ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Сойберт Харальд БОЛЬШЕ СТИХОВ, МЕНЬШЕ ФРАЗ

Перейти вниз

Сойберт Харальд БОЛЬШЕ СТИХОВ, МЕНЬШЕ ФРАЗ Empty Сойберт Харальд БОЛЬШЕ СТИХОВ, МЕНЬШЕ ФРАЗ

Сообщение  Белов Сб Фев 27, 2016 1:47 am



Семнадцатилетняя ученица высшей школы из Кельна поделилась недавно в Cети своим отчаянием: в школе никто не учил её таким не-обходимым элементам, как налоговая декларация, и такие темы, как аренда или страхование были ей незнакомы. Тем не менее, она умеет делать анализ стихов на четырех языках. После этого заявления высо-ко вырос интернет рейтинг согласий и разногласий. Сама сатира начинается следующим: “Политики с глубокой серьезностью обсуж-дали пробел практических знаний в школах”. После такой постановки девушка потеряла терпение и покинула сообщество.
В данном случае обеспокоенный ученик опубликовал свою про-блему в открытом для всех средстве массовой информации, чтобы избавиться от ненужного балласта и опуститься к простой необходи-мости, а именно к выживанию муравьев в экономическом обществе постмодерна. Это просто один из примеров косвенных доказательств, не более того. Мы тоже, когда были молоды, выражали недовольства, сражаясь с некоторым количеством свинцового груза гуманистиче-ского образования.
Но в последние годы этот сектор образования был свидетелем драматических изменений, поскольку из-за Болонского процесса уни-верситеты в значительной степени деградировали в институты масс-образования. Как быстро может современный студент попасть на се-минар ‒ сейчас здесь все зависит скорее лишь от успеха или неудачи, чем от продуктивности, мышления и речевых навыков или суждения. “Академическое безумие” (Джулиан Нида-Рюмелин) привело к “уравниванию” на минимально возможном уровне, которое начинает-ся с тестов PISA и показательного террора в школах.
Что касается интерпретации стихов, то в этом контексте они обра-зуют контрапункт: в поэзии ‒ весьма сжато ‒ кристаллизуются эпохи и культуры. Язык достигает своей высшей виртуозности и красоты. Стихотворение, которое считают пришедшим к нам издалека, будь то
в географическом или временном плане, может тронуть наши сердца, потому что оно “гремит”, оно пробуждает. Такие стихи, которые поэт, согласно с Готфрид Бенн, может производить не более трех-четырех за всю жизнь, являются мудрее своих авторов и читателей.
Поэзия может противоборствовать разочарованиям в мире, вы-званным наукой и технологиями, а также и тривиализации мира без Бога. Мертвые и живые поэты создали большую дискуссию “эстети-ческих связей” (Райнхард Кнодт). Именно благодаря такому духу Фридрих Шиллер мог написать: “Солнце Гомера – смотри! – светит приветно и нам!”
Поэзия, таким образом, является полной противоположностью фразе, которая неистовствует на всех каналах ‒ контролируя и стан-дартизируя Humanum ‒ и делает это в долгосрочной перспективе удержать неспособность человека сформировать собственные мысли или выразить собственные чувства. Как я могу встречать других лю-дей с тактом и уважением, а при случае даже со страстью и любовью, если таких чувств нет в “гендерном руководстве”, они есть лишь в великой литературе. И то, как формируется в глубине культура друго-го народа мы узнаем лишь тогда, когда читаем их поэтов. Репутация немецкого гения в России, Китае или Японии обязано Гегелю, Гель-дерлину и Гейне не меньше, чем Siemens и “Made in Germany”.
Поэзия является, наряду с изобразительным искусством, музыкой и философией, превосходной нишей, где может иметь место “гуманитар-ное образование”. Только это образование, которые по существу вклю-чает в себя также сокровища великих религий, захватывает нас как эмо-ционально, так и интеллектуально. Искусство является одной из “серьез-ных игр” (Гете). Поэтому и в 21-м веке следует помнить изречение Шил-лера о том, что настоящий человек также знает и как играть. Поэтому я категорически выступаю с заявлением о том, чтобы было больше искус-ства и меньше идеологии, больше стихов и меньше фраз, больше Муз и меньше ожидаемой поддельной эффективности.
Какой шанс для школ и учителей ‒ и как часто эта возможность упускается! Поэтому не нужно заново изобретать школу. Было бы достаточно позволить учителям больше свободы; либеральнее оцени-вать постоянную статистику эмпирических образовательных исследо-ваний; понимать учебную программу как поручень, а не как тюрьму. Будет выгоднее если литературный канон колледжей будет увеличен в объеме и на предметно-расширенных уроках возникнет первый проблеск “мировой литературы”, что пробудит желание к более глу-бокому восприятию. Это означает также и то, что читающий век, ко-торый в своей проницательной интенсивности никогда не повторится вновь, будет хорошо использован. Мир стал бы не таким плоским!
Что касается самих интерпретаций стихотворений, то великий критик Йоахим Кайзер более тридцати лет назад сделал замечатель-ное предложение: в начальных классах старшей школы молодым лю-дям, имеющим дело с высшей математикой и геометрией, уже можно
было бы представить трудную современную авангардную литературу. Но деликатность стихотворений Мёрике, прозрачность романтизма, надо сохранить для следующих старших классов. Еще более важным было бы запретить риторический вопрос “Что поэт имел в виду?”, и вместо того тренировать формы творческого присвоения вместе с от-работкой правильного восприятия.
Современные убийцы образования добились бы меньшего успеха, если бы поколения учителей не поддались идеологической обработке идеологемы “Смерть искусства”. Можно было бы обнаружить каноны Бенна, Рильке или Гофмансталя, даже раннего Брехта
Чтение порождает последствия: у любого, кто попробовал силу язы-ка и вескость глубокого мышления есть явная аллергия на любого рода фальсификации. Тот, кто имел дело с якобы не “Полезным”, позже смо-жет креативнее, и с большим осмыслением, реагировать на различные профессиональные задачи. Что является роковой ошибкой, так это вос-принимать школы и университеты лишь как учебные центры, которые оцениваются по своим разрядам, а не по своему качеству.
Техника жизни извлекается из опыта, и изучается в одиночку. Не на последнем месте находятся “Вертолеты-родители”, желающие для своих отпрысков всеобщей пожизненной страховки, что породило “Несведущее поколение”. Лекарством от этого и является анализ сти-хов на четырех языках.

Сойберт Харальд, профессор философии и религиоведения в Гос-ударственном независимом университете теологии в Базеле, Прези-дент Studienzentrum Weikerheim, член РФО (Нюрнберг, Германия)
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения