Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема
Страница 1 из 1
Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема
«Не все ли равно для меня из атомов или го-
меомерий, из огня или земли материя Вселен-
ной? Не довольно ли знать сущность добра и
зла, меру любви и ненависти и, пользуясь
этим, как мерилом, устроить свою жизнь!».
Эпиктет
Добро и зло. Будущее должно быть «очищено» по возможности от
различного вида зла, страданий и болезней. Но как найти «корень»
зла? Как его опознать? Ведь оно многообразно. Русское слово «зло»
произошло от древнеславянского «зело» - «очень», то есть в переводе
на современный русский язык, излишек, крайность. Аристотель также
считал, что зло находится по краям, а добро в середине. То есть, на-
пример, умеренность – добро. По краям, «во зле» происходит раскол
единства души и тела человека, раскол его целостности, ведущий к
болезням и смерти, небытию. Отец медицины Гиппократ был убеж-
ден, что причиной болезней является потеря единства и целостности
человека. То есть этимология слова «зло» русского языка, позиции
Аристотеля в отношении этого понятия и понимание Гиппократа
сущности болезни совпадают! Видимо, нужно уходить от крайностей
к середине и целостности. Не зря лечение называют еще и исцелени-
ем.
Что же уводит от искомого всеединства, от здоровья?
- Борьба за первенство. С одной стороны, эта борьба естественна
и придает задор, силы и энтузиазм. Но далее, перейдя Меру, проявля-
ется либо в виде конкуренции или даже войны. Об этом точно сказал
Т. Гоббс: «Война всех против всех». «Чтобы удовлетворить свои
страсти к соперничеству, наживе, славе, власти, человек, утверждает
Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем. Ни перед какими злодея-
ниями. В этой войне не может быть победителей».1 Эта борьба отра-
зилась во всем: внутри человека (болезни), в социуме (классовая
борьба), в коллективе, в межгосударственных отношениях, и даже в
основном вопросе философии: «Что первично: дух или материя, иде-
альное или материальное?» Современность дала почти однозначный
ответ на основной вопрос философии - материя. Почти, так как суще-
ствует церковь, которая дает ответ противоположный – дух.
И человек «распят» между этими двумя ответами: дух или мате-
рия, идеальное или материальное, он потерял свою целостность и
нравственную незыблемость. Мы сейчас пришли к обществу потреб-
ления. Именно большое потребление престижно! Но ведь вместе с
утверждением приоритета безмерного потребления и различного рода
(1 Цит. Философия / под. ред. Лавриненко В. Н., Ратникова В.П. -
М.,2001. - С.126.)
экспансии, растет ожесточенная конкуренция между людьми за раз-
личные блага. В таком случае часто нарушаются нравственные нормы
и правила. Ведь главное первенство! Отсюда отчуждение, одиночест-
во, зависть, страх потерять работу и пр. Большинство населения по-
гружено в это «брожение» отрицательных эмоций. Естественный ре-
зультат: происходит напряжение нервной и сердечно-сосудистой сис-
темы, стресс по Г. Селье. Результат: статистика зафиксировала факт:
сердечно-сосудистые заболевания являются убийцей номер один у
человечества. Психолог К. Хорни объясняет наличие стресса и невро-
за у современного человека противоречивой системой ценностей:
христианскими заповедями любви и равенства и в то же время реаль-
ной жесткой конкуренцией. «Результатом ценностного конфликта
является рост тревоги из-за восприятия мира как опасного, и себя, как
не способного противостоять ему».1 Да, трудно совместить эти две
ипостаси: любовь к ближнему, и опережение его в борьбе за блага. А
без этого единства нет цельности человека, его здоровья и счастья.
Итак, ближе к теме будущего всеединства - все же возможно ли
совместить не - совместимое: потребление и любовь к другому? Да-
вайте разберемся на примере микроэкономики. Построим трехчлен-
ную шкалу потребления.
Первый крайний уровень – недополучение благ, а значит: страда-
ние и несчастье. Нехватка минимума для достойной жизни. Это
«школа боли» (слова А. С. Пушкина), где всем своим существом че-
ловек познает, что такое добро и что такое зло. Добро способствует
жизни, ее радости, ее легкости, полноценности. Зло – это страдание,
оно мешает жить и ведет к смерти. Человек, если у него есть силы,
если он активен, то прилагает максимум усилий, чтобы выйти из тя-
желого положения.
Далее средний уровень Меры и радости и единства. Допустим, он
достиг цели. Он начинает с того, что имеет минимум, чтобы жить.
Сюда входит и материальный минимум (еда, жилье, одежда) и духов-
ный, который, по моему мнению, связан, прежде всего, с доброжела-
тельными отношениями с другими людьми, со снятием отчуждения, с
семьей, дружбой, образованием и т.д. Человек не только достигает
благ, но и само утверждается! Он не хуже других, а может и лучше.
Это искомая цельность человека, его счастье. Видимо, именно об
этом уровне и говорил Гиппократ, о связи здоровья человека с его
единством. Некоторые счастливые люди так и живут на этом высоком
уровне всю жизнь. Это, чаще всего, относится к середине общества.
Издавна середину называли золотой.
Обычно идет рост желаний и при удаче - их удовлетворение. Про-
исходит рост потребления. Граница в этом радостном процессе сред-
него потребления – нравственность. Нравственность охраняет нас от
(1 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.,1993.- С.25.)
раздвоенности – причины болезни. То есть нравственность не только
дидактична, она целительна! Если блага заработаны - они не причи-
няют зла другим. Если же человек «свободен» настолько, что выходит
за нравственные нормы, то вступает в противоречие с окружающими.
Он начинает причинять зло другим из-за своей экспансии. Матери-
альные приобретения растут, а душевное состояние человека ухудша-
ется, так как отношение к нему окружающих начинает меняться с
дружеских на противоположное. Совесть может о себе напомнить. Но
если человек идет по этому пути, то с совестью договаривается. Ведь
самоуверенность и эгоизм расцветает. Появляется объяснение, на-
пример, «Да все так делают». Идет процесс отчуждения от других:
дальних и даже ближних. Так человек может потерять семью, если
считает, что только он – источник богатства, а остальные не соответ-
ствуют его новому статусу.
С переходом этической границы человек вступает в последний
крайний уровень удовольствий и роскоши. Богатство здесь уже все
менее и менее трудовое, а значит в большей степени за счет других.
Поэтому оно начинает давить на окружающих и мешать им. Вокруг
богатого создается атмосфера боли и зависти. Добро, радость середи-
ны сменяется злом краев. Нарушается справедливость.
Итак, в первом уровне недополучения - страданий и в последнем
уровне роскоши царствует зло. Только в первом случае зло - себе, в
последнем - зло другому. Именно здесь окончательно происходит
процесс отчуждения людей по отношению друг к другу, также отчу-
ждения человека и мира. Происходит даже отчуждение от самого се-
бя. Человек в жизненной гонке вынужден пренебрегать даже собст-
венным здоровьем. Он превращается в робота. В ХIХ веке Ф. Ницше
провозгласил: «Бог умер», в ХХ Эрих Фромм написал: «Умер чело-
век». Сердце и сосуды не выдерживают такого положения. Болезни и
смерть физическая – тела завершает духовно-нравственный распад.
Что и кто вернет человеку утраченную целостность и его показа-
тели: здоровье и радость жизни? Отчуждение в том же Х1Х веке пы-
тался преодолеть Маркс теоретически, Ленин в ХХ практически пу-
тем социалистической революции, внешней классовой борьбы. Путем
новой и жестокой борьбы на уничтожение привилегированного клас-
са общества! И это произошло в ХХ веке, треть мира была изменена,
но опять все вернулось «на круги своя». Постреволюционные приви-
легированные постарались. Быть может, революция должна произой-
ти внутри человека при помощи «обновленной» философии. Слово
«обновленной» написано в кавычках, так как философии стоит вер-
нуться к своим истокам.
Какой же должен быть основной вопрос «обновленной» филосо-
фии? Он вернет нас к древнему взгляду на мир. Быть может, такая
философия основным вопросом сделает следующий: «Как достигнуть
здоровья, радости, счастья?» Только соединившись с сущностными
требованиями жизни, философия будет востребована. Ведь филосо-
фия - не отвлеченное умозрение, а врачевание страданий человека и
открытие пути к здоровью, радости и безмятежности. Именно этот
вопрос был и есть главным вопросом философии. Поэтому филосо-
фия и медицина так близки между собой (Эпикур).
Философия скучная, оторванная от жизненных реалий или песси-
мистичная – это вообще не философия, а некоторая мимикрия, веду-
щая мир в никуда. Философия должна видеть выход и вселять уве-
ренность в лучшем будущем. Она нужна всем: специалистам и неспе-
циалистам, но особенно медикам, чтобы не зацикливаться на прими-
тивной, «таблеточной» медицине, а видеть человека во всем его со-
временном, переходном состоянии.
Так как же будущее? Какой человек ему нужен? Возможны раз-
ные варианты. Сверхчеловек Ницше - чужой: сильный и высокомер-
ный. Недочеловек – несчастный, смиренный. Нет, нужен человек се-
редины, которую издавна назвали «золотой». Это совсем не мещанин,
он родственен всему живому и существующему.
В связи с ограниченным объемом статьи невозможно здесь изло-
жить переход к философии радости, здоровья и Меры. См. «Филосо-
фия здоровья и радости или потребления?» // Вестник РФО. – 2012.-
№1.- С.116-119. Более подробно в книге автора «Пушкин – тайна ге-
ниальности. Философия здоровья и радости». М., 2015 (интернет –
магазин «Озон», «Лабиринт»).
Заболоцкая И.К., к.м.н., доц. Сеченовского университета, член
РФО (Москва)
* *
Похожие темы
» Хен Юлия В. Усовершенствование человека (евгеника) как проблема биоэтики Секция 5 Биоэтика и медицинская этика
» Заболоцкая И.К. ПУШКИН – ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ
» Каббалистическая и философская мысль в поисках ответа на «вечные вопросы»
» А.М. Береснев Ошибки медицины, опыт целителей
» Материалы Второго Российского философского конгресса (7 — 11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1
» Заболоцкая И.К. ПУШКИН – ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ
» Каббалистическая и философская мысль в поисках ответа на «вечные вопросы»
» А.М. Береснев Ошибки медицины, опыт целителей
» Материалы Второго Российского философского конгресса (7 — 11 июня 1999 г.): В 4 т. Т. 3: Философская антропология и философия культуры. Ч. 1
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения