ЖИЗНЬ и МироВоззрение
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема

Перейти вниз

Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема Empty Заболоцкая И.К. Будущее человека как философская проблема

Сообщение  Белов Ср Фев 07, 2018 12:29 am



«Не все ли равно для меня из атомов или го-
меомерий, из огня или земли материя Вселен-
ной? Не довольно ли знать сущность добра и
зла, меру любви и ненависти и, пользуясь
этим, как мерилом, устроить свою жизнь!».
Эпиктет

Добро и зло. Будущее должно быть «очищено» по возможности от
различного вида зла, страданий и болезней. Но как найти «корень»
зла? Как его опознать? Ведь оно многообразно. Русское слово «зло»
произошло от древнеславянского «зело» - «очень», то есть в переводе
на современный русский язык, излишек, крайность. Аристотель также
считал, что зло находится по краям, а добро в середине. То есть, на-
пример, умеренность – добро. По краям, «во зле» происходит раскол
единства души и тела человека, раскол его целостности, ведущий к
болезням и смерти, небытию. Отец медицины Гиппократ был убеж-
ден, что причиной болезней является потеря единства и целостности
человека. То есть этимология слова «зло» русского языка, позиции
Аристотеля в отношении этого понятия и понимание Гиппократа
сущности болезни совпадают! Видимо, нужно уходить от крайностей
к середине и целостности. Не зря лечение называют еще и исцелени-
ем.
Что же уводит от искомого всеединства, от здоровья?
- Борьба за первенство. С одной стороны, эта борьба естественна
и придает задор, силы и энтузиазм. Но далее, перейдя Меру, проявля-
ется либо в виде конкуренции или даже войны. Об этом точно сказал
Т. Гоббс: «Война всех против всех». «Чтобы удовлетворить свои
страсти к соперничеству, наживе, славе, власти, человек, утверждает
Т. Гоббс, не останавливается ни перед чем. Ни перед какими злодея-
ниями. В этой войне не может быть победителей».1 Эта борьба отра-
зилась во всем: внутри человека (болезни), в социуме (классовая
борьба), в коллективе, в межгосударственных отношениях, и даже в
основном вопросе философии: «Что первично: дух или материя, иде-
альное или материальное?» Современность дала почти однозначный
ответ на основной вопрос философии - материя. Почти, так как суще-
ствует церковь, которая дает ответ противоположный – дух.
И человек «распят» между этими двумя ответами: дух или мате-
рия, идеальное или материальное, он потерял свою целостность и
нравственную незыблемость. Мы сейчас пришли к обществу потреб-
ления. Именно большое потребление престижно! Но ведь вместе с
утверждением приоритета безмерного потребления и различного рода

(1 Цит. Философия / под. ред. Лавриненко В. Н., Ратникова В.П. -
М.,2001. - С.126.)

экспансии, растет ожесточенная конкуренция между людьми за раз-
личные блага. В таком случае часто нарушаются нравственные нормы
и правила. Ведь главное первенство! Отсюда отчуждение, одиночест-
во, зависть, страх потерять работу и пр. Большинство населения по-
гружено в это «брожение» отрицательных эмоций. Естественный ре-
зультат: происходит напряжение нервной и сердечно-сосудистой сис-
темы, стресс по Г. Селье. Результат: статистика зафиксировала факт:
сердечно-сосудистые заболевания являются убийцей номер один у
человечества. Психолог К. Хорни объясняет наличие стресса и невро-
за у современного человека противоречивой системой ценностей:
христианскими заповедями любви и равенства и в то же время реаль-
ной жесткой конкуренцией. «Результатом ценностного конфликта
является рост тревоги из-за восприятия мира как опасного, и себя, как
не способного противостоять ему».1 Да, трудно совместить эти две
ипостаси: любовь к ближнему, и опережение его в борьбе за блага. А
без этого единства нет цельности человека, его здоровья и счастья.
Итак, ближе к теме будущего всеединства - все же возможно ли
совместить не - совместимое: потребление и любовь к другому? Да-
вайте разберемся на примере микроэкономики. Построим трехчлен-
ную шкалу потребления.
Первый крайний уровень – недополучение благ, а значит: страда-
ние и несчастье. Нехватка минимума для достойной жизни. Это
«школа боли» (слова А. С. Пушкина), где всем своим существом че-
ловек познает, что такое добро и что такое зло. Добро способствует
жизни, ее радости, ее легкости, полноценности. Зло – это страдание,
оно мешает жить и ведет к смерти. Человек, если у него есть силы,
если он активен, то прилагает максимум усилий, чтобы выйти из тя-
желого положения.
Далее средний уровень Меры и радости и единства. Допустим, он
достиг цели. Он начинает с того, что имеет минимум, чтобы жить.
Сюда входит и материальный минимум (еда, жилье, одежда) и духов-
ный, который, по моему мнению, связан, прежде всего, с доброжела-
тельными отношениями с другими людьми, со снятием отчуждения, с
семьей, дружбой, образованием и т.д. Человек не только достигает
благ, но и само утверждается! Он не хуже других, а может и лучше.
Это искомая цельность человека, его счастье. Видимо, именно об
этом уровне и говорил Гиппократ, о связи здоровья человека с его
единством. Некоторые счастливые люди так и живут на этом высоком
уровне всю жизнь. Это, чаще всего, относится к середине общества.
Издавна середину называли золотой.
Обычно идет рост желаний и при удаче - их удовлетворение. Про-
исходит рост потребления. Граница в этом радостном процессе сред-
него потребления – нравственность. Нравственность охраняет нас от

(1 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М.,1993.- С.25.)

раздвоенности – причины болезни. То есть нравственность не только
дидактична, она целительна! Если блага заработаны - они не причи-
няют зла другим. Если же человек «свободен» настолько, что выходит
за нравственные нормы, то вступает в противоречие с окружающими.
Он начинает причинять зло другим из-за своей экспансии. Матери-
альные приобретения растут, а душевное состояние человека ухудша-
ется, так как отношение к нему окружающих начинает меняться с
дружеских на противоположное. Совесть может о себе напомнить. Но
если человек идет по этому пути, то с совестью договаривается. Ведь
самоуверенность и эгоизм расцветает. Появляется объяснение, на-
пример, «Да все так делают». Идет процесс отчуждения от других:
дальних и даже ближних. Так человек может потерять семью, если
считает, что только он – источник богатства, а остальные не соответ-
ствуют его новому статусу.
С переходом этической границы человек вступает в последний
крайний уровень удовольствий и роскоши. Богатство здесь уже все
менее и менее трудовое, а значит в большей степени за счет других.
Поэтому оно начинает давить на окружающих и мешать им. Вокруг
богатого создается атмосфера боли и зависти. Добро, радость середи-
ны сменяется злом краев. Нарушается справедливость.
Итак, в первом уровне недополучения - страданий и в последнем
уровне роскоши царствует зло. Только в первом случае зло - себе, в
последнем - зло другому. Именно здесь окончательно происходит
процесс отчуждения людей по отношению друг к другу, также отчу-
ждения человека и мира. Происходит даже отчуждение от самого се-
бя. Человек в жизненной гонке вынужден пренебрегать даже собст-
венным здоровьем. Он превращается в робота. В ХIХ веке Ф. Ницше
провозгласил: «Бог умер», в ХХ Эрих Фромм написал: «Умер чело-
век». Сердце и сосуды не выдерживают такого положения. Болезни и
смерть физическая – тела завершает духовно-нравственный распад.
Что и кто вернет человеку утраченную целостность и его показа-
тели: здоровье и радость жизни? Отчуждение в том же Х1Х веке пы-
тался преодолеть Маркс теоретически, Ленин в ХХ практически пу-
тем социалистической революции, внешней классовой борьбы. Путем
новой и жестокой борьбы на уничтожение привилегированного клас-
са общества! И это произошло в ХХ веке, треть мира была изменена,
но опять все вернулось «на круги своя». Постреволюционные приви-
легированные постарались. Быть может, революция должна произой-
ти внутри человека при помощи «обновленной» философии. Слово
«обновленной» написано в кавычках, так как философии стоит вер-
нуться к своим истокам.
Какой же должен быть основной вопрос «обновленной» филосо-
фии? Он вернет нас к древнему взгляду на мир. Быть может, такая
философия основным вопросом сделает следующий: «Как достигнуть
здоровья, радости, счастья?» Только соединившись с сущностными
требованиями жизни, философия будет востребована. Ведь филосо-
фия - не отвлеченное умозрение, а врачевание страданий человека и
открытие пути к здоровью, радости и безмятежности. Именно этот
вопрос был и есть главным вопросом философии. Поэтому филосо-
фия и медицина так близки между собой (Эпикур).
Философия скучная, оторванная от жизненных реалий или песси-
мистичная – это вообще не философия, а некоторая мимикрия, веду-
щая мир в никуда. Философия должна видеть выход и вселять уве-
ренность в лучшем будущем. Она нужна всем: специалистам и неспе-
циалистам, но особенно медикам, чтобы не зацикливаться на прими-
тивной, «таблеточной» медицине, а видеть человека во всем его со-
временном, переходном состоянии.
Так как же будущее? Какой человек ему нужен? Возможны раз-
ные варианты. Сверхчеловек Ницше - чужой: сильный и высокомер-
ный. Недочеловек – несчастный, смиренный. Нет, нужен человек се-
редины, которую издавна назвали «золотой». Это совсем не мещанин,
он родственен всему живому и существующему.
В связи с ограниченным объемом статьи невозможно здесь изло-
жить переход к философии радости, здоровья и Меры. См. «Филосо-
фия здоровья и радости или потребления?» // Вестник РФО. – 2012.-
№1.- С.116-119. Более подробно в книге автора «Пушкин – тайна ге-
ниальности. Философия здоровья и радости». М., 2015 (интернет –
магазин «Озон», «Лабиринт»).

Заболоцкая И.К., к.м.н., доц. Сеченовского университета, член
РФО (Москва)
* *
Белов
Белов
Admin

Сообщения : 1969
Репутация : 1074
Дата регистрации : 2011-01-30
Откуда : Москва

https://mirovid.profiforum.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения