Новое мировоззрение – конец эпохи христианства
Страница 1 из 1
Новое мировоззрение – конец эпохи христианства
В настоящее время пришло осознание идеологического и нравственного тупика, к которому пришло человечество в своём развитии. Повсеместно заговорили о необходимости нового мировоззрения, новой парадигмы для решения социальных проблем, уже принявших глобальный характер и поставивших вопрос о выживании человеческого рода.
Однако, осознав необходимость нового взгляда на мир, даже самые активные приверженцы альтернативных точек зрения остаются в рамках утвердившихся за сотни лет общепринятых догм, выйти за которые не позволяют как отсутствие новых идей, так и зашоренность на привычных представлениях. Последнее касается, прежде всего, христианского представления о мире и человеке.
Кризис христианского мировоззрения налицо. Христианские догмы не позволяют решить ни одной жизненно важной проблемы современного общества. Да они и не нацелены на решение социальных проблем, ибо принижают значимость земной жизни до уровня подготовки к жизни после смерти и отрицают значимость материального прогресса. Мир в растерянности и нравственном упадке. Особенно выпукло это проявляется в странах так называемого Запада – там христианская цивилизация зародилась, там она и завершается.
Отказ от христианства (как и любого другого религиозного мировоззрения), кажется кощунственным, так как оно создаёт нравственную основу общества. К тому же религия безусловно имеет под собой веские основания, а религиозное чувство присуще человеку изначально. Однако речь не идёт об отрицании христианства – речь идёт о преодолении христианства, обусловленном пониманием его истоков. Простое отрицание пагубно для христианской цивилизации, ибо лишит её всех нравственных ориентиров и приведёт к полной деградации общества.
Но что же вместо Бога? Человек! И такую метаморфозу легко осуществить: достаточно предположить, что разумное человеческое существо появилось не случайно, не как следствие случайных мутаций и естественного отбора, а как результат целенаправленной эволюции природы и как её итог. Такое предположение представляется вполне естественным, так как считать появление человека случайным вообще кажется глупостью, лишающей существование человека какого-то либо смысла. В этом случае и философствовать излишне.
Но, если предположить, что человек есть целенаправленный итог эволюции, то религиозная точка зрения на мир становится вполне понятной. В самом деле, понятие Бога как Творца мира можно будет интерпретировать как идею человека, лежащую в основании всех происходящих в природе процессов, имеющих целью появление разумного существа. Всё человечно и взывает к человеку. То есть творцом мира можно будет считать Человека.
Но что такое в таком случае цель эволюции? Это, разумеется, не конкретный человек, а некий идеальный человек, лишённый случайных черт, свойственных конкретному человеческому индивиду. Это идеальное существо рождается с каждым конкретным человеком и составляет суть последнего, его истину, живущую в нём и делающего его Человеком в той мере, в которой он соответствует этой своей сути. Представление об этом идеальном существе в христианстве нашло свой образ в лице Иисуса Христа как идеале человека, обладающего всеми непреходящими качествами, исходящими от Творца, несущим человеку вечные ценности, и на которого следует равняться. Этот идеал человека есть Истина и каждого из нас, и мира в целом. Становится понятным наличие в человеке религиозного чувства, исходящего от его идеальной сущности. Ну и каждый из нас как носитель этого совершенного существа есть Сын Божий, но не Раб Его! Иными словами, получается, что представление о Боге есть лишь представление человека о самом себе, о своей совершенной и бессмертной сути!
В сущности, подобный подход не отрицает христианство, а лишь подтверждает его довольно близкое представление об Истине. Отвергается только обращённость верующего человека вовне, к Высшим силам, ставящим его в подчинённое и униженное положение, отказывающим ему в праве самому различать добро и зло, определяющим правила его поведения и меру наказания за их нарушение.
Бог не вне человека, а внутри него, и, поэтому, он уже не Бог, а Дух. Божественные качества не отрываются от человека, а становятся его собственными духовными атрибутами как носителя Истины. И отвечает человек за свои проступки не перед Богом, а перед своей совестью, наличие которой и свидетельствует о его духовности, о присутствии в нём его внутреннего совершенства. Грех как нарушение заповедей христианства, за который надлежит каяться и расплачиваться после смерти, уступает место наказанию в виде угрызений совести уже здесь, на земле, в настоящей жизни. То есть человек ответственен не перед внешней сверхъестественной силой, а перед своей идеальной сущностью, живущей в нём и направляющей его на истинный путь.
Ещё раз: не конкретный человек является Истиной мироздания, а идеальная совершенная сущность, которая рождается с каждым из нас, живёт в каждом из нас и является общей для всех духовной сущностью. И подчиняться мы должны не Богу вне нас и Его заповедям, а Духу в себе и совести, в которой проявляется отношение совершенного и бессмертного существа к своему несовершенному смертному носителю и его поступкам.
И такое кардинальное изменение взгляда на Истину меняет главное: придаёт смысл земной жизни человека – стать истинным представителем совершенного Духа. А это значит преодолеть внешнюю отчуждённость от Природы и друг от друга, преодолеть свою материальную зависимость от природы, утвердить своё субстанциональное родство с миром, то есть утвердить Дух Истиной мира, что является единственным Его стремлением. В этом суть развития человечества к своей духовной свободе, подразумевающей, таким образом, и свободу материальную.
Только такой подход обосновывает необходимость материального развития общества и даёт парадигму для решения как личностных, так и социальных проблем, стоящих перед человечеством. Проблем, от которых религия просто отмахивается, объясняя их злой волей, присущей людям, и считая мирскую жизнь лишь испытанием перед жизнью вечной. Только такой подход возвышает человека как носителя Истины и открывает путь к истинной свободе.
Самый важный нравственный призыв христианской религии – «возлюби ближнего как самого себя». Однако для того, чтобы стать способным к такой всеобъемлющей любви не обязательно верить в Бога и ходить в церковь – достаточно обратиться внутрь себя к своей общей для всех идеальной сущности, делающей нас родственными по Духу и стремящейся преодолеть нашу внешнюю отчуждённость. То есть любовь к ближнему – это наше врождённое стремление к духовной свободе, стремление Духа к единству с самим собой.
Однако, осознав необходимость нового взгляда на мир, даже самые активные приверженцы альтернативных точек зрения остаются в рамках утвердившихся за сотни лет общепринятых догм, выйти за которые не позволяют как отсутствие новых идей, так и зашоренность на привычных представлениях. Последнее касается, прежде всего, христианского представления о мире и человеке.
Кризис христианского мировоззрения налицо. Христианские догмы не позволяют решить ни одной жизненно важной проблемы современного общества. Да они и не нацелены на решение социальных проблем, ибо принижают значимость земной жизни до уровня подготовки к жизни после смерти и отрицают значимость материального прогресса. Мир в растерянности и нравственном упадке. Особенно выпукло это проявляется в странах так называемого Запада – там христианская цивилизация зародилась, там она и завершается.
Отказ от христианства (как и любого другого религиозного мировоззрения), кажется кощунственным, так как оно создаёт нравственную основу общества. К тому же религия безусловно имеет под собой веские основания, а религиозное чувство присуще человеку изначально. Однако речь не идёт об отрицании христианства – речь идёт о преодолении христианства, обусловленном пониманием его истоков. Простое отрицание пагубно для христианской цивилизации, ибо лишит её всех нравственных ориентиров и приведёт к полной деградации общества.
Но что же вместо Бога? Человек! И такую метаморфозу легко осуществить: достаточно предположить, что разумное человеческое существо появилось не случайно, не как следствие случайных мутаций и естественного отбора, а как результат целенаправленной эволюции природы и как её итог. Такое предположение представляется вполне естественным, так как считать появление человека случайным вообще кажется глупостью, лишающей существование человека какого-то либо смысла. В этом случае и философствовать излишне.
Но, если предположить, что человек есть целенаправленный итог эволюции, то религиозная точка зрения на мир становится вполне понятной. В самом деле, понятие Бога как Творца мира можно будет интерпретировать как идею человека, лежащую в основании всех происходящих в природе процессов, имеющих целью появление разумного существа. Всё человечно и взывает к человеку. То есть творцом мира можно будет считать Человека.
Но что такое в таком случае цель эволюции? Это, разумеется, не конкретный человек, а некий идеальный человек, лишённый случайных черт, свойственных конкретному человеческому индивиду. Это идеальное существо рождается с каждым конкретным человеком и составляет суть последнего, его истину, живущую в нём и делающего его Человеком в той мере, в которой он соответствует этой своей сути. Представление об этом идеальном существе в христианстве нашло свой образ в лице Иисуса Христа как идеале человека, обладающего всеми непреходящими качествами, исходящими от Творца, несущим человеку вечные ценности, и на которого следует равняться. Этот идеал человека есть Истина и каждого из нас, и мира в целом. Становится понятным наличие в человеке религиозного чувства, исходящего от его идеальной сущности. Ну и каждый из нас как носитель этого совершенного существа есть Сын Божий, но не Раб Его! Иными словами, получается, что представление о Боге есть лишь представление человека о самом себе, о своей совершенной и бессмертной сути!
В сущности, подобный подход не отрицает христианство, а лишь подтверждает его довольно близкое представление об Истине. Отвергается только обращённость верующего человека вовне, к Высшим силам, ставящим его в подчинённое и униженное положение, отказывающим ему в праве самому различать добро и зло, определяющим правила его поведения и меру наказания за их нарушение.
Бог не вне человека, а внутри него, и, поэтому, он уже не Бог, а Дух. Божественные качества не отрываются от человека, а становятся его собственными духовными атрибутами как носителя Истины. И отвечает человек за свои проступки не перед Богом, а перед своей совестью, наличие которой и свидетельствует о его духовности, о присутствии в нём его внутреннего совершенства. Грех как нарушение заповедей христианства, за который надлежит каяться и расплачиваться после смерти, уступает место наказанию в виде угрызений совести уже здесь, на земле, в настоящей жизни. То есть человек ответственен не перед внешней сверхъестественной силой, а перед своей идеальной сущностью, живущей в нём и направляющей его на истинный путь.
Ещё раз: не конкретный человек является Истиной мироздания, а идеальная совершенная сущность, которая рождается с каждым из нас, живёт в каждом из нас и является общей для всех духовной сущностью. И подчиняться мы должны не Богу вне нас и Его заповедям, а Духу в себе и совести, в которой проявляется отношение совершенного и бессмертного существа к своему несовершенному смертному носителю и его поступкам.
И такое кардинальное изменение взгляда на Истину меняет главное: придаёт смысл земной жизни человека – стать истинным представителем совершенного Духа. А это значит преодолеть внешнюю отчуждённость от Природы и друг от друга, преодолеть свою материальную зависимость от природы, утвердить своё субстанциональное родство с миром, то есть утвердить Дух Истиной мира, что является единственным Его стремлением. В этом суть развития человечества к своей духовной свободе, подразумевающей, таким образом, и свободу материальную.
Только такой подход обосновывает необходимость материального развития общества и даёт парадигму для решения как личностных, так и социальных проблем, стоящих перед человечеством. Проблем, от которых религия просто отмахивается, объясняя их злой волей, присущей людям, и считая мирскую жизнь лишь испытанием перед жизнью вечной. Только такой подход возвышает человека как носителя Истины и открывает путь к истинной свободе.
Самый важный нравственный призыв христианской религии – «возлюби ближнего как самого себя». Однако для того, чтобы стать способным к такой всеобъемлющей любви не обязательно верить в Бога и ходить в церковь – достаточно обратиться внутрь себя к своей общей для всех идеальной сущности, делающей нас родственными по Духу и стремящейся преодолеть нашу внешнюю отчуждённость. То есть любовь к ближнему – это наше врождённое стремление к духовной свободе, стремление Духа к единству с самим собой.
Валерий Поляков- Пользователь
- Сообщения : 4
Репутация : 0
Дата регистрации : 2024-08-04
Похожие темы
» Клайв Стейплз Льюис Новое знание и новое невежество
» В.Чаплин: Гуманизм – это антихристианское мировоззрение, это сатанинское мировоззрение
» Христианство на Руси
» А.И.Осипов Почему Православие - это истинное Христианство?
» В Д Соловей Русская история Новое прочтение Заключение
» В.Чаплин: Гуманизм – это антихристианское мировоззрение, это сатанинское мировоззрение
» Христианство на Руси
» А.И.Осипов Почему Православие - это истинное Христианство?
» В Д Соловей Русская история Новое прочтение Заключение
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|