и притянул внимание Пушкина к этой сказке.
В своей сказке Пушкин подчеркивает этот момент – тут вдруг рыбка перестает говорить: «Ничего не сказала рыбка…», хотя в черновиках есть такой вариант: «Золотая рыбка нырнула, промолвя: «Ступайте вы оба в землянку»». Золотая рыбка как раз и показала отправную точку для исполнения последнего желания. А последнее желание одинаково у обеих старух из обеих сказок. Та захотела быть богом, эта – владычицей морскою (т. е. богиней). И тут вдруг: «Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море». Старик не дождался ответа, но он себе ничего и не просил, а старуха получила то, что ей действительно было нужно. Сказка - как сон, своими образами показывает суть вещей. Рыбка безупречно сделала свою работу, слово за старухой. Путь к богу – это путь внутрь себя. Вот душа и сидит перед разбитым корытом.
Это не сатирическая сказка, а философская, сказка – веда. Мы видим, что «ум находится на поводу у наших чувств», и чувства все привязаны к быту (корыту). Меняются только зарисовки быта, суть остается прежней: выгоднее, выше, богаче. Но Душе хочется большего. Пушкин подчеркивает мотив исполнения желания. Камбала в сказке бр. Гримм ничего не обещает, просто просит отпустить ее. Зато золотая рыбка сама обещает откупиться, «чем только пожелаешь». Слово сказано. Любое желание будет исполнено. Золотая рыбка не то персонаж, что может обидеться и бросить дело или начать наказывать. Рыбка безупречна до конца, потому что она золотая. Старуха на пути к тому, чтобы стать владычицей – быть в ладу со всеми: и с морем, и с собой, и со своим стариком. А старик рядом, продолжает ее опекать.
Ситуация с корытом напоминает древнюю боевую традицию – любки, традицию самопознания. Ученик рвется в бой, хочет добиться своего и все время натыкается на невидимое препятствие. Это обеспечивает учитель, человек, поймавший свою золотую рыбку. Он, как сама золотая рыбка, дает человеку понять себя, физически ощутить свои блоки. Ученик все время натыкается на свои границы. Учитель валяет ученика по полу долго, а тот доволен, потому что идет процесс самопознания. Человек учится ладить с миром, учится видеть то, что ему мешает; Видеть, чувствовать, понимать, что , кроме него самого, ему не мешает никто.
На этом можно закончить сравнение двух замечательных сказок.

И последнее, что хочется отметить. Сказка о рыбаке и рыбке по структуре стиха входит в цикл «Песни западных славян». Он включает 15 небольших произведений и 2 отрывка. По содержанию песни эти очень суровые: жестокость, предательство, зависть, доходящая до крайней степени. И все, что может здесь Душа живая, в чем собрана вся ее доблесть – умереть без страха. Умереть. Это славяне, но славяне западные, живущие по западным правилам. Цикл датируется 1834 годом. Сказка о золотой рыбке уже написана. Есть у нее еще одно название « 18 песнь сербская». Здесь Разум взращивает Человек и стремиться к тому, чтобы на душе у него было хорошо. «Ведь не в величьи счастье, а в том, чтобы Душа могла осуществить свою надежду» .Это общечеловеческое правило, его надо сохранять.
Что нам говорит номер песни – 18? Тут на помощь придет азбука- буквица, где числовые значения берут на себя буквы. Число 18 выразят две буквы иi -Иже Ижеи. Каждая буквица имеет несколько значений. Выберем нужное и (Иже) – истина i (Ижеи) – вселенная, мiр
Остановимся на значении «истина мира», что может означать веду.
Подведем итоги нашего исследования, продолжив смысловую таблицу новым рядом:
СТАРИК ум
СТАРУХА чувства, желания души
МОРЕ стихия жизни, которая всегда дает обратную связь. Это же и божественное пространство, обладающее сознанием. И оно дает человеку свой берег, пока тот учится. «Берег» от слова «беречь», «бережет».
ЗОЛОТАЯ РЫБКА То, что делает подарки душе за работу ума
ОДНА ТИНА Осознание единства всего со всем (тина – нита, связь)
ТРАВА МОРСКАЯ «мыслящий тростник», индивидуальное познание
НЕВОД Путь познания (в сказке у бр. Гримм была удочка)
КОРЫТО Бытовая сфера, бытийная сфера



Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty chipstone Сказка о рыбаке и рыбке.

Сообщение  Белов Пт Мар 03, 2023 11:11 pm

chipstone  Сказка о рыбаке и рыбке.
(Сакральные знания древних славян в образах русских народных сказок-8.)

Одна из самых известных русских сказок, в том числе и благодаря гению А.С. Пушкина, является сказка о рыбаке и рыбке.
При всей своей кажущейся смысловой очевидности и простоте сказка, тем не менее, полна и гораздо более глубоких сакральных символов, зачастую не до конца осознаваемых читателем.
Ведь что приходит в первую очередь на ум обычному читателю? Жадная и неумеренная в своих желаниях старуха не сумела вовремя остановиться и потеряла все то, чем одарила рыбка. Причем, одарила даже не ее, а старика. Отсюда вытекает и вполне доступная пониманию любого читателя мораль сказки – уметь вовремя остановиться в своих желаниях, амбициях и претензиях.
Но эта мораль при всей ее правильности и очевидности не объясняет множество других загадок этой коротенькой сказки.
Почему речь идет о старике и старухе? И кто такие эти старик и старуха?
Почему именно 33 года ловил старик рыбу до встречи с золотой рыбкой?
Кто такая золотая рыбка?
Почему старик закидывал невод три раза, а не один или, допустим, пять? И почему первые два раза даже простой рыбы не было, а была одна тина?
Почему старик сам первый раз отказался от какого-либо откупа, предложенного рыбкой?
Почему рыбка удовлетворяет безропотно целых 4 желания старухи и только на 5-й осерчала и отняла все разом? Ведь обычно в сказках присутствует сразу ограничения в три желания.
Попробуем в этом разобраться, не претендуя, впрочем, на истину в последней инстанции.
Когда в сказке появляются старик со старухой, то они, как правило, символизируют Дух и Душу человека. Но только в том случае, если у них есть дети. Обычно это троица сыновей, которые есть три нижних тела человека. Один сильный (физ. тело), один хитрый (астральное тело) и один умный (ментальное тело). Но в данном случае мы имеем дело с бездетной парой. Я склонен думать, что в данном случае старик символизирует УМ, а старуха чувства и эмоции.
Ловля рыбы в океане это попытка Ума стать РАЗ-умом, то есть найти связь с Душой. Ведь океан (море) обычно символизируют в сказках Мировую Душу, в которой по преданиям наших предков плавают души всех человеков.
Тридцать три года ловил старик рыбку. Можно было бы сказать, что это намек на возраст Христа. Однако, большая часть русских народных сказок имеет гораздо более древние корни, нежели христианство, как и сама сакральная нумерология. Скорее возраст Христа был выбран не случайно, а символически.
Итак, самое простое, что можно получить из 33-х в нумерологии, это 6. Шестерка обозначает равновесие между «Светом» и «Тьмой», а также духовный выбор, который делает каждый человек в своей жизни.
Но 33 это еще и 3х11. 11 обозначает цикл солнечной активности. Не случайно именно 11 является чуть ли не главным числом, которым оперируют все масонские Ордена и Ложи в цифровой символике. В свою очередь 3-ка это символ Триединства воплощенного мира. То есть в 33-х Триединая сущность человека соединяется с природными циклами Мироздания.
А еще 33 часто представляют в виде 30х3=90. 9-ка это символ завершения Пути или одного из его этапов, предваряющий переход на следующий уровень. 0, как и буква О это символ Всевышнего. Таким образом, 33 это еще и достижение максимально возможного на данном этапе результата, требующего некоторого «бонуса».
Сложив все вместе, мы получим, что предваряющая сказку жизнь старика подвела его к некоторому итогу духовного содержания, при котором ему предстоит выбор. И этот выбор предлагает ему появление «золотой рыбки».
Но поймать контакт с Душой, услышать ее «голос» не просто. Именно потому первые два раза в невод попадает лишь тина, символизирующая пустые мысли. И лишь настойчивость Старика (Ума) приводит к цели.
Рыбка являет собой первый осознанный контакт с Ума с Душой, при котором УМу предстоит выбрать более ценное из потребностей тела (съесть рыбку) или Духовного развития (отпустить ее). Старик (УМ) делает правильный выбор и становится РАЗумом. Что подтверждается в частности и тем, что он ничего не просит взамен за спасение рыбки.
Но, придя домой (выйдя из, как сказали бы сейчас, медитативного состояния), Ум встречается с эмоциями, которые живут гораздо более прозаическими приземленными проблемами. Оттого сразу же начинаются претензии и желания.
Учитывая, что завершение предварительного пути требует серьезного бонуса и позволяет реализовывать почти любое желание, рыбка безропотно выполняет все причуды Старухи, даже не обращая внимание на то, что РАЗ-ум старика становится все более подавляемым эмоциями и не в состоянии не только их контролировать, но и даже сохранить собственный равноправный статус. И так до тех пор, пока все желания относятся к материальной сфере жизни. Материя иллюзорна, а потому для рыбки-Души нет проблем удовлетворить любое из желаний Старухи. Но как только Старуха возжелала царствовать над миром Духовным (Владычица морская), так сразу же контакт Ума с Душой разрывается, не выдержав испытания. РАЗ-ум был обязан заблокировать последние желания чувств, выходящие за рамки их компетенции. Но не сделал этого. И снова опустился на уровень простого Ума, которому не подвластно оперирование материальной иллюзией. А потому все вернулось на круги своя.

https://chipstone.livejournal.com/916946.html
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1073
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Сказки Пушкина Empty Мировоззренческая суть СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Сообщение  Правдоискатель Вс Мар 05, 2023 12:21 am

Сказки Пушкина E__a_a10


Каков глубинный смысл прекрасной пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?
 
Конечно же, в прямом, буквальном и поверхностном смысле она разоблачает такие людские грехи, как завистливость, непомерная гордыня, необузданный аппетит к мирским благам, властолюбие…
Однако за этим первым планом, стоит и другой – глубинный и буквально эпохальный смысл, который возможно приоткрыть для себя только с Мировоззренческой позиции Жизнеутверждающего Миропонимания.  
 
И начать в данном случае необходимо с вопроса - какова ПРИРОДНАЯ СТРУКТУРА  ВЛАСТИ любого социума, включая людской, на Уровне ВСЕОБЩНОСТИ.
 
Любая Власть (включая государственную) имеет не три ветви (плюс – т.н. Четвёртая власть – СМИ под чутким руководством т.н. Пятой колонны, которая также имеет вышестоящие этажи управления), как нам внушают столпы ДЕМОкратически развитого ДЕМАгогизма.
 
Любая Власть прежде всего – Полярна по своей природе и организационно имеет ДВЕ составляющие – Духовную и Светскую (Мирскую).
 
Духовная Власть согласно Канонам Мироздания должна играть Ведущую и Направляющую роль.
Духовная Земная Власть должна:
– отвечать перед Высшими Силами Небес за качественное состояние Души Народа, наставляемого – на основе Религиозных ЗНАНИЙ о Творце! – на путь выполнения своего Жизне-Творящего Предназначения, записанного в Звёздной Книге Небес Самим Творцом на Его Божественном Языке,
–  а не основе Веро-учеий – ВЕРЕ в Бога духовно окормлять стада рабов Божьих, пасомых и погоняемых библеистами – книжниками – Духовными пастухами-пастырями в небесный Рай с помощью того образа Бога, который сформирован на основе текстов т.н. книги книг, в святость которых верующие должны верить без малейшего сомнения.
Духовная Власть отвечает за Здоровье Души!
 
Власть же Светская отвечает за материальное благополучие и благосостояние общества. Светская Власть в полноценном обществе подчиняется Власти Духовной.
Светская Власть отвечает за здоровье Плотского Тела!
 
На протяжении прошедшей Астрологической эпохи (т.н. эры Рыб – последних двух тысячелетий) шёл инициированный программистами и реализаторами Библейского проекта процесс извращения иерархического соотношения этих двух Властей.
Светская Власть всё более присваивала себе функции Духовной и, в конце концов, подмяла последнюю под себя. В результате этого всё т.н. Человечество потеряло Правильные ориентиры и цель своего исторического развития и сейчас в погоне за благами техногенной цивилизации стремительно деградирует и целенаправленно движется в сторону само-уничтожения.
 
На первоначальном уровне Правильного представления о Мироустройстве:
 
– Духовное Первоначало Мироздания соотносится с Мужским началом вообще и мужским полом в частности.
–  Материальное же Первоначало соотносится соответственно с Женским началом и полом (из этого отнюдь не следует, что женщина бездуховна, а мужчина лишён материальности, речь идёт только о доминирующем акценте).
 
Исходя из вышесказанного, раскрывается Сокровенный смысл сюжета этой показательной и поучительной сказки.
Присвоив себе свойство Духовной Власти и сделав её своим придатком, Власть Светская с неизбежной необходимостью должна остаться (и осталась) у разбитого корыта (налицо духовный кризис и тупик, к которому подошли все т.н. мировые т.н. религии).
 
Золотая рыбка олицетворяет здесь Систему Сокровенных Знаний, которую т.н. Духовная Власть на протяжении Эпохи Рыб утратила окончательно, лишась, таким образом, своей главной – Духовной т.е Мировоззренческой СУТИ и возможности выполнить свою Главную задачу:
 
 – ПРАВИЛЬНО объяснить смысл жизни на Земле во всех Земных формах и Земных Мирах (Людском, Животном, Растительном и Минеральном).
 
Вот почему т.н. Духовная Власть в наше время не выполняет (и не может в нынешнем состоянии выполнить) своей Свыше определённой задачи.
 
Основной Духовный урок из всего наследия прошедшей двухтысячелетней библейской эпохи всем нам – Русским добрым молодцам и красным девицам состоит в том, что мы должны возродить в своей Душе Животворящие основы исконно Русского МироВоспирятия и Миро-понимания.
 
Именно этим Заветом (выраженном иносказательно – по Духовному контексту и подтексту этой Сказки) и воздвиг себе нерукотворный памятник Александр Сергеевич Пушкин, светлая и добрая память о котором будет жить в сердце народном пока будут пребывать на Земле потомки «великого и могучего, свободного и правдивого»  Русского Народа, которому предстоит для сохранения Жизни Самой Планеты возродить и восстановить своё былое и утраченное величие на Мировоззренческом, Языковом и Генетическом уровне.
 
Когда весь Мир над златом чахнет,
Где Русский дух? И чем он пахнет?

Давно уже НАРОД в стране у нас,
Стал совокупностью НАРОДНЫХ МАСС,
Которые за много лет подряд
Вдруг превратились все в ЭЛЕКТОРАТ.

РОСсийский Дух есть у  РОСсийского народа,
А РУСским Духом пахнет лишь - Природа!!!
 
Лишь у Родной Русской Природы – напрямую – без всяких посредников и толмачей – можно и нужно научиться русеть и становиться Взаправду ТРИЕДИНО РУССКИМИ – В НРАВЕ, В УМЕ И ВО ПЛОТИ.
 
Только тогда ДревнеРусские Пращуры, взирая с Горних Высот Ирия на Земные Русские земли со вздохом Духовного облегчения скажут о нас:
 
Там русской дух… там Русью пахнет!
Правдоискатель
Правдоискатель
Пользователь

Сообщения : 1362
Репутация : 1224
Дата регистрации : 2017-06-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения