Заболоцкая И.К. ПУШКИН – ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Изящная словесность и публицистика, музыка и песни, кинематограф :: Поэты о Жизни Вечной и Земной. :: Наше всё - Александр Сергеевич ПУШКИН
Страница 1 из 1
Заболоцкая И.К. ПУШКИН – ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ
«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот эту тайну разгадываем».
Ф.М. Достоевский
Почему гении так притягательны для нас – остальных людей? Мы живем с ними на той же Земле, видим тот же мир, но в этом мире они открывают, вернее, освещают новые горизонты. Не случайно А.С. Пушкина назвали «солнцем нашей поэзии». Он несет позитив, радость. Эта легкость, веселость, порхающий слог, искристость…
Даже жизнь его кажется такой же увлекательной игрой, праздником. Мы и читаем его произведения, чтобы приобщиться к этому приподнятому состоянию.
Возьмем первые строчки «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог»
Перекличка с басней Крылова «Осел был самых честных правил». Весело и задиристо – сравнить дядю с ослом, который издавна был олицетворением глупости и упрямства. А по сути строчка – на грани фола. Человек заболел, а над ним смеются… Но с другой стороны, выясняется такой эпизод из биографии А.С. Пушкина. Оказывается, при поездке в лицей Пушкину-мальчику тетка и бабка «сунули 100 рублей на орехи, а дядюшка Василий Львович … одолжил у племянника эти сто рублей – кажется, никогда и не вернул»1. Поэтому «честные правила» дядюшки весьма сомнительны, о них можно говорить только с юмором. Это и сделал Александр Сергеевич, походя, «щелкнув по носу дядю» в первых строках своего знаменитого романа. Да, во взрослом состоянии поэт смеялся над незадачливым дядей и этим случаем, А.С. Пушкину – подростку было совсем не до смеха в лицее в начале своего пребывания без денег. Этот эпизод символичен. Но об этом ниже.
(1 Эйдельман Н. «Большой Жанно». 2004, С. 297.)
Прошло уже более 200 лет, как родился А.С. Пушкин. Другой гениальный писатель, его современник – Гоголь писал, что Пушкин – пример того, кем будет русский человек через 200 лет. Но что-то мы – жители Русской земли мало похожи на Александра Сергеевича. Жизнь явно обыденна. Гений же вырывается из прозы в поэзию. В чем суть прорыва?
Такие великие мыслители и мастера слова, как Пифагор, Платон, Шекспир, Хейзинга (голландский культуролог ХХ века) сравнивали жизнь человека с игрой. Пифагор называл «игрища», то есть большая игра. Жизнь-игра отличается от обыденной жизни большей привлекательностью, сочетанием свободы перевоплощения и строгих правил, дающими гармонию и радость участия. Ведь приходя с работы, мы с удовольствием включаемся в различные игры или хотя бы наблюдаем за ними в качестве зрителей.
Жизнь гениев – это прорыв, она похожа на игру. Игра весела и карнавальна, жизнь сурова.
– Хорошо, но откуда у них этот стиль жизни – игры, переходящий в их произведения? Где исток этой игры, ритма, музыки?
– Из-за углубленности в себя, в результате самосовершенствования!
Платон считал, что образцы всего существующего на Земле находятся вне её в Мире Идей. Согласно этой теории, видимо, не только у вещей, явлений есть свой прообраз, но и у людей тоже существует некий идеал. Прообраз гениальности? – Да.
И чем ближе человек к нему подойдет – тем он совершеннее. Радость, счастье, слава – показатели временного или длительного совпадения человека и его идеала, и его лучшей судьбы.
Гении смогли себя настроить на восприятие своего прообраза – гениальной сущности. Отсюда солнечность гения. Они прикоснулись к Вечности и Миру Идей. И через мизер – листки бумаги, картины, звуки музыки, камень выразили единую сущность мира – такой, какой она должна быть (по идее). Имеется в виду, конечно, классическое искусство.
Парацельс из Гогенгейма писал: «Человек, настроив свою душу должным образом может познать природу и сущность вещей».1 Гении сумели это сделать, так как поняли и преобразили себя.
Их работу над собой можно также сравнить с явлением резонанса в физике. Никола Тесла описывал случай, который произошел у него в детстве. Катаясь на санках зимой, он заметил громаду снега на горе и, играясь, бросил в нее снежок. И целая лавина снега упала от слабого удара снежка. Вот он – резонанс! Так и гении создают не так уж и много, а резонанс велик. Мы постоянно возвращаемся к их книгам, картинам и пр.
Это все мифы, сравнения и теории, а где же факты? Факты не простые, а факты, связанные с детством гения. Если мы возьмем не только А.С. Пушкина, но еще О. Бальзака и Леонардо да Винчи и увидим, что детство гениев было несчастным. Пушкина и Бальзака не любили их матери, да и отец не проявлял особых чувств. То есть будущие гении были на периферии внимания даже в своей семье.
О Леонардо известно, что он незаконнорожденный. Но главное – его разлучили с матерью в три года. И он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
(1 Афоризмы великих врачей. М., 2011. С. 139.)
Красноречивую характеристику отношения матери А.С. Пушкина – Надежды Осиповны к сыну дает Л.Н. Павлищев: «…Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Так, рассердясь за что-то на Александра Сергеевича, которому в детстве доставалось от нее гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год, проживая под одной кровлею; оттого дети предпочитали взбалмошные выходки и острастки Сергея Львовича, игре в молчанку Надежды Осиповны, боялись ее несравненно более, чем отца». Совсем не случайно А.С. Пушкина не оставили в семье, а отдали в лицей.
Оноре Бальзак. Известно, что родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещен против воли. Встречи с родителями там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провел в карцере. В четвертом классе Оноре смирился, но исписал парту пародиями на учителей. В 14 лет он тяжело заболел, и родители забрали его домой из колледжа по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда в Париж в 1816 году Оноре поправился.
Какой же выход из своего несчастья в детстве нашли будущие гении?
У А.С. Пушкина и Оноре Бальзака были сестры, и этих сестер они искренно любили. Через любовь к сестрам они стали преодолевать «пустыню безлюбия».
Так Бальзак в детстве брал на себя наказание сестры, если даже она была виновата. Вообще его сестру Лору все обожали.
Тоже восторженное отношение было и к прелестной сестре А.С. Пушкина – Ольге. По свидетельству Пущина, друга А.С. Пушкина, в «Евгении Онегине» автор зашифровал себя в образе главной героини – Татьяне Лариной. Он дал такое описание ее – своего положения в семье – «…она в семье своей родной казалась девочкой чужой…». Кстати говоря, у темноволосой Татьяны была сестра по имени Ольга – беленькая, очаровательная и легкомысленная. То есть имени сестры Татьяны (героини «Евгения Онегина») Пушкин даже не изменил, оставил имя своей собственной сестры.
Итак, в детстве А.С. Пушкин и О. Бальзак перенесли свои нерастраченные чувства с родителей на подрастающих подруг – сестер, которых все обожали. Как же они хотели быть на их месте! И в своем воображении, играя, постепенно научились представлять себя на месте любимиц. То есть, будущие гении получили многолетнюю школу понимания существ другого пола. В детстве, когда дети недавно вышли из небытия, разница между детьми разного пола невелика. Но с возрастом – увеличивается.
Таким образом, из-за несчастного детства их душа начала расширяться и углубляться. Они стали понимать не только мужчин, но и женщин, а также постепенно и другие существа и даже явления. В детстве мир еще волшебен и идеален, все возможно. Нет жесткой духовной скованности в определенном теле.
У А.С. Пушкина в лицее было прозвище – Протей. Это древнегреческий Бог, основное его свойство – перевоплощение. Такая особенность развития будущего гения не могла не сказаться на развитии воображения. Мысли и чувства, облеченные в образы становятся у них второй, а может быть и первой реальностью, в которой они живут и описывают нам. Они при помощи слов или красок останавливают нас и гипнотизируют – и мы уже с ними в божественном мире Идей, и этот фантастически – реальный мир интереснее, чем наш обыденный. В нем мы с ними вездесущи. Нет стен. Все проницаемо. Вместе с ними мы – читатели, зрители летаем, чуть прикасаясь к земле! Быть может, это возможный мир лучшего будущего? Оно – гуманно и удивительно.
Вот оно – осуществление «золотого правила нравственности» в жизни. Это ключ. Оно гласит: «Поступай так по отношению к другому, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Этот лозунг провозглашается, но делается больно редко. Для гения такой стиль поведения только естественен. Он настолько понимает другого, что другой или другая – это он сам! А другой – это и мужчина, и женщина, и младенец, и старик, и животное, и растение и даже минерал, а может даже явление, например, буря и пр. Любые особенности: возрастные, половые, национальные, социальные, экономические – не являются преградой. Это то самое всеединство отечественного философа серебряного века В.С. Соловьева или та самая всеотзывчивость, охватывающая все и всея, о которой писал Ф.М. Достоевский.
Вот откуда – из истока все отзывчивости – мысль А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – есть вещи не совместные». Вспомним также знаменитое высказывание Флобера: «Мадам Бовари – это я». Вот что значит пережитые в детстве страдания, и последующая работа над собой – путь рождения гениев. Они преодолели отчуждение и ощутили родственность между всем и всеми существующими на Земле. К. Маркс считал, что преодолеть отчужденность можно через революцию в обществе. Нет, революция, вернее эволюция должна произойти внутри человека.
Суть происходящего – обретение большей симметрии. Поэтому силы умножаются. Все живое симметрично не случайно. Правая и левая половинки поддерживают друг друга. Если гений своим творчеством помещает себя в центр мира, то обретает всеобщую поддержку за счет сочувствия. Это круговая симметрия. А начало этого преобразования обычного человека в гения – верное понимание представителей противоположного пола.
Еще раз вспомним Платона, его миф о первых людях на Земле – андрогенах, совмещающих в себе и мужчин, и женщин в одном теле. Они имели четыре руки, четыре ноги, две головы, по могуществу равнялись Богам Олимпа. Именно поэтому Боги разделили их на две части: мужчин и женщин. И любовь – это поиск второй потерянной половины. Если человек находит её, то силы его возрастают.
Получается, что гении являются духовными андрогинами или гермафродитами, имеющими широкую душу и мужскую и женскую одновременно. Поэтому поэты и писатели легко представляют себя женщинами. Как уже было сказано, Пушкин описывал себя в Татьяне Лариной, а также в образе Акулины в «Барышне-крестьянке». В 1825 году по свидетельству крепостного Архипа «он барина учил мужицкой походке, обхождению, и прическу и бороду все примеряли…».1
Великолепны портреты и женщин, и мужчин у О.Бальзака. Недаром название главного его произведения – «Человеческая комедия».
Хорошо, а где же симметрия у Леонардо? Он не интересовался женщинами, не был женат. Различные мнения высказывают об его отношениях с любимым учеником. Его симметрия – почерковая. Он писал так, что про-
(1 Эйдельман Н.Я. Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине. М., 2004. С. 302-303.)
честь можно было только при помощи зеркала. Вообще к зеркалам он питал большой интерес. Даже пытался создать агрегат, состоящий из зеркал. Но из-за обвинения в связях с потусторонним миром прекратил эту деятельность. Интересно, что бы мы узнали, если бы Ему удалось создать эту зеркальную машину?!
Не является ли женщина зеркальным отражением мужчины и наоборот – мужчина – отражение женщины с определенными коррективами не только физиологическими, но и интеллектуальными и психо-эмоциональными? Интересно, что представители разных полов застегивают одежду в разные стороны в зеркальном отражении.
Закономерности духовного понимания и проникновения в человека другого пола можно увидеть и на примере талантливых женщин. Так писательница Жорж Санд взяла себе мужское имя, носила мужскую одежду и вела себя совсем не как слабая женщина.
Если учесть, что каждый человек, по сути, гениален (Чернышевский), то нужно в себе «раскопать» скрытые ростки этой самой гениальности.
Гениальность не субъективна и не объективна, а она – их сочетание. Это цельность человека – субъективная объективность, которая обнимает в единстве не только женщин и мужчин, а весь мир в его многообразии и красочности. И в результате гений говорит голосом каждого существа этого удивительного мира, который постепенно откроет нам свои тайны.
Человеку всего мало: времени, пространства и любви. Гений завоевывает и то, и другое, и третье не путем Наполеона – жестокости и захвата, а тонким путем – всепонимания. И в духовном плане он становится бессмертным. Ему резонирует вечность: прошлое, настоящее и будущее, – и… все мироздание. Мы – обычные люди это чувствуем и воскрешаем его каждодневно, читая стихи или любуясь картинами. Быть может это будущее человека – гениальность? Гений божественен.
Сила гения в доброте, отсюда самоуглубленность гения, происходящая из-за несчастий его жизненного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Завершить этот панегирик гениям можно словами Н.А. Бердяева: «Культ святости должен быть заменен культом гениальности». Стоит признать, что гениальность совсем не всегда сочетается со святостью. Сочетание гениальности и святости – восторга и доброты имело место в детстве, как мы заметили, при формировании замечательного человека. Далее было совсем по-разному.
Поэтому не стоит приукрашивать гениев. Они были люди и имели свои слабости. Последние оказали влияние на их судьбу и даже длительность их жизни.
Заболоцкая И.К., к.мед.н., доц. ПМГУ им. И.М. Сеченова, член РФО (Нью-Йорк – Москва)
Ф.М. Достоевский
Почему гении так притягательны для нас – остальных людей? Мы живем с ними на той же Земле, видим тот же мир, но в этом мире они открывают, вернее, освещают новые горизонты. Не случайно А.С. Пушкина назвали «солнцем нашей поэзии». Он несет позитив, радость. Эта легкость, веселость, порхающий слог, искристость…
Даже жизнь его кажется такой же увлекательной игрой, праздником. Мы и читаем его произведения, чтобы приобщиться к этому приподнятому состоянию.
Возьмем первые строчки «Евгения Онегина»:
«Мой дядя самых честных правил
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог»
Перекличка с басней Крылова «Осел был самых честных правил». Весело и задиристо – сравнить дядю с ослом, который издавна был олицетворением глупости и упрямства. А по сути строчка – на грани фола. Человек заболел, а над ним смеются… Но с другой стороны, выясняется такой эпизод из биографии А.С. Пушкина. Оказывается, при поездке в лицей Пушкину-мальчику тетка и бабка «сунули 100 рублей на орехи, а дядюшка Василий Львович … одолжил у племянника эти сто рублей – кажется, никогда и не вернул»1. Поэтому «честные правила» дядюшки весьма сомнительны, о них можно говорить только с юмором. Это и сделал Александр Сергеевич, походя, «щелкнув по носу дядю» в первых строках своего знаменитого романа. Да, во взрослом состоянии поэт смеялся над незадачливым дядей и этим случаем, А.С. Пушкину – подростку было совсем не до смеха в лицее в начале своего пребывания без денег. Этот эпизод символичен. Но об этом ниже.
(1 Эйдельман Н. «Большой Жанно». 2004, С. 297.)
Прошло уже более 200 лет, как родился А.С. Пушкин. Другой гениальный писатель, его современник – Гоголь писал, что Пушкин – пример того, кем будет русский человек через 200 лет. Но что-то мы – жители Русской земли мало похожи на Александра Сергеевича. Жизнь явно обыденна. Гений же вырывается из прозы в поэзию. В чем суть прорыва?
Такие великие мыслители и мастера слова, как Пифагор, Платон, Шекспир, Хейзинга (голландский культуролог ХХ века) сравнивали жизнь человека с игрой. Пифагор называл «игрища», то есть большая игра. Жизнь-игра отличается от обыденной жизни большей привлекательностью, сочетанием свободы перевоплощения и строгих правил, дающими гармонию и радость участия. Ведь приходя с работы, мы с удовольствием включаемся в различные игры или хотя бы наблюдаем за ними в качестве зрителей.
Жизнь гениев – это прорыв, она похожа на игру. Игра весела и карнавальна, жизнь сурова.
– Хорошо, но откуда у них этот стиль жизни – игры, переходящий в их произведения? Где исток этой игры, ритма, музыки?
– Из-за углубленности в себя, в результате самосовершенствования!
Платон считал, что образцы всего существующего на Земле находятся вне её в Мире Идей. Согласно этой теории, видимо, не только у вещей, явлений есть свой прообраз, но и у людей тоже существует некий идеал. Прообраз гениальности? – Да.
И чем ближе человек к нему подойдет – тем он совершеннее. Радость, счастье, слава – показатели временного или длительного совпадения человека и его идеала, и его лучшей судьбы.
Гении смогли себя настроить на восприятие своего прообраза – гениальной сущности. Отсюда солнечность гения. Они прикоснулись к Вечности и Миру Идей. И через мизер – листки бумаги, картины, звуки музыки, камень выразили единую сущность мира – такой, какой она должна быть (по идее). Имеется в виду, конечно, классическое искусство.
Парацельс из Гогенгейма писал: «Человек, настроив свою душу должным образом может познать природу и сущность вещей».1 Гении сумели это сделать, так как поняли и преобразили себя.
Их работу над собой можно также сравнить с явлением резонанса в физике. Никола Тесла описывал случай, который произошел у него в детстве. Катаясь на санках зимой, он заметил громаду снега на горе и, играясь, бросил в нее снежок. И целая лавина снега упала от слабого удара снежка. Вот он – резонанс! Так и гении создают не так уж и много, а резонанс велик. Мы постоянно возвращаемся к их книгам, картинам и пр.
Это все мифы, сравнения и теории, а где же факты? Факты не простые, а факты, связанные с детством гения. Если мы возьмем не только А.С. Пушкина, но еще О. Бальзака и Леонардо да Винчи и увидим, что детство гениев было несчастным. Пушкина и Бальзака не любили их матери, да и отец не проявлял особых чувств. То есть будущие гении были на периферии внимания даже в своей семье.
О Леонардо известно, что он незаконнорожденный. Но главное – его разлучили с матерью в три года. И он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
(1 Афоризмы великих врачей. М., 2011. С. 139.)
Красноречивую характеристику отношения матери А.С. Пушкина – Надежды Осиповны к сыну дает Л.Н. Павлищев: «…Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Так, рассердясь за что-то на Александра Сергеевича, которому в детстве доставалось от нее гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год, проживая под одной кровлею; оттого дети предпочитали взбалмошные выходки и острастки Сергея Львовича, игре в молчанку Надежды Осиповны, боялись ее несравненно более, чем отца». Совсем не случайно А.С. Пушкина не оставили в семье, а отдали в лицей.
Оноре Бальзак. Известно, что родители мало занимались сыном. В Вандомский колледж он был помещен против воли. Встречи с родителями там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учебы он провел в карцере. В четвертом классе Оноре смирился, но исписал парту пародиями на учителей. В 14 лет он тяжело заболел, и родители забрали его домой из колледжа по просьбе начальства колледжа. 5 лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но после переезда в Париж в 1816 году Оноре поправился.
Какой же выход из своего несчастья в детстве нашли будущие гении?
У А.С. Пушкина и Оноре Бальзака были сестры, и этих сестер они искренно любили. Через любовь к сестрам они стали преодолевать «пустыню безлюбия».
Так Бальзак в детстве брал на себя наказание сестры, если даже она была виновата. Вообще его сестру Лору все обожали.
Тоже восторженное отношение было и к прелестной сестре А.С. Пушкина – Ольге. По свидетельству Пущина, друга А.С. Пушкина, в «Евгении Онегине» автор зашифровал себя в образе главной героини – Татьяне Лариной. Он дал такое описание ее – своего положения в семье – «…она в семье своей родной казалась девочкой чужой…». Кстати говоря, у темноволосой Татьяны была сестра по имени Ольга – беленькая, очаровательная и легкомысленная. То есть имени сестры Татьяны (героини «Евгения Онегина») Пушкин даже не изменил, оставил имя своей собственной сестры.
Итак, в детстве А.С. Пушкин и О. Бальзак перенесли свои нерастраченные чувства с родителей на подрастающих подруг – сестер, которых все обожали. Как же они хотели быть на их месте! И в своем воображении, играя, постепенно научились представлять себя на месте любимиц. То есть, будущие гении получили многолетнюю школу понимания существ другого пола. В детстве, когда дети недавно вышли из небытия, разница между детьми разного пола невелика. Но с возрастом – увеличивается.
Таким образом, из-за несчастного детства их душа начала расширяться и углубляться. Они стали понимать не только мужчин, но и женщин, а также постепенно и другие существа и даже явления. В детстве мир еще волшебен и идеален, все возможно. Нет жесткой духовной скованности в определенном теле.
У А.С. Пушкина в лицее было прозвище – Протей. Это древнегреческий Бог, основное его свойство – перевоплощение. Такая особенность развития будущего гения не могла не сказаться на развитии воображения. Мысли и чувства, облеченные в образы становятся у них второй, а может быть и первой реальностью, в которой они живут и описывают нам. Они при помощи слов или красок останавливают нас и гипнотизируют – и мы уже с ними в божественном мире Идей, и этот фантастически – реальный мир интереснее, чем наш обыденный. В нем мы с ними вездесущи. Нет стен. Все проницаемо. Вместе с ними мы – читатели, зрители летаем, чуть прикасаясь к земле! Быть может, это возможный мир лучшего будущего? Оно – гуманно и удивительно.
Вот оно – осуществление «золотого правила нравственности» в жизни. Это ключ. Оно гласит: «Поступай так по отношению к другому, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Этот лозунг провозглашается, но делается больно редко. Для гения такой стиль поведения только естественен. Он настолько понимает другого, что другой или другая – это он сам! А другой – это и мужчина, и женщина, и младенец, и старик, и животное, и растение и даже минерал, а может даже явление, например, буря и пр. Любые особенности: возрастные, половые, национальные, социальные, экономические – не являются преградой. Это то самое всеединство отечественного философа серебряного века В.С. Соловьева или та самая всеотзывчивость, охватывающая все и всея, о которой писал Ф.М. Достоевский.
Вот откуда – из истока все отзывчивости – мысль А.С. Пушкина: «Гений и злодейство – есть вещи не совместные». Вспомним также знаменитое высказывание Флобера: «Мадам Бовари – это я». Вот что значит пережитые в детстве страдания, и последующая работа над собой – путь рождения гениев. Они преодолели отчуждение и ощутили родственность между всем и всеми существующими на Земле. К. Маркс считал, что преодолеть отчужденность можно через революцию в обществе. Нет, революция, вернее эволюция должна произойти внутри человека.
Суть происходящего – обретение большей симметрии. Поэтому силы умножаются. Все живое симметрично не случайно. Правая и левая половинки поддерживают друг друга. Если гений своим творчеством помещает себя в центр мира, то обретает всеобщую поддержку за счет сочувствия. Это круговая симметрия. А начало этого преобразования обычного человека в гения – верное понимание представителей противоположного пола.
Еще раз вспомним Платона, его миф о первых людях на Земле – андрогенах, совмещающих в себе и мужчин, и женщин в одном теле. Они имели четыре руки, четыре ноги, две головы, по могуществу равнялись Богам Олимпа. Именно поэтому Боги разделили их на две части: мужчин и женщин. И любовь – это поиск второй потерянной половины. Если человек находит её, то силы его возрастают.
Получается, что гении являются духовными андрогинами или гермафродитами, имеющими широкую душу и мужскую и женскую одновременно. Поэтому поэты и писатели легко представляют себя женщинами. Как уже было сказано, Пушкин описывал себя в Татьяне Лариной, а также в образе Акулины в «Барышне-крестьянке». В 1825 году по свидетельству крепостного Архипа «он барина учил мужицкой походке, обхождению, и прическу и бороду все примеряли…».1
Великолепны портреты и женщин, и мужчин у О.Бальзака. Недаром название главного его произведения – «Человеческая комедия».
Хорошо, а где же симметрия у Леонардо? Он не интересовался женщинами, не был женат. Различные мнения высказывают об его отношениях с любимым учеником. Его симметрия – почерковая. Он писал так, что про-
(1 Эйдельман Н.Я. Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине. М., 2004. С. 302-303.)
честь можно было только при помощи зеркала. Вообще к зеркалам он питал большой интерес. Даже пытался создать агрегат, состоящий из зеркал. Но из-за обвинения в связях с потусторонним миром прекратил эту деятельность. Интересно, что бы мы узнали, если бы Ему удалось создать эту зеркальную машину?!
Не является ли женщина зеркальным отражением мужчины и наоборот – мужчина – отражение женщины с определенными коррективами не только физиологическими, но и интеллектуальными и психо-эмоциональными? Интересно, что представители разных полов застегивают одежду в разные стороны в зеркальном отражении.
Закономерности духовного понимания и проникновения в человека другого пола можно увидеть и на примере талантливых женщин. Так писательница Жорж Санд взяла себе мужское имя, носила мужскую одежду и вела себя совсем не как слабая женщина.
Если учесть, что каждый человек, по сути, гениален (Чернышевский), то нужно в себе «раскопать» скрытые ростки этой самой гениальности.
Гениальность не субъективна и не объективна, а она – их сочетание. Это цельность человека – субъективная объективность, которая обнимает в единстве не только женщин и мужчин, а весь мир в его многообразии и красочности. И в результате гений говорит голосом каждого существа этого удивительного мира, который постепенно откроет нам свои тайны.
Человеку всего мало: времени, пространства и любви. Гений завоевывает и то, и другое, и третье не путем Наполеона – жестокости и захвата, а тонким путем – всепонимания. И в духовном плане он становится бессмертным. Ему резонирует вечность: прошлое, настоящее и будущее, – и… все мироздание. Мы – обычные люди это чувствуем и воскрешаем его каждодневно, читая стихи или любуясь картинами. Быть может это будущее человека – гениальность? Гений божественен.
Сила гения в доброте, отсюда самоуглубленность гения, происходящая из-за несчастий его жизненного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Завершить этот панегирик гениям можно словами Н.А. Бердяева: «Культ святости должен быть заменен культом гениальности». Стоит признать, что гениальность совсем не всегда сочетается со святостью. Сочетание гениальности и святости – восторга и доброты имело место в детстве, как мы заметили, при формировании замечательного человека. Далее было совсем по-разному.
Поэтому не стоит приукрашивать гениев. Они были люди и имели свои слабости. Последние оказали влияние на их судьбу и даже длительность их жизни.
Заболоцкая И.К., к.мед.н., доц. ПМГУ им. И.М. Сеченова, член РФО (Нью-Йорк – Москва)
продолжение
ПУШКИН – ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ…∗
«Пушкин умер в полном развитии своих
сил и бесспорно унес с собою в гроб не-
которую великую тайну. И вот мы без
него эту тайну разгадываем».
Ф.М. Достоевский
Часть 2
А.С. Пушкин. Конечно, не только сестра была проводником из
«земного ада» в «земной рай». Например, в Царскосельском лицее у
каждого воспитанника была отдельная комната – «келья», по словам
А.С. Пушкина. Стены в этой комнате не доходили до потолка и лицеисты перед сном могли разговаривать. Иван Пущин – вечером объяснял
Пушкину – лицеисту, почему он был не прав во взаимоотношениях с
(1 Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: роман. М.: АСТ, 2010. С. 284-85.)
товарищами и как можно это положение исправить. Вот почему позже
он получил лестное имя «друга бесценного».
Душевные детские травмы оставили раны, а затем рубцы на душе
будущих гениев. Эти «рубцы» делают их необыкновенно чувствительными не только к своим, но и к чужим бедам, страданиям. В то же время, они так же восприимчивы к восторгам и взлетам, и именно это сделало их постепенно великими. Они и начинают ощущать музыкальную
гармонию Вселенной, которая у нас называется вдохновением. Вот от-
куда возникает радость и игровой настрой – после перенесенных бед.
Эти беды они рассматривали не как рок, а как задачу, которая требует
мужества и преодоления. Гении – люди, преодолевшие несчастную
судьбу через труд.
Как же чувствовали себя гении? Живыми богами? Нет. Они чаще
всего чувствовали себя неуверенными людьми. Это явилось причиной
огромного трудолюбия. Что заставляло их работать? Неуверенность в
себе и своих силах из-за той же детской недолюблинности. Звучал
внутри немой вопрос: « Если меня никто не любит, быть может, я де-
лаю что-то не так или недостаточно?» С такой неуверенностью они
могли двигать горы, и они это делали, но внутри себя. Они смотрели на
этот мир пытливо, пытаясь его понять и обрести всех и всея, выясняя
вопрос – что же ему нужно. Отсюда рождалась сила гениальной добро-
ты, отсюда самоуглубленность, происходящая из-за несчастий жизнен-
ного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Посредником между несчастием и гениальностью является неуве-
ренность в себе. Тяжелое чувство. Именно оно заставляет работать над
собой постоянно и находить – таки неуловимую суть – совершенство.
Леонардо да Винчи пронес это чувство неуверенности в себе через
всю жизнь. Именно из неуверенности рождается высокая требователь-
ность к себе. (Пушкин называл ее взыскательностью). Даже на смерт-
ном одре она мучила Леонардо. Вазари пишет: «Из уважения припод-
нявшись в постели, он принялся рассказывать о своей болезни и пери-
петиях с ней связанных, стараясь, однако, подчеркнуть, что он очень
обидел Бога и людей в этом мире тем, что не исполнил в искусстве все
так, как подобало»1. Свидетельство из Китая. Лао-цзы, основатель дао-
сизма: «И… так много вещей, которые переполняют меня: растения,
животные, облака, день, ночь и вечное в человеке. Чем более я был не
уверен в себе, тем более росло во мне чувство родства со всем этим»
(цит. по книге: К.Г. Юнг «Взгляд в прошлое»).
Уверенные же в себе люди довольны, их итак любят, и потому не
достаточно работают над собой, чтобы подняться над своей субъектив-
ностью и стать гениально цельными, все понимающими и окрыленны-
ми. Интересно, что в английской системе воспитания считается педаго-
(1 Леонардо да Винчи, живописец и скульптор Флорентийский // Леонардо да
Винчи. Суждение Вазари о науке и искусстве. С-Петербург, 2013. С. 199.)
гически неверным ходом – хвалить ребенка. Об этом писал еще Киплинг.
Стоит, например, привести также откровенную цитату философа
В.В. Розанова, иллюстрирующего вышеизложенное утверждение: «Потом
приду домой и опять зеркало (маленькое, ручное): “Ну, кто такого про-
тивного полюбит?” Просто ужас брал… Что же остается? Уходить в себя,
жить с собою, для себя (не эгоистически, а духовно), для будущего.
…Внешняя непривлекательность была причиной самоуглубления»1.
Вот откуда берется неуемная энергия гениев. Сначала, как было
сказано, из неуверенности, а далее? Со временем они сумели сбросить с
себя неуверенность. В этом случае и происходило реальное чудо.
Огромная разница «потенциалов» несчастного детства и дальнейшего
выхода к счастью гениальности и славы создавала огромную духовную
энергию, направленную туда, куда нужно. Мы, обычные люди, суетим-
ся, расходуя жизненные силы по пустякам. Гении поступают по-
другому. Современный Поэт сказал точно: «Мы делаем карьеру, не де-
лая ее». Имя гениев без регалий и должностей становится вершиной
эпохи, в которой им довелось жить. Мы выискиваем каждую их строч-
ку, так как она близка к абсолютной истине. Поиск этой истины похож
на рассмотрение предмета в бинокль: сначала нечетко, туманно, затем
лучше, лучше и наконец, мы видим предмет, так как нужно. Леонардо
да Винчи: «искать истину нужно постепенным приближением».
Любое живое существо симметрично, этим оно удваивает свои си-
лы. Возникает также предположение о большей цельности и симметрии
гениев, по сравнению с обычными людьми. Обычный, негениальный
человек субъективен, он находится на периферии со своим видением
ситуации, со своей маленькой правдой. Гении симметричны в духовном
плане в гораздо большей степени, этим они поставили себя в центр ми-
ра, понимая все: живое и неживое, мужское и женское, бедное и бога-
тое и т.д. Поэтому их слова или движения кисти (если это художник)
находятся на грани, правильны почти для всех последователей или да-
же оппонентов. Они совпадают со своим идеалом, и их творчество ре-
зонирует! Симметрия удивительна. Кстати говоря, продуктом симмет-
рии мужчин и женщин является не только любовь, но и все человече-
ство. Нити связи гения и мира умножаются, эта связь становится рит-
мичной, пульсирующей, музыкальной.
Центр симметрии мира музыкален. О связи музыки и творчества
писал в начале ХХ века философ В.В. Розанов: «Секрет писательства
заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если её нет, человек
может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель».2
У Чехова в одном из его театральных произведений есть многозна-
чительная ремарка – звук лопнувшей струны: потеря музыкальности
(1 Розанов В.В. О себе и жизни своей // Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.
С. 55. 2 Там же)
человека и мира. «А без музыки жизнь была бы ошибкой», - сказано в
XIX веке.
Быть может, люди став гениальными, вернут музыку гармонии
нашей с вами Вселенной. А.С. Пушкин, Леонардо да Винчи являются
первыми, но, будем надеяться, не последними гениями на нашей Земле.
По моему мнению, истина едина и проявляет себя в науке и фило-
софии, в искусстве и религии разными своими сторонами. Остается
«только» её увидеть.
Заболоцкая И.К., к.мед.н., доц. ПМГУ им. И.М. Сеченова, член
РФО (Нью-Йорк – Москва). E-mail: zabolots1@yandex.ru
«Пушкин умер в полном развитии своих
сил и бесспорно унес с собою в гроб не-
которую великую тайну. И вот мы без
него эту тайну разгадываем».
Ф.М. Достоевский
Часть 2
А.С. Пушкин. Конечно, не только сестра была проводником из
«земного ада» в «земной рай». Например, в Царскосельском лицее у
каждого воспитанника была отдельная комната – «келья», по словам
А.С. Пушкина. Стены в этой комнате не доходили до потолка и лицеисты перед сном могли разговаривать. Иван Пущин – вечером объяснял
Пушкину – лицеисту, почему он был не прав во взаимоотношениях с
(1 Булгаков М. А. Мастер и Маргарита: роман. М.: АСТ, 2010. С. 284-85.)
товарищами и как можно это положение исправить. Вот почему позже
он получил лестное имя «друга бесценного».
Душевные детские травмы оставили раны, а затем рубцы на душе
будущих гениев. Эти «рубцы» делают их необыкновенно чувствительными не только к своим, но и к чужим бедам, страданиям. В то же время, они так же восприимчивы к восторгам и взлетам, и именно это сделало их постепенно великими. Они и начинают ощущать музыкальную
гармонию Вселенной, которая у нас называется вдохновением. Вот от-
куда возникает радость и игровой настрой – после перенесенных бед.
Эти беды они рассматривали не как рок, а как задачу, которая требует
мужества и преодоления. Гении – люди, преодолевшие несчастную
судьбу через труд.
Как же чувствовали себя гении? Живыми богами? Нет. Они чаще
всего чувствовали себя неуверенными людьми. Это явилось причиной
огромного трудолюбия. Что заставляло их работать? Неуверенность в
себе и своих силах из-за той же детской недолюблинности. Звучал
внутри немой вопрос: « Если меня никто не любит, быть может, я де-
лаю что-то не так или недостаточно?» С такой неуверенностью они
могли двигать горы, и они это делали, но внутри себя. Они смотрели на
этот мир пытливо, пытаясь его понять и обрести всех и всея, выясняя
вопрос – что же ему нужно. Отсюда рождалась сила гениальной добро-
ты, отсюда самоуглубленность, происходящая из-за несчастий жизнен-
ного пути и понимания тяжести страданий других существ.
Посредником между несчастием и гениальностью является неуве-
ренность в себе. Тяжелое чувство. Именно оно заставляет работать над
собой постоянно и находить – таки неуловимую суть – совершенство.
Леонардо да Винчи пронес это чувство неуверенности в себе через
всю жизнь. Именно из неуверенности рождается высокая требователь-
ность к себе. (Пушкин называл ее взыскательностью). Даже на смерт-
ном одре она мучила Леонардо. Вазари пишет: «Из уважения припод-
нявшись в постели, он принялся рассказывать о своей болезни и пери-
петиях с ней связанных, стараясь, однако, подчеркнуть, что он очень
обидел Бога и людей в этом мире тем, что не исполнил в искусстве все
так, как подобало»1. Свидетельство из Китая. Лао-цзы, основатель дао-
сизма: «И… так много вещей, которые переполняют меня: растения,
животные, облака, день, ночь и вечное в человеке. Чем более я был не
уверен в себе, тем более росло во мне чувство родства со всем этим»
(цит. по книге: К.Г. Юнг «Взгляд в прошлое»).
Уверенные же в себе люди довольны, их итак любят, и потому не
достаточно работают над собой, чтобы подняться над своей субъектив-
ностью и стать гениально цельными, все понимающими и окрыленны-
ми. Интересно, что в английской системе воспитания считается педаго-
(1 Леонардо да Винчи, живописец и скульптор Флорентийский // Леонардо да
Винчи. Суждение Вазари о науке и искусстве. С-Петербург, 2013. С. 199.)
гически неверным ходом – хвалить ребенка. Об этом писал еще Киплинг.
Стоит, например, привести также откровенную цитату философа
В.В. Розанова, иллюстрирующего вышеизложенное утверждение: «Потом
приду домой и опять зеркало (маленькое, ручное): “Ну, кто такого про-
тивного полюбит?” Просто ужас брал… Что же остается? Уходить в себя,
жить с собою, для себя (не эгоистически, а духовно), для будущего.
…Внешняя непривлекательность была причиной самоуглубления»1.
Вот откуда берется неуемная энергия гениев. Сначала, как было
сказано, из неуверенности, а далее? Со временем они сумели сбросить с
себя неуверенность. В этом случае и происходило реальное чудо.
Огромная разница «потенциалов» несчастного детства и дальнейшего
выхода к счастью гениальности и славы создавала огромную духовную
энергию, направленную туда, куда нужно. Мы, обычные люди, суетим-
ся, расходуя жизненные силы по пустякам. Гении поступают по-
другому. Современный Поэт сказал точно: «Мы делаем карьеру, не де-
лая ее». Имя гениев без регалий и должностей становится вершиной
эпохи, в которой им довелось жить. Мы выискиваем каждую их строч-
ку, так как она близка к абсолютной истине. Поиск этой истины похож
на рассмотрение предмета в бинокль: сначала нечетко, туманно, затем
лучше, лучше и наконец, мы видим предмет, так как нужно. Леонардо
да Винчи: «искать истину нужно постепенным приближением».
Любое живое существо симметрично, этим оно удваивает свои си-
лы. Возникает также предположение о большей цельности и симметрии
гениев, по сравнению с обычными людьми. Обычный, негениальный
человек субъективен, он находится на периферии со своим видением
ситуации, со своей маленькой правдой. Гении симметричны в духовном
плане в гораздо большей степени, этим они поставили себя в центр ми-
ра, понимая все: живое и неживое, мужское и женское, бедное и бога-
тое и т.д. Поэтому их слова или движения кисти (если это художник)
находятся на грани, правильны почти для всех последователей или да-
же оппонентов. Они совпадают со своим идеалом, и их творчество ре-
зонирует! Симметрия удивительна. Кстати говоря, продуктом симмет-
рии мужчин и женщин является не только любовь, но и все человече-
ство. Нити связи гения и мира умножаются, эта связь становится рит-
мичной, пульсирующей, музыкальной.
Центр симметрии мира музыкален. О связи музыки и творчества
писал в начале ХХ века философ В.В. Розанов: «Секрет писательства
заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если её нет, человек
может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель».2
У Чехова в одном из его театральных произведений есть многозна-
чительная ремарка – звук лопнувшей струны: потеря музыкальности
(1 Розанов В.В. О себе и жизни своей // Розанов В.В. Уединенное. М., 1990.
С. 55. 2 Там же)
человека и мира. «А без музыки жизнь была бы ошибкой», - сказано в
XIX веке.
Быть может, люди став гениальными, вернут музыку гармонии
нашей с вами Вселенной. А.С. Пушкин, Леонардо да Винчи являются
первыми, но, будем надеяться, не последними гениями на нашей Земле.
По моему мнению, истина едина и проявляет себя в науке и фило-
софии, в искусстве и религии разными своими сторонами. Остается
«только» её увидеть.
Заболоцкая И.К., к.мед.н., доц. ПМГУ им. И.М. Сеченова, член
РФО (Нью-Йорк – Москва). E-mail: zabolots1@yandex.ru
Похожие темы
» Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема
» Стихотворные КВАДРИГИ
» Тайна и Думы Сфинкса
» ВОПРОС РЕБРОМ
» Александр Минкин Государственная тайна
» Стихотворные КВАДРИГИ
» Тайна и Думы Сфинкса
» ВОПРОС РЕБРОМ
» Александр Минкин Государственная тайна
ЖИЗНЬ и МироВоззрение :: Изящная словесность и публицистика, музыка и песни, кинематограф :: Поэты о Жизни Вечной и Земной. :: Наше всё - Александр Сергеевич ПУШКИН
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|